Содержание
Введение…………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации транспортно-складского хозяйства на предприятии………………………………………………………………………..
1.1 Транспортно-складское хозяйство его понятие………………………..
1.2 Значение транспортно-складского хозяйства на предприятии……
1.3 Зарубежный опыт и практика функционирования транспортно-
складского хозяйства………………………………………………………
2. Анализ организации транспортно-складского хозяйства ОАО «Ламзурь»..
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ламзурь»…
2.2 Анализ транспортно-складского хозяйства ОАО «Ламзурь»………..
3. Направления совершенствования организации транспортно-складского функционирования в ОАО «Ламзурь»…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Выдержка из текста работы
В настоящее время постоянные изменения на рынке приводят к конкурентной борьбе наряду с возникновением новых возможностей. Растущая конкуренция требует от каждой фирмы обеспечения все более высокого уровня предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Естественно, что сегодня условия ведения бизнеса требуют активного применения современных технологий, предназначенных для обеспечения необходимого сервиса.
Актуальность темы исследования ВКР (выпускной квалификационной работы). Рыночная стратегия развития экономики предполагает сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства — как отраслей материального производства, так и инфраструктуры. К отраслям инфраструктуры относят такие отрасли, которые обеспечивают хранение, доставку продукции, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Это — транспорт, связь, торговля, заготовка материально- техническое обеспечение. Материально- техническую базу обеспечения производства необходимыми ресурсами представляет складское хозяйство.
Складское хозяйство является необходимым элементом общественного производства, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения всех необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Складское хозяйство- это материально-техническая база системы снабжения и сбыта, от нее зависит качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Специфической особенностью складского хозяйства является наличие в нем больших резервов совершенствования, которые при полной реализации будут оказывать эффект на другие направления деятельности организации.
Степень научной разработанности темы ВКР. В создании теоретического базиса организации складского хозяйства, определении закономерностей развития, выявлении их роли в экономическом развитии хозяйствующих субъектов существенный вклад внесли такие ученые, как В. П. Алферьев, Н. В. Афанасьева, Г. Л. Багиев, В.Г. Бурмистров, Л. П. Дашков, К. В. Инютина, О. А. Новиков, В. К. Памбухчиянц, Ф. Г. Панкратов и ряд других авторов. Проблемы оптимизации процесса товародвижения отражены в работах А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, А. М. Гаджинского, Е. А. Голикова, М. П. Гордона, О. А. Митько, С. Н. Нагловского, В. И. Степанова. Восьмидесятые годы двадцатого века характеризовались большим количеством разработок по оптимизации цепи товародвижения и рационализации отдельных ее звеньев. Однако, ввиду наличия известных проблем и противоречий, вызванных отношениями собственности, многие из них остались невостребованными. При переходе к рыночным отношениям заинтересованность субъектов, участвующих в хозяйственной деятельности, в сокращении затрат на продвижение товара значительна возросла. На начальном этапе становления новых экономических отношений в Российской Федерации одним из путей снижения конечной цены товара являлось сокращение звенности цепи товародвижения. Сегодня конкурентоспособность торгового предприятия достигается не столько минимальным количеством звеньев в цепи продвижения товара, сколько оптимизацией работы уже имеющихся. Вместе с тем на современном этапе имеет место дефицит исследований, обобщающих на теоретическом уровне проблемы совершенствования процесса товародвижения, явно ощущается необходимость в разработке новых методов оптимизации товаропроводящих цепей. Особенно малоисследованными остаются различные аспекты организационно-технологического развития складских систем в современной оптовой торговле Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование технологических процессов на складе с позиции оптимизации его работы, обобщение имеющегося в этой области зарубежного и отечественного опыта и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию организационно-технологических процессов в складских системах предприятий торговли. Реализация этой цели решения следующих задач:
анализ зарубежного и отечественного опыта технологического развития складских систем в торговле;
выявление комплекса организационно-технологических задач, возникающих при формировании и эксплуатации складской системы предприятия оптовой торговли;
определение закономерностей развития информационного обеспечения функционирования современного торгового склада;
оценить эффективность и пути совершенствования складских решений на данном предприятии.
Предмет исследования -оптимизация управления технологическими процессами склада. Объект исследования — гипермаркет ООО «O’кей» в г.Уфа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отдельные положения экономической теории, публикации отечественных и зарубежных экономистов, затрагивающие проблемы развития и эффективности торговой отрасли и, в частности, складского технологического процесса.
Глава 1. Теоретические аспекты организации складского хозяйства на предприятии
.1 Понятие, структура складов и ее место в логистических системах
Частые изменения на современном рынке приводят не только к жесткой конкурентной борьбе. Такая ситуация требует от каждого предприятия, фирмы, компании обеспечения все более высокого уровня качества производимых продуктов или предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Одним из современных средств достижения таких результатов служит использование логистического подхода к управлению компанией или фирмой.
Изменения структуры материальных потоков предопределяют образование складского хозяйства, поскольку на этих объектах производится преобразование материального потока посредством изменения параметров принимаемых и отгружаемых партий грузов по величине, составу, времени и так далее. Поскольку данные преобразования связаны с затратами труда, это увеличивает стоимость единицы потока. Процессы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения материальных потоков во всей логистической цепи и в конечном итоге — на совокупные издержки обращения.
Складские комплексы являются не только интегрированной составной частью, но и системообразующим звеном логистической системы, в которой предусмотрены накопление, переработка, распределение материального потока. Такой подход позволит обеспечить достижение высокого уровня рентабельности всей системы. Это совсем не исключает возможность отдельного анализа и исследования составляющих звеньев и элементов логистической системы, в том числе и складов.
Прежде чем говорить о методиках организации складского хозяйства на предприятии необходимо дать общее понятие склада, его возможную структуру и классификацию.
Современный склад — это сложный объект, как с технической (рис. 1), так и с управленческой точки зрения. Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя — готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства:
функция снабжения производства;
функция сохранения баланса (функция выравнивания);
функция хранения;
функция преобразования;
функция предоставления сервисных услуг.
Схема склада
Перечислим основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада.
Участок разгрузки (на рис. 1. — железнодорожная рампа):
механизированная разгрузке транспортных средств;
ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):
приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
размещение груза на хранение;
отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:
кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки (на нашей схеме — автомобильная рампа):
механизированная разгрузке транспортных средств;
ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):
приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
размещение груза на хранение;
отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки (на нашей схеме — автомобильная рампа):
погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Условия ведения бизнеса сегодня требуют для эффективного выполнения функций по обработке материальных потоков использования современной складской инфраструктуры, активного применения прогрессивных технологий, прикладных компьютерных программ и систем автоматизации технологических процессов, внедрения системы контроля качества оказываемых услуг, поскольку это значительным образом влияет на стратегию принимаемых решений и организацию движения материальных потоков.
Необходимость в складах существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, что объясняет большое разнообразие видов складов. В современной научной литературе достаточно глубоко проработан вопрос, связанный с классификацией складов по различными знакам. Вариант классификации представлен в таблице 1.
Классификация складов в логистических системах
Признак классификацииВиды складовПо отношению к функциональным областям логистикиСнабженческие; Производственные; Распределительные.По отношению к участникам логистической системыСклады производителей; Склады торговых компаний; Склады транспортных компаний; Склады экспедиторских компаний; Склады логистических операторов.По форме собственностиСобственные; Арендуемые.По принадлежности материального потокаЗакрытые склады (хранение продукции одного предприятия и торговой сети); Открытые склады (склады коллективного пользования, склады-отели).По функциональному назначениюДлительного хранения (сезонного, резерва); Перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы); Распределительные (дистрибьюторские центры); Специальные.По ассортиментной специализацииСпециализированные (сырья, материалов и комплектующих, различных видов готовой продукции и т.д.); Универсальные; Смешанные.По режиму храненияНе отапливаемые; Отапливаемые; Склады-холодильники; Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом.Признак классификацииВиды складовПо технической оснащенностиНе механизированные; Механизированные; Автоматизированные; Автоматические.По виду складских зданий и сооруженийОткрытые площадки; Площадки под навесом; Закрытые сооружения (многоэтажные и одноэтажные).По виду складированияС напольным хранением; Со стеллажным хранением; Смешанного хранения.По наличию внешних транспортных связейС причалами; С ж/д подъездными путями; С автодорожным подъездом; Комплексные.По масштабу деятельностиЦентральные; Региональные; Местные.
Структура складского хозяйства (рис. 2) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Структура складского хозяйства
1.2Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров
В процессе проектирования складского хозяйства необходимо собрать информацию по грузопотокам и произвести расчет планируемых критериев эффективного функционирования складской системы и основных параметров.
Критерии эффективности функционирования склада: к основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:
)Грузооборот склада (т):
Г = То/Сcр,
где То — товарооборот за период, руб.;
Сср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.
Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):
С = Рэ / Г
где Рэ — сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;
Г — грузооборот, т.
)Коэффициент использования складской площади:
а = Sпол / Sобщ
где Sпол — полезная площадь склада, кв. м;общ — общая площадь склада, кв. м.
Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.
Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:
% — при высоте склада 3,5 м;
% — при высоте склада 5 м;
% — при высоте склада 7 м.
)Оборот склада:
ПО = Т / txpср
где txpср — среднее время хранения грузов на складе;
Т — период времени.
ср = ∑t*q /∑Q
) Пропускная способность склада
Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По
где Е — емкость склада, т.
Е = Sпол * σ
где Sпол — полезная площадь под складирование;
σ — нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.
) Уровень механизации складских работ:
У = Рм / Робщ
где Рм — количество механизированных процессов;
Робщ — общее количество технологических процессов.
) Оборачиваемость склада — величина, обратная продолжительности оборота:
Ко = О/ Т*Qобщ,
где Q — количество продукции, отгруженной за период времени Т;общ — общее количество продукции, которое можно разместить на складе.
Количество критериев и их значимость для разных Фирм и компаний могут быть определены с учетом их специфики. В таблице 3 приведен более полный список показателей, необходимых для формирования технико-экономического обоснования проекта организации складского хозяйства, из которых каждая фирма может отобрать и составить систему оценки эффективности функционирования склада в условиях своего бизнеса.
Перечень показателей эффективности логистического процесса на складе
Ключевые факторыПоказатели эффективностиКачество складского сервиса и удовлетворение потребителейОбеспечение выполнения заказа точно к сроку; Полнота удовлетворения заказа; Точность параметров заказа ; Точность поддержания уровней запасов; Количество возвратов заказов, отсутствие запасов, повышения тарифов; Ошибки в выполнении заказов; Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.; Возврат товаров покупателями; Жалобы потребителей; Оценка потребителями степени; удовлетворения сервисом;Ключевые факторыПоказатели эффективностиИспользование инвестицийСкорость и количество оборотов запасов; Использование оборотного капитала; Средний уровень запасов на складе; Возврат на инвестиции в основные фонды; Использование инвестиций в складскую инфраструктуру; Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование;ПроизводительностьКоличество обработанных заказов в единицу времени; Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузосовместимости транспортных средств; Использование складского пространства; Количество операций грузопереработки в час; Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала; Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота;
Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:
потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное);
стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки);
спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества.
Расчет основных параметров склада
Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:
полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) — Sпол;
площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп — Sпр;
служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями, Sсл;
вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, — Sвсп и определяется по формуле:
общ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп.
Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:
1)Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид: