Выдержка из текста работы
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.
Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Одной из причин такой ситуации является не разработанность самой теории конфликта. Для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в дихотомии «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
В связи с вышеизложенным тема исследования конфликтов в организации и их разрешения представляется чрезвычайно актуальной.
Целью данной курсовой работы является анализ типов конфликтов в организации и разработка мероприятий по их преодолению.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические проблемы управления конфликтами;
2. исследовать конфликтные ситуации в коллективе на примере Центра социального обслуживания Кировского района г. Санкт-Петербурга;
3. разработать систему управления конфликтами в данной организации.
Объектом исследования является коллектив Центра социального обслуживания Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Предметом исследования выступают организационные конфликты, возникающие в коллективе Центра социального обслуживания Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.1. Исторические тенденции развития конфликтологии
Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук .
Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.
Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения .
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими .
Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора” и “судом Париса”; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое.
Потенциальные причины конфликта — совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.
К отрицательным потенциальным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание — такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение — применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс — уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем — стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.
В данной курсовой работе рассмотрены теоретические основы управления конфликтами в организации, также проведен анализ конфликтности сотрудников ЦСОН Кировского района г. Санкт-Петербурга и даны рекомендации по управлению конфликтами.
Во второй главе работы проведено практическое исследование по теме работы в коллективе ЦСОН Кировского района г. Санкт-Петербурга. Проведен анализ и оценка психологического климата коллектива.
Во второй главе работы был разработан научный подход к разрешению конфликтов и предотвращению их деструктивного влияния и даны рекомендации по организации управления конфликтами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. — М.: Дом Советов, 2008.
2. Ачкасова В.А. Конфликтология. – М., 2008.
3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск: Наука, 2008.
4. Горбунова М.Ю. Конфликтология — Ростов-н/Д: Феникс, 2008.
5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. — Ростов-н/Д: «Феникс», 2008.
6. Карпов А.В. Психология менеджмента. — М.: Гардарики, 2008.
7. Конфликтология. / Под ред. Кармина А.С. — СПб.: «Лань», 2008.
8. Конфликтология: хрестоматия. / составитель Леонов Н.И. — М.: «Модэк», 2008.
9. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казарина, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
10. Психология конфликта. / сост. и общая ред. Гришиной Н.В. — СПб.: ПИТЕР, 2008.
11. Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. – М., Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2008.
12. Розанова В.. Шок будущего» или психологические основы организационного конфликта при смене приоритетов фирмы. // Управление персоналом, 2008, №7.
13. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
14. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008.
15. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МГУ, 2008.
16. Шеллинг Т. Стратегия конфликта// Социально-политический журнал, 2008, №6.