Содержание
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1. Планирование и развитие деловой карьеры в организации
1.1. Деловая карьера в организации и направления её развития
1.2. Управление деловой карьерой
1.3. Методология исследования система служебно-профессионального продвижения
Глова 2. Социологический анализ системы планирование и развитие деловой карьеры в ООО «ФудЛайн»
2.1. Анализ развития деловой карьера работников в ООО «ФудЛайн» и направления её развития
2.2. Анализ системы управления деловой карьерой сотрудни-ков
2.3. Исследование системы служебно-профессионального про-движения
Глава 3. Рекомендации по развитию и планированию деловой карье-ры в ООО «Фудлайн»
3.1. Рекомендации по развитию еловая карьера работников ООО «Фудлайн»
3.2. Развитие системы управление деловой карьерой работни-ков ООО «Фудлайн»
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы служебно-профессионального продвижения в ООО «Фудлайн»
Заключение
Список литературы
Приложение
3
5
5
7
9
11
11
16
18
22
22
25
27
33
35
37
Введение
Сколько способных, и даже талантливых людей не достигли вершин и серьезных успехов в жизни, не сделали хорошей карь¬еры по одной лишь при-чине: не смогли наилучшим образом рас¬порядиться ни своим временем, ни своими способностями и, как следствие, правильно организовать свою жизнь и свою деятель¬ность.
Временем как ресурсом любой человек располагает изначаль¬но в равном количестве. Но результаты его использования у раз¬ных людей различны.
Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсив¬ности труда явление, характерное для большинства руководи¬телей во всем мире. И перед каждой экономически развитой стра¬ной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время тех, кто реализует функции управления.
Переход российской экономики на рыночные рельсы потре¬бовал резкого роста интенсивности труда руководителей пред¬приятий, фирм, организаций.
Если руководитель постоянно занят «горящими делами», под¬дается сти-хийному ходу событий, не управляет собственным вре¬менем, а зависит от об-стоятельств, то со времене он теряет спо¬собность отличать главное от второ-степенного, выделять из мно¬жества конкретных ситуаций важные проблемы.
Данная работа направлена на изучение планирования и развития карьеры в условиях организации.
Объектом работы являются сотрудники ООО «ФудЛайн»
Данная работа написан на примере ООО «ФудЛайн» — оптового предпри-ятия, занимающегося оптовой продажей продовольственных товаров.
Цель работы состоит в изучении основ планирования и развития деловой карьеры и выявления у предприятия резервов повышения эффективности тор-гово-производственных процессов на основе совершенствования процессов планирования деловой карьеры работников.
Задачами курсовой работы выступают:
1.Изучение теоретических и методологических основ планирование и развитие деловой карьеры в организации.
2.Социологический анализ системы планирование и развитие деловой карьеры в ООО «ФудЛайн»
3.Рекомендации по развитию и планированию деловой карьеры в ООО «Фудлайн»
На основе проведенных исследований и полученных данных в конце ра-боты приведены конкретные предложения по эффективному использованию трудовых ресурсов на предприятии и изыскания резервов для повышения эф-фективности производства в рыночных условиях.
Теоретическую основу исследования составили книги по управлению по таких авторов как: Виханский О.С., Наумов А.И., Волгин А.П., Матирко В.П., Модин А.А, Герчикова И.Н., Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А, Кибеноа А.Я., Захаров Д.К.
В работе использованы специфические издания по теории управления, теории организационной культуры и совершенствование хозяйственного меха-низма, введению в кибернетику, управление: системный и ситуационный ана-лиз управленческих функций таких авторов как: Зигерт В., Ланг Л., Красовский Ю.Д, Курицын А.Н., Козлов А.А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Моргу-нова Е.Б.
Для осуществления целей и задач в работе будут использованы следую-щие методы исследований: системный анализ, комплексных подход, про-граммно-целевое планирование, аналитико-прогностические методы (экономи-ко-статистические методы, метод экспертных оценок), а также наблюдение, ин-тервью, опрос, экспериментальные методы. Также в работе будут использованы методы сбора первичных и вторичных даннх, методы прогноза и т.п.
Временной период исследования составил 1 месяц, с 15.06.2008 по 15.07.2008.
Глава 1. Планирование и развитие деловой карьеры в организации
1.1. Деловая карьера в организации и направления её развития
Деловая карьера поступательное продвижение личности в ка¬кой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, ква¬лификационных возможностей и размеров вознаграждения, связан¬ных с деятельностью; про-движение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение из-вестности, славы, обогащения. Карьера это не только продвижение по служ-бе. Можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности. Жизнь человека вне работы имеет значительное влия¬ние на деловую карьеру, является частью карьеры [3, с. 166].
Карьера это индивидуально осознанная позиция и поведение, связан-ные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни чело-века.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный со-трудник в процессе своей профессиональ¬ной деятельности проходит раз-личные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональ-ный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способнос¬тей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях [16 с. 88].
Делая карьеру в условиях рынка труда, каждый из нас высту¬пает как соз-датель и продавец собственной рабочей силы. Добить¬ся успеха можно, зная конъюнктуру рынка и его законы.
Для достижения поставленных профессиональных целей не¬обходимо проанализировать реальность их достижения с помо¬щью алгоритма, состояще-го из следующих пяти шагов.
Шаг 1: поиск относящейся к делу информации.
Шаг 2: составление реального списка выбора.
Шаг 3: приобретение необходимой квалификации и прохож¬дение соот-ветствующей подготовки.
Шаг 4: приобретение соответствующего опыта.
Шаг 5: начало вашей карьеры (или новой карьеры).
Здесь понадобится умение представить себя работодателям и клиентам, убедить их, что вы подходите для выполнения конк¬ретной работы и, собствен-но, понимаете то, что от вас требуется. Необходимо создать себе репутацию надежного, компетентного и внушающего доверие профессионала.
Термин «маркетинг» стал в пследние годы очень популяр¬ным, но мно-гие понимают его смысл односторонне, фактически приравнивая маркетинг к деятельности по рекламе и сбыту това¬ров. На самом деле функции маркетинга намного шире [9, с. 45].
Различают несколько видов карьеры.
Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознан¬ных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера это инди-видуально осознанная позиция и поведе¬ние индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работ¬ник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональ¬ный рост, поддержка и разви-тие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию [19, с. 472].
Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все ста¬дии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и разви-тие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию [20, с. 238]
Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный со-трудник в процессе своей профессиональной деятельности прохо¬дит различные стадии карьеры. Эти стадии конкретный работник может пройти последова-тельно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и об-ласти деятельности, в которой он специ¬ализируется.
Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Япон¬цы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции [18, с. 246].
Карьера вертикальная вид карьеры, с которым чаще всего свя¬зывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае про¬движение наи-более зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровожда-ется более высоким уровнем опла¬ты труда) [11, с. 139].
Карьера горизонтальная вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполне-ние определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формаль-ного закрепления в организационной структуре [22, с. 369].
Карьера ступенчатая вид карьеры, который совмещает в себе эле-менты горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвиже¬ние работника может осуществляться посредством чередования вер¬тикального роста с гори-зонтальным, что дает значительный эффект [24, с. 487].
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные по¬требности.
1.2. Управление деловой карьерой
Управление деловой карьерой это комплекс мероприятий, проводи¬мых кадровой службой организаций, по планированию, организации, моти¬вации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, по¬требностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исхо¬дя из целей, потреб-ностей, возможностей и социально-экономических условий организаций. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника инте-ресам организации, повышения произ¬водительности труда, уменьшения теку-чести кадров и более полного раскрытия способностей человека [19, с. 338].
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребно-стях и социально-экономических условиях. Нет ничего уди¬вительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлека¬тельную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожи¬дал. Тогда начинается поиск новой работы.
Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспек¬тивные области применения своего труда и узнает, что для его зна¬ний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в ре-зультате возникает сильная конкурен¬ция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Пра¬вильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает зна¬ние себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом ус¬ловии можно правильно поставить цели карьеры [30, с. 247].
Целью карьры нельзя назвать область деятельности, определен¬ную ра-боту, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое со-держание. Цели карьеры проявляются в причине, по ко¬торой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать оп¬ределенную ступеньку на иерархиче-ской лестнице должностей.
Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формиро¬вание целей карьеры это процесс постоянный.
Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При прие-ме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требова¬ния организа-ции-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, от¬вечающие вашим це-лям, формирующие ваши требования [31, с. 44].
Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить сле¬дующие правила: не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным на-чальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретай¬те новые навыки; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и ре-альностью, между ва¬шими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается на нашей памяти не та¬ким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других [29, с. 446].
Выдержка из текста работы
на тему: "Управление трудовой карьерой работников в организации (на примере ОАО "Медвежья гора")"
Краснодар 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления трудовой карьерой работников в организации
1.1 Сущность управления трудовой карьерой работников в организации
1.2 Виды карьеры
1.3 Современный опыт в управлении трудовой карьерой работников
2. Анализ управления деловой карьерой работника организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ системы управления персоналом в организации
2.3 Анализ управления трудовой карьерой в организации
3. Совершенствование процесса управления трудовой карьерой работников организации
Выводы и предложения
Список использованых источников
Введение
Проблема управления трудовой карьерой в настоящее время является одной из самых актуальных в теории и практике управления персоналом. Это связано с изменениями, которые привели к демократизации общества и свободе выбора каждого человека. Известно, что каждый человек каким-то образом планирует свою жизнь, желая занять определенное положение в обществе. Важное место в планах человека занимает карьера, которая понимается как поступательное движение личности к какой-либо сфере деятельности.
Лишь с недавнего времени в системе управления персоналом уделяется серьезное внимание путям, по которым идет продвижение, и типу планирования, который требуется для достижения определенных целей. Ключ к решению проблемы заключается в понимании того, что влияние на продвижение оказывают не просто факторы и личность сами по себе, а скорее способы взаимодействия этих важных факторов.
Данная тема актуальна тем, что в большинстве предприятий управление трудовой карьерой ведется на довольно низком уровне или не ведется совсем. Причиной такого отношения к управлению карьерой является нежелание руководителей заниматься данной проблемой, считая, что управлять своей карьерой и планировать ее должен сам человек. Одной из причин низкого уровня организации процесса управления карьерой является недостаточность знаний и опыта в этой области.
Трудовая карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.
Целью курсовой работы является изучение системы управления трудовой карьерой работников ОАО "Медвежья гора".
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
)дать общую характеристику управления трудовой карьерой персонала;
2)рассмотреть виды карьеры работников в организации;
)изучить современный опыт управления трудовой карьерой персонала;
)проанализировать организацию системы управления трудовой карьерой персонала ОАО "Медвежья гора";
)разработать мероприятия по повышению эффективности управления трудовой карьерой персонала ОАО "Медвежья гора".
Объект исследования — ОАО "Медвежья гора". Предмет исследования — управление трудовой карьерой персонала для работников ОАО "Медвежья гора".
В процессе выполнения работы изучен теоретический материал, представленный в работах отечественных и зарубежных ученых таких, как Кибанов А.Я., Самоукина Н.В., Пугачев В.П., Чемеков В.П. и др., а также рассмотрены нормативные акты МО Ильское городское поселение, отчеты о проделанной работе ОАО "Медвежья гора" за 2008-2010 года.
В процессе написания работы использовались общенаучные методы познания: системный и сравнительный анализ, анализ документации.
1. Теоретические основы управления трудовой карьерой работников в организации
.1 Сущность управления трудовой карьерой работников в организации
Карьера это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой).
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под карьерой понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.
Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения. Карьера это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Также можно выделить социальный аспект, представления о карьере с точки зрения общества. Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, проторенные пути достижения определенных высот в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни. Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени ее взлетности, об используемых методах. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.
Возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, — это выбор карьеры. Джон Голланд предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор есть выражение личности. Также он считает, что достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.
Дл. Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из 6 типов личности:
. Реалистический — этот человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов — машинист;
. Исследовательский — такой человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным;
. Артистический — это человек экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточен;
. Социальный — этот человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую — школьный консультант;
трудовая карьера персонал управление
5. Предпринимательский — человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей — адвокат;
. Конвенциональный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов — бухгалтер.
Несмотря на то, что согласно этой концепции один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Альтернативой концепции Голланда может считаться типология, предложенная Е.А. Климовым. В ней все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П — "человек — природа", если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т — "человек — техника", если ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип Ч — "человек — человек", если основной предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З — "человек — знак", если главный предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х — "человек — художественный образ" — когда ключевой предмет труда — художественные образы, условия их построения.
Накладывая две представленные типологии на структуру управления карьерой государственных служащих можно сделать вывод, что при отборе кадров в систему государственной службы необходимо в первую очередь ориентироваться на претендентов, тяготеющих к социальному предпринимательскому типу личности (по Дж. Голланду) и к "типу Ч" (по Е. Климову).
Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность).
Вопросы мотивации были разносторонне освещены как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Классическая теория Тейлора видит мотивацию труда в том, чтобы дать людям заработать больше при большем производстве ими продукции. Более глубокую теорию мотивации создал А. Маслоу. Согласно его теории высокоэффективный труд работника стимулируется его стремлением к удовлетворению своих потребностей, которые имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания важности для человека (физиологические — безопасность — социальные — самореализация).
Модель Герцберга заключается в том, что главным стимулом к труду является его содержательность, которая побуждает работника к профессиональному развитию и совершенствованию. Это позволяет в дальнейшем занять более высокую должность, получить дополнительные полномочия и т.п.
На деловую жизнь человека приходится пять этапов:
) период начальной карьеры (вхождение в организацию, нахождение своего места в ней) — 20-24 года;
) этап, характеризующийся стремлением личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации — около 30 лет;
) фаза достижения высокого профессионализма, расширения сферы приложения своих способностей, упрочения занимаемого в организации положения — примерно 35-45 лет;
) фаза переоценки своих достижений, значения проделанной работы, возможных сомнений в правильности жизненного выбора и т.п. — где-то между 50-60 годами;
Также добавляется ряд важных проблем, беспокоящих человека, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как кризис среднего возраста, был неоднократно изображен в романах, фильмах, пьесах, психологических исследованиях. Несмотря на то, что каждая индивидуальная история отлична от других, уникальна, однако их сценарии имеют много общих черт. Они показывают, что этот кризис является реальностью и оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться правильным образом это состояние нейтрализовать.
Некоторые авторы обращают внимание на сложности, подстерегающие работников в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает, как они выражаются, этап "брожения". Правда, учитывая, по-видимому, своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном — от 35 до 50 лет.
В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам. Во-первых, чем ближе к вершине организационной пирамиды, тем меньше мест, и даже если работник может работать на новом уровне, то нет вакансий. Во-вторых, вакансии могут иметься в наличии, но он утратил либо возможность, либо желание ее занимать.
Исследования показали, что перемещения в карьере не происходят под влиянием одного какого-то мотива, а являются результатом действия совокупности мотивов. Для общества небезразлична личная карьера работника, так как она не должна противодействовать коллективным целям, а наоборот соответствовать им. То есть личная карьера имеет социальную значимость. Однако эффективность продвижения у разных людей различна, как различны их стремления к продвижению.
Многие фирмы держат в штате психологов, с тем, чтобы помочь работникам справляться с проблемами, связанными с карьерой, здоровьем, семьей. В процессе консультаций менеджеры среднего возраста обеспечиваются профессиональной помощью, если они испытывают депрессию и стресс. Менеджеры этого ранга обычно хорошо образованны, им часто достаточно выговориться объективному слушателю, особенно если тот умеет слушать, так как это помогает четко осознать суть проблем, найти способ справиться с ними конструктивным образом.
Рациональное развитие карьеры имеет далеко идущие последствия как для индивидуальной мотивации и эффективности, так и для состояния общества в целом. Если в организациях функционируют эффективные системы развития карьеры, то они не только обеспечивают достижение корпоративных целей, но и одновременно поддерживают психологическую устойчивость сотрудников, способствуют формированию здоровой социальной атмосферы в обществе.
Принципиально важным при организации трудовой карьеры является то, что удовлетворение дополнительной потребности в квалифицированных работниках осуществляется прежде всего за счет собственных кадров. Им обеспечивается приоритет в предоставлении рабочих мест по профессиям и видам деятельности, которые характеризуются более высокой квалификацией, содержательностью, престижностью.
Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры — это постоянный процесс.
Понятие стадий карьеры очень важно для понимания и управления карьерой. Важно также принять во внимание и жизненные этапы. Люди проходят по ступеням карьеры, как и по ступеням жизни. Поэтому необходимо понять это взаимодействие. Наиболее упрощенная версия выделяет шесть стадий.
Предварительная стадия включает учебу в школе, получение профессионального, среднего или высшего образования и длится до 25 лет.
Первоначальная стадия (переход с одной работы на другую). За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности своего существования.
Стадия становления длится примерно пять лет (от 25 до 30). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Стадия продвижения длится приблизительно с 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Стадия стабильной работы — от 45 до 60 лет. Она характеризуется действиями по закреплению достигнутых в прошлом результатов с сохранением одной и той же работы. Наступает пик совершенствования квалификации, и происходит ее повышение в результате активной деятельности и самообучения. Этот период характерен тем, что могут быть достигнуты новые служебные вершины. В то же время указанный период в целом является периодом творчества, поскольку человек уже удовлетворил многие из своих психологических и финансовых потребностей на предшествующих стадиях, но его продолжает интересовать уровень оплаты труда, появляется интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, акции, облигации и др.). Независимость, уважение и самовыражение являются наиболее важными потребностями данной стадии. Но многие люди испытывают то, что именуется кризисом середины карьеры, как раз в этот период. Такие люди не получают удовлетворения от своей работы и, как следствие, испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта.
Стадия отставки (завершения, пенсионная стадия) — от 60 до 65 лет. Карьера полностью завершена, можно попробовать что-нибудь другое. Человек начинает всерьез задумываться о пенсии и готовиться к уходу. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На данной стадии появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. В таблице 1.2 показана взаимосвязь стадий карьеры с потребностями работника.
Наиболее продуктивной для роста человека является стадия стабильной работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является творческим, поскольку удовлетворены многие психологические и материальные потребности.
Понятие стадии карьеры является фундаментальным для управления развитием карьеры в системе государственной службы. Руководители органов государственной службы обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая деятельность является не только средством самореализации, но и средством к существованию, поэтому при выборе профессии приходится учитывать уровень оплаты труда, его рыночную стоимость. Сравнительно низкий уровень заработной платы в системе государственной службы приводит к оттоку наиболее одаренных, быстро прогрессирующих специалистов.
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда, иначе он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу, которая может оказаться не такой, какую он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы.
1.2 Виды карьеры
Различают несколько видов карьеры, которые отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Виды трудовой карьеры
Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и не специализированной.
Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник in игла сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта и другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо с перспективами продвижения по службе. Еще пример: начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.
Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Япония твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего снизывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, и ибо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Горизонтальное развитие особенно характерно для крупных российских компаний, в которых процесс профессионального роста работников находится на стадии становления. В больших организациях часто возникает ситуация, когда сотрудник, прекрасно изучив свой участок работы, хочет идти дальше, но позиция наверху занята. Подняться выше невозможно, и человек начинает движение в сторону, что и называют ростом по горизонтали. Интересное наблюдение: некоторые российские фирмы не стремятся закрывать новые вакансии в горизонтальном секторе внутренними силами. Вместо того чтобы дать шанс собственным сотрудникам попробовать себя на новом поприще, они в первую очередь делают ставку на кандидатов извне. Собственные кадры могут быть более компетентны, но компания все равно предпочитает взять на новую позицию человека со стороны. Иногда стремление сотрудников к развитию по горизонтали натыкается на сопротивление руководителя. Поэтому, если у работника есть желание расти горизонтально, первым делом нужно заручиться поддержкой начальника. Его одобрение — почти гарантия того, что работнику дадут возможность испытать себя на новом направлении.
Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Карьера скрытая — вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
1.3 Современный опыт в управлении трудовой карьерой работников
Планирование карьеры является одной из составляющих успешной кадровой политики. В некоторых организациях оно осуществляется централизованно, а в некоторых считается делом самих сотрудников. В последних, как правило, кадровые показатели значительно хуже.
Большинство составляют те организации, в которых руководители и менеджеры по персоналу понимают, что карьера их сотрудников не стоит на месте, но шагов к ее активному и систематическому планированию не делают. Оно осуществляется симптоматически, по необходимости, когда того требуют рабочие процессы. Однако многочисленные исследования, проведенные на Западе, свидетельствуют о недальновидности такого подхода. Поэтому интересен опыт компаний, в которых планирование карьеры является составной частью кадровой стратегии.
Многие директора фирм по работе с персоналом и административным вопросам компании, отмечают, что участие работодателя в планировании карьеры сотрудников помогает решить следующие задачи:
повышение заинтересованности работников в профессиональном развитии;
активизация деятельности линейных руководителей в качестве наставников;
готовность организации к продвижению на рынке, создание в ней кадрового потенциала;
нематериальная мотивация сотрудников.
Система управления карьерой включает:
выявление потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
определение вариантов продвижения работника как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;
планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения менеджеров, а также карьерного процесса по предприятию в целом;
организацию процессов обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров;
активизацию карьерных устремлений руководителей;
регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появления карьеризма;
координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;
контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей.
План карьеры — это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника, позволяющая ему относиться к той не только как к повседневной обязанности, но и как условию карьеры.
Безусловно, формы и особенности карьерного планирования должны определяться с учетом условий бизнеса, в которых компания работает в данный момент, а также ее стратегии на будущее. Поэтому круг лиц, ответственных за этот процесс, может и должен быть широким. После ежегодной формализованной оценки персонала выявляются работники, показавшие более высокие результаты труда по сравнению с запланированными. Обычно их количество не превышает 10% от всего штата. Такие сотрудники проходят так называемое "панельное интервью" в присутствии топ-менеджеров, линейных руководителей компании.
Следует отметить, что успешных компании, как правило, планируют карьеру сотрудников не в зависимости от их функциональных обязанностей, а по личностным критериям.
Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограммой. Это документ, составляемый на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны — его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Пример карьерограммы представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления
Также в настоящее время в организациях часто возникают проблемные ситуации при управлении карьерой работников. При их возникновении необходимо просто предпринять служебные передвижения, даже если существует сомнение в их целесообразности. Возможны три типа таких передвижений, способных вывести персонал из кризисной ситуации: горизонтальное перемещение, понижение и перевод на прежние должности.
Горизонтальное перемещение заключается в передвижении на том же уровне из одного сектора организации в другой. Такого рода перемещение потребует от менеджера в сжатые сроки изучить технические требования, предъявляемые на новом месте, на что уйдет определенное время и усилия, отвлекающие от проблем. Хотя при этом уровень производительности может снизиться, зато в дальнейшем менеджер получает перспективу в обеих областях деятельности.
Понижение (перемещение на более низкий уровень) ассоциируется в нашем обществе с неудачей. Эффективно работающий человек просто не в состоянии понять, как понижение может быть достойной альтернативой. Тем не менее, при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий такое перемещение не только хорошая, но просто необходимая, внутренне приемлемая альтернатива:
а) работник ценит качество жизни, определяемое специфическим географическим месторасположением какого-то производства, и может быть согласен на более низкую должность, с тем, чтобы переехать на новое место;
б) работник рассматривает такое перемещение как способ установить и закрепить основу для будущего продвижения;
в) работник стоит перед выбором: увольнение или переход на нижестоящую должность;
г) работник желает обрести возможность к самовыражению в областях, связанных с внерабочей деятельностью: религиозной, гражданской, политической, и по этим соображениям может с удовольствием воспринимать более низкий уровень ответственности.
Перемещение на прежнее место — относительно новый способ, связанный с уменьшением риска, который имеется при горизонтальном перемещении или понижении. Он заключается в том, что перемещаемый работник может вернуться па прежнее место, если возникли проблемы на новом. Фирма информирует каждого о том, что существует определенный риск (связанный с новым местом работы), но можно возвратиться и это вовсе не будет рассматриваться как "провал".
Все вышеназванные программы, осуществляемые организациями с целью помочь работникам справиться с кризисом "середины", не исключают ответственности самих менеджеров за себя. Они должны заранее предпринимать шаги, позволяющие минимизировать риск.
Длительное пребывание человека в одной и той же должности является одним из факторов, снижающих трудовую мотивацию. Это обусловлено тем, что работник ограничивает свой кругозор рамками одного участка, он свыкается с недостатками, перестает обогащать управление новыми методами и формами, и его работа превращается в шаблон и штамп. И наоборот, сменивший много мест работы, имеет возможность сравнивать ситуации, быстрее адаптируется к новым условиям работы.
Профессиональная мобильность рассматривается в развитых странах как явление положительное. В этой связи, говоря о развитии и планировании трудовой карьеры, необходимо постоянно помнить о мероприятиях, направленных на поддержание мотивации работника. К ним относятся:
. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в 5-7 лет (желательно сделать престижным перемещение вниз в организационной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры).
. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока).
. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм.
. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.
Хотя перечисленные выше мероприятия во многом носят общеорганизационный характер, являются элементом соответствующей организационной культуры, они вместе с тем составляют предмет заботы каждого руководителя.
Специалистами в области управления персоналом отмечается, что в последнее время все большую популярность завоевывают нетрадиционные виды развития карьеры, которые не представляют собой обычного служебного роста и тем не менее получают высокую субъективную оценку.
К их числу относятся:
а)"горизонтальные продвижения по службе", когда работник получает более широкий фронт деятельности. более сложную и интересную работу при одновременном увеличении размера заработной платы.
б) временный перевод в другое подразделение или в другую организацию, что повышает интерес работника к своим обязанностям, расширяет его кругозор и сферу контактов;
в) предоставление оплачиваемого отпуска (годичного) для завершения научной работы;
г) предоставление возможности посещать (в рабочее время и за счет предприятия) центры планирования карьеры и различного рода учебные центры, причем учеба вовсе не обязательно должна быть связана с основной специальностью работника и может преследовать цели общего развития.