Выдержка из текста работы
Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов по специальности 070601 «Дизайн». – М.: МУГУ, 2009.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – дипломный проект имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение профессиональных, теоретических знаний и художественно-практической подготовки специалиста-дизайнера, выполняется на основе концептуального исследования и является заключительным этапом обучения студента.
© МУГУ, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Назначение выпускной квалификационной работы (ВКР)
и общие требования к ее содержанию………………………………………………………………. 4
2. Выбор темы выпускной квалификационной работы……………………………………… 9
3. Контроль кафедры за подготовкой ВКР………………………………………………………… 10
4. Подготовка ВКР……………………………………………………………………………………………. 11
5. Структура ВКР……………………………………………………………………………………………… 12
6. Требования к оформлению ВКР…………………………………………………………………….. 14
7. Срок сдачи, порядок защиты ВКР…………………………………………………………………. 16
8. Подготовка студента к защите ВКР……………………………………………………………….. 17
Приложения……………………………………………………………………………………………………… 18
1. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)
И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЁ СОДЕРЖАНИЮ
Выпускная квалификационная работа является итоговой работой, синтезирующей результаты обучения студента, и призвана выявить:
— способность студента к самостоятельному профессиональному мышлению в работе;
— способность к комплексному решению большого круга технических, практических и художественных проблем;
— умение строить гипотезы, выполнять, анализировать варианты решения поставленной задачи, умение видеть перспективу совершенствования проектируемого объекта, а иногда и умение ставить прогноз будущего развития объекта;
— подготовленность выпускника-студента к деятельности дизайнера, его соответствие квалификации «Дизайнер».
Одновременно работа над ВКР предусматривает дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки студента на примере выполнения крупного объекта в условиях, максимально приближенных к характеру его будущей практической деятельности в качестве дизайнера.
Общим требованием к каждой дипломной работе является достижение максимально возможной новизны творческого решения, следовательно, в дипломной работе должно быть обязательно рассмотрено в той или иной форме состояние проработки художественно-творческих вопросов или проблем на данный момент времени.
На основе этого рассмотрения должна быть сформулирована собственная точка зрения на ее решение дизайнерскими средствами. Диалектическое единство актуальности и новизны решения — одно из главных требований к выполнению дизайн-проекта.
Важным требованием являются также наглядность и логическая ясность принятых средств выполнения дизайн-проекта.
Следующее требование имеет отношение к эффективности сочетания комплексности различных требований для решения поставленной задачи. Аспектами комплексного рассмотрения работы являются критерии и принципы художественно-композиционного, философско-мировоззренческого, социального, функционально-технического и экономического, культурологического и эстетического рассмотрения проектируемой среды и объекта.
Требования взаимосвязи комплексности решения должны отражаться в текстовой и графической части работы.
Философско-мировоззренческий аспект.
Творчество дизайнера – социально. В продукте его творчества отражается мировоззрение и дух эпохи.
Дизайнер основывается на принципах социологии и эстетики, главным из которых являются демократизм и гуманизм, удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества, утверждение эстетических идеалов, оптимистического видения мира.
Эти исходные общие положения должны быть конкретизированы применительно к теме ВКР, их творческая интерпретация должна найти отражение не только в пояснительной записке, раскрывающей идейный замысел проекта, но, и, главным образом, в самой концепции темы и в ее функционально-пространственной, образной и пластической трактовке графического исполнения проекта.
Так, при разработке проектов интерьеров школ и других учебных заведений следует в первую очередь добиваться соответствия их архитектурно-планировочной структуры требованиям школьного образования и высокой художественно-эстетической выразительности.
Главным в проектах общественно-торговых центров и объектов общественного питания является бережное отношение к исторически сложившейся пространственной среде, использование наиболее современных функционально-технологических схем организации внутреннего пространства этих объектов.
Темы дипломных проектов, связанных с разработкой жилых квартир различного демографического состава.
Студент должен стремиться к созданию комфортных условий проживания в квартирах, а также к полноценному обеспечению жильцов квартир всеми видами жизнеобеспечения. Кроме этого организация внутренней среды интерьера квартиры должна создавать максимальный уровень качества проживания и иметь высокий уровень художественно-декоративного решения квартир.
В перечень тем дизайн-проектов могут быть включены и уникальные объекты: такие, как театр, конгресс-центр, библиотека, плавательный бассейн, гостиница и т.д.
Задания на проектирование ставят перед студентом-дизайнером множество профессиональных задач и достижение высокого уровня художественно-эстетической выразительности объекта.
Экономические требования.
Учет проектно-строительных факторов позволяет разработать наиболее рациональное с экономической точки зрения объемно-пространственной среды здание или сооружение и обосновать правильный выбор варианта решения дизайна внутренней среды.
Формируя объемно-пространственную среду и художественную композицию, избирая средства художественно-декоративной выразительности, следует учитывать, что экономичность является одним из важнейших требований, предъявляемых к дизайн-проекту. Достижение этой цели связано с экономическим обоснованием принимаемых дизайнерских решений.
Требования к конструктивной части.
При защите дипломного дизайн-проекта дипломник должен выявить свои знания по изучаемому материалу и свободное владение основными вопросами, связанными с проектированием внутренней среды объекта;
— умение обоснованно выбирать схему основных конструктивных элементов в соответствии с объемно-планировочным решением;
— умение правильно выбирать и проектировать основные конструктивные элементы здания;
— знание и соблюдение основных положений Е.М.С. (единая модульная система);
— знание и соблюдение важнейших требований технологии строительного производства, технико-экономической политики, обеспечения норм противопожарной безопасности и т.д.;
— умение обоснованно выбирать и назначать ограждающие конструкции, решать основные узлы сопряжений в соответствии с требованиями строительной физики, долговечности эстетики и т.п.
Технологические требования.
Требования организации функционального процесса в здании включают вопросы выбора конструкций для обеспечения необходимых габаритов помещений, вопросы строительной физики (обеспечения шумозащиты, хорошей акустики, освещенности и т.д.), вопросы инженерно-технического обеспечения и вопросы правильной внутренней среды помещений.
Требования к естественному и искусственному освещению интерьеров. Колорит в интерьере.
Искусственное рассеянное освещение часто позволяет более рационально организовать процесс труда и отдыха. Поэтому качеству светильников общего освещения должно уделяться большое внимание.
Рассеянный «бестеневой» свет способствует тому, что предметы в интерьере и помещение в целом воспринимаются как менее объемные.
Наряду с общим бестеневым освещением в интерьерах применяется и местное направленное освещение. Например, в магазинах направленным светом освещают прилавки с товарами, в холлах — группы мебели для отдыха, в учреждениях рабочие места и т.д.
Направленный свет подчеркивает отдельные места в интерьере, которые являются его главными композиционными акцентами. Направленный свет дает резкие тени и выявляет объем, но не всего помещения в целом, а лишь отдельных его деталей.
Эмоциональное воздействие интерьера тесно связано с впечатлением от его пространства, более замкнутое помещение воспринимается как более интимное, особое место здесь занимает цвет — одно из мощных средств пространственного решения интерьера.
Складывающийся в настоящее время тип интерьера обладает рядом архитектурных особенностей, определяющих его эстетические качества.
Среди этих особенностей наиболее характерными являются тесная связь внутреннего пространства с внешним, а также связи между интерьерами; объединение в одном помещении нескольких зон разного назначения — при помощи искусственного освещения и колористических приемов использования цвета.
Требования использования мебели и оборудования в интерьерах.
Для организации внутренней среды помещений, создания удобств и комфорта существенное значение имеет подбор мебели и оборудования, которые по форме, стилю и назначению должны соответствовать интерьеру.
Важнейшим видом оборудования интерьера помещений является мебель Использование мебели неразрывно связано с архитектурно-планировочными параметрами помещений, функционально-технологическим процессом и формой обслуживания.
Мебель и оборудование должны отвечать требованиям предъявляемым к ним, т.е. сводятся к следующему:
— мебель и оборудование должны отвечать повышенной прочности;
— мебель должна быть современной, экономичной, красивой и главное удобной;
— мебель для жилых помещений должна отвечать следующим требованиям: во-первых, широкое использование так называемой корпусных изделий – это шкафы для платья, белья, книг, посуды, секретеры, тумбы для постельных принадлежностей, тумбы туалетные, для телевизоров, радиоприемников и т.д.; во-вторых, в состав мебели для жилых комнат входят столы обеденные, письменные, туалетные, журнальные, сервировочные, для радиоаппаратуры; в-третьих, это спальные места, диваны, диваны-кровати, кресла-кровати, кровати односпальные, двуспальные; в четвертых, стулья, кресла, банкетки жесткие, полужесткие и мягкие и др.
Современные корпусные изделия мебели-шкафы можно подразделить на три основных вида: секционные, сборно-разборные, универсальные и стеллажи.
Все виды мебели должны отвечать общему художественно-утилитарному требованию, современному характеру дизайну среды внутреннего пространства помещений.
Требования к строительным и отделочным материалам.
Новые формы и новые приемы архитектурно-художественной выразительности интерьеров могут лишь тогда прозвучать полноценно, когда отделка помещений соответствует его функционально-технологическому назначению.
При этом необходимо учитывать специфику внутреннего пространства его архитектурный образ, декоративные особенности и целесообразность применяемых отделочных материалов.
Используемые в отделке материалы должны характеризоваться декоративностью, высоким качеством, долговечностью, индустриальностью и технологичностью в применении, экономической эффективностью, а также отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Гармоничное сочетание цвета и фактуры должны дополнять и обогащать архитектурно-художественное решение интерьера в целом, помогать решению общей цветовой задачи.
Сочетание естественных материалов придает интерьеру уют, выразительность и завершенность.
Применение облицовочного кирпича как декоративного материала в интерьерах позволит получить поверхность стены без каких-либо дополнительных штукатурных работ.
Отделка стен керамическими материалами сочетает в себе богатство цветовой гаммы, металлический блеск и оттенок, различные размеры и формы с эстетическим достоинством, долговечностью, гигиеничностью и невысокой стоимостью.
Хорошими свойствами декоративного отделочного материала стен и колонн обладает стекло.
Многообразие цветов и оттенков, прозрачность являются достаточно сильным средством художественной выразительности.
Одним из интереснейших материалов, применяемых в отделке современных интерьеров, является дерево. Его декоративные свойства, богатство цвета, рисунок и достаточная долговечность придают интерьеру уют и выразительность.
Древесина хорошо поддается отделке, хорошо сочетается со всеми применяемыми отделочными материалами.
Для покрытия полов в жилых интерьерах и в интерьерах общественных зданий используется паркет (наборный, щитовой, паркетные доски). Мозаика, метлахские плитки и покрытия из полимерных материалов.
В некоторых случаях в интерьерах общественных зданий, пол покрывают мраморными и гранитными плитами.
При устройстве потолков кроме общих требований, предъявляемых к отделочным материалам, необходимы акустические устройства, которые способствуют уменьшению шума.
С этой целью используют такие отделочные материалы, как перфорированные плиты, древесноволокнистые, фанерные асбестоцементные и алюминиевые листы, древесностружечные и акустические фибролитовые, минераловатные и стеклянные плиты, а также поливинилхлоридные пленки со звукопоглощающей эластичной подосновой.
Акустические устройства из этих материалов являются одновременно и отделочными.
Требования к инженерно-техническому оборудованию.
Лучшим результатом при решении архитектурной среды интерьеров могут быть достигнуты в тех случаях, когда отдельные компоненты, из которых складывается общее решение интерьера, объединяются в целостную систему.
Проблема интеграции элементов интерьера становится одной из самых важных и насущных в решении современных интерьеров.
Инженерное оборудование интерьеров, освещение, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и звукопоглощающие устройства.
Одним из важнейших факторов, определяющих уровень комфорта, является искусственное освещение: чем выше уровень освещенности, тем лучше возможность ориентации и пользования помещением интерьера.
Анализируя конструктивные решения современных зданий легко проследить тенденцию к увеличению строительных пролетов между колоннами.
Наиболее рациональны конструкции, в которых основная масса материала сосредотачивается в верхнем и нижнем поясах конструкций перекрытия.
В конструкции таких перекрытий обычно имеются пустоты, которые целесообразно использовать для коммуникаций инженерного оборудования для размещения вентиляционных коробов и систем освещения.
Комплексность решения всех элементов и систем является непременным условием высокого качества и экономичности современного интерьера.
Размещенная под потолком, сложная система инженерного оборудования интерьера может быть скрыта за подвесной ажурной решеткой, выполненной из обычных досок или древесноволокнистых плит. Такая решетка крепится к перекрытиям при помощи специальных крепежных устройств.
Иногда устраивается подвесной потолок, в котором объединены системы освещения, отопления и звукопоглощения.
Таким образом, в настоящее время накоплен значительный опыт комплексного решения систем инженерного оборудования, отделки и основных несущих конструкций. Такой подход позволит резко сократить сроки строительства, существенно улучшить качество и художественную выразительность и значительно снизить расходы на эксплуатацию внутреннего пространства зданий.
Требования использования монументально-декоративного искусства в интерьерах.
Стремление к синтезу архитектуры среды и монументально-декоративного искусства – один из естественных путей связи художественного творчества с повседневной жизнью людей.
В интерьерах общественных зданий и в жилых зонах применять элементы монументально-декоративного искусства следует с учетом конкретных условий среды.
Целесообразность применения произведений монументально-декоративного искусства в интерьерах нельзя определять без определения критерия целесообразности. Основным этим критерием следует принять назначение интерьера с учетом всех других факторов, условий и обстоятельств в каждом конкретном случае.
Назначение наиболее важного фактора, определяющего внутреннее содержание интерьера, его идейно-художественное и эмоциональное значение.
Специфика требований, предъявляемых к каждому типу интерьера, обусловливает степень возможности и целесообразности применения в нем тех или иных средств монументально-декоративного, а также прикладного искусства.
На предприятиях произведения искусства могут быть применены в залах, столовых, вестибюлях, бытовых помещениях.
В интерьерах транспортных зданий наиболее часто произведения монументально-декоративного искусства применяют в вестибюлях, залах ожидания, и некоторых других помещений железнодорожных, речных и автовокзалов и морских портов.
Однако стремление к синтезу внутренней среды и монументально-декоративных произведений в помещениях, обслуживающих транспорт, может затруднять использование средств визуальной информации (знаков, указателей, рекламы и др.) необходимость которых определена утилитарно-функциональными требованиями.
Требования к озеленению интерьеров.
Приемы размещения растений в интерьерах весьма разнообразны. Форма, параметры помещений внутренней среды, расстановка мебели и оборудования определяют размеры и тип зеленых уголков декоративных садов, распространенных приемов озеленения интерьеров общественных зданий.
Газоны устраивают на уровне пола или несколько выше, или с небольшим заглублением. Особенно эффектно сочетание такого типа озеленения с декоративными водоемами и фонтанчиками.
Преимуществом размещения растений на полу в ящиках или кадках является возможность свободной расстановки в определенной зависимости с учетом размещения оборудования и условий освещенности внутреннего пространства помещения.
Если при размещении озеленения фоном служит какая-либо плоскость стены, то желательна отделка ее естественным материалом.
В интересах нужно использовать различные зеленые растения, хорошо приживающихся в помещении. Для озеленения помещений с водоемами или бассейном целесообразно использовать влаголюбивые растения типа зонтичных и различные папоротники.
Правильное применение приемов озеленения в определенной степени помогает организовать внутреннее пространство помещений, приблизить человек к природе. Озеленение обогащает интерьер, делает его организованным, декоративно оформленным и привлекательным.
2. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Выбор темы происходит на основе примерной тематики выпускных работ, разрабатываемой кафедрой, или тема может быть предложена самим студентом, с учетом его научно-практических интересов.
2. При выборе темы ВКР студент может обращаться за консультациями к преподавателям кафедры, заместителям заведующего кафедрой.
3. После выбора темы исследования студент-выпускник в течение месяца со дня начала выпускного курса обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой об утверждении темы, а также может указать, под чьим руководством хотел бы выполнить выпускную работу (см. Приложение 1).
4. Темы ВКР утверждаются на заседании кафедры, и назначаются научные руководители. При этом при назначении научных руководителей, по возможности, учитываются пожелания студентов, в особенности, если они ранее работали под руководством определенного преподавателя.
5 Список студентов с указанием утвержденных тем и научных руководителей за подписью заведующего кафедрой передается в деканат. Полученные от кафедры сведения о темах ВКР и научных руководителях для каждого студента по выбранной им специализации оформляются приказом по МУГУ.
3. КОНТРОЛЬ КАФЕДРЫ ЗА ПОДГОТОВКОЙ ВКР
1. После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки работы, заполнения графика написания и оформления ВКР (Приложение 2). Составление примерного плана ВКР — прямая обязанность студента. Изменение темы и замена научного руководители допускается в исключительном случае, по заявлению студента и после собеседования с зав. кафедрой, не позднее, чем за 2 месяца до дня сдачи выпускной работы на кафедру.
Научный руководитель ВКР:
а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект плана работы, разбивки на разделы и подразделы, определяет их примерные объемы, сроки представления в первом варианте;
б) проводит консультации не реже 1 раз в месяц (по необходимости и чаще), на которых обсуждает со студентом проделанную работу, возникшие трудности, дает рекомендации по их преодолению;
в) проверяет выполнение графика написания ВКР по частям и в целом:
г) составляет текст задания и представляет отзыв на выпускную работу.
2. При систематическом непосещении студентом назначенных консультаций, отказе исправлять недостатки в выпускной работе (ВКР) по письменному ходатайству научного руководителя руководство прекращается, и работа снимается с защиты.
3. Кафедра периодически заслушивает сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами ВКР. При необходимости студенты могут приглашаться на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему (заместителю заведующего).
4. ПОДГОТОВКА ВКР
При работе над ВКР студентом должны быть решены следующие задачи:
— сбор и изучение исходных материалов по объекту проектирования и материалов-аналогов из современной практики дизайнерских разработок;
— изучение градостроительной ситуации и выявление задач гармоничного сочетания проектируемого объекта и окружающей его средой;
— выбор объемно-планировочного, функционально-технологического и конструктивного решений, достижение образно-художественной выразительности;
— создание современного комфорта и необходимого инженерно-технического обеспечения сооружения;
— экономическое обеспечение архитектурно-проектных решений;
— графическое выполнение проекта;
— подготовка пояснительной записки;
Учебное проектирование – это, главная часть процесса формирования профессии «дизайнер», складывается из системы курсовых и дипломных заданий, синтезирующих при выполнении все знания и умения, полученные студентом во время обучения, когда студент решает задачи формирования комплексных средовых объектов двух типов:
— фрагменты среды (отдельные зоны квартиры, рабочие места, игровые площадки и т.д.);
— целостные средовые объекты и системы, и административные здания, больницы, вокзалы.
5. СТРУКТУРА ВКР
Выпускная квалификационная работа состоит из 2 частей: графической и текстовой. Иногда ВКР сопровождается макетом.
Графическая часть должна ясно характеризовать как предлагаемый студентом конечный образ объекта, его планировочную, объемную организацию и художественное выражение, так и композиционные связи среды.
Необходимым условием ставится композиционное и художественно-графическое единство всего проекта в целом.
При отсутствии на планшетах перспективного изображения объекта, возможна серия перспективных рисунков или макет.
Текстовая часть проекта призвана дать всестороннее обоснование дизайнерских предложений, раскрыть методику исследования, основную градостроительную концепцию, а также раскрыть и обосновать правильность решений основных дизайн-композиционных, инженерно-технических и других вопросов проектирования, логически дополнить графическую часть проекта.
Текстовая часть состоит из пояснительной записки.
B пояснительной записке:
— подробно излагаются и обосновываются в дополнение к графической части основные принятые автором решения по проектным предложениям.
Объем пояснительной записки должен быть не менее 50 страниц машинописного текста. В пояснительную записку входят:
— Обложка;
— Титульный лист (Приложение 6);
— Задание кафедры на работу (Приложение 3);
— Отзыв научного руководителя (бланк) (Приложение 4);
— Рецензия (Приложение 5);
— Перечень принятых сокращений (при необходимости);
— Оглавление;
— Текс работы (включая введение, разделы и заключение);
— Список используемых источников информации;
— Приложения (при необходимости);
— Бланк заявления на закрепление темы ВКР (Приложение 1);
— Бланк оформления графика к ВКР (Приложение 2).
Внутри текста могут содержаться необходимые графические материалы, таблицы и иллюстрации.
В каждом из разделов должно быть представлено:
I. Во введении:
— должен быть обоснован выбор темы, ее актуальность, новизна, практическая ценность. Здесь же должны быть сформулированы цель и задачи, раскрыта гипотетическая модель проектируемого объекта.
II. По архитектурно-дизайнерской части:
— приводится обоснование, размещение объекта на выбранной ситуации.
Кратко описывается принцип технологической и функциональной организации здания и основных групп помещений.
Раскрывается характеристика архитектурно- дизайнерского решения структуры объекта и основных помещений. Объясняется выбранный прием достижения художественно-образной характеристики здания.
III. По разделу конструкций и отделочные материалы:
— обосновываются, описываются и наглядно показываются принятые конструктивные решения;
— подробное описание и обоснование принятых ограждающих конструкций и перегородок во внутренней архитектурной среде помещений.
При этом графически изображаются основные архитектурно-конструктивные части и важнейшие узлы.
Даются графические изображения конструктивного решения некоторых узлов и элементов с пояснением по фактуре, цветовому решению материалов, устройству остекления.
IV. По разделу архитектурной физики:
— решение задач по архитектурной климатологии; ориентация, инсоляция, защита от перегрева, прогревание;
— дизайнерские и электроакустические способы создания звукового комфорта
— световая архитектура интерьеров объекта.
V. По разделу инженерного оборудования:
— решение системы вентиляции и конструирования;
— решение системы отопления, водоснабжения и канализации, и других решений инженерного оборудования.
VI. По разделу экономики и организации строительства:
разрабатывается и приводится проект организации строительства, состоящие из:
— сводного календарного плана;
— строительного плана.
Сводный календарный план составляется на основании экономической части дизайн-проекта.
Строительный генеральный план составляется на период возведения наземной части сооружения.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР
1. Графическая часть выполняется на 5 – 8 листах размером 100×100 см, а их графическая структура и содержание определяются от темы дизайн-проекта.
Независимо от темы дизайн-проекта, как правило, в графической части должны присутствовать три раздела:
а) Ситуационный план (градостроительство);
б) Объемное и интерьерное решение проектируемого объекта;
в) Конструктивно-техническое (с фрагментом).
Ситуационную схему расположения объекта в системе населенного пункта следует представлять в масштабе 1:500.
В объемно-планировочном решении объекта необходимо раскрыть прием функциональной и композиционной организации объекта, средства художественной выразительности с показом необходимых планов, разрезов, фасадов.
В жилищной тематике отдельно показываются блок или секция жилого дома или набор квартир;
— развертки интерьеров показываются в масштабе 1:200;
— разрезы по зданию, дающие представление об его пространственной организации и конструктивных приемах в масштабе. Разрезы можно совмещать с интерьерами.
Выполнение всей графики производится тушью или в техническом исполнении.
Студент-дизайнер по своему усмотрению выбирает технические и художественные средства выполнения проекта; отмывка, графика, цвет, аппликация и т.д.
2. Пояснительная записка ВКР должна быть в твердом переплете (папке), обязательно прошита, или переплетена. Для задания, отзыва и рецензии должны быть подшиты 4 файла и приложен конверт с дискетой или диском, на котором находится электронная версия ВКР
Требования к оформлению текста.
ВКР выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги.
— размер бумаги стандартного формата А-4 (210 х 297 мм); поля: левое – 30 мм, верхнее – 20мм, правое – 10мм, нижнее – 20мм; ориентация книжная;
— шрифт: Times New Roman;
— кегель: 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках;
— междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
— расстановка переносов — автоматическая; форматирование основного текста и ссылок в параметре «по ширине»;
— цвет шрифта — черный;
— красная строка — 1,5 см.
Требования к нумерации страниц:
-последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т.е. после титульного листа, задания и оглавления работы, а также перечня сокращений, используемых в работе (если он имеется в работе);
— далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, Заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);
— нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;
— номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам.
-набираются полужирным шрифтом (шрифт – 14 пт);
— выравнивание по центру;
— точка в конце заголовка не ставится;
— заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;
— заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
3. Текст ВКР должен быть тщательно выверен студентом, который несет ответственность за опечатки и ошибки, возникшие вследствие перепечатки. Работа с неисправленными опечатками к защите не допускается, либо может быть снята с защиты
4. Ориентировочный объем работы – до 50 страниц печатного текста (исключая приложение и библиографию). При существенном превышении объема (более 10 страниц) работа может быть снята с защиты.
5. ВКР должна быть подписана студентом на последней странице текста, перед библиографией.
Электронная версия ВКР может быть в любом текстовом формате.
6. Надлежащим образом оформленная выпускная работа (BKP) предоставляется научному руководителю для отзыва. Научный руководитель обязан написать отзыв не позднее двух недель после предоставления полностью готовой работы. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует требованиям, предъявляемым ВКР, и нуждается в доработке, а студент не согласен, то решение о допуске такой работы на защиту выносит заведующий кафедрой.
7. СРОК СДАЧИ, ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВКР
ВКР должна быть сдана на кафедру согласно графику, утвержденному совместно кафедрой и деканатом. ВКР, поступившая на кафедру позднее установленного срока, к защите может быть допущена в исключительном случае и только по решению заведующего кафедрой или его заместителей.
Поступившая на кафедру ВКР регистрируется в журнале.
На основании вывода научного руководителя заведующий кафедрой определяет рецензентов, количество которых не ограничивается.
В отзыве и рецензии отмечаются как достоинства, так и недостатки ВКР, делается общий вывод об уровне исследования. Студент вправе ознакомиться с отзывом и рецензией. При отрицательной рецензии выпускная работа может быть доработана студентом с учетом высказанных замечаний и предложений рецензента.
На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, содержания и оформления работы заведующий кафедрой или его заместитель принимает решение о допуске работы к защите.
Защита ВКР происходит на заседаниях Государственной аттестационной комиссии в установленные сроки в соответствии с графиком.
Защита ВКР происходит публично с соблюдением следующей процедуры:
— секретарь ГАК докладывает фамилию, имя, отчество студента-выпускника, тему выпускной работы;
— краткое (5 – 10 минут) сообщение студента об актуальности темы и основном содержании работы, своих выводах и предложениях;
— вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы;
— председатель ГАК зачитывает отзыв научного руководителя и рецензию (или основные выводы);
— заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам.
Критериями оценки ВКР являются:
а) рекомендации по оценкам научного руководителя и рецензента;
б) степень самостоятельности и освещенности в ней вопросов темы;
в) творческий подход к разработке темы;
г) использование научной литературы;
д) стиль изложения;
е) аккуратность оформления работы;
з) степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в процессе ее защиты.
ГАК, после рассмотрения всех ВКР, вынесенных на защиту в данном заседании, в отсутствии студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки.
Успешно защищенные выпускные работы (ВКР) студентам не возвращаются и передаются в архив.
8. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ЗАЩИТЕ ВКР
Основными направлениями этой подготовки являются:
— составление студентом письменного выступления;
— изготовление дополнительных материалов (макеты, сувенирная продукция и т.д.)
Письменный текст выступления готовится студентом с помощью научного руководителя на 2 – 4 стр. машинописного текста. Структурно выступление формируется на основе введения, плана и заключения ВКР, в нем студент последовательно излагает:
1. Наименование и актуальность работы.
2. Цели, задачи, объекты и методы проведенного исследования
3. Рассматриваемые в работе вопросы и краткое содержание соответствующих разделов (особенно характеризующихся новизной).
4. Обоснование и сущность самостоятельных выводов и предложений.
5. Предложения по использованию материалов работы в практической деятельности.
Приложение 1
Бланк заявления на закрепление темы выпускной квалификационной работы
_______________________
Заведующему кафедрой
_______________________
(наименование кафедры)
_______________________
(Ф.И.О. зав. кафедрой)
от студента(ки) гр._______
_______________________
(Ф.И.О.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(рабочее полное название темы)
Руководитель темы _________________________________________________
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
______________ _____________________
(дата) (личная подпись студента)
Руководитель _____________________ ________________
(личная подпись, Ф.И.О.) (дата)
Зав. кафедрой _____________________ ________________
(название кафедры) (дата)
_____________________________________________________________________
(личная подпись, Ф.И.О.)
Приложение 2
Пример оформления графика к ВКР
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Факультет _______________________________________________
Кафедра _________________________________________________
Специальность ___________________________________________
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. кафедрой
«_____» ___________20__г.
ГРАФИК
написания и оформления выпускной квалификационной работы
Ф.И.О.студента(ки)____________________________________________
Тема выпускной квалификационной работы: _______________________________
__________________________________________________________________________
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Отметка руководителя о выполнении |
1. |
Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии по основным источникам |
до «___»_______________20__ |
|
2. |
Составление плана ВКР и согласование его с руководителем |
до «___»_______________20__ |
|
3. |
Разработка и представление на проверку первой главы |
до «___»_______________20__ |
|
4. |
Накопление, систематизация анализ практических материалов |
до «___»_______________20__ |
|
5. |
Разработка и представление на проверку второй главы |
до «___»_______________20__ |
|
6. |
Согласование с руководителем выводов и предложений |
до «___»_______________20__ |
|
7. |
Переработка (доработка) ВКР в соответствии с замечаниями и представление ее на кафедру |
до «___»_______________20__ |
|
8. |
Разработка тезисов доклада для защиты |
до «___»_______________20__ |
|
9. |
Ознакомление с отзывом и рецензией |
до «___»______________ 20__ |
|
10. |
Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии |
до «___»______________20__ |
График составил «___»__________________20__ г.
Студент ____________________________________________________
Приложение 3
Пример оформления задания на выпускную квалификационную работу
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Факультет __________________________________________________
Кафедра ____________________________________________________
Специальность ______________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
______________________
«___» ______________ 20__ г.
ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Студенту ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема: ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Исходные данные к работе: ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок сдачи законченной работы на кафедру ____________________________________
Научный руководитель _____________________________________________ ___________________________________________________________________________
(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)
Задание принял к исполнению ________________________ ________________________________________________________________________________
(подпись) (ФИО)
Приложение 4
Бланк отзыва научного руководителя
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОТЗЫВ
научного руководителя на выпускную квалификационную работу
Студента(ки )_____________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
На тему _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Отмечаются следующие моменты: актуальность темы исследования; степень разработанности проблемы, наиболее интересно исследованные вопросы. Оценивается степень самостоятельности и творчества дипломника; уровень его теоретической подготовки; умение анализировать научные материалы, делать практические выводы. Знание основных концепций, научной и специальной литературы по избранной теме.
Делается вывод о соответствии работы требованиям, предъявляемым к ВКР, определяется возможность допуска к защите (оценка не ставится).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель____________________________________________________
(Уч. степень, уч. звание, должность, ФИО)
«_____»________________20__г.
Приложение 5
Пример оформления рецензии ВКР
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу
Студент___________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
Тема______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рецензент_________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
__________________________________________________________________________
(ученая степень и звание, должность, место работы)
__________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
Рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы и изложить в рецензии:
— актуальность и практическую значимость (ВКР);
— соответствие содержания работы целевой установке, научный уровень, полноту и качество разработки темы,
— следует отметить те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника, умение прогнозировать динамику, тенденции развития объекта (процесса, задач, проблем, их систем), пользоваться для этого формализованными моделями (задачами);
— на наличии системности, логической взаимосвязи всех частей выпускной квалификационной работы друг с другом и с более общей задачей (проблемой), ясности изложения материала;
— на умении конкретно формулировать задачи своей деятельности (работы, проекта);
— общую характеристику на работу с точки зрения ее завершенности и возможности внедрения в практику;
— на уровне экономической обоснованности, эффективности решений;
— конкретную оценку выполненной работы и ее соответствие требованиям ГОС по специальности;
— следует указать те вопросы, которые не получили достаточного освещения в ВКР, либо совсем отсутствуют;
Рецензент должен дать общую оценку выполненной выпускной квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и выразить свое мнение о присвоении дипломнику квалификации
_________________________________________________________________________
(указывается квалификация выпускника и специальность)
Рецензент________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность)
«_____» _____________20__г.
Продолжение приложения 5
Бланк рецензии на выпускную квалификационную работу
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу
Студент (ки)_______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
Тема ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рецензент_________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
__________________________________________________________________________
(ученая степень и звание, должность, место работы)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение рецензента (оценка) _____________________________________________
(прописью)
Подпись рецензента _____________________ Дата проверки ________________