Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации5
1.1. Определение государственного внешнего долга5
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику6
1.3. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации11
Глава 2. Управление внешним государственным долгом РФ17
2.1. Основы управления внешним государственным долгом РФ17
2.2. Обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации в перспективе20
Заключение25
Список использованной литературы27
Выдержка из текста работы
3.4 Взаимодействие отдельных государственных структур в управлении внутренним и внешним долгом, транспарентность долговой политики……………………………………………………..28
3.5 Законодательная база управления государственным долгом……..29
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………..36
Приложение 1…………………………………………………………..38
Приложение 2…………………………………………………………..39
Приложение 3…………………………………………………………..40
Введение
Для того чтобы понять что такое внешний государственный долг нужно в первую очередь уяснить что такое государственный долг. Так, под государственным долгом понимается сумма задолженности по государственным займам. Он возникает в связи с необходимостью привлечения денежных ресурсов и удовлетворения потребностей населения. Государственный долг имеется практически у всех стран мира. Однако возникает он по различным причинам. Может возникнуть если в стране не стабильна экономическая ситуация, а может и просто возникать как встроенный фактор стабилизации и развития экономики. Возникновение государственного долга может повлиять на оздоровления экономики в стране и решить острые социальные проблемы.
Существует подразделение на внутренний государственный долг, а также внешний государственный долг. Так, внутренний государственный долг — это заем денежных средств (ресурсов) у населения, банков, корпораций, а также других учреждений финансов. Фактически производится заем нации у себе самой. Наряду с положительными моментами возникновения государственного долга (внутреннего) существуют еще и ряд отрицательных. Погашение задолженности осуществляется за счет средств бюджета (налогоплательщиков). Для уменьшения гос. долга могут увеличиваться налоги. Выход страны на ссудный рынок производит усиление конкуренции на денежном рынке, процентные ставки на денежный капитал увеличиваются. Это лишает частный сектор части инвестиций и затормаживает экономическое развитие государства.
Кредиторы внутреннего долга: банки, корпорации, население, кредитные и финансовые учреждения.
Внешний государственный долг — внешние займы и другие долговые обязательства перед нерезидентами кредиторами. Предполагает вывоз и передачу части производимого продукта за пределы государства. Наличие внешнего государственного долга — это норма. Однако его увеличение может стать опасным и привести государство к зависимости от кредиторов, подрыву доверия со стороны населения.
В мировой практике используют относительные параметры внешнего госдолга (специальные показатели). Они включают в себя отношение платежей по долговым обязательствам к экспорту товаров (услуг).
Кредиторами внешнего долга выступают: государства, международные организации финансовой направленности, например: МВФ; Международный банк реконструкции и развития и т.п.
Конверсия государственного долга — это совокупность финансово — правовых механизмов, которые направлены на сокращение долга страны. При конверсии внешний долг заменяется на другие виды обязательств. Так, возможно погашение гос. долга товарными поставками, перевод долга на другое государство, взаимный зачет финансовых требований и т.п.
Государственный долг Российской Федерации — обязательства по долгам России перед юридическими и физическими лицами, зарубежными государствами, организациями международного уровня, а также другими международными субъектами. Гарантом платежеспособности государства является казна и обеспечивается всем находящимся в собственности имуществом.
В зависимости от валюты в существует подразделение на внешний государственный долг РФ, а также внутренний государственный долг РФ.
Внешний государственный долг, выражен в иностранной валюте. В объем долга включают:
— объем обязательств по предоставленным Россией государственным гарантиям,;
— объем долга (основного) по полученным Россией кредитам правительств зарубежных государств, кредитных организаций, а также фирм и международных организаций финансовой направленности.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск.
Актуальность данной темы заключается в том, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы — рассмотрение динамики расчётов и структуры внешнего государственного долга.
Задачи:
— рассмотреть теоретические основы внешнего гос. долга Р. Ф.;
— рассмотреть динамику расчётов и структуру долга.
Объект исследования — государственный внешний долг.
Курсовая работа состоит из трёх глав и подразделов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы государственного внешнего долга
1.1 Государственный внешний долг, основные понятия и характеристики
Внешний государственный долг — сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести — а также уже случалось с рядом стран — к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.
Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП — менее 48% -низкая, 48-80% — умеренная задолженность;
отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг — менее 132% — низкая, 132-220% — умеренная;
отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг — менее 12% — низкая, 12-20% — умеренная.
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moodys внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.). Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.
В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены «долговые обязательства.
На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заемщика, а предоставляя кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и внутренние, предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности.
При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:
— верхний предел государственного внешнего долга РФ;
— верхний предел внешнего долга перед РФ;
— предел предоставления гарантий третьим лицам. Предельный размер государственных внешних заимствований,
как правило, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год» верхний предел государственного внешнего долга РФ определен в сумме 43,3 млрд. долларов США или 32,1 млрд. евро (без учета неурегулированной задолженности РФ в переводных рублях). Верхний предел государственного внешнего долга перед РФ (за исключением государств — участников СНГ) на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;
Предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований составляет 2,6 млрд. долл.
При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., на весь срок займа.
Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ.
В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
В советское время официальные данные о размерах внешней задолженности страны не публиковались. Однако имелись оценки западных экспертов, в соответствии с которыми внешний долг СССР в 1971 г. оценивался в 1,8 млрд. долл. В 1989 г. эта задолженность оценивалась уже в 44,8 млрд. долл.
В соответствии с официальными данными, которые были опубликованы в СССР в 1989 г., на начало 1989 г. задолженность составляла 33,6 млрд. руб. При пересчете по официальному курсу рубля к доллару задолженность в свободно конвертируемой валюте была эквивалентна приблизительно 47 млрд. долл., а общая сумма долга — 56 млрд. долл.
В 1991 г. объем внешней задолженности составлял примерно 75-80 млрд. долл. В 60 млрд. долл. оценивался внешний долг СССР перед странами Запада и 17 млрд. долл. составлял долг государствам Восточной Европы и другим странам.
После ликвидации СССР назывались различные цифры внешней задолженности — от 60 млрд. до 80 млрд. долл. Разнобой в цифрах был вызван различиями в методике подсчета величины долга. Например, применялись различные коэффициенты перевода задолженности в переводных и клиринговых рублях в долларовый эквивалент; в одних случаях оценивался только долг СССР, а в других — к нему приплюсовывалась задолженность по кредитам, полученным уже Россией, и т.п.
В целом после 1992 г. союзный долг, который составил основную долю современного российского долга, стали оценивать в 180 млрд. долл.16. По состоянию на 1 января 2002 г. государственный внешний долг РФ составил 146,6 млрд. долл.
Современный внешний долг России состоит из двух частей:
1. Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР.
2. Новый долг России, который формировался в основном после 1992г.
В свою очередь, долг бывшего СССР в течение длительного времени включал: задолженность Парижскому клубу кредиторов; задолженность Лондонскому клубу кредиторов; три первых выпуска облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ), являющиеся переоформленными задолженностями юридическим лицам — владельцам «замороженных» валютных счетов во Внешэкономбанке; задолженность перед бывшими социалистическими странами.
В настоящее время задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 г. в суверенные еврооблигации, учитывается в составе нового российского долга.
В целом структура внешнего долга представлена в табл.1.
Таблица 1
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 сентября 2012 года
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 41 317,5 32 925,0
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 434,4 346,1
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 131,1 901,4
Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ 973,6 775,9
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 55,4 44,1
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 191,1 1 746,1
Задолженность по внешним облигационным займам 35 546,9 28 326,5
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 593,8
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году 2 000,0 1 593,8
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 762,3
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 789,1
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 2 000,0 1 593,8
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 992,1
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 080,6 13 611,0
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 3 000,0 2 390,6
Задолженность по ОВГВЗ 10,8 8,6
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 974,2 776,3
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
Новый ро……..
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год
и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 11 июля 2007 года.
4. Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
5. Постановление от 23 июня 2000 г. «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенные в Лондонский клуб кредиторов».
6. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. — №3. — 2003. — с.23-27.
7. Андропов Д. Внешний долг — угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ — статья от 31.03.03.
8. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. — №2. — 2003. — с.26-35.
9. Баринов А. Трудности прогнозирования инвестиционных проектов в условиях неопределенности российского рынка // Проблемы прогнозирования. — №1. — 2006. — с.119-135.
10. Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста // Проблемы прогнозирования. — №4. — 2005. — с.21-27.
11. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России /Деньги и кредит — 2008. — №8. — с. 15-21.
12. Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. — №1. — 2006. — с.3-50.
13. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. — №9. — 2003. — с.8-15.
14. Гнедовнц Д. Кредитные попечители // Профиль. — №11. — 2006. — с. 78-82.
15. Дыкин А., Барановский В. Россия и мир // Профиль. — №1. — 2006. — с. 30-35.
16. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. — №4. — 2005. — с.29-34.
17. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. — №3. — 2006. — с. 22-30.
18. Кузнецов Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. — №7. — 2002. — с.46-52.
19. Можайсков О.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за январь — июнь 2007 года. / Деньги и кредит. — 2007. — №11. — с. 8-20.
20. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М,2003. — 268 с. — (серия «Высшее образование»).
21. Панфилов В. Денежно-финансовое обеспечение экономической динамики России // Проблемы прогнозирования. — №3. — 2004. — с.9-18.
22. Саркисянц А.Г. Финансовые активы России: нерешенные проблемы. / Аудитор. — 2007. — №9. — с. 49-56.
23. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. — №1. — 2002. — с.31-33.
24. Финансовое право: Учебник/ Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 536 с.
25. Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И. Химичева. Ф59 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 600 с.
26. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем). — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. — 452 с.
27. www.ach.gov.ru
28. www.budgetrf.ru
29. www.lowmix.ru
30. www.minfin.ru
31. www.old.polit.ru