Содержание
1. Каковы основные функции органов страхового надзора в РФ…………
2. Дайте характеристику основных субъектов страховых отношений……
Задача 1
Рассчитайте для страхователя (мужчины) в возрасте 41 год, заключившего договор страхования жизни сроком на два года (норма доходности 8%, страховая сумма 5 тыс. рублей):
1. Размер единовременной нетто-ставки на дожитие и на случай смерти двумя способами:
а) используя данные таблицы смертности;
б) через коммутационные числа.
2. Размер единовременной брутто-ставки при смешанном страховании жизни (в рублях на 100 рублей страховой суммы), если доля нагрузки в брутто-ставке 9%.
3. Единовременную брутто-премию при смешанном страховании жизни.
Задача 2
Плата за страхование имущества предприятия, действительная стоимость которого на момент заключения договора страхования равнялась 15 млн.рублей, составила 300 тыс. рублей при страховом тарифе 2,5%. Ущерб в результате страхового случая составил 1,8 млн. рублей.
Определите размер страхового возмещения при пропорциональной системе страховой ответственности:
а) в договоре установлена безусловная франшиза 50 тыс.рублей;
б) в договоре указано, что условная франшиза составляет 1% от страховой суммы (свободно от 1%).
Список литературы…………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
Современный этап развития нашего государства в условиях рыночной экономики широко использует государственное регулирование страховой деятельности в целях обеспечения стабильности страхового рынка, защиты прав и интересов всех участников страховых отношений.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.
Страховой надзор — контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, обществ взаимного страхования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, страховых брокеров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80> и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA> страховых резервов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B>, способствуют развитию страхования.
В настоящий момент функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности осуществляет Банк России.
Актуальность данного исследования в анализе изменяющегося законодательства касающегося регулирования деятельности органа страхового надзора и страхового надзора РФ в целом.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при регулировании деятельности органа страхового надзора.
Предметом является правовое регулирование органа страхового надзора в РФ.
Целью данного исследования является изучить правовую природу деятельности органа страхового надзора в РФ и выявить некоторые проблемы в реформе, касающейся создания «мегарегулятора» на рынке страховых услуг. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить понятие, основные задачи и функции страхового надзора в РФ;
проанализировать реформу законодательства об органе страхового надзора;
изучить зарубежный опыт государственного регулирования деятельности органа страхового надзора;
рассмотреть формы и метода страхового надзора
проанализировать некоторые проблемы в реформе органа страхового надзора.
В связи проведения исследования используются методы — анализ, исследования нормативно-правовых актов, системный и функциональный подходы.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ФЗ « О банка и банковской деятельности», ФЗ « О Центральном Банке РФ», Закон «Об организации страхового дела», а также акты судебной практики, Постановление ВАС « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Постановление ФАС Московсокго округа дело № КА — А401271 — 01 и иные.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как Аксютина, С.В., Мирошник, С.В.,Пылов, К., Сухомлинова, Н.В.,Тяпкин, С.Е., и иные.
Глава 1 Теоретические положения деятельности органа страхового надзора.
.1 Понятие, основные задачи и функции страхового надзора
Переход к рыночной экономике закономерно привел к изменению характера взаимоотношений государства с субъектами страхового дела. На смену государственному управлению страховой сферой пришло государственное регулирование и контроль (надзор).
Вопрос о сущности страхового надзора является одним из самых дискуссионных в юридической науке. В юридической литературе существует множество определений страхового надзора.
Ю.А. Колесников определяет страховой надзор как разновидность государственного административного надзора, осуществляемого уполномоченными государственными органами. Данный подход, на наш взгляд, является односторонним, он не учитывает место и роль страхового надзора в системе финансового контроля. Искажение его финансово-правовой природы неизбежно сказывается на эффективности контрольной деятельности и, в конечном счете, на состоянии страхового рынка страны. Фактически такую же позицию занимает и О.В. Кононенко. По ее мнению, страховой надзор представляет собой деятельность органов исполнительной власти, осуществляемую в целях обеспечения законности и безопасности деятельности субъектов страхового дела, а также полноценного развития страхового рынка государства.
Многие ученые рассматривали страховой надзор как институт административного права. Так, например, Л.Н. Клоченко, изучая судебную практику привлечения страховщиков к ответственности, оценивает Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» как отраслевой закон для страховой деятельности сферы административного права. Невозможность наложения органом страхового надзора административных штрафов на страховщиков она объясняет отсутствием нормативно закрепленных соответствующих полномочий в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также в Положении о ФСФР, так как ранее функции страхового надзора выполняла ФСФР. Закономерно возникают два вопроса: что такое отраслевой закон административного права и почему он имеет преимущества перед Кодексом РФ об административных правонарушениях. Действительно, преимущества закон имеет, но только потому, что это — источник финансового права, а страховой надзор — разновидность финансового контроля. Смешение финансово-правового и административно-правового регулирования неизбежно ведет к дестабилизации страховой сферы, создает препятствия для ее развития. Использование слова «надзор» еще не дает оснований для признания страхового надзора разновидностью административного надзора.
Поэтому на сегодняшний день страховой надзор необходимо рассматривать как финансово-правовой институт и разновидность юридической деятельности. Опираясь на теорию юридической деятельности, страховой надзор можно также определить как осуществляемую с помощью разнообразных методов и форм деятельность уполномоченного субъекта, направленную на реализацию государственной политики в сфере страхования. Страховой надзор обладает следующими признаками: носит государственно-властный характер (в своей деятельности орган страхового надзора использует два основных метода воздействия — убеждение и принуждение); имеет правовой характер; реализуется через деятельность Банка России; распространяется на участников страховых правоотношений; носит непрерывный характер.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В настоящий момент в соответствии с Законом № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон «Об организации страхового дела» органом страхового надзора является Банк России.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Согласно ч.4 ст. 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ» Страховой надзор включает в себя:
) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
) мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.
Основное значение при осуществлении страхового надзора придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования. Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний о принципах, на которых основана деятельность страховых организаций. В то же время страховщик является профессионалом в данной области, а потому он может злоупотреблять своими знаниями в ущерб интересам клиентов.
Одной из особенностей страховой услуги является разрыв во времени между датами уплаты страховых взносов страхователем и осуществления страховщиком страховых выплат. Заключение договора страхования является лишь началом взаимоотношений сторон, которые продолжаются в течение всего срока действия договора. Страховщик сначала получает страховые взносы, а страховые выплаты ему придется производить гораздо позже, когда произойдет страховой случай. Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить, окажется ли страховщик способен произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.
Итак, страховой надзор — контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, обществ взаимного страхования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, страховых брокеров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80> и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA> страховых резервов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B>, способствуют развитию страхования.
Проанализировав данное понятие можно сказать, что страховой надзор носит исключительно публичный характер. Страховой надзор является разновидностью государственного финансового надзора. Он нацелен на обеспечение соблюдения страхового законодательства, защиту прав и законных интересов участников страховых отношений, эффективное развитие страховой системы страны.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 234-ФЗ « О внесении изменений в Закон «Об организации страхового дела» были внесены существенные изменения. В частности, глава IV закона стала называться «Надзор за деятельностью субъектов страхового дела» ранее «Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела». Из этого некоторые ученые сделали совершенно непонятный вывод о том, что с 1 января 2014 г. в России перестанет существовать государственный страховой надзор.
И с этим стоит не согласиться, так как законодатель привел в соответствие форму и содержание. Страховой надзор не может иметь негосударственный характер. Полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. За нарушение правовых предписаний орган страхового надзора имеет право применять к виновному субъекту меры финансово-правового принуждения.
Реформа государственного страхового надзора
С вступлением в силу ряда законодательных норм 22 января 2014 г. в жизни российских страховых компаний произошли существенные изменения. Изменились орган и структура надзора, страховые компании обязали к проведению актуарной оценки своей деятельности и формированию службы внутреннего контроля.
Также в Законе № 234-ФЗ указано, что Банк России уполномочен издавать нормативные акты, регулирующие следующие отношения: между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела, или с их участием; по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела; иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Стоит отметить, что в новой редакции в ч. 2 ст. 1 Закона № 4015-1 нет оговорки о том, что Банк России вправе издавать нормативные акты только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России, вероятно, вправе по своему усмотрению издавать нормативные акты для детализации регулирования по любым вопросам страхового дела, но его акты не должны противоречить закону (ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и п. 1.2 Положения Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (утв. Приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395)). В отношении других нормативных правовых актов РФ Законом № 234-ФЗ установлено, что они могут приниматься в соответствии с федеральными законами только в случаях, предусмотренных в таких законах.
Что же касается предыдущей редакции Закона № 4015-1 то она содержала иные правила принятия нормативных актов в сфере страхования. В п. 2 ст. 1 Закона № 4015-1 указано, что федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ в сфере страхового дела принимаются в соответствии с Законом № 4015-1. При этом в отношении нормативных актов федеральных органов исполнительной власти установлено более строгое требование — они должны были приниматься не только в соответствии с Законом № 4015-1, но и в случаях, прямо предусмотренных в нем.
Нормы о передаче полномочий Банку России вступили в силу раньше остальных положений Закона № 234-ФЗ и применяются с 1 сентября 2013 г. Следует отметить, что данное нововведение является одним из элементов реформы в сфере финансового контроля и надзора, в результате которой в Российской Федерации будет образован финансовый «мегарегулятор» на базе Банка России.
В связи с передачей функций страхового надзора Банку России внесены изменения в гл. IV Закона «Об организации страхового дела в РФ», в ст. 30, в новой редакции принята ст. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела», которая совершенно изменила условия и процедуру лицензирования. В частности, лицензии теперь будут выдаваться на страховую деятельность, а не на конкретные (правила) страхования, как раньше. При этом страховые организации и общества взаимного страхования не должны представлять правила страхования для получения лицензий. В частности, страховщик обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок, а также положения о формировании страховых резервов в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора. Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.
В сети Интернет был также опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ, содержащий поправки к большому количеству федеральных законов, которые регулируют деятельность, связанную с финансами и различными финансовыми инструментами. В соответствии с этим Федеральным законом Банку России передаются все полномочия ФСФР России по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иные полномочия. Большая часть положений указанного Федерального закона также вступила в силу с 1 сентября 2013 г. С этой же даты Банку России были переданы все полномочия ФСФР России по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Соответствующие поправки содержатся в Федеральном законе от 23.07.2013 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ФСФР России была упразднена с 1 сентября 2013 г., соответствующие изменения содержатся в Указе Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».
Также в ст. 3 <consultantplus://offline/ref=3D164FBFF9202FBDB7BF19984A54CD4B549EBBF474BC10338EFC109B875302858E77752A17ICoAG> Закона об организации страхового дела внесены весьма важные дополнения, Банк России наделен правом определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. При этом согласно п. 1 ст. 943 <consultantplus://offline/ref=3D164FBFF9202FBDB7BF19984A54CD4B549EBDF075BD10338EFC109B875302858E7775281EC0403AI3o5G> ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков. Возникает некое противоречие между правом Банка России и правом страховщика или объединения страховщиков. Помимо прочего, следует обратить внимание на слова указанной нормы <consultantplus://offline/ref=3D164FBFF9202FBDB7BF19984A54CD4B549EBDF075BD10338EFC109B875302858E7775281EC0403AI3o5G> — «могут быть определены», это означает, что правила страхования не являются обязательным элементом отношений между страхователем и страховщиком.
Указанное реформирование придает правовому регулированию деятельности органа страхового надзора важную роль. Так как с предыдущими службами, Банк России наделен большим объемом полномочий. И что как раз таки делает данный орган «мегарегулятором» на страховом и финансовом рынке.
Сегодня положение органа страхового надзора в России является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли разные органы: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор Российской Федерации, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора, Федеральная служба страхового надзора и иные. Все эти изменения ведут к поиску лучших путей исполнения страхового надзора.
Так же можно сказать о том, что создание финансового «мегарегулятора» явилось необходимостью для развития финансовой системы и страхового рынка, а также законности осуществления предпринимательской деятельности в банковской и страховой сферах.
Зарубежный опыт государственно-правового регулирования страховой деятельности
Правовые основы регулирования страхования заложены в ФЗ Об организации страхового дела в РФ». Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самых различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений.
Основным законодательным актом, регулирующим страховую деятельность во Франции, является Страховой кодекс. В соответствии с ним страховщик обязан получить административное разрешение Министерства финансов на каждый вид страхования, который собирается проводить страховая компания. Кодекс предусматривает две организационно-правовые формы страховых компаний: акционерное общество и общество взаимного страхования. Перестраховочные компании могут быть образованы в форме акционерных обществ, коммандитных товариществ или обществ взаимного страхования. Главным органом страхового надзора Франции является Комиссия по контролю за страховой деятельностью — независимый орган, учрежденный в 1989 г. и контролирующий деятельность страховых организаций. Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых на пять лет Министерством финансов.
Страховая деятельность в Великобритании регулируется Законом о страховых компаниях от 1982 г. Закон регулирует страховую деятельность компаний в форме акционерных обществ (корпораций), за исключением так называемых «дружественных обществ». Функции органа государственного страхового надзора в Великобритании возложены на Департамент торговли и промышленности, который возглавляет Государственный секретарь по торговле и промышленности. Департамент торговли и промышленности как орган государственного страхового надзора наделен широкими правами и полномочиями. Главная цель предпринимаемых мероприятий в области надзора за страховой деятельностью — защита интересов страхователей.
В Германии государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями возложен на Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и на должности внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей. Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам.
Особое внимание заслуживает правовое регулирование страхового надзора в странах Европейского союза. Одной из задач которого является создание единого рынка страхования с экономической интеграцией. Целью создания общего страхового рынка является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков. Однако процесс формирования общего рынка в страховом секторе не может быть быстрым. Каждая страна имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, которые, несмотря на общие черты, обладают несомненной национальной спецификой.
Правовую основу регулирования субъектов страхового дела являются Директивы. Особое внимание в директивах ЕС по страхованию уделяется организации страхового надзора. К числу минимальных требований, предъявляемых к национальным органам надзора за страховой деятельностью, относятся следующие: они должны осуществлять надзор за финансовой деятельностью страховых компаний, и в первую очередь надзор за платежеспособностью и размещением активов страховых организаций; они должны разработать надежные административные и учетные процедуры контроля деятельности страховых организаций,
А также механизмы внутреннего контроля, соответствующие типу страховой компании (ее размеру, видам страховой деятельности). В центре внимания органа страхового надзора должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, который включает в себя: оценку рисков, связанных с активами, актуарный анализ риска, анализ соотношения активов с принятыми обязательствами в части соответствия между размещением активов, с одной стороны, и принятыми обязательствами — с другой (по валюте, по срокам), валютное.
Важнейшим шагом в формировании единого страхового рынка в ЕС является введение правила единой лицензии, выдачу таких лицензий осуществляет орган страхового надзора. Директивы ЕС предъявляют следующие требования к выдаче единой лицензии. Использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний. Требование обусловлено целью создания единых правил лицензирования страховой деятельности и, тем самым, признания лицензии, выданной одной из стран, на всей территории ЕС.
Основной проблемой в сфере правового регулирования страхования является отсутствие единой системы страхового законодательства, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора. И для совершенствования сложившейся системы страхового законодательства РФ может быть полезен опыт Франции, где все правовое регулирование страхования сосредоточено в Страховом кодексе, регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования. Принятие Страхового Кодекса, составными частями которого могли бы являться расширенные разделы главы 48 Гражданского Кодекса РФ, на длительное время послужило бы отправной точкой для страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Также решением проблемы отсутствия независимого института защита прав страхователя может решить анализ зарубежного опыта Великобритании, где уже на протяжении 20-ти лет действует Бюро Омбудсмана по страхованию занимающееся вопросами урегулирования претензий по страхованию на досудебном уровне, а также ведением просветительской и консультационной работы в области страхования, обеспечивающее обратную связь между страхователем и страховщиком.
Как показывает опыт зарубежных стран, необходимо постоянно отслеживать соответствие системы государственного регулирования изменяющимся параметрам рынка и своевременно изменять систему регулирования.
Глава 2. Правовое регулирование деятельности Банка России как органа страхового дела
2.1 Правовой статус Банка России как органа страхового надзора
Деятельность Банка России законодательно определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральным законом « О банках и банковской деятельности, а теперь еще с 2014 года и федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ». А это означает, что Банк России является на сегодняшний день не только контрольным органом на финансовом рынке, но и органом страхового надзора.
В соответствии со ст. 1 ФЗ « О банках и банковской деятельности» банк это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля. А также согласно Закону «Об организации страхового дела в РФ» Банк России является органом страхового надзора, а следовательно призван обеспечить соблюдения страхового законодательства, защиту прав и законных интересов участников страховых отношений, эффективное развитие страховой системы страны в целом.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными компетенциями. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России как орган страхового надзора осуществляет следующие функции:
) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
) мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.
А также орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра <#»justify»>Конституция Российской Федерации. Принята всенародным согласованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства — 2014. — № 31.- Ст.4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 года №14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. — 1994. — №238-239.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г № 195-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // Рос.газ. — 2001. — № 256.
О банках и банковской деятельности: фед.закон. от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 20.04.2015) // Рос.газ.- 1996. — № 27.
Об организации страхового дела: закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. 08.03.2015) // Рос.газ. — 1993. — № 6.
О Центральном Банке РФ: фед.закон. от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Парламентская газета. — 2002. — № 131-132.
О внесении изменений в закон РФ « Об организации страхового дела в РФ»: фед.закон. от 23.07.2013 № 234-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Рос.газ. — 2013. — № 163.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей ЦБ РФ полномочий по регулированию контролю и надзору в сфере финансовых рынков: фед.закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // Рос.газ. — 2013. — № 166.
О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов: указание Банка России от 16.11.2014 № 344 (зарегистрированное в Минюсте 22.12.2014 № 35297) // Вестник Банка России. — 2014. — № 144.
Акты судебной практики
О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: постановление ВАС от 02.06.2004 (ред. от 10.11.2011г.) № 10 // Вестник ВАС РФ. — 2004. — № 8.
Решение об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности принято правомочным лицом и в пределах предоставленных ему полномочий, а неустранение страховщиком в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, в связи с которыми дано предписание или принято решение об ограничении или приостановлении действия лицензии, является правомерным основанием для решения об отзыве лицензии: постановление ФАС Московского округа от 14.02.2001 г. по делу № КА — А401271 — 01 // Архив ФАС Московского округа.
Дело № А40 — 46870 / 2015 // Архив ФАС Московского округа.
Научная и учебная литература
Аксютина, С.В Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы / С.В Аксютина // Проблемы развития территории. — 2014. — № 2. — С.115-126.
Ефимов, А Н История создания и развития страхового надзора: сравнительный анализ с зарубежными странами / А. Н Ефимов, Ю.А Суркова // Журнал российского права. — 2014. — № 5. — С.43-47.
Кузнецова, Е Государственное регулирование страховой деятельности в РФ / Е. Кузнецова // Экономико-юридический журнал. — 2010. — № 1. — С.174-176.
Медведева, О.Е Преимущества и недостатки создания «мегарегулятора» на финансовом рынке / О.Е Медведева, Т.В Макшанова // Вектор науки Тольятинского гос. Университета. — 2013. — № 3. — С.353-356.
Мирошник, С.В Страховой надзор в системе финансового контроля / С.В Мирошник // Юридический журнал. — 2013. — № 6. — С.289-291.
Пылов, С.Е Что продиктовал Закон / С.Е Пылов // Современные страховые технологии. — 2014. — № 1. — С.15-20.
Рассохин, В.В Юридические лица в системе органов страхового надзора / В.В Рассохин // Журнал российского права. — 2010. — № 1. — С.67-73.
Романова, Н.В Страховой рынок и мегарегулятор / Н.В Романова // Современные технологии управления. — 2014. — 12. — С.48-52.
Сухомлинова, Н.В К вопросу приостановления и ограничения действия лицензии субъектов страхового дела / Н.В Сухомлинова // Электронный вестник. — 2014. — № 2. — С. 223-228.
Тяпкин, С.Е Наступление юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере страхового надзора в РФ / С.Е Тяпкин // Новый юридический журнал. — 2013. — № 2. — С.110-118.
Юргенс, И.Ю Страховой рынок: вызовы и перспективы / И.Ю Юргенс // Юридический журнал. — 2014. — № 1. — С.20-23.