Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ2
ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА7
1.1. Понятие, признаки и классификация стресса7
1.2. Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ21
2.1. Методика исследования21
2.2. Результаты исследования21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
Выдержка из текста работы
В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широ-кое освещение вопросы влияния инфор¬мационных факторов на деятельность человека и его со¬стояние. Однако, исследование роли этих факторов в развитии пси¬хологического и (информационного) стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в учебной деятельности подростка, роли личностной детерминации в развитии стрес¬са информационной природы уделялось недостаточное внимание.
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Сейчас многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников. Развитие стресса в экстремальных условиях учебной деятельности может быть связано также с возмож¬ностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, преж¬де всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой информационного стресса.
Информационно-когнитивные основания специфики учебной деятель-ности, роль их причинно-следствен¬ных отношений в обеспечении ее эффек-тивности определяют необходи¬мость рассмотреть возможность и целесообразность вы¬деления такой специфической формы профессионально¬го и психологического стресса как информационный стресс подростков. Под термином «информационный стресс» подразумевается психологический стресс. Источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о трав-мирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающихся негативными реакциями, свойственными стрессу [3, 59].
Актуальность темы исследования обусловлена наличием в информационном обществе действия разных стрессогенных факторов — социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций подростка.
Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает учебная, интел-лектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что учебная деятельность подростка в школе связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи¬ем экстремальных значений социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап¬ряжением физических и психических функций, деструк¬цией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных фак¬торов у человека, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях учебной деятельности может быть связано также с возмож¬ностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической, организационной и, преж¬де всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой информационного стресса [15, 78].
В связи с актуальностью проблемы, была определена тема работы: «Влияние информационного стресса на учебную деятельность подростков».
Цель исследования – изучение влияния информационного стресса на учебную деятельность подростков.
Объект исследования – информационный стресс подростков.
Предмет исследования — выявление уровней и компонентов инфор-мационного стресса у подростков в период учебной деятельности.
Гипотеза исследования — информационный стресс негативно влияет на учебную деятельность подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме влияния информационного стресса на учебную деятельность подростков.
2. Выявить аспекты проявления компонентов информационного стресса.
3. Проанализировать результаты исследования информационного стресса на учебную деятельность подростков.
4. Разработать методические рекомендации для подростков по преодолению негативных явлений, связанных с информационным стрессом в учебной деятельности.
В работе использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта, тестирование, анализ методической, дидактической и психологической литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
………….
1. Александровский Ю. Л. Стресс и его механизмы. — М., 2005. — 154 с.
2. Анохина П. К. Психофизиологический метод оценки тревожности. — М., 2007. — 104 с.
3. Бодров В. А. Информационный стресс. — М., 2004. — 382 с.
4. Бодров В. А., Обознов А.А., Турзин П. С. Информационный стресс
в операторской деятельности. — М., 2008. — 124 с.
5. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженно-сти в трудовой деятельности // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. — М., 2009. – С. 117
6. Горбунов Н. Г., Гушева Т.М.. Зинченко Т.П. и др. Исследование ин-формационного поиска в экстремальных условиях.- М., 2006. – 123 с.
7. Горизонтов П. Д. Стресс. — БМЭ, 2003. — 348 с.
8. Гримак Л. П., Епишкин А. К. Исследование возможностей прогнози-рования стресс-устойчивости // Психофизиологические ис¬следования функционального состояния человека. — М., 2003. – С. 167
9. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным
жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журн. – 2006. – С. 156
10. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический ас¬пект. — М., 2005. — 125 с.
11. Занковский А. И. Психическая напряженность как свойство лично¬сти // Психическая напряженность в трудовой деятельности. — М., Наука, 2009. — С. 157
12. Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятель-ности. — М., 2001. – С. 120
13. Изард К. Эмоции человека. — М., 2000. — 340 с.
14. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., Наука, 2003. — 135 с.
15. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. — М., 2000. – С. 251
16. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. — М., 2009. – С. 108
17. Маркова А.К. Психология труда преподавателя. — М., 2003. — 256 с.
18. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 2006. — 245 с.
19. Психоэмоциональный стресс/Под ред. К. В. Судакова. — М., 2002.-241 с.
20. Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных
реакций человека. — М., Наука, 2009. — 170 с.
21. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2000. — 267 с.
22. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. — М., 2003. — 187 с.
23. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. — М., Мир, 2001. – С. 99
24. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М., 2005. – 208 с.
25. Судаков К. В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека. — М., 2002. – С. 124
26. Такман Б.В. Педагогическая психология. — М., Прогресс, 2004.- 157 с.