Содержание
Введение3
1.Государственный долг – результат государственных кредитных операций5
1.1 Сущность, причины, виды и формы государственного долга5
1.2Управление государственным долгом: цели, принципы, методы управления. Роль ЦБ в управлении внешним долгом10
2 Особенности управления государственным внешним долгом19
2.1 Международные клубы кредиторов как институт управления внешним долгом19
2.2 Государственный внешний долг России: состав, структура, динамика26
Заключение43
Список литературы44
Выдержка из текста работы
.Расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);
.Финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образование, наука, культура, СМИ т.д.);
.Обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);
.Пополнение государственных запасов и резервов.
Государственный долг — сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Оценить бремя долга можно по следующим показателям:
·Долг/ВВП;
·Долг / Экспорт товаров и услуг;
·Сумма обслуживания долга/ВВП;
·Сумма обслуживания долга / Экспорт товаров и услуг;
·Долг / Численность населения страны.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Различают два вида долга:
Внутренний долг — долг государства своему населению — предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Внешний долг — долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Может взиматься:
·правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);
·кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);
·напрямую крупными предприятиями страны;
·у кредитно-финансовых организаций других стран.
В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.
2. Пути покрытия государственного долга и его влияние на экономику
экономика государственный долг бюджет
Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).
Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.
Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как при достижении определённого уровня, инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.
Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг: с одной стороны — всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны — всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.
Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.
Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства.
Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:
.Выкуп долга — т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене;
.Обмен долга на акционерный капитал(своп) — предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. Приэтом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается;
.Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.
Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:
·Снижение ставок процента по обслуживанию долга;
·Продление сроков долговых обязательств.
3. Россия
Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял:
·на 1 мая 2007 года — 1108,9 млрд руб.;
·на 1 марта 2011 года — 3083,2 млрд руб.;
·на 1 июля 2012 года — 3795,5 млрд руб.;
·на 1 января 2013 года — 4064,3 млрд руб.
Использованные источники
1.Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2008 г.;
2.Максимова Е.В. «Макроэкономика». Москва, 2008;
.Максимова Е.В. Лекции по курсу «Экономическая теория». 2014 г.