Содержание
Содержание
Введение3
1.Специфика жанра произведений И.В.Гёте.4
1.1.Формирование литературного мировоззрения поэта.4
1.2.Создание трагедии «Фауст».6
2.Исследование театральности в произведениях И.В. Гёте.8
2.1.Понятие театральности произведений.8
2.2.Театральность трагедии «Фауст».9
Заключение15
Список литературы16
Выдержка из текста работы
Важнейшим атрибутом современного мирового литературоведения стало изучение литературы как взаимодействия различных эпох, культур, а также отдельных художественных произведений во всём многообразии их контекстуальных и интертекстуальных связей. При этом необходимо признать особую роль в этом процессе тех литературных памятников, которые в силу разных причин обладают повышенным «магнетизмом» для художников последующих эпох. Среди таких произведений особое место занимает трагедия И.В. Гёте «Фауст», которая по самой своей природе является, на наш взгляд, уникальным культурным «перекрёстком», ведущим диалог, с одной стороны, с уже сложившимися культурными парадигмами (античной, средневековой, ренессансной), а с другой — с теми вечными проблемами, архетипическими смыслами, которые уходят своими корнями в миф, в первую очередь библейский, что позволяет определить книгу немецкого классика как своеобразную «квази-Библию» мировой литературы. Именно эта особая культурная насыщенность гётевского текста и делает его произведением, которое оказывается неизменно востребованным на каждом последующем этапе развития культуры [18].
Актуальность исследования определяется повышенным интересом современного литературоведения к феномену любви. История с Маргаритой в трагедии «Фауст» — это исповедь юношества. Всю свою жизнь Гете считал, что «…венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой подпочве разворачивается поиск Фаустом высочайшей цели, на этой подпочве вызревают его мысли относительно выхода из вечно запертого круга.
Философская трагедия Иоганна Гете «Фауст», по мнению критиков, — это столкновение человеческих характеров, столкновение идей, принципов, борьбы разных мнений. Место и время действия в ней условны, лишены исторических признаков, условны и образы трагедии.
Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии человека. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человеческого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины?
Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция трагедии Гете, весь образный ряд. Человеку устраиваются испытания, одно из которых — испытание любовью. Мы видим, как в душе главного героя возникает сильное чувство к Маргарите. Он желает добиться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, конечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удовольствия человек готов продать душу. Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной [22, с. 267].
Трансформация гетевского героя в русской и зарубежной словесности ХХ века, прослеженная на материале творчества десятков широко известных писателей, а именно: Т. Манн, К. Манн, Г. Гессе, П. Валери, Г. Стайн. Дж. Керуак, Ф. Дюррементт, М. Горький, Л.М. Леонов, В.Я. Брюсов, И.Л. Сельвинский, М.А. Булгаков, И.А. Бродский и др.
Так, жизнь и творчество Гете находятся в центре внимания A.A. Аникста, А. Бельшовского, H.H. Вильмонта, Д.Г. Льюиса, Э. Людвига, C.B. Тураева, H.A. Холодковского. Метаморфозы «Фауста» отражены и в обширном биографическом сочинении К.О. Конради.
Немецкий исследователь Н. Бойле, автор монографии «Поэт в своем времени», определяет главный принцип своего подхода к предмету, исходя из представления о невозможности отделить жизнь писателя от творчества. Так, сквозь призму естественнонаучных сочинений Гете рассматриваются вехи его творческого пути, в том числе и «Фауст», в монографии Д.М. Ноэ-Румберг «Законы природы как поэтические принципы». Феноменологический метод позволяет автору исследования описать поиски Гете прафеноменов в природе, а затем вычленить их в «Фаусте». Другой пример весьма нетрадиционного совмещения биографического материала с наблюдениями над поэтикой текста — работа У. Гайера «Магия: Гетевский анализ современных форм отношений в «Фаусте»». Автор разделяет трагедию на семь частей: драма ученого и драма Гретхен, а также пять актов «Фауста». По его мнению, каждой из названных частей соответствует определенная форма магии, крушение которой демонстрирует Гете.
В русле биографического подхода выделяются отдельные работы, посвященные непосредственно истории создания и рецепции «Фауста». К первому варианту трагедии Гете обращена содержательная работа В. Ноллендорфса «Спор вокруг «Прафауста»». Исследователь уточняет хронологию создания текста, выделяет концепцию, лежащую в основе произведения, анализирует систему образов и особенности стиля. Обывательской критике и интерпретациям «Фауста», его переделкам, переработкам и цензурным искажениям посвящена книга К. Нисслена «»Фауст» как грязь и хлам. Сатировская драма к трагедии. С эпилогом на федерально-демократической сцене» [24, с. 15].
Существует традиция рассматривать «Фауст» и как романтическое произведение. Под данным углом зрения прочел трагедию еще И.С. Тургенев, что отразилось в его известной статье на перевод «Фауста» М. Вронченко, относящийся к 1884 году. В русле романтической литературы «Фауст» рассматривают Г.А. Корф и И.Г. Неупокоева.
Объект исследования — трагедия Гете «Фауст».
Предмет исследования — анализ темы любви в изучаемом произведении.
Целью работы является исследование особенностей взаимоотношения персонажей в трагедии Гете «Фауст», а также анализ данного произведения сквозь призму трагедии любви.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку ряда следующих задач:
1) исследовать образы Фауста и Мефистофеля как главных героев трагедии;
2) рассмотреть образ Мефистофеля как воплощение главного замысла Гете;
3) раскрыть сущность трагедии Гретхен;
4) исследовать трагедию Фауста и Маргариты как главной нити данного произведения;
5) проанализировать сущность любви в трагедии Гёте «Фауст».
Материалы и источники исследования. Материалом исследования стала трагедия Гете «Фауст», некоторые автобиографические сочинения Гете и его письма.
Методы исследования. В основу исследования положена практика сопряжения разнонаправленных подходов к «Фаусту» Гете, включающая компаративный, историко-литературный, культурно-исторический методы исследования, а также метод сравнения, анализа и синтеза.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы способствуют более полному пониманию одного из самых сложных произведений в мировой литературе. В частности, результаты данной курсовой работы могут быть использованы для преподавания литературы в школе и других учебных заведениях.
Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы из 25 источников.
РАЗДЕЛ 1
Особенности взаимоотношения персонажей в трагедии Гете «Фауст»
1.1. Образ Мефистофеля и Фауста в поэме Гете «Фауст»
О небо, вот так красота!
Я в жизни не видал подобной.
Как неиспорченно-чиста
И как насмешливо-беззлобна!
И. Гёте
Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни.
Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, многообъемлющая по широте отображения жизни.
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого поэта — Фауст и Мефистофель — наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.
Фауст и Мефистофель «вечные образы» мировой культуры, герои смертельно ответственного договора или пари между человеком и дьяволом, появившиеся впервые в народных легендах и книгах на стыке раннего и позднего европейского средневековья и Возрождения. Они вошли в сознание человека нашего столетия, прежде всего как герои трагедии И.В. Гете «Фауст» [25].
Так, Фауст — ученый, который находится в поиске истины. Мефистофель — фантастический образ с чертами скептика и остроумца, дьявол, символ сомнения, отрицания и разрушения. Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное — жизнь [Там ……..
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Мифы / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. Т.4. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — С. 876 — 901.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. — М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. — 448 с.
3. Аветисян В.А. Образ Мефистофеля во второй части «Фауста» (в свете гетевской концепции мировой литературы) / В.А. Аветисян // Изв. АН СССР. — Серия: лит. и яз. 1997. №1.-С. 3 — 10.
4. Аникст А. «Фауст» Гёте: Литературный комментарий / А. А. Аникст . — М. : Просвещение, 1979 . — 240 с.
5. Аникст A.A. Гете и Фауст: От замысла к свершению / А.А. Аникст. — М. : Книга, 1983. — 271 с.
6. Аникст А. Творческий путь Гете. Монография / А. Аникст. — М. : Худож. лит, 1986. — 544 с.
7. Бальмонт К.Д. Несколько слов о типе Фауста / К.Д. Бальмонт // Марло К. Трагическая история доктора Фауста. — М., 1912. — С. 5-18.
8. Белыповский А. Гете. Его жизнь и произведения. Т.1. / А. Белыповский. — Питер. : Пантелеев, 1898. — 439 с.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. — М, 1975. — 502 с.
10. Вейман Р. История литературы и мифология / Р. Вейман. — М. : Прогресс, 1975. — 344 с.
11. Вильмонт Н.Н. Гете. Критико-биографический очерк / Н.Н. Вильмонт. — М. : Гослитиздат, 1951. — 211 с.
12. Вильмонт Н. Гете и его «Фауст» / Н. Вильмонт // Гете И.В. Фауст. — М. : Художественная литература, 1969. — С. 5-29.
13. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И.Ф. Волков. — М. : Изд-во МГУ, 1970. — 264 с.
14. Гейман В.Я. О «Фаусте» Гете. (Опыт монографии) / В.Я. Гейман // Филол. науки. — 1969. — №5. — С. 42-55.
15. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.1 / И.В. Гете, Ф. M. Шиллер. — М. : Искусство, 1988. — 540 с.
16. Гете И. В. Фауст: Трагедия / И.В. Гете. — М. : Моск. Рабочий, 1982. — 512 с.
17. Горбунова А. Фауст в искушении ХХ века: Гетевский образ в русской и зарубежной литературе / А. Горбунова, В. Якушева // Вопросы литературы. — 2005 — №6. -С. 17-23.
18. Гулыга А. Путями Фауста. Этюды германиста / А. Гулыга. — М. : Издательство «Советский писатель», 1987. — 368 с.
19. Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте / В.М. Жирмунский. — М. : Наука, 1978. — 430 с.
20. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. тт 1, 2./ К.О. Конради. — М. : Искусство, 1987. — 446 с.
21. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. Т.2. К-Я. — М. : Сов. Энциклопедия, 1992. — 719 с.
22. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В.М. Найдыш. — М. : Гардарики, 2002. — 554 с.
23. Пуришев Б.И. Классический идеал в «Фаусте» Гете / Б.И. Пуришев // Филологические науки. — 1974. — №4. — С. 5-10.
24. Тураев C.B. Фауст, Мефистофель и XX век / С.В. Тураев // Филол. науки. — 1974. — №4. — С.13-17.
25. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы / С.В. Тураев. — М. : Искусство, 1989
26. Тураев С. Изучение зарубежной литературы в школе. Пособие для учителей / С. Тураев, Д. Чавчанидзе. — М. : Просвещение, 1982. — 160 с.