Содержание
Часть I. Восприятие..3
ВВЕДЕНИЕ…3
1.Восприятие как психический процесс ……..3
2.Основные свойства и виды восприятия ..4
3.Классификация основных видов восприятия ………………………..4
3.1.Восприятие пространства..5
3.2.Восприятие движения и времени…..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..7
Часть II. Личность….9
ВВЕДЕНИЕ..9
1.Понятие личности в психологии …..9
2.Основные характеристики личности ..10
3.Структура личности …..11
4.Этапы формирования личности…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….17
ВВЕДЕНИЕ
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
1. Восприятие как психический процесс
Восприяте это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека [6].
2. Основные свойства и виды восприятия
К основным свойствам восприятия относятся следующие характеристики: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией [9, 10].
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Выдержка из текста работы
- Исторический путь психологии (психологические представления ученых древнего Востока).
- Психологические представления древнегреческих философов (до Платона и Аристотеля).
- Апология Сократа: роль Сократа в истории психологии.
- Платон как психолог.
- Аристотель как основоположник биологического детерминизма.
- Учение о душе: сходство и различие концепций ученых Древнего Востока и Древней Греции.
- Материализм и идеализм в психологии Античности.
- Трактат «О душе» Аристотеля как источник психологического знания.
- Трактат Лукреция «О природе вещей» как источник знаний о психологии.
- Влияние раннего христианства на развитие психологического знания (ІV вв н.э.).
- Гуморальные теории регуляции психической деятельности ученых Древнего Востока, Греции и Рима.
- Арабские ученые как основоположники медицинской психологии.
- Психологические идеи средневековой Европы (Фома Аквинский и номинализм).
- Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия).
- Р. Декарт и его роль в истории психологии.
- Этика Спинозы. Л.С. Выготский о научном споре Спинозы с Декартом.
- Психологическая мысль в эпоху Возрождения.
- Влияние классической немецкой философии на развитие психологии в XVIII-XIX вв.
- Зарождение психологии как самостоятельной отрасли научного знания.
- Основные направления развития психологической науки в середине – второй половине XIX века.
- Причины открытого кризиса психологии на рубеже XIX — XX веков.
- Выготский Л.С. об открытом кризисе психологической науки (исторический смысл психологического кризиса).
- Фрейдизм.
- Бихевиоризм.
- К.Г. Юнг и психоаналитическое движение.
- Гештальтизм: динамика психических структур.
- Теории личности К. Левина.
- Необихевиоризм.
- Неофрейдизм.
- Когнитивная психология.
- Проблема искусственного интеллекта в зарубежной психологии.
- Гуманистическая психология и психотерапия.
- Теория интеллекта Ж. Пиаже.