Выдержка из текста работы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания»
Факультет социальной и дошкольной педагогики
Кафедра дошкольного образования
Курсовая работа
Педагогические взгляды и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци
Студентки СПз Д 1 курса
Кукиевой Инны Юрьевны___________
Ф.И.О.(полностью)
Научный руководитель: Геворкянц Жанна Александровна, к.п.н.
Ф.И.О., учёная степень
Допущена к защите :________________________________________________
Число, месяц, год
Заведующий кафедрой : Геворкянц Жанна Александровна
Ф.И.О. полностью, роспись
Владикавказ
2010
Введение
Актуальность темы обусловлена вкладом Иоганна Генриха Песталоцци в развитие дошкольной педагогики как науки, его вкладом в создание воспита-тельных учреждений где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспи-тание, которые послужили праобразом детских садов. Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспиания он видел в проявлении в детях истинной человечности. Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, ко все более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал,что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом неприрывность и последовательность. Песталоцци предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоции. Средствами нрав-ственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжела-тельного, любовного отношения ребёнка от ближайшего окружения, на всё более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный
положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т.п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребёнок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим.
В области умственного воспитания И.Г. Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения. Первое – доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на неоходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребёнка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.
Другим важным положением Пестолоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов. Так, Фребель использовал и развил взгляд Песталоцци на воспитание, как на саморазвитие заложенных в человеке сил и способностей. Гербарт воспринял его мысль о психологизации обучения и идею воспитывающего обучения. Дистерверг в основу своей методики положил выдвинутое Песталоцци требование самодеятельности ученика. Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребёнка об окружающем мире.
Ему принадлежит теория о том,что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязанны использовать игры в воспитательной деятельности. Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка, а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно
Иоганн Генрих Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания. Неоспорима роль Иоганна Генриха Песталоцци в признанности наглядности высшим принципом обучения. Знание неумолимости его заслуг и подтолкнуло меня к исследованию жизни и педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци для того, чтобы понять какое влияние оказал Иоганн Генрих на развитие дошкольной педагогики как науки. В разное время изучением данной проблемы занимались такие ведущие исследователи, как: Е.Н.Медынский, А.Н.Джуринский,Ш.Амонашвили, В.И.Ерхов, Л.Н.Литвиный, М.Ф.Шабаева.
Цель исследования: дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.
Объект исследования: педагогическая деятельность Иоганна Генриха Песталоцци.
Предмет исследования: философско-педагогический аспект идей Иоганна Генриха Песталоцци.
Гипотеза исследования: на становление дошкольной педагогики оказали существенное влияние следующие философские воззрения Иоганна Генриха Песталоцци:
— важнейшим средством воспитания и развития человека является труд, который развивает не только физические силы, но также ум и нравственность
— наглядность – важнейшая основа обучения
— ребёнок от природы обладает деятельными силами, т.е. задатками от Бога, которые требуют развития. Иными словами педагог в работе с детьми должен руководствоваться принципом природосообразности
— педагог должен искренне любить детей, пройти специальную подготовку, искать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку
— наблюдение – первооснова развития мышления, т.е. в основе развития мышления лежит чувственное восприятие
— в процессе обучения ученики должны не только накопить сведения, но и развить свои способности, подготовиться к самостоятельной деятельности.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки следующих задач:
1.Проанализировать особенности развития педагогической мысли в эпоху Нового времени (середина 18 – начало 19вв).
2. Дать оценку сущности педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци.
3. Дать оценку влиянию педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци на развитие теоретических основ дошкольной педагогики.
Методология исследования:
— философское учение о методах и приёмах научного познания и преобразования, позволяющих изучать закономерности и возможности познания, отношение знания к объективной реальности,исследовать ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности, и лежащих в их основе объективных законов действительности.
— идеи гуманистической педагогики, предполагающей реализацию принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построений отношений между педагогом и воспитанником, постановку в центр педагогического внимания интересов и проблем ребёнка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.
— современная концепция дошкольного воспитания, определяющая гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми как одну из ключевых позиций обновления детских садов, а личностно-ориентированный подход подразумевает взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества и отрицание манипулятивного подхода к детям.
Методы исследования:
-теоретические: анализ педагогической и исторической литературы по исследуемой проблеме; обобщение; гипотеза; историко-логический анализ; сравнительно-сопоставительный анализ; дедукция; синтез; аналогия; индукция; сопоставление.
Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Общая характеристика исторического периода
«Новое время» (середина 18- начало 19 вв.)
1.1. Историко-педагогический анализ эпохи Нового времени
(середина 18-начало 19 вв.)
Середина 18 – начало 19 вв. – время бурных социальных и политических пере-мен. В это время во многих странах (сначала в Голландии, потом в Англии, а чуть позже и во Франции) происходит промышленный переворот. Сословное средневековое общество базировалось на четкой регламентации всей жизни и производства, фиксированной принадлежности человека к той или иной катего-рии населения, на верховенстве церкви в духовной жизни и абсолютной власти короля. Теперь оно разрушается. Традиционный общинно-цеховой уклад сме-няется господством товарного производства, рынка. Огромные средства, выка-чиваемые Старым Светом из колоний, легли в основу капиталов, положивших начало индустриализации. Феодальные привилегии, королевская власть, цер-ковная монополия на духовную жизнь, оказались подорваны. Выбитый из при-вычных рамок человек вдруг ощутил себя хозяином своей судьбы. Повезет – можно разбогатеть и подняться наверх. А не повезет – будешь нищим и обездо-ленным. Новая протестантская этика способствовала росту в людях духа инди-видуализма, предприимчивости, хозяйственной инициативы. Не случайно имен но протестантский север Европы (Голландия, Англия) шел в авангарде нового, буржуазного общества, оставляя позади великие феодально-католические дер-жавы прошлого (Испанию, Австрию).Все эти процессы – кризис старого соци-ально-политического устройства, развитие науки и техники, падение авторите-та церкви – получили наиболее яркое отражение и осмысление в философии «Просвещения». Идеи Просвещения зародились в Англии в 17 столетии (век английской революции, Эпоха Исаака Ньютона и Джона Локка). Оттуда они попали во Францию, где были развиты и радикализированы французскими про-светителями: Вольтером, Дидро, Гольба-хом, Гельвецием, Монтескье и др. Просветители верили, что любой человек, опирающийся на здравый смысл, рассуждающий рационально и критически, способен осознать свои интересы, увидеть «неразумность» религии, несправедливость сословных привилегий. Разумность и естественность во всем, вера в лучшее будущее и критика насто-ящего – такова была боевая программа просветителей. Из Франции идеи Просвещения распространились по всему миру, охватили Германию, Италию,
Америку, Россию. Но надежды мыслителей на то, что появятся «просвещенные монархи», способные провести нужные реформы (отменить сословные привилегии и власть церкви, ограничить законом собственный произвол), не сбылись. [19, с. 595] Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем, в 19в. Идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называ-ли выдающихся распространителей научных знаний.
Среди представителей «Просвещения» встречались материалисты и иде-алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божест-венного проведения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбеж-ный прогресс человечества, другая – рассматривала историю как общественный регресс.Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали боль-шинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуа-лизм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвину-тыми некоторыми провозвестниками коммунизма. Именно разномыслие про-светителей, объединенных общими идеалами и целями, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончае-мых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической де-мократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилисьв 19 и 20вв.
Итогом Просвещения стала волна революций. Сначала грянула револю-ция в североамериканских колониях Англии (1775-1783гг.), послужившая к об-разованию США. Затем наступил черед Великой Французской революции (1789 -1794гг.). Место монарха в Париже заняли избранные народом предста-вители, была принята конституция, провозглашалось равенство граждан перед законом. Мечты просветителей стали явью и перевернули всю жизнь европей- ских обществ, открывая перед ними невиданные перспективы. Античная куль-тура в качестве высшей инстанции рассматривала космос, средневековая – Бо- га. Новое время, выросшее из Ренессанса, своим абсолютом провозгласило че- ловека. Вера в Творца постепенно теряет свою силу, природа воспринимается прежде всего как источник необходимых ресурсов. Властелином мироздания
объявляется человек. На смену средневековому теоцентризму приходит антро-поцентризм (от греч. «антропос» — «человек» и лат. «центрум» — «центр круга») – мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Слова древнегреческого драматурга Софокла: «Много в мире сил вели-ких, но сильнее человека нет в природе ничего»,- стали подлинным деви-зом Нового времени. [19, с. 596] Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина 17 – последняя треть 18вв.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия 18 века, и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период – период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870 году. Тогда европейские державы разделили весь мир, подчинили себе отдаленные земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914-1918гг.) служит конечным рубежом этого периода, внесшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т.д.
Новое время в истории человечества еще не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми ее несомненными доблестями и очевид-ными пороками все еще является главной силой в современном мире. История ее развития – это история человеческого общества на протяжении трех с поло-виной столетий. Новое время –эпоха торжества разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и разум или даже подчинить разум вере. Напротив, Новое время отменяет авторитет веры, все подвергает критике, ут-верждает безграничные возможности рационального познания. Для Нового времени характерен всеобъемлющий религиозный кризис (дискредитация рели-гиозного сознания). С чем связано это явление? Прежде всего с бурным разви-тием науки. Казалось, что она может ответить на все мыслимые вопросы и дать человеку все, что ему нужно. Зачем тогда Бог? Поэтому религию объявили чем-то устаревшим, бесполезным, бездоказательным. В связи с дискредитацией и падением старых порядков церковь была объявлена реакционной силой. Фрид-рих Ницше назвал «смерть Бога» важнейшим событием последних столетий. Великие изобретения конца 18 — начала 19вв. превратили Европу в небольшое пространство, насыщенными железнодорожными и пароходными линиями, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.
Казавшиеся еще несколько десятилетий назад «медвежьим углом» отда-ленные районы включались в процесс промышленного развития, выбивая пос-ледний козырь из рук феодальной власти. В конце концов и ей пришлось, забыв о своем происхождении, включиться в гонку за прибылью. Героическая средне-вековая эпоха ушла безвозвратно, расчистив место таким прозаическим вещам, как налоги и бюджет, тарифы и акцизы, биржи и аукционы. Религией стала тех-нология. К середине 19 века промышленная цивилизация завоевала главенство в Европе. Добыча угля, уровень выплавки чугуна, протяженность железных до-рог были теперь показателем развития государства. Придя к власти, европей-ская буржуазия принесла с собой совершенно новую идеологию, чем та, что су-ществовала раньше. Во многом ее породила эпоха Возрождения. Буржуазное общество подняло, основываясь на очень популярной в 17-18вв. античной тра-диции и наследии «просветителей» (Руссо, Вольтер, Локк и др.), идею народо-властия, республики. В период Нового времени современникам стало ясно, что политическая система индустриального общества может быть основана как на монархическом, так и на республиканском устройстве, при условии, что прави-тельство ответственно перед избранниками народа. И конституционные монар-хии (Англия, Япония), и парламентские республики (ныне Германия и Италия) и президентские республики (США, Франция) являются вполне приемлимыми, ибо основаны на праве граждан избирать своих представителей и на системе разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (прави-тельство) и судебную, независимые друг от друга. Такие формы политического устройства были выработаны в Новое время.
Аристократия, бывшая феодальная знать, в первый период Нового време-ни еще пыталась восстановить свое влияние и стала родоначальником консер-вативного направления. Консерваторы выступили против резких изменений от-ношений в обществе, в политических системах, за сохранение традиций поли-тической и культурной жизни. Их внешняя политика была направлена на про-тиводействие стремлению народов колоний добиться независимости. Со второй половины 19 века часть торгово-промышленного класса стала склоняться к кон- серватизму (Бенджамин Дизраэли), подчеркивая необходимость сильной влас-ти. Другим важным направлением общественной мысли Нового времени явля-ется либерализм. Он традиционно отстаивает свободу предпринимательства, парламентский строй и право человека на свободное выражение мыслей. Либе-ральное направление наиболее ясно отражает идеологию эпохи, начавшейся во второй половине 17 века, оно пользуется поддержкой интелигенции. Именно
либералы начали борьбу против рабства в США , выступили за введение всеоб-щего избирательного права, уравнение в правовом отношении женщин и муж-чин.Одной из главных проблем Нового времени являются национальные от-ношения. Нации формируются именно в эту эпоху, создают свои государства, требуют права на выход из многонациональных государств, освобождения от колониальной зависимости и т.д. Некоторые ученые считают, что уже несколь-ко веков национализм, а не столкновение либералов, консерваторов или социа-листов, определяет судьбу мира. Так, П.Рейнш (США) писал: «Если мы бросим взгляд на историю мирового развития начиная с эпохи Возрождения, то обнару-жим один принцип, вокруг которого может быть гармонично сгруппировано ог-ромное количество фактов: этим принципом является национализм. С тех пор как были оставлены средневековые идеалы мирового государства, этот прин-цип является краеугольным камнем подлинной государственности. Национа-лизм – идеология, присушая абсолютно всем крупным национальным государ-ствам на всех этапах развития.
Все идеологические и политические течения Нового времени порождены развитием технологической цивилизации Запада, взаимодействием ее с тради-ционными обществами, влиянием ее на путь, по которому уже много тысячеле-тий движется человечество. Они соперничают и борются между собой, пытают-ся перенять друг у друга аргументы и лозунги, завоевать поддержку других об-щественных сил. В конечном итоге они помогают нам понять сущность той сложной, трудной, кровавой эпохи, которая получила название «Новое время». С Французской буржуазной революции 18в. Начинается период победы и ут-верждения капитализма в передовых странах. Развитие капиталистической про-мышленности, укрепление власти буржуазии как господствующего класса, вли-яние Французской буржуазной революции 18в., первое массовое рабочее дви-жение (чартизм) – обусловили собой большое продвижение школы капиталис-тических стран в первой половине 19в., особенно начальной школы. Общие закономерности развития школы в капиталистических странах в первой половине 19в. таковы:
1. Усиление роли государства в школьном деле.
2. Революционная борьба трудящихся за школу, в результате которой буржуазия вынуждена идти на некоторые уступки рабочему классу в области школы.
3. Значительный рост сети школ и создание народной школы, что выз-вано борьбой трудящихся за школу и потребностями развивающейся промышленности, требующей квалифицированных, грамотных рабо-
чих.
4. Развитие сети повышенных начальных школ во Франции и Германии, что вызвано потребностями капиталистических предприятий и буржу-азного государства в квалифицированном персонале.
5. Значительное развитие средней школы, обслуживающей детей буржу-азии.
1.2. Становление педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году, в семье врача. Он рано лишился отца и большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тя-желым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.
Образование Иоганн Генрих Песталоцци получил сначала в начальной, а за-тем в латинской средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум, в ко-тором обучался на двух младших курсах – филологическом и философском. От перехода на третий, богословский, курс Песталоцци под влиянием произведе-ний Руссо отказался. Во время обучения на Иоганна Генриха наибольшее влия-ние оказали два профессора, возбуждавшие у студентов любовь к народу и стремление к свободе. Один из них был профессором философии, сторонником вольфианской философской системы ,характеризующейся приверженностью к рационализму, популяризации и систематизации идей Лейбница, господству-ющей в немецких университетах вплоть до появления «критической филосо- фии» Канта. Во второй половине 17 века в Швейцарии стал уже развиваться капитализм. Внедряясь в деревню, капитализм расслаивал ее. Песталоцци при-водит описание крестьянских хозяйств трех типов: зажиточного, среднего и бедного. К неизжитой еще феодальной эксплуатации бедных крестьян прибав-лялась эксплуатация со стороны капитала. Песталоцци хорошо знал произве-дения французских просветителей и семнадцати лет прочёл «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечат-ление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т.е.
швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха ко-жевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали про-блемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властя-ми, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закон-чив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный экспери-мент.На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму,с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Пес-талоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.
В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором со-брал до пятидесяти сирот и беспризорных детей.По мысли Песталоцци,его при-ют должен был содержаться на средства,заработанные самими детьми.Воспи-танники работали в поле,а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песта-лоцци обучал детей чтению,письму и счету,занимался их воспитанием,а ремес-ленники учили их прясть и ткать.Таким образом Песталоцци делал в своем уч-реждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, по-лучаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоя-щих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком пот-ребностям человечества…»Однако дело,начатое Иоганном Генрихом Песталоц-ци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и матери-альные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физи-ческих сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способ-ностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разносторон-нюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое зна-чение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продол-жать эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной де-ятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневно-го вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной,
как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает со-циальнопедагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание ре-волюционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностран-цев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием «француз-ского гражданина».
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была созда-на Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхну-ло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много бес-призорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци от-крыл приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.В пись-ме к одному из друзей о своем прибывании в Станце он впоследствии писал: «Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость – моя радость…С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была и моей пищей, их питье – моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют в Станце просуществовал также недолго.Французские войска заняли
помещение приюта,как единственное пригодное в Станце под лазарет, и приют был закрыт. С 1799 года Иоганн Генрих Песталоцци начинает проводить экспериментальную работу в школах города Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе. В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале 19 века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения, используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка. В1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии – в Ивердон (немецкое название — Ифертен)и в предоставленном ему замке создал большой институт ( средняя школа и педагогическое учебное заведение ) , который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность.Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826), в котором подвел итоги своей педагогической работы и стремился дать синтез всех своих педагогических исканий. [7, с. 148]. Песталоцци умер в 1827 году,так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения. Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей. Песталоцци является примером педагога,проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетав-шего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-де-мократом, глубоко любил свой народ и искренно стремился улучшить его тяже-лое положение, облегчить жизнь бедных.
У могилы Песталоцци к столетию его рождения был сооружен памятник,
на котором выгравирована надпись:
«…Народный проповедник в «Лингарде и Гертруде».
Спаситель бедных в Нейгофе.
Отец сирот в Станце.
Основатель народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее.
Воспитатель человечества в Ивердоне.
Человек, христианин, гражданин.
Все для других, ничего для себя». [7, с. 148]
Выводы по первой главе:
1. Философские взгляды Песталоцци сложились в 60-70 годах 18 в., в период назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, — экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны.
2. Огромное влияние на становление философских и педагогических взглядов И.Г.Песталоцци оказали педагогическая деятельность Ж.Ж. Руссо и его труды «Эмиль» и «Общественный договор».
3. Мировоззрение Песталоцци являлось в целом идеалистическим, но имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
Глава 2. Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци
Филосовские взгляды Песталоцци сложились в 60-80 годах 18 века, в пери-од назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, — экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны. Только что появились произведения Руссо «Общественный договор» и «Эмиль». На молодого Песталоцци они произвели огромное впечатление. Он вспоминает в «Лебединой песне», что был доведен « до высшего энтузиазма» книгой Руссо «Эмиль». Ему казалось, что только в свете «великих идей Руссо искаженное домашнее и общественное воспитание всего мира и всех сословий может найти себе исцеление». Большое влияние Руссо сказалось на демократиз-ме, которым горел с юности Песталоцци, на первом произведении Песталоцци «Вечерние часы отшельника»(1780г.), на его философском трактате «Мои ис-следования о ходе природы в развитии рода человеческого» (1797г.), сама тема которого навеяна мыслями Руссо. Подобно последнему, Песталоцци противо-полагает два состояния человеческого рода – «естественное состояние» и «об-щественное состояние», которое является будто бы «ограничением естествен-ного» [7, с. 149].
Но философские и социологические взгляды Песталоцци сложились не только под влиянием Руссо, а представляют собой сложный продукт перекрест-ных влияний швейцарской действительности того времени, Французской бур-жуазной революции 18 века, Руссо и немецкой философии (Лейбница-Вольфа,Канта, Фитхе). В юности своей в Каролинском коллегиуме Песталоцци получил систематическое философское образование, причем, как отмечено выше, один из любимейших его профессоров (Брейтингер) был сторонником философской системы Лейбница-Вольфа. И действительно, эта система оказала на развитие философских и педагогических взглядов Песталоцци огромное влияние. Мысли Песталоцци относительно теории познания, этики и религии во многом близки к установкам Лейбница. Иоганн Генрих говорит о возвышении духа от смутных наблюдений до ясных понятий и в некоторой
степени на этой, повторяющей Лейбница, мысли строит основное понятие Песталоцци большую роль играет саморазвитие, нравственные силы и их совершенствование, любовь и активная деятельность. Песталоцци считает, что в каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой, — формулировка, близкая к учению Лейбница о саморазвитии монад. Нравственность, по Песталоцци (как и по Лейбницу), — это деятельная любовь к людям; эта же деятельная любовь к людям составляет, по взглядам Песталоцци, и сущность религии. Одно из писем Иоганна Генриха Песталоцци (1794г.) говорит нам о влиянии философии Канта на развитие его взглядов, в котором он пишет, что «ход его опыта привел его по существу довольно близко к результатам кантовской философии». Близость к философии Канта особенно выявляется у Песталоцци в его понятии «созерцания», положенном в основу обучения. По Канту, «всякое наше знание начинается с чувственного восприятия, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, который представляет высшую в нас инстанцию для обработки материала наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления» [7, с. 149]. К этой идеалистической схеме позна-ния очень близко понимание Генрихом Песталоцци «созерцания». Последнее тоже начинается с чувственного наблюдения и восходит путем обработки пред-ставлений к идее, которая существовала у учащегося как образующая сила в не-ясном состоянии; эта априорная идея выявляется при помощи чувственного на-блюдения и обработки конкретных представлений. Самый термин «созерцание» Песталоцци заимствовал, повидимому, у Канта. Песталоцци считал, что познание – это выявление лежащих изначально во внутренней природе человека зародышей его развития, выявление всеобщих необходимых априорных элементов. В этом толковании сущности познания и в учении об элементах обучения – числе, форме и слове – Песталоцци в значительной степени приближается к учению Канта об априорных формах познания. Но сильнее всего близость к Канту сказалась у Песталоцци в его взглядах на нравственность и требовании воспитывать человека, в идее нравственного совершенствования и воспитании чувства долга.Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь труженников путем их просве-щения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в эконо-
мических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разреше-ние наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению,только тогда,когда в каждом человеке будут пробуж-дены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать толь-ко в процессе воспитания. Важнейшим средством воспитания и развития чело-века,по Песталоцци, является труд,который развивает не только физические си-лы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно явля-ется важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Пе-сталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, — говорил Песталоц-ци, — хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» [7, с. 151]. Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» — вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обуславливается и «естественной религией».К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно. «Обманщик, — обращается он к священнику,- с тех пор как мир существует, ты злоупотребляешь верой в Бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству… Ты махаешь знаменами убийства, как — будто они знамена любви». Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями. Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причём это развитие должно быть
гармоническим и разносторонним. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естествен-ного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а на-правлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Иоганн Генрих, — это согласие с природой. Но це-леноправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не дос-тигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, ко-торая требуется от него как члена общества. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. Соотно-шение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и вы-полнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развить силы человека в соот-ветствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правиль-ными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько уп-ростить эту методику,чтобы ею могла овладеть любая мать,в том числе и прос-тая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.Песталоцци называет антипсихологическими современ-ные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с приро-дой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того, чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обста-новке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многооб-разные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, ес-тественным путем: любовь к людям–на основе собственных детских поступков, полных благожелательности,а не путем постоянных толкований о том,что такое любовь к людям,почему надо любить людей.Ум развивается в процессе работы собственной мысли,а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка,подготовка его к труду также совершаются на ос-
нове простейшего проявления физических сил,которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребнос-ти. Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с само-го простого и постепенно поднимается ко все более сложному . По этому пути должно следовать и воспитание.Присущие каждому ребенку от рождения задат-ки сил и способностей нужно развивать,упражняя в той последовательности,ко-торая соответствует естественному порядку,вечным и неизменным законам раз-вития человека. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования,согласно которой процесс воспитания должен начи-наться с самых простейших элементов и постепенно восходить к со все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физичес-кое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспи-тания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармо-ническое развитие человека.
Физическое и трудовое воспитание
Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и ук-репление всех его физических сил и возможностей, а основой физического вос-питания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое застав-ляет его играть,быть непоседливым,за все хвататься,всегда действовать. Песта-лоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уходза ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет,поднимает что-либо.Система таких последовательно выполняемых уп-ражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении,но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Иоганн Генрих Песталоцци отводил военным упражнениям, играм,строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми,туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению ( роман «Лингард и Гертруда»),проводят целый день за прядильными и ткацкими станками;при школе имеется участок земли, и каж-
дый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти,знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне а также с кустарными мастерскими.Во время работы, а также в свободные от нее часы, учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека.Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей». И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Иоганн Генрих придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.д. Овладев такой азбукой,ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения,необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.
Нравственное воспитание
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать гар-монически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим эле-ментом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравствен-ного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, — восклицает Песталоцци, — ты школа нра-вов»! Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе,в которой отношение учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребен-ка, и задача учителя – организовать их на началах деятельной любвишкольника
ко всем,с кем он необходимо вступает в тесные отношения.Его социальные свя-зи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество. Песталоцци пред-почитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней».Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклон-ностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю. Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Иоганн Генрих говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств. Отношение Песталоцци к нравственности и религии – свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспи-тании у детей протеста против общественной несправедливости, против побор-ников зла, притеснителей народа.
Умственное воспитание
Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения. Взгляды Песталоцци на умственное об-разование определяются также его гносеологической концепцией, в основе ко-торой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начина-ется с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помо-щи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно осно-вываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощу-щения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. У человека, считал Иоганн Генрих Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бы-вают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных – определенными, из определен-ных – ясными и из ясных – очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно по-вышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями». Та-кая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения
была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка. Осуществить умственное образование детей Пе-сталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к выводу о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладе-вает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью. Иоганн Генрих Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию; сильно расширил учебный план началь-ной школы и создал свою методику обучения, которая помогает обогащать де-тей знаниями и развивать их умственные силы и способности.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться пра-вильных представлений об окружающем, развить мышление и речь. Песталоц-ци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной осно-вой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было сделано у Коменского. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехо-да от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от час-ти к целому, так и от целого к части. Обучение, по мнению Иоганна Генриха, должно идти в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и
практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими явля-ется, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Песта-лоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указы-вал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способ-ности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им уме-ние и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возмож-ность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности – «от на-выка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».
Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образо-ванный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому за-дача педагога дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особеннос-тей учащихся.
Создание частных методик начального обучения. Исходя из своих общих дидактических положений, Песталоцци создал основы частных методик на-чального обучения. Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал зву-ковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в его время, когда еще господствовал буквослагательный метод. Песталоцци дал ценные указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, ге-ографии и истории. Однако на практике его уроки иногда сводились к формаль-ным упражнениям в составлении предложений, которые содержали перечисле-ние внешних признаков предметов. Путем утомительных и зачастую однооб-разных упражнений Песталоцци стремился развить в детях умение наблюдать,
устанавливать признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама мысль о положительном значении таких за-нятий верна, практическое же их выполнение часто носило формальный харак-тер. Для приобретения навыков письма, Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображений прямых и кривых линий – элементов букв. Обучение письму он связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерению Иоганн Генрих предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их изме-рять. Результаты измерений ребенок должен зарисовать. Эти упражнения явля-ются основой для обучения его письму.
Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основан-ной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изуче-ния чисел, начиная с элемента каждого целого числа – единицы. На основе наг-лядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совер-шенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметичес-кие понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети перехо-дят затем к десяткам. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показы-вал на нем, принимая его за единицу, соотношение частей и целого. На основе этой идеи, последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах до сих пор.
Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местнос-ти в натуре к более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала элементарные геогра-фические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления о всей земле. При этом к начальным пред-ставлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран. Пе-сталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествозна-ния. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем перехо-дить к карте.
2.2. Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики
Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки (от Бога), которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с воз-растными возможностями и особенностями детей. Именно Генрих Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономернос-тей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к це-лому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом не-прерывность и последовательность. Песталоцци ставил перед системой воспи-тания задачу гармонического – физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Он предложил систему «элементарной гим-настики», основанной на наиболее типичных для ребенка естественных движе-ниях; выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнасти-ка, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим лю-дям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любов-ного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт де-тей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т.п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе по-добного опыта упражнений в нравственных поступках ребенок учится посту-паться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим. И эти моменты также актуальны и сегодня.
В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвы-чайно важных положения, во многом определивших его значение в истории пе-дагогики. Первым было доказательство и пропоганда необходимости широчай-шего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом по-знания Иоганн Генрих считал чувственное восприятие и настаивал на необхо-димости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов и являются самыми простыми эле-
ментами, поэтому ребенка надо научить измерять, считать и говорить. Песта-лоцци разработал методику первоначального обучения родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.
Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обуче-нии, то есть таком построении процесса учения, которе ведет не только к на-коплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и по-лучила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов таких как: Фребель, Гербарт, Дистервег,Ушинский, Корф, Бунаков и другие.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая ог-ромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его пра-вильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расши-рить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире. Не смотря на то, что Песталоцци был сторонником семейного воспитания детей дошкольного возраста именно он по достоинству оценил роль наблюдений при ознакомлении ребенка с окружающим миром, необходимость использования физических уп-ражнений и игр в системе для полноценного развития ребенка. Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимость учитывания при обучении психологичес-ких особенностей ребенка, а также постепенного усложнения материала, необ-ходимость использования наглядного материала при обучении.
Выводы по второй главе:
1. Философские и социологические взгляды Песталоцци представляют сложный продукт перекрёстных влияний швейцарской действительности того времени, Французкой буржуазной революции 18 в., Руссо и немецкой философии (Лейбница-Вольфа, Канта, Фитхе).
2. И.Г. Песталоцци раскрыл социальное, культурное, педагогическое значение языка и выделил три основные задачи: обучение звуку, обучение слову, обучение речи.
3. Иоганн Генрих Песталоцци является основоположником гуманизации процесса воспитания и обучения, что особенно актуально в наши дни и отражено в современной концепции дошкольного воспитания.
4. Иоганн Генрих Песталоцци ратовал за специальную подготовку педагогов, выдвинул требования к воспитателям: искренне любить детей и руководствоваться принципом природосообразности в работе, что является одним из важных положений в наши дни.
5. Одним из первых педагогов И.Г.Песталоцци предложил учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей, целесообразность чего была доказана в ходе психологических исследований Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. В настоящее время это положение является одним из основных в методике дошкольного образования.
6. Иоганн Генрих Песталоцци выдвинул теорию развивающего обучения, предполагающую не только накопление знаний, но и развитие своих способностей, подготовку детей к самостоятельной деятельности, что особенно актуально в современной методике дошкольного образования и является одним из основных принципов обучения и воспитания.
7. И.Г.Песталоцци доказал, что наглядность является важнейшей основой обучения. В настоящее время принцип наглядности является одним из ведущих принципов дошкольной педагогики.
8. Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимость личностно-ориентированного подхода к ребёнку, что нашло отражение в наши дни, являясь одним из ведущих принципов педагогического процесса.
9. Иоганн Генрих Песталоцци, намного опережая своё время, сумел определить роль игр, в том числе и подвижных, в развитии ребёнка. Создал «Азбуку умений», состоящую из подобранных на различные группы мышц физических упражнений, с учётом постепенного усложнения материала, что в целом послужило базовой основой методики физического воспитания дошкольников и также является актуальным вопросом современности.
10. Иоганн Генрих Песталоцци доказал, что важнейшим средством воспитания и развития человека является труд, который развивает не только физические силы, но также ум и нравственность, воспитание которой, Песталоцци считал самой важной стороной в развитии ребёнка. В наши дни наиболее остро стоит проблема нравственного воспитания, педагоги используют опыт Песталоцци для решения этой
проблемы современности. Сохраняет актуальность и трудовое воспитание подрастающего поколения в наши дни, истоки которого мы находим в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци.
Заключение
Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демо-кратической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчер-кивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость плано-мерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу – гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного обучения, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в 19 веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нрав-ственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержа-ния образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тес-но связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое вни-мание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разрабо-тал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических уп-ражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников. Но идея развивающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала , несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики как в школах, так и в дошкольных учреждениях.
При всей ограниченности и утопичности общественно-политических взглядов Песталоцци его горячая любовь к народу, просветительская деятель-ность и выдвинутые им идеи оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли. Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци внес большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания. Он жил в период разрушения феодальных общественых отношений и перехода к капитализму, видел широкое обнищание народа и распад прежних моральных норм. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это мо-жет быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образо-вания. Утопичность его воззрений состояла в иллюзорной вере в то, что само по себе просвещение гарантирует народным массам лучшую жизнь.
Иоганн Генрих, руководствуясь принципом природосообразности, требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей при развитии заложенных задатков ребёнка. Иными словами, он первым потребовал учитывать психологические и физиологические возрастные особенности детей, что особенно важно в современном нам мире и получило дальнейшее развитие совместно с теорией дошкольного воспитания и в самостоятельных дисциплинах, например, в психологии. Учитывая особенности детского восприятия, Песталоцци предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Этот аспект также весьма важен для развития дошкольного воспитания во всем мире. В современных программах дошкольного образования соблюдается принцип постепенного и непрерывного усложнения материала, предлагаемого детям. Обучение ведётся от простого к сложному, от элементов к целому. При ознакомлении с окружающим детей сначала знакомят с предметами ближайшего окружения, постепенно переходя от близкого к далёкому.
Песталоцци предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика», которая подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве. В настоящее время разработано немало методичечких пособий по физическому воспитанию, в основу которых заложена система подбора физических упражнений, разработанных Иоганном Генрихом Песталоцци. Трудовое воспитание также является отдельным разделом современных программ с разницей лишь в том, что детям прививаются навыки необходимые им в современном мире: это и навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также ручного труда, где детям прививаются трудовые навыки с учетом возраста и способностей, которые впоследствии развиваются в школе, в профтехучилищах и других учебных заведениях. И это также является заслугой Иоганна Генриха Песталоцци, так как именно он первым заговорил об этом и проверил в ходе своих педагогических экспериментов необходимость трудового обучения.
По мнению Пестолоцци средствами нравственного воспитания являются распростронение доброжелательного, любовного отношения ребёнка от бли-
жайшего окруждения, на всё более широкий круг людей, явлений, предметов и собственный положительный опыт детей, накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребёнок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим. Проблема нравственного воспитания является одной из основных проблем современного времени. В ходе решения задач по нравственному воспитанию, в настоящее время используются упражнения, аналогичные предложенным Пестолоцци. Иоганн Генрих Песталоцци доказал необходимиость широчайшего применения наглядности в процессе обучения в истоках которого лежит чувственное восприятие, а также настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили широкое распространение и используются в современной методике дошкольного воспитания, на ряду с его идеей о развивающем обучении, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способности детей, готовит их к будующей самостоятельной деятельности.
Иоганн Генрих Песталоцци, являясь ярым сторонником семейного воспи-тания детей и считая главным и лучшим воспитателем мать, сам того не ведая заложил «фундамент» для развития теории дошкольной педагогики. Его выдающиеся и необыкновенно-смелые, для того времени, теории, развитые впоследствии другими незаурядными педагогами, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.
Библиография
1. Большой Энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров, М-научное издание «Большая Российская энциклопедия», 1997, 1434с.
2. Владиславов П.А.«Система образования в европейских странах», М-«Наука», 1989, 133с.
3. «Дошкольная педагогика» под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А.Сохина, М-«Просвещение», 1978, 416с.
4. «Западноевропейская Средневековая школа и педагогическая мысль», М., 1989, 136с.
5. «История педагогики». Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, М-«Просвещение», 1982, 598с.
6. «История зарубежной педагоики. Хрестоматия. Сост. Н.Б.Мчелидзе и др., М.-«Просвещение», 1986, 464с.
7. Медынский Е.Н.«История педагогики», М., 1947, 600с.
8. «Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения в трех томах», М.- издательство Академии наук РСФСР, 1961, 720с.
9. «Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения в трех томах», М.-«Просвещение», 1965, 635с.
10. «Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения в двух томах», М., 1963, 563с.
11. «Песталоцци», М., издательский дом Ш.Амонашвили, 1998, 224с.
12. «Педагогическое наследие». В.М.Кларин, А.Н.Джуринский, М.-«Педагогика», 1987, 398с.
13. Пискунов Алексей Иванович «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики», М.-«Просвещение», 1981, 528с.
14. Рубинштейн М.М.«Идеи народно-трудовой педагогики Песталоцци. «История педагогических идей в ее основных чертах», М., 1916, 207с.
15. Смирнов В.З.«История педагогики», М.-«Просвещение», 1965, 465с.
16. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М.-
«Азбуковник», 1997, 944с.
17. «Хрестоматия по истории педагогики» М.В.Макаревич, И.Е.Лакин, А.Х.Рычагов, Минск, Издательство «Высшая школа», 1971, 579с.
18. Энциклопедия для детей. Всемирная история. «Новое время» Сост. С.Т.Исмаилова, М.-«Аванта+»,1996, 704с.
19. Энциклопедия для детей. Общество. Культуры мира. «Новое время», «Реформация Швейцарии». Гл. ред. Е.Ананьева, М.-«Аванта+», 2004, 640с.
20. Энциклопедия для детей.Страны. Народы. Цивилизации. «Швейцария»Гл. ред. М.Д.Аксенова, М.-«Аванта+», 1999, 704с.
21. Энциклопедия для детей. Человек. Духовный мир человека. «Песталоцци. «Просто быть рядом»».Гл. ред. Е.Ананьева, М.-«Аванта+», 2004, 608с.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика исторического периода «Новое время» (середина 18 – начало 19 вв.)
1.1. Историко-педагогический анализ эпохи Нового времени (середина 18 – начало 19 вв.)…………………..…………………………..7
1.2. Становление педагогических взглядов Иоганна Генриха Песталоцци……………………………………………………….12
Глава 2. Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци……………………………………………………….17
2.2. Вклад Иоганна Генриха Пестолоцци в развитие теории дошкольной педагогики………………………………..………………………27
Заключение……………………………………………………….31
Библиография………………………….…..……………………..34