Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ……………………………………………….5
1.1 Понятие и роль формирования финансовых вложений в ценные бумаги и их эффективность………………………………………………………………………..5
1.2 Критерии инвестиционной привлекательности ценных бумаг……………….6
1.3 Виды ценных бумаг в зависимости от их инвестиционных качеств………..10
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕККТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АО «ЯКУТЭНЕРГО»……………………………………………………………………13
2.1 Кратка характеристика ОАО «Якутэнерго» как субъекта инвестирования………………………………………………………………………13
2.2 Формирование эффективного портфеля в системе характеристики инвестиционных качеств финансовых инструментов……………………………18
2.3 Оценка и анализ портфеля ценных бумаг компании (в сравнении АО «Якутэнерго» и АО СП «Дженераль»)…………………………………………….22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ…………………………29
3.1 Использование зарубежного опыта развития инвестиционного аутсорсинга вложений в ценные бумаги в российских компаниях……………………………29
3.2 Перспективы использования модели МСФО в системе оценки инвестиционных качеств ценных бумаг…………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….37
Выдержка из текста работы
Актуальность курсовой работы состоит в том, что с развитием рыночных отношений в России и появившейся возможностью привлечения денежных ресурсов на фондовом рынке остро проявилась проблема оценки «степени доверия» к эмитентам ценных бумаг — оценки кредитного риска. Инвесторы, готовые вкладывать свои средства, постоянно озабочены оценками риска и перспектив инвестиций, гарантиями возврата основной суммы и получения дохода. Им достаточно трудно разобраться в многообразии финансовых инструментов, оценить риск вложений и сравнить по нему предлагаемые на рынке инструменты. Кроме того, самостоятельная оценка индивидуального риска сопряжена в большинстве случаев с неприемлемыми трудовыми, финансовыми и временными затратами. Эту работу для инвестора выполняют рейтинговые агентства, которые посредством экспертной оценки кредитного риска присваивают эмитентам и их ценным бумагам знак кредитного качества — кредитный рейтинг, знак степени надежности и финансовой безопасности, оказывая тем самым существенную помощь в получении необходимой информации для принятия инвестиционных решений.
Объектом исследования выступает рейтинговые агентства. Наиболее известными рейтинговыми агентствами в России считаются: «Эксперт РА» , ’Moodys Interfax Rating Agency (совместное предприятие ’Moodys Investors Service и Интерфакс ), Рус-Рейтинг , Национальное Рейтинговое Агентство , Рейтинговое агентство АК&M
Предметом исследования является оценка инвестиционных качеств ценных бумаг.
Целью курсовой работы является определение сущности рейтинговых агентств, а также изучение форм и методов инвестиционных качеств ценных бумаг.
Задачами являются изучить все положительные и отрицательные стороны присвоения рейтинга, посмотреть какие рейтинговые агентства действуют в России.
Теоретической базой для написания курсовой работы послужило теория финансов и кредита в рыночной экономике, теоретические представления об основах управления финансовыми рисками, научные и методические разработки рейтинговых агентств.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Развитие рейтинговых агентств в России
Рейтинговые агентства: понятие и основное назначение
В последние десятилетия финансовые рынки стали развиваться по экспоненте, что связано со значительным увеличением объемов финансовых инвестиций. Стало появляться все больше и больше агентов, как нуждающихся в инвестициях, так и тех, кто желает инвестировать. Однако процесс инвестирования связан с высокой нестабильностью и значительным уровнем риска, что автоматически делает инвестиции в какой-то мере непривлекательными для агентов, не любящих принимать риски. С другой стороны, часто бывают такие ситуации, когда агент и желает инвестировать, и готов это сделать, несмотря на сопутствующие финансовому рынку риски, но он не может оценить реальную привлекательность и надежность того или иного актива, так как не владеет определенными знаниями, умением анализировать, информацией. Поиск вышеназванной информации может обернуться колоссальными трансакционными издержками, что, в свою очередь, затруднит, а то и вовсе приостановит, процесс инвестирования. Именно для того, чтобы избежать этих трансакционных издержек, вначале XX века было создано первое рейтинговое агентство, которое представило на рынке услуг совершенно новый, но необходимый продукт — экспертную оценку облигаций железнодорожных компаний, основанную на финансовом анализе. Чуть позже было введено понятие «рейтинга».
Сегодня же, благодаря модернизации финансовых рынков, возникновению новых финансовых инструментов, а также открытию национальных экономик иностранным инвесторам, финансовые оценки — или же рейтинги — получили значительное развитие в течение последних лет, а рейтинговые агентства стали немаловажными игроками на финансовой арене.
Рейтинговое агентство — коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов , долговых обязательств , качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг . Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки , на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.
Однако само понятие «рейтинга», постоянно появляющееся в СМИ и экономической литературе, все же во многом продолжает оставаться весьма абстрактным и неясным термином, общий смысл которого понятен больше на интуитивном уровне, нежели на рациональном.
Рейтинговые агентства при помощи экспертного анализа и последующей оценки кредитного риска присваивают эмитентам и их ценным бумагам знак кредитного или инвестиционного качества, тем самым оказывая помощь инвесторам в принятии решения. Иными словами, процесс выставления рейтинга состоит из оценки независимой стороной, заслуживающей доверия со стороны инвесторов, риска невозврата кредитов в должный срок.
Слово «рейтинг» выражает одновременно и процесс (анализ риска) и его финальный результат (оценка). Специалисты определяют рейтинг следующим образом: это процесс оценки риска, связанного с какими-либо долговыми ценными бумагами. Результатом данного процесса является некая оценка, позволяющая ранжировать оцениваемый объект в зависимости от индивидуальных характеристик его ценных бумаг и его надежности.
Таким образом, рейтинговые агентства — это коммерческие организации, которые оценивают платежеспособность, долговые обязательства, а также другие важные финансовые показатели эмитентов. Свою оценку они представляют в виде кредитных рейтингов, которые присваиваются организациям, регионам, странам в зависимости от их кредитоспособности. Основной целью подобных рейтингов является предоставить свою оценку вероятности потенциальным инвесторам/кредиторам того, что эмитент выполнит/не выполнит взятые на себя обязательств.
1.2. Задачи рейтинговых агентств
Процессы размещения и привлечения финансовых ресурсов связаны со значительными рисками, которые обусловлены многовариантностью и альтернативностью инвестиционного выбора. Вкладчики капитала постоянно сталкиваются с проблемой оценки перспектив размещения ресурсов и получения дохода. При таких условиях возникает объективная потребность в специальных рейтинговых услугах профессиональной оценки финансовых, а среди них, в первую очередь, кредитных рисков.
Соответствующие услуги рейтингования предоставляют специальные рейтинговые агентства (бюро), деятельность которых пользуется спросом практически во всех странах мира. Известнейшими мировыми рейтинговыми агентствами является Standard and Poor’s, Moody’s. Услуги рейтинговых агентств значительно упрощает и унифицируют процедуру определения кредитного риска, которая иначе требовала бы……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Журнал «МИРОВОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» №4, 2011
3. Андрианова Л.Н. «Рейтинг ценных бумаг: основы теории и практика»
4. Виталий Головащенко статья «Роль и место рейтинговых агентств в инфраструктуре финансовых и фондовых рынках » Март 18, 2013
5. Никонова Я.И. «Инвестиции, источники и методы финансирования», 2009 с.204
6. Беломестнов В.Г. «Управление инвестиционными процессами»: Монография. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. — с.98
7. Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. «Экономическая оценка инвестиций»: Учебное пособие. — Рыбинск: РГАТА, 2008. — с.132
8. Ткаченко А.Н. «Оценка эффективности инвестиционных проектов»: Учебное пособие. — Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2008. — с.42
9. Меньшенина А.В. «Инвестиции: Конспект лекций» (для студентов специальности 060400 — «Финансы и кредит»). — Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. — с.65
10. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. «Экономическая оценка инвестиций»
Учебное пособие.- Изд-во Инфра-М , 2008. — с.127
11. Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А. «Инвестиции» Учебное пособие М.: ТК Велби, 2007. — с.123
12. Максимова В.Ф. «Инвестирование» Учебное пособие. Изд-во М.: ММИЭИФП, 2009. — с.19
13. www.raexpert.ru 14. www.standardandpoors.com 15. www.moodys.com