Выдержка из текста работы
Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт в большинстве случаев не желателен. Однако современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективных управлением некоторые конфликты бывают желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество проблем и вариантов их решения. Т.е. здесь идет речь о сотрудничестве. В итоге дискуссия приводит к принятию решения, которое выгодно всем. Такой конфликт не разрушителен, а носит конструктивный характер.
Таким образом, конфликт не всегда может быть деструктивным или разрушительным, это зависит от того, насколько внимательно руководители относятся к конфликтам и насколько эффективно оно ими управляют.
Уровни конфликтов:
- Внутриличностные (предъявление к одному человеку противоречивых требований. У человека возникает ощущение, что он рвется на части)
- Межличностные. (вовлекает двух или более людей, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиции целей, расположений, ценностей или поведения.
- Внутригрупповые (сумма межличностных конфликтов, столкновение между частями или всеми членами группы, или конфликт между человеком и группой)
- Межгрупповые. (противостояние или столкновение групп в организации)
Процесс конфликта:
- Возникновение конфликта. Конфликт возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет. Конфликт может складываться объективно. Может быть намеренно спровоцирован одной или обеими сторонами. Возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта – основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Внешние признаки конфликта: напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок. В процессе развития ситуации под влиянием объективных и субъективных факторов конфликт может исчезнуть или трансформироваться в открытый конфликт.
- Возникновение инцидента. Событие, которое является поводом для взрыва конфликта. Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон – инцидент. Инцидент может возникнуть целенаправленно или случайно. Он может быть объективным или субъективным.
- Кризис в отношениях. Критическая ситуация, обостренная инцидентом, перерастает в конфликт. Он может проявляться в открытой и скрытой формах. Открытый конфликт – явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессии. Скрытый конфликт – отсутствие явного противостояния, противоборствующие стороны внешне могут сохранять видимость нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия друг на друга (интриги).
- Завершение процесса конфликта. Оно не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон. Конфликт может быть прекращен при помощи вмешательства третьих сил. Наименее желательным исходом конфликта является приобретение им затяжного характера.