Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Инвестиции как вид источников дохода компании 9
1.1 Понятие инвестиций 9
1.2 Инвестиционная деятельность19
Глава 2. Статистика источников инвестиций различных компаний в РФ 28
2.1 Статистика источников инвестиций 28
2.2 Статистика изменений источников инвестиций в связи с финансовым кризисом 41
Заключение53
Глоссарий58
Список литературы65
Выдержка из текста работы
В настоящее время в современной системе международных экономических отношений появилась тенденция возрастания роли межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что вызвано объективной потребностью усиления глобазизации. Условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках, адекватно отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особое значение эта проблема приобретает для России в связи с активной деятельностью на международной экономической арене и вступлением в ведущие межгосударственные экономические организации, в том числе во Всемирную торговую организацию.
Мировым лидером по суммам привлекаемых иностранных инвестиций в настоящее время по-прежнему выступают США, которые еще больше оторвались от ближайших преследователей. «В середине 90-х годов прошлого века второе место занимал Китай, страна, сочетающая в себе черты крупнейшей развивающейся и крупнейшей переходной экономики. Однако в конце 90-х годов на второе место вышла Великобритания, а Китай опередила еще одна европейская страна – Швеция»1.
Иностранные инвестиции, являются одним из основных показателей экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей новых технологий, идей, инновационных методов, ноу-хау.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия, и сохраняют свою практичную и научную значимость в настоящее время. С каждым годом количество иностранных инвестиций в Россию увеличивается, еще в 1997 году речь шла о глубоком системном кризисе, о том, что иностранные инвесторы не хотят вкладываться в нашу промышленность и сельское хозяйство. Это объясняется в первую очередь отсутствием благоприятного инвестиционного климата, который определяется политической нестабильностью; отсутствием правовых гарантий для иностранных инвесторов, развитой рыночной инфраструктуры.
С 2001 года до мирового финансово кризиса 2008 года в экономике РФ наметились определенные позитивные тенденции, в том числе и по созданию объективных предпосылок устойчивого экономического роста. Российская экономика за годы реформ приобрела современные цивилизованные черты — свободные цены, единый валютный курс, преобладание негосударственной собственности, либерализацию внешнеэкономических связей.
Внимание, которое в современной России уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение. Это свидетельствует об общим понимании того, что без необходимого притока иностранных инвестиций никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны. В конце 2009 года был создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России1, который осуществляет оперативное рассмотрение проблем, связанным с привлечением иностранных инвестиций и инвестиционной привлекательностью экономики РФ.
Все сказанное обуславливает актуальность темы дипломной работы и определяет основную цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является разработка актуальных экономических вопросов, связанных с привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику.
В соответствии с данной целевой установкой, в дипломной работе поставлены следующие основные задачи исследования:
— определить понятие инвестиций и их виды;
— исследовать необходимость иностранных инвестиций для страны;
-дать характеристику государственную политику в области иностранных инвестиций и выявить ее проблемы;
-исследовать инвестиционный климат в России;
-выявить проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в России и способы их решений;
-рассмотреть способы привлечения иностранных инвестиций в Россию;
-выявить преимущества создания особых экономических зон, как одного из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций;
-проанализировать положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО, а так же влияние данных последствий на приток иностранных инвестиций.
В соответствии с целью и задачами построена структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрена сущность иностранных инвестиций, государственная политика в данной области, а так же необходимость их привлечения в экономику России; во второй – инвестиционный климат в РФ, динамика, структура и способы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. А в третьей главе – проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ и способы их решения.
Полученные основные результаты исследований по данной теме позволяют использовать способы привлечения иностранных инвестиций для практического применения в сфере совершенствования государственной политики для привлечения иностранных инвестиций.
Для написания дипломной работы, автором использовались федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, официальные данные о поступлении иностранных инвестиций в РФ. Кроме того, использовались книги, монографии отечественных современных авторов, учебные пособия по инвестициям, специальная литература и материалы периодических изданий………………….
Заключение
Для того чтобы Россия занимала лидирующие позиции на мировой арене, необходимо развитие стабильной, прогрессирующей и наукоемкой экономики. При этом отечественные средства, инвестиции и технологии недостаточны для эффективного экономического роста страны. Поэтому необходимы дополнительные источники капитала и технологий.
Привлечение иностранных инвестиций сегодня в России, рассматривается как один из существенных способов развития экономики. Активизация инвестиционного процесса за счет притока иностранных инвестиций является наиболее разумным способом наращивания капитальных вложение и развития инновационных процессов в российской экономике. Не менее значима при этом и социальная роль иностранных инвестиций.
Приток иностранного капитала зависит в большей степени от проводимой на территории РФ, государственной политики в области иностранных инвестиций направленной на формирования благоприятного инвестиционного климата.
Государство осуществляет активную политику в данной области, что можно наглядно показывает увеличение притока иностранных инвестиций в экономику России, в 2000-2007 годах, в том числе и прямых. В 2008-2009 годах приток иностранного капитала в российскую экономику существенно снизился. Тенденции снижения иностранных инвестиций в развивающиеся экономики носит общемировой характер, связанны с влиянием мирового финансового кризиса. При этом положение российской экономики усугубляется ее сырьевой ориентацией и отсутствием на территории РФ благоприятного инвестиционного климата, которое сопровождается значительным оттоком иностранных инвестиций.
Немаловажное значение в формирование благоприятного климата страны играют экономические факторы. Из которых следует выделить: общее состояние экономики; устойчивость валютного курса, динамика инфляционных процессов; положение финансовой и кредитной системы страны; налоговый и таможенный режим.
Основные подходы Правительства РФ к оживлению инвестиционного процесса должны быть основаны на отказе от сырьевой ориентации экономики в пользу обрабатывающей промышленности, необходимости снижения инфляции и укрепления эффективного курса рубля, грамотной политикой в области снижения влияния мирового финансового кризиса.
На экономический рост и на формирование благоприятного инвестиционного климата влияют, помимо экономических, еще и социальные, правовые и политические факторы. Из группы социальных факторов можно выделить, коррупцию, которая затрагивает интересы абсолютно всех участников инвестиционного процесса. А в группе правовых и политических выделить проблемы связанные с отсутствием механизма правовой защиты иностранных инвесторов.
По состоянию на конец 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд. долларов США, что на 1,4 % больше по сравнению с предыдущем годом. В 2009 году поступило 81,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 21% меньше аналогичного показателя 2008 года. Причем прямые иностранные инвестиции сократились на 41,1 % по сравнению с 2008 годом. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что экономика России в период мирового финансового кризиса стала менее привлекательной для иностранных инвесторов.
Прямые иностранные инвестиции играют большое значение в развитие экономики, так как они носят более стабильный характер и вкладываются на долгий срок с целью создания и модернизации производства. А так же являются основным показателем в оценках критериев развития экономики стран в МВФ, что показывает привлекательность страны со стороны иностранных инвесторов.
Одной из отрицательных тенденций в поступлении иностранных инвестиций, является их отраслевая структура, которая характеризует сырьевую ориентацию российской экономики. Так в последнее время, наиболее привлекаемой для иностранных инвесторов является добывающая и перерабатывающая отрасли (на их долю приходит более 50% всех инвестиций). При этом на долю сельского хозяйства приходится только 0,5% притока иностранного капитала. Поэтому государственная политика в области иностранных инвестиций должна быть не только направлена на привлечение иностранного капитала, но и на эффективное его использование.
Для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100%-ным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры.
Что касается капиталовложений в народное хозяйство, то здесь следует сказать, что инвестиционный процесс в РФ находится в глубоком кризисе, который характеризуется всеобъемлющим сокращением инвестиций. Ситуация здесь в настоящий момент такова, что без серьезной поддержки государства не обойтись, ибо большинство предприятий убыточны или малорентабельны.
Государственная политика в области иностранных инвестиций должна быть направлена на развитие научно-технических, интеллектуальных, информационных и инновационных сфер экономического сотрудничества. Одной из эффективных и перспективных таких форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны становится создание особых экономических зон.
Благоприятно на приток иностранного капитала должно повлиять вступление России в ВТО. Хотя Россия кратковременно отложила вступление в ВТО, в пользу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который вступает в действие с марта 2010 года. По мнению автора дипломной работы, приостановление работы по вступлению России в ВТО носит политический и временный характер, и в скором времени Россия все таки будет ее полноправным членом, возможен вариант вступления в ВТО в составе Таможенного союза, совместно с Белоруссией и Казахстаном.
Международный опыт показывает, что страны-члены ВТО получают больше иностранных инвестиций, само вступление в ВТО сопровождается их ростом. Вступление России в ВТО даст возможность отечественным производителям отстоять существующие и открыть новые экспортные рынки. Таким образом, возрастет инвестиционная привлекательность экспортных отраслей страны.
В итоге можно сделать выводы, что для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата в РФ, требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Для достижения целей по привлечению иностранного капитала в российскую экономику, по мнению автора дипломной работы, необходимо:
— создание механизма реализации государственных гарантий для иностранных инвесторов, развитие правовой защиты иностранных инвестиций, в том числе развитие страхования инвестиционного капитала;
— создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов;
— создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
— создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики;
— обеспечивать защиту интеллектуальной собственности как формы прямой иностранной инвестиции, защиту, которая имеет важное значение для инвесторов, в особенности в области высоких технологий и в некоторых сферах обслуживания, там, где компании опираются на такие активы, как патенты, авторские права;
— законодательное закрепление приоритетных для привлечения и использования иностранных инвестиций отраслей, отрасли с ограниченным участием иностранных инвесторов, и закрытые для иностранного капитала отрасли (из соображений национальной безопасности, защиты национальных интересов и жизнеобеспечения страны);
— создание и участие российских компаний в ТНК, а так же в межгосударственных финансово-промышленных группах (МФПГ). Так как в этих организациях сконцентрированы огромные потоки капитала, которые в кратчайшие сроки могут переливаться из одной страны в другую, в том числе в совместные инвестиционные проекты на территории РФ. При этом государство должно контролировать соблюдения ТНК антимонопольного законодательства.
Среди мер общего характера, влияющих на приток иностранного капитала, необходимо государству сконцентрировать свое внимание на следующих направлениях:
— радикальная борьба с преступностью, в том числе и с коррупцией;
— снижение темпов инфляции, а так же контроль за денежной массой;
— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
— поддержка и стимулирование притока капитала в отстающие отрасли народного хозяйства со стороны государства;
переход к полной конвертируемости рубля;
— реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования.
Литература
Нормативно-правовые источники
1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
2.Российская Федерация. Законы. «О Правительстве РФ» [федер.конс.закон принят 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г., 25 декабря 2008 г., 30 декабря 2008 г., 29 января 2010г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
3.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (федер.закон: принят Гос.Думой 19 июля 2000 г.: по состоянию на 01 марта 2010 г.) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
4. Российская Федерация. Законы. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [федер.закон принят 25 февраля 1999 г. (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
5.Российская Федерация. Законы. «Об иностранных инвестициях в РФ» [федер.закон принят 9 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007г., 29 апреля 2008 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
6. Российская Федерация. Законы. «Об особых экономических зонах в РФ» [федер.закон принят 22 июня 2005 г. (с изм. от 3 июня 2006 г., от 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 декабря 2009 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
7.Российская Федерация. Законы. «О концессионных соглашениях» [федер.закон принят 21 июля 2005 г. (с изм. от 8 ноября 2007 г., 4 декабря 2007 г., 30 июня 2008 г., 17 июля 2009г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
8. Российская Федерация. Законы. «О дополнительных мерах для укрепления банковской системы в период до 31.12.2011 г.» [принят 27 октября 2008 г. №175-ФЗ]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
9.Российская Федерация. Президент (2005-; В.В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: (о важнейших общенациональных задачах). – М.,2005.
10.Российская Федерация. Подзакон.акты. «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ» [постановление Правительства РФ от 30 июня 1995 г. № 657 (с изм. и доп. от 10 марта 2009 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
11.Российская Федерация. Подзакон.акты. «Об утверждение Правил оформления и подачи заявления на создание особой экономической зоны» [постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 564 (с изм. и доп. от 31 июля 2006 г., от 31 января 2008 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
12. Российская Федерация. Подзакон.акты. «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» [Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1141]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.
13. Российская Федерация. Подзакон.акты. «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1163) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.10 г.
14. Российская Федерация. Подзакон.акты. «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны» (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1185) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.10г.
Книги, монографии, брошюры
15.Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов /В.В. Бочаров. — СПб. «Питер», 2004.
16. Веретенников И.И. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / И.И. Веретенников, И.В. Сергеев — М.: Финансы и статистика, 2000.
17.Мирошниченко А.А. Правовые, политические и другие факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в РФ/А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н.Головкин / Актуальные вопросы налогового права. – М: «Налоги и финансовое право», 2006.
18.Россия в цифрах. Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики РФ, 2005-2009 г.г.
19.Фархутдинов И.З. Инвестиционное право /И.З.Фахрундинов, В.А. Трапезников – М.: Волтерс Клувер, 2006.
20.Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения (науч.-практ. издание) / И.З.Фахрудинов — М.: «Волтерс Клувер», 2005.
Материалы периодических изданий
21.Беликов А.В. Методология рейтинговых оценок и анализ их влияния на оптимизацию инвестиционного климата // «Инвестиционный банкинг» — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2006, №1. С. 6-12.
22.Гусева Т. Вступление России в ВТО // Право и экономика. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ»», 2004, №9. С.1-4.
23.Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции / В. Загашвили, Ю. Шишков // Журнал «Мировая Экономика и Международные Отношения». – М.: МАИК «Наука / Интерпериодика»2000, № 8. С. 20-28.
24.Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. – М.: НП ИД «Экномический журнал», 2002, № 10. С. 65-75.
25. Леонов В. Таможенному союзу дали добро // РБК daily- ежедневная газета. – М.: ООО РБК-медиа, 2009. Выпуск от 30.11.2009. — С.5
26. Леонов В. Объединимся и заживем // РБК daily- ежедневная газета. – М.: ООО РБК-медиа, 2009. Выпуск от 14.12.2009. — С.3
28.Маковецкая М. В полшаге от ВТО // Журнал «Финанс.» – М.: ЗАО «Актион-медиа», 2006, №44. С. 11.
29.Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Журнал «Мировая Экономика и Международные Отношения». – М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002, N 1. С. 65-66.
30.Перебейнос Ю. Особых экономических зон должно быть не более десятка // Журнал «Консультант» – М.: ООО «РедСо», 2005, №23. С. 2-3.
31.Полонский Д. 7 триллионов на кризис // Журнал «Деньги» — М.: ЗАО «Коммерсант. Издательский Дом», 2008, №50 (705), С.19
32.Стариков С. Россию впустили в ВТО / С. Стариков, Т. Фроловская, В. Павлов// РБК daily – М.: ООО РБК-медиа, 2006. № 40. С.1.
33.Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в РФ // «Законодательство и экономика». – М.: ЗАО «Законодательство и экономика», 2003, №5. С.15-29.