Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования использования земель6
1.1. Земля как объект использования6
1.2. Право собственности на землю12
1.3. Правовые формы использования земель21
Глава 2. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую29
2.1. Понятие и состав земельного фонда Российской Федерации29
2.2. Правовой режим различных категорий земель33
2.3. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую45
Глава 3. Особенности перевода отдельных земель из одной категории в другую57
3.1. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию57
3.2. Особенности перевода земель лесного фонда в другую категорию64
Заключение74
Список использованной литературы77
Приложения84
Выдержка из текста работы
В качестве пространственного операционного базиса земля используется как место размещения зданий, строений и сооружений. Выступая как средство производства, земля практически всегда одновременно служит и пространственным операционным базисом для размещения объектов, которые в силу естественных природных свойств связанны с землёй. Функциональное значение земли отражается в праве посредством деления всех земель на соответствующие категории в зависимости от их целевого назначения: земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта и т. д.
В данной работе описывается правовой режим земель промышленности и энергетики, а также особенности изъятия и перевода земель в другую категорию.
Для нашей страны земли промышленности и энергетики имеют огромное значение. В настоящее время промышленность России включает следующие отрасли: нефтяная и газовая, угольная, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность и другие. Все вышеуказанные отрасли требуют соответствующих земель специального назначения для размещения предприятий.
Тема данной курсовой работы имеет большое значение для динамически развивающегося государства, потому что промышленное производство невозможно без земель, на которых оно расположено. Земли же эти, в свою очередь, должны быть нормативно оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целью работы является выявление основных проблем данной категории земель и разработка возможных вариантов их решения.
1. Правовой режим земель специального назначения
1.1. Общие положения правового режима земель специального назначения
Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное целевое назначение. Тем не менее, общим признаком, который позволяет объединить их в одну категорию, является то, что они используются или предназначены для специальных целей и размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли используются главным образом для несельскохозяйственных целей, т.е. как пространственный операционный базис. Другим критерием определения этих земель является их нахождение за пределами границ населенных пунктов [3].
К этой категории земель относятся следующие виды: земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения (рис.1). Некоторые из видов могут подразделяться на подвиды. Так, земли промышленности делятся на земли, которые используются для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, а также земли, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для целей разработки полезных ископаемых. Земли энергетики делятся на земли, предназначенные для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружения и объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации [3].
Рис. 1. Состав земель специального назначения
Следует отметить, что земли, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности и другие, являются федеральной собственностью (п. 4. ст. 87 ЗК РФ). Земли данной категории могут находиться также в собственности субъектов РФ, муниципальной, а также частной собственности [3].
Особенностью правового режима данной категории земель является наличие различных зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (п. 3 ст. 87 ЗК РФ) [3].
Зоны устанавливаются на основании решений соответствующих органов при предоставлении земель. Выделение зон с особыми условиями использования земель дает возможность предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющих минимальные размеры. Земельные участки, на которых существуют зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон [3].
Правовой режим данной категории земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Эти земельные участки в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, в других случаях нет.
Земельные участки становятся землями специального назначения в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому, в пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, когда допускается такое изъятие земельных участков. Они связаны с необходимостью разместить объекты федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального назначения; использования атомной энергии; обороны и безопасности и другие, когда нет других вариантов их размещения. В иных случаях земельные участки включаются в состав этих земель в результате их перевода из одной категории в другую [3].
Другой особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения является нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования в специальных целях. Согласно ст. 33 ЗК РФ размеры земельных участков для несельскохозяйственных целей устанавливаются по утвержденным нормам отвода земель для соответствующих видов деятельности либо в соответствии с правилами землепользования и застройки, с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией [3].
Виды разрешенного использования земельных участков присваиваются при их предоставлении для строительства, т.е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т.д.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий, как указано в п.2 ст. 87 ЗК РФ. Однако, каким образом и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании, в законодательстве не указано.
Кроме того, необходимо согласовывать места размещения объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (например, в районе аэродрома) или в случаях пересечения различных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель с нарушенным почвенным слоем в другую категорию допускается только после восстановления таких земель [16].
1.2. Правовой режим земель промышленности
Понятие земель промышленности
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренными ЗК РФ, федеральными законами и законами субъек……..
Используемая литература
1. Воздушный кодекс РФ от 19. 03. 1997 № 60-ФЗ (ред. от 14. 10. 2014);
2. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА — М, 2012. — 608 с.
3. Земельный кодекс РФ от 25. 10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 21. 07. 2014);
4. Конституция РФ от 12. 12. 1993 ( с учетом поправок от 21. 07. 2014);
5. Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140
«О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
6. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утв. постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486);
7. Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 29 мая 2003 г. № 44);
8. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6);
9. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160);
10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74);
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. № 142);
12. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «Гигиена труда. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88);
13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
14. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 02. 07. 2013) «Об использовании атомной энергии»;
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24. 11. 2014) «Об охране окружающей среды»;
16. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
17. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об электроэнергетике»;
18. www.consultant.ru