Содержание
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Внимание как психический познавательный процесс
1.1. Внимание как составляющая системы психических познавательных
процессов человека………………………..……….………………………5
1.2. Сущность, виды и качества внимания…………………………….…9
1.3. Нарушения внимания…………………………………………………13
Глава 2. Внимательность как личностное качество……………………………15
2.1. Особенности внимательности как свойства личности…………….15
2.2. Особенности формирования внимательности………………………18
2.3. Упражнения для развития внимательности…………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………27
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Познавательная деятельность -необходимая составная часть человеческой деятельности вообще. В условиях Вооруженных Сил без познавательной деятельности невозможно осуществлять боевую учёбу, формировать у личного состава нужных для эффективного выполнения учебно-боевых задач и нанесения службы.
В настоящее время в частях и на кораблях осуществляется решительный курс на повышение качества полевой, воздушной, морской выучки, на максимальное приближение обучения и воспитания воинов к условиям боевой действительности. Особенно внимание уделяется развитию у воинов морально-боевых качеств, укреплению порядка и воинской дисциплины, усилению физической закалки военнослужащих, формированию у них способности преодолевать трудности характерные для современного боя.
В военной психологии сложился чёткий научный подход, определяющий логическую последовательность изучения психических, познавательных процессов. В соответствии с этим подходом, применительно к учебно-познавательной деятельности воинов, в ней выделяются три этапа:
восприятия войнами учебного материала; творческое осмысление и усвоение научных знаний; запоминание и воспроизведение познаваемого.
На каждом этапе познавательной деятельности принимают участие познавательные процессы, процесс познания идёт сразу на всех уровнях.
Вместе с тем, на тех или иных этапах решающая роль принадлежит строго определённым процессам. Поэтому, в методических целях психические, познавательные процессы целесообразно рассматривать в последовательности соответствующих этапам познавательной деятельности: вначале — ощущение, восприятия учебного материала каждым военнослужащим; затем — воображение и мышление, благодаря им главным образом обеспечивается творческое осмысление и усвоение знаний, и наконец память и речь, активно работающие на этапе запоминания и воспроизведения учебного материала.
Итак, психические, познавательные процессы — вот те психологические механизмы, через которые происходит познавательная деятельность военнослужащих в ходе боевой и политической подготовки, несения службы. С них начинается процесс превращения, содержания педагогического воздействия командиров подразделений в факт сознания, знания, представления, понятия военнослужащих.
Объектом исследования является военнослужащие.
Предмет исследования — психические, познавательные процессы у военнослужащих.
Цель работы исследовать психические познавательные процессы и их развития у военнослужащих.
Поставленная цель обусловила необходимостью решения следующих задач:
-исследовать место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих;
-изучить материалистическую природу психических, познавательных процессов;
-рассмотреть пути развития психических, познавательных процессов у воинов разных видов воинской деятельности.
При написании работы были использованы труды отечественных авторов в области военной психологии: Барабанщиковой А. В., Коробейникова М.П., Маклаковой А.Г., Энгельмана И.Г. и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
§1. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играет свойства личности, её мотивы установки.
Регуляция деятельности начинается уже на уровне восприятия, с психических, познавательных процессов. С них логично начинать рассмотрение психических явлений…….
Заключение
Итак, познавательные процессы — это составляющие любой человеческой деятельности, в том числе и военной, обеспечивающих ту или иную ее эффективность. Они дают возможность военнослужащему заранее выбирать цель, план и содержание будущей боевой деятельности, предвидеть ход этой деятельности, прогнозировать результаты своих действий и руководить ими по мере их выполнения.
Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем — речь.
Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств(цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, вкус и др., а так же мышечное ощущение, боль и др.)
Восприятие-это отражение в сознании человека непосредствено воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.
Представления — процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти.
Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность.
Мышление — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами, процессами и явлениями.
Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.
Воображение — процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека.
Одним из главных направлений формирования у воинов необходимых качеств психики является максимальное приближение их учебной деятельности к боевым действиям войск. Известно, что возникающие иногда в боевой обстановке ошибочные мысли и эстетические чувства и эмоциональные состояния могут быть причиной появления у воинов образов непроизвольного воображения, отрицательно воздействующих на его поведение. Чтобы такие чувства и мысли не возникали, воин должен быть приучен активно действовать в сложных, трудных и опасных условиях современного боя ещё в мирное время. Научить воина овладеть своим воображением можно лишь в том случае, если он получит большой опыт самостоятельных действий в подобных условиях в процессе боевой подготовки, и особенно в ходе полевой, морской и воздушной выучки войск. Воображение неизбежно вызывает положительные или отрицательные психические состояния. Знание и учёт общих и частных закономерностей психических процессов, особенностей их протекания у каждого воина необходимых для успешной организации процессов ратного труда, обучения, воспитания и психологической подготовки.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
2. Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1996.
3. Вопросы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин. — Москва, 1995.
4. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 2002.
5. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004.
6. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. Издательство: Владос, 2003.
7. Социальная и военная психология. — М.: ВПА, 2008.
8. Столяренко В.Е. Психология и педагогика: Краткий курс лекций. — 4-e изд., перераб. и доп. — М., 2009.
9. Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса. — СПб, 1999.