Содержание
Содержание
Введение 3
1. Воображение: понятие 5
2. Классификация воображения 8
3. Формы проявления воображения 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Выдержка из текста работы
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Проблема человеческого восприятия, его природы и свойств является одной из центральных проблем современной психологии. Восприятие как познавательный процесс лежит в основе важнейшего свойства психики — способности к отражению. Нарушение восприятия сопровождает многие психические расстройства и приводит в конечном счете к дезадаптации индивида. В этой связи одна из основных задач современной психологии состоит в том, чтобы изучить феномен человеческого восприятия, его природу, свойства и содержание.
Согласно современным представлениям, восприятие возникает на оп-ределенном уровне развития живой материи как результат определенной пространственной организации и качественной структуры материи, но закономерности этого процесса до конца не изучены. Также к кругу требующих изучения фундаментальных проблем психологии относится проблема соотношения восприятия явлений и предметов объективного мира и бессознательных установок воспринимающего субъекта и пр.
С одной стороны восприятие – объективно, поскольку отражает свойства и характеристики предметов и явлений окружающей действительности. С другой стороны, оно субъективно, поскольку восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его вос-приятие.
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музы-кальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.
В психологии насчитывается несколько десятков теорий восприятия. Тем не менее, проблема природы и механизмов восприятия до конца не изучена.
Недостаточная изученность этих проблем определила актуальность тему и содержание настоящего теоретического исследования.
Цель курсовой работы – изучить творческую природу восприятия.
Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс.
Предмет исследования – творческая природа восприятия.
Цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сущности восприятия и его свойств.
2. Изучить основные виды восприятия и дать их содержательные характеристики.
3. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сущности иллюзий восприятия, их видам и особенностям.
Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческой природы восприятия.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Понятие восприятия. Свойства восприятия
Понятие восприятия в психологии употребляется в разных значении-ях. Прежде всего, восприятие определяют как психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент. Также понятием «восприятие» обозначают субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ). Кроме того, под восприятием понимают процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств [13, c. 271].
Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта [7, c. 56].
Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явле-ний действи¬тельности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздейст¬вии на органы чувств. Таким образом, оно является результатом деятельности системы анализаторов, или перцептивной системы [14, c. 69].
Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анали-заторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межан…..
Литература
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
2. Батуев А.С., Соколова Л.В., Человек. Основы физиологии и психоло-гии. М.: изд. «Дрофа», 2005.
3. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины. – М.: Просвещение, 2006. – 455 с.
4. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
5. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2007. – 543 с.
6. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юрайт 2006. – 852 с.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леон-тьев. – М. : Речь, 2005.
8. Лурия, A. P. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. –СПб. : Питер, 2004.
9. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., М.: Юрайт, 2007 – 765 с.
10. Общая психология: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МПСИ, 2008. – 596 с.
11. Практическая психология. Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М.-СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
12. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Прозпект, 2008. – 903 с.
13. Петровский В.П. Общая психология: учеб. для ВУЗов – 3-е изд., — М.: Просвещение, 2006 – 789 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – М. : Речь, 2004. – 720 с.
15. Сеченов, И. М. Избранные произведения: т. 1. [Текст] / И.М. Сеченов. – М., 2002.