Содержание
Введение3
1. Принципы ОРМ — снятие информации с технических каналов связи5
2. Проблемы ОРМ — снятие информации с технических каналов связи9
3. Классификация и характеристики технических каналов утечки информации12
Заключение21
Список используемой литературы22
Выдержка из текста работы
Снятие информации с технических каналов связи — ОРМ, заключающееся в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей.
Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.
За нарушение данного правила УК предусмотрена ответственность, в частности, за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273).
Снятие информации с технических каналов связи, как правило, осуществляется путем:
внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;
перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;
внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.
С учетом особенностей данного мероприятия подлежащая съему информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жесткие диски и др.).
Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций — владельцы технических каналов и соответствующей информации.
Результаты снятия информации отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие носители (помещенные в упаковку и опечатанные) с полученной информацией.
Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды
Может так случиться, что каждый из нас станет субъектом или объектом оперативно-розыскной деятельности. Поэтому вопрос о понятии и основании проведения оперативно-розыскных мероприятий далеко не праздный, т.к. он напрямую касается гарантий прав и свобод граждан в указанной сфере общественных отношений.
опрос граждан;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров;
снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение;
контролируемая поставка;
оперативный эксперимент.
Данный перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее-Закон об ОРД), является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Оперативно-розыскные мероприятия имеют следующие признаки:
оперативно-розыскные мероприятия проводятся только государственными органами и их должностными лицами, причем прямо указанными в Законе об ОРД (например, наведение прокурором или судом справок о чем-либо не является оперативно-розыскным мероприятием, хотя по содержанию их действия могут быть похожи на аналогичное оперативно-розыскное мероприятие);
оперативно-розыскные мероприятия непосредственно направлены на решение задач ОРД, предусмотренных статьей 2 оперативно-розыскного закона, что отличает их от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД (например, связанной с обеспечением оперативных подразделений материальными ресурсами). При этом оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить решение таких задач;
оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии специальных оснований и условий проведения, прямо указанных в Законе об ОРД (статьи 7 и 8 Закона об ОРД);
оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 могут проводиться как гласно, так и негласно. Их организация и тактика составляет государственную тайну; приемы, методы, способы их проведения, составляющие тактику, а также порядок и организация такого мероприятия не подлежат оглашению;
Необходимо отметить, что ни Закон об ОРД, ни иные открытые нормативно-правовые акты не дают определения видов оперативно-розыскных мероприятий; не регулируют обязательный порядок их проведения; не указывают полный состав участников, способы закрепления результатов, наименование и форму составляемых документов и т. п.
Отдельные требования к проведению и документированию оперативно-розыскных мероприятий имеются в секретных ведомственных нормативных документах МВД, ФСБ, ФСКН и других правоохранительных органов. Однако эти требования сформулированы излишне кратко и обобщенно, носят рекомендательный характер. Этим объясняется противоречивость практики, как проведения, так и фиксации результатов оперативно-розыскных мероприятий, неоднозначность их оценки следователем и другими уполномоченными субъектами, использующими результаты оперативно-розыскной деятельности, вплоть до признания их не соответствующими закону
Кроме того, по своему содержанию некоторые оперативно-розыскные мероприятия (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент) не являются непосредственными способами получения оперативно-розыскной информации, а представляют собой систему различного рода оперативно-тактических операций, позволяющих создать условия для получения такой информации.
Как отмечалось выше, сведения об организации и о тактике оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с часть 1 статьи 12 Закона об ОРД составляют государственную тайну. Между тем, как представляется, это законоположение касается лишь организации и тактики конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в рамках конкретных дел оперативного учета, при осуществлении проверочных действий, необходимых для принятия решений, указанных в пунктах 1- 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, а также в ходе оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел в связи с исполнением поручений следователя или суда.
Общие же положения оперативно-розыскных мероприятий, касающиеся их сущности, порядка проведения, применения при этом тактических приемов и использования тактических рекомендаций, документальной фиксации их хода и результатов открыты и доступны для их изучения любым заинтересованным лицам.
Снятие информации с технических каналов связи
Термин "технические каналы связи" не встречается в других законодательных актах, за исключением Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности (далее — Закон об ОРД). Вместе с тем в этом Законе понятия технических каналов связи не дается. Данный пробел устранили ведомственные нормативные акты. Руководствоваться надо Инструкцией МВД России, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г. В указанной Инструкции к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линия абонентского телеграфирования и т.п . Следует согласиться с В.И. Михайловым и А.В. Федоровым, считающими, что к техническим каналам связи надо отнести также компьютерные сети и телекоммуникационные информационные системы.
С момента образования технических каналов связи, они стали использоваться не только законопослушными гражданами, но и преступниками. Связь позволяла им быстрее договариваться о готовящихся преступлениях, обсуждать уже совершенные деяния, оперативно связываться с преступными элементами, проживающими в соседних регионах, т.е. существенно расширила их возможности по осуществлению противоправной деятельности.
Соответственно с момента начала использования технической связи в преступных целях объективно появилась необходимость ее контроля правоохранительными органами, а также фиксации передаваемой по ней информации.
Вслед за решением вопросов, связанных с технической возможностью снимать и фиксировать передаваемую по каналам связи информацию, возник важнейший вопрос правовой регламентации этой деятельности.
С момента появления технической связи эта деятельность носила строго закрытый характер, составляла государственную тайну и регламентировалась только внутриведомственными нормативными актами. Более того, даже внутри правоохранительных органов использование оперативно-технических средств, связанных со снятием информации с каналов связи было строго законспирировано. Неукоснительно выполнялись жесткие режимные правила проведения этих мероприятий.
В связи с изложенным результаты снятия информации с технических каналов связи, как правило, нельзя было использовать в доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел.
Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов перехваченной по каналам связи информации, т.е. решать вопрос легализации результатов контроля каналов связи, превращения их в доказательство по уголовным делам, в том числе путем правовой регламентации снятия информации с технических каналов связи.
Правовая регламентация снятия информации с технических каналов связи и использования их результатов в доказывании по уголовным делам впервые была юридически закреплена законодателем в 1992 г. В этом году принятый Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) регламентировал оперативно-розыскное мероприятие "снятие информации с технических каналов связи".