Выдержка из текста работы
Выезднойтуризм одна из наиболее динмично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годомтуристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничестватуроператоров и постащиков туристских услуг всё более разнообразными, спецификаобслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растётобщий уровень профессинализма работников туризма. Сложность и постоянноизменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ ипостоянное пополнение знаний об этой отрасли.
Предметом изучения курсаявляется рынок выездного туризма.
Данный курссостоит из 20 разделов, посвящённых актуальным вопросам выездного туризма.
При изученииданного курса предусматриваются лекционные и семинарские занятия с разборомконкретных примеров, что позволит слушателям приобрести как необходимые знания,так и навыки практической работы. В программу данного курса включены элементыделовой игры, а именно создание и презентация группового проекта.
Цели и задачи курса
В процессеобучения слушатели:
Ø получат представление о состоянии международного туристского рынка;
Ø рассмотрят экономическую и правовую стороны выездного туризма;
Ø получат детальное представление о видах выездного туризма;
Ø ознакомятся с географией выездного туризма, специализациейрегионов по тем или иным направлениям развития туризма, известными и наименееизученными туристскими маршрутами;
Ø изучат технологию организации выездных туров;
Ø рассмотрят маркетинговые стратегии, направленные на успешноепродвижение выездных туров;
Ø подготовят групповой проект и проведут презентацию в группе.
Формы организации учебногопроцесса:
Ø лекционные занятия;
Ø семинары-дискуссии;
Ø самостоятельная работа слушателей;
Ø работа над групповым проектом, его презентация.
Групповойпроект представляет собой групповое исследование с целью:
Ø изучения, описания, анализа одного из аспектов российскоговнутреннего или въездного туризма с последующей выдачей рекомендации для егоэффективного осуществления;
Ø создания туристической компании, комплекса, маршрута, программы ит.д., направленных на предоставление услуг, осуществление, поддержку, развитиевъездного и внутреннего туризма в России.
Презентацияпроектов (продолжительность 15-20 минут) состоится на заключительном занятии.
Оценка работы
Оценка работыслушателей базируется на:
I. Содержание курса
Тема 1. Международныйтуристский рынок
Международный туризм –состояние, тенденции, перспективы развития. Значение международного туризма вовнешнеэкономический отношениях между странами.
Предпосылки появленияидеальной модели выездного туризма. Характеристика стран-доноров, стран-реципиентов.
Ситуация на туристском рынке России,роль выездного туризма.
Тема 2. Международныетуристские организации
Назначение международныхтуристких организаций. Их роль во внешнеполитической деятельности и в развитиитуризма.
Цели и задачи, стоящие передмеждународными туристкими организациями.
Классификация международныхтуристких организаций. Коммерческие и некоммерческие учреждения. Ассоциации,союзы и др. объединения, способствующие развитию туризма на национальном имеждународном уровнях. Правительственные учреждения, определяющиегосударственную политику в области туризма. Межгосударственные объединения,содействующие туристскому движению.
Тема 3. Экономическаяэффективность рынка выездного туризма
Позитивные и негативныестороны выездного туризма с точки зрения экономики стран. Опыт индустриальноразвитых стран.
Государственное регулированиевыездных туристких потоков, их роль и значение.
«Эгоистическая» модель выездноготуризма.
Тема 4. Туроператор как ключевойэлемент рынка выездного туризма
Основные функции и задачитуроператора. Профессиональные требования к туроператору, необходимые личныекачества, навыки и умения.
Особенности профессиональнойдеятельности туроператора выездного туризма. Профиль работы туроператора. Флайтерыи нон-флайтеры.
Туроператорское лобби.Предпосылки возникновения.
Тема 5. Особенности выездноготуризма
Выездной туризма как наиболеесложный и капиталоёмкий вид туроперейтинга.
Прямые и косвенные факторы,осложняющие выездной туризм по сравнению с другими видами туроперейтинга.
Тема 6. Специфика работа сконсульскими службами и посольствами
Консульские службы ипосольства в России.
Особенности работы с консульскимислужбами ряда наиболее популярных среди росийских туристов стран.
Тема 7. Сотрудничествотурооператоров и иностраных партнёров
Формы работы с иностраннымипартнёрами. Квотирование и его разновидности. Специфика работы во времявыставочных мероприятий.
Осуществление расчёта междусторонами.
Услуги, оказываемые meet-компаниями. Права и обязанности сторон.
Тема 8. Сотрудничествотуроператоров и зарубежных гостиничных предприятий, средств размещения ипитания.
Взаимоотношения спредприятиями гостиничной индустрии. Классификация и категорийность средствразмещения с учётом специфики той или иной страны.
Формы сотрудничества. Разовыезаявки, комитмент, элотмент, безотзывное бронирование, повышенная комиссия,приоритетное бронирование.
Аренда гостиничногопредприятия, апартаментов, др. средств размещения.
Взаимоотношения спредприятиями индустрии питания. Организация питания в гостинице, отеле и т.д.
Тема 9. Сотрудничествотуроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные перевозки
География авиаперевозок.Российские и зарубежные авиакомпании. Авиационные альянсы.
Формы сотрудничестватуроператора с авиакомпаниями. Регулярные и чартерные перевозки, фрахтвоздушного судна. Выписка и реализация авиабилетов.
Права и обязанности сторон.
Тема 10. Технологияорганизация железнодорожных перевозок
Железнодорожная перевозка всоставе тура за рубеж. Комбинированные маршруты: ж/д+авиа, ж/д+авто, ж/д+водныйтранспорт.
Бронирование и продажажелезнодорожныъх билетов туроператом. Фрахтование ж/д вагонов. Предоставлениеуслуг во фрахтуемых вагонах.
Права и обязанности сторон.
Тема 11. Технологияорганизация автотранспортных перевозок
Услуги автотранспортныххозяйств. Международная классификация автобусов.
Разработка маршрута сиспользованием автотранспортного средства.
География автобусных туров.Разработка автобусного тура.
Аренда автотранспортногосредства.
Права и обязанности сторон.
Тема 12. Технологияорганизация круизных маршрутов
«Круизный бум» на рынках странмира. География круизных маршрутов.
Крупнейшие круизные компании,типы судов, каютный фонд.
Формы работы с круизнымикомпаниями. Фрахтовка судна.
Российские компании,занимающиеся круизными маршрутами, их характеристики, профиль работы. Разработкакруизного маршрута.
Права и обязанности сторон.
Тема 13. Сотрудничествотурооператоров и зарубежных экскурсионных компаний
Взаимодействие экскурсовода,гида-переводчика с туроператором.
Виды экскурсионногообслуживания. Сопровождение туристов гидом-переводчиком.
Профессионально-квалификационныетребования к экскурсоводу, гиду-переводчику. Права и обязанности экскурсовода,гида-переводчика.
Тема 14. Страхованиероссийских туристов, выезжающих за рубеж
Необходимость страховой защитытуристов, выезжающих за рубеж.
Типы и программы страхования,виды страховок.
Взаимодействие туроператора состраховой компанией и туристом. Оформление страхового полиса.
Действия туроператора принаступлении страхового случая.
Права и обязанности сторон.
Тема 15. Паспортно-визовоеобеспечение российских туристов. Таможенные формальности. Санитарно-эпидемиологическиетребования
Правила выезда с территорииРФ. Оформление и получение заграничного паспорта, визы (при необходимости).Таможенные формальности.
Правила оформления документовна детей, выезжающих с родителями/без родителей: паспортные, визовые; нотариальнаядоверенность; выезд и вылет детей за пределы РФ без сопровождения родителей.
Тема 16. Поддержкароссийских туристов за рубежом
Представительства российскихтуристических компаний, meet-компаний, авиакомпаний, страховыекомпании представители на курорте, российские консульства.
Оказание поддержки туристу,попавшему в затруднительную ситуацию (наступление страхового случая, потерядокументов и т.д.).
Требования санитарно-эпидемиологическихслужб к туристам, выезжающим за рубеж. Вакцинация туристов, выезжающих зарубеж.
Тема 17. Использование Интернетаи электронных систем для организации туров за рубеж
Использование интернет-сайтови электронных систем для бронирования а/б, билетов на водный транспорт, ж/дбилетов за рубежом.
Интернет-бронирование гостиници других средств размещения, аренда автомобилей, самолётов, яхт и др..
Использование услуги оn-line-бронирования.
Тема 18. Географиявыездного туризма
Специализация регионов по основнымнаправлениям туризма.
Популярные туристские объекты,маршруты и программы. Неизвестные туристкие маршруты.
Перспективы развития выездноготуризма.
Тема 19. Продвижение выездныхтуров. Использование маркетинговых стратегий
Анализ деятельности наиболееуспешных организаций по предоставлению услуг в сфере российского туризма.
Изучение и выработкамаркетинговых стратегий, направленных на развитие и популяризацию выездноготуризма.
Заключительноезанятие
Разработка презентация,подготовка и защита группового проекта.
Итоговый экзамен (зачёт).
II. Учебно-тематический план курса
Наименование темы
Всего часов
В то числе
лекц
ИТОГО
________________________________________________________________________
III. Форма итогового контроля – зачёт, экзамен
Примерный перечень вопросов к зачёту/экзамену:
1. «Въездной туризм», что включаетв себя это понятие?
2. Международный туристский рынок.Страны-доноры, страны-реципиенты.
3. Идеальная модель выездноготуризма, предпосылки её появления.
4. Международные туристскиеорганизации, их классификация и назначение.
5. Экономическая эффективность рынка выездного туризма. Позитивные и негативные стороны выездного туризма.
6. Основные функции и задачитуроператора. Особенности профессиональной деятельности туроператора выездноготуризма.
7. Профессиональные требования ктуроператору, необходимые личные качества, навыки и умения.
8. Флайтеры и нон-флайтеры.
9. Туроператорское лобби.Предпосылки возникновения.
10. Использование интернет-сайтов иэлектронных систем для бронирования а/б, билетов на водный транспорт, ж/дбилетов за рубежом.
11. Интернет-бронирование гостиниц идругих средств размещения, аренда автомобилей, самолётов, яхт и др. Услуга оn-line-бронирования.
12. Популярные туристские объекты,маршруты и программы. Неизвестные туристкие маршруты. Перспективы развитиявыездного туризма.
13. Формы работы с иностраннымипартнёрами. Услуги, оказываемые meet-компаниями.
14. Квотирование и егоразновидности.
15. Работа с иностранными партнёрамиво время выставочных мероприятий.
16. Взаимоотношения с предприятиямигостиничной индустрии. Формы сотрудничества. Разовые заявки, комитмент,элотмент, безотзывное бронирование, повышенная комиссия, приоритетноебронирование.
17. Аренда гостиничного предприятия,апартаментов, др. средств размещения.
18. Взаимоотношения с предприятиямииндустрии питания. Организация питания в гостинице, отеле.
19. География авиаперевозок.Российские и зарубежные авиакомпании. Авиационные альянсы.
20. Формы сотрудничестватуроператора с авиакомпаниями. Регулярные и чартерные перевозки, фрахтвоздушного судна. Выписка и реализация авиабилетов.
21. Железнодорожная перевозка всоставе тура за рубеж. Разработка комбинированных маршрутов: ж/д+авиа,ж/д+авто, ж/д+водный транспорт.
22. «Круизный бум» на рынках странмира. География круизных маршрутов.
23. Крупнейшие круизные компании,типы судов, каютный фонд.
24. Формы работы с круизнымикомпаниями. Фрахтовка судна.
25. Технология организация круизныхмаршрутов.
26. Российские компании,занимающиеся круизными маршрутами, их характеристики, профиль работы. Разработка круизного маршрута.
27. Технология организацияавтотранспортных перевозок. Услугиавтотранспортных хозяйств. Международная классификация автобусов.
28. Аренда автотранспортногосредства.
29. Технология организацияжелезнодорожных перевозок. Фрахтованиеж/д вагонов. Предоставление услуг во фрахтуемых вагонах.
30. Взаимодействие экскурсовода,гида-переводчика с туроператором.
31. Виды экскурсионногообслуживания.
32. Сопровождение туристовгидом-переводчиком.
33. Профессионально-квалификационныетребования к экскурсоводу, гиду-переводчику. Права и обязанности экскурсовода,гида-переводчика.
34. Необходимость страховой защитытуристов, выезжающих за рубеж.
35. Типы и программы страхования,виды страховок.
36. Взаимодействие туроператора состраховой компанией и туристом. Оформление страхового полиса.
37. Действия туроператора принаступлении страхового случая.
38. Правила выезда с территории РФ.
39. Оформление и получениезаграничного паспорта, визы (при необходимости). Таможенные формальности.
40. Правила оформления документов надетей, выезжающих с родителями/без родителей: паспортные, визовые; нотариальнаядоверенность. Выезд и вылет детей за пределы РФ без сопровождения родителей.
41. Консульские службы и посольствав России, специфика работы с ними…
42. Представительства российскихтуристических компаний, meet-компаний, авиакомпаний, страховые компаниипредставители на курорте, российские консульства.
43. Поддержка российских туристов зарубежом
44. Требованиясанитарно-эпидемиологических служб к туристам, выезжающим за рубеж. Вакцинациятуристов, выезжающих за рубеж.
45. Способы продвижения выездноготуризма.
IV. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература:
1. ГуляевВ.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М., Финансы и статистика, 2003
2. УшаковД.С. Технологии выездного туризма. М.: МарТ, 2005.
3. ЧудновскийА.Д, Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. М., Финансы и статистика, 2002
4. Конкретныеситуации, которые будут раздаваться в процессе обучения
Дополнительная литература:
1. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М., 2003
2. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. М., Финансы истатистика, 2001