Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОНЕТИКИ И ФОНОЛОГИИ6
1.1 ОСНОВЫ ФОНЕТИКИ И ФОНОЛОГИИ6
1.2 АРТИКУЛЯТОРНАЯ ФОНЕТИКА11
1.3 ОСНОВЫ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ29
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ29
2.2 ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ РУССКИХ ГЛАСНЫХ33
2.2.1 УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ33
2.2.2 ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО ПРЕДУДАРНОГО СЛОГА (КРОМЕ И, Ы, У)35
2.2.3 ГЛАСНЫЕ ДРУГИХ ПРЕДУДАРНЫХ СЛОГОВ (КРОМЕ И, Ы, У)36
2.2.4 ГЛАСНЫЕ ЗАУДАРНЫХ СЛОГОВ (КРОМЕ И, Ы, У)37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ43
Выдержка из текста работы
Курс «Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография» является составной частью комплексной программы по русскому языку для студентов факультета начальных классов и служит задачам профессиональной подготовки учителя. Данный курс является единственной лингвистической дисциплиной на факультете начальных классов. Курс предназначен для формирования у студентов представлений об особенностях строения и функционирования языковой системы, об этапах усвоения ребенком родного языка.
В системе начального обучения русский язык является одним из основных учебных предметов. Как важнейшее средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Антропоцентрическая направленность проявляется в возможности с помощью языка познать «внутреннего человека», овладеть средствами самоанализа и самовыражения. Поэтому и курс русского языка как учебная дисциплина занимает важнейшее место в подготовке учителя начальных классов.
В процессе изучения разделов «Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография» студенты получают представление о минимальных единицах языка и речи, формируют умение самостоятельно анализировать языковые явления. При этом большое внимание обращается на такие важные вопросы, как соотношение звука речи и фонемы – минимальной единицы языка, позиционные чередования звуков и др., дающие учителю лингвистическое обоснование методики обучения письму и чтению и обеспечивают повышение уровня грамотности студентов. Разделы «Фонетика. Фонология. Орфоэпия» посвящаются материальной стороне языка, воспринимаемой на слух. В разделах «Графика. Орфография» рассматриваются особенности современного русского письма. При изучении данного курса студенты овладевают основными орфоэпическими и орфографическими нормами современного русского литературного языка и осознают причины отступлений от этих норм, что способствует повышению общей речевой культуры будущего учителя.
Курс тесно связан с практикой преподавания данных разделов в начальной школе. Он является базой для курса методики первоначального обучения грамоте.
Сведения по орфоэпии и орфографии необходимы учителю начальных классов для организации работы по формированию орфоэпических и орфографических навыков учащихся.
Цель курса состоит в освоении студентами информации в сфере языковой подготовки, касающейся теоретических основ фонетики, фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, а также в выработке умений анализа языковых явлений.
Данная цель предполагает решение ряда задач:
— сформировать представления о звуковом строе языка и особенностях фиксации звучащей речи на письме;
— познакомить с основными фонетическими законами и их проявлениями в современной русской речи;
— познакомить с фонологическими средствами русского языка;
— сформировать представления о системе орфоэпических и орфографических норм современного русского литературного языка;
— сформировать навык фонетической транскрипции слова и текста навык и фонетического анализа слова;
— сформировать навык фонематического анализа слова;
— сформировать навыки графического и орфографического анализа;
— совершенствовать умения и навыки литературного произношения орфографической зоркости и грамотности;
— совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
1.2. Принципы построения программы
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом ДПП.Ф.01 по специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования.
Русский язык.
Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.
Содержание курса соответствует принятой в педагогической науке логике построения курсов, имеющих как теоретические разделы, так и практико-ориентированный материал.
Курс «Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография» включает в себя 5 основных разделов:
1. Фонетика.
2. Фонология.
3. Орфоэпия.
4. Графика.
5. Орфография.
1. В «Фонетике» изучаются акустические и артикуляционные признаки звуков современной русской речи и единицы членения речевого потока: фраза, синтагма (речевой такт), фонетическое слово, фонетический слог, звук.
2. «Фонология» описывает фонологические средства языка: фонему (количественный состав русских фонем, сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем, реализации фонем в слабых позициях), ударение и интонацию (их особенности и функции в современной русской речи).
3. В «Орфоэпии» рассматриваются становление произносительных норм современного русского литературного языка и современные орфоэпические правила – произношение звуков, сочетаний звуков, отдельных грамматических форм и орфоэпические особенности иноязычных слов.
4. «Графика» представляет специфические черты русского алфавита.
5. В «Орфографии» изложены принципы современной русской орфографии.
1.3. Основные методологические и методические положения курса
Методология изучения материала курса основана на понимании объективности развития языка, связи вопросов развития языка и общества, а также субъективного характера речи, ценности национального литературного языка. С методологической точки зрения, идея гуманизации педагогического процесса реализуется через осознание типичных и индивидуальных особенностей звучащей речи, с тем, чтобы каждый смог глубже осознать свои личностные речевые особенности (частное) и соотнести себя через речь с окружающей действительностью (общее).
Изучение артикуляционных и акустических свойств звука обусловливает знакомство с устройством речевого аппарата и опирается на межпредметные связи с дисциплинами естественнонаучного цикла. Знакомство и историей графики и орфографии способствует формированию национальной самоидентификации.
С точки зрения методики изучения материала, предполагается рассмотрение теории предмета в единстве с формированием умений и навыков работы над устной и письменной речью.
Предусмотрена фронтальная, и групповая, и индивидуальная формы работы, разнообразные методы изучения предъявляемого материала: лекции, упражнения, различные виды языкового анализа, выполнение практических заданий, контрольной работы обобщающего характера и др. Все это позволяет максимально глубоко освоить содержание курса.
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы
1 курс, 2 семестр
Виды учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Практические занятия (ПЗ) | |
Самостоятельная работа | |
Вид итогового контроля (зачет) |
2. Содержание дисциплины «Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография»
2.1. Содержание курса
Фонетика
Предмет фонетики. Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.
Акустические свойства звуков речи. Тоны и шумы. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при образовании звуков.
Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие об артикуляции. Речевой Аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
Классификация звуков речи. Согласные и гласные, их акустические и артикуляционные различия. Классификация согласных звуков по твердости-мягкости и другим признакам. Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и другим признакам.
Слог с артикуляционной и акустической точки зрения. Слоговые и неслоговые звуки. Дифтонги. Типы слогов. Особенности русского слогоделения.
Ударение. Словесное ударение, его фонетическая природа. Место ударения в слове. Проклитике и энклитики. Слабое ударение. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
Интонация. Ее элементы и функции. Основные интонационные конструкции.
Звук и фонема. Позиционные чередования. Сильные и слабые позиции. Фонетические законы в области гласных и согласных звуков. Слабая фонема и гиперфонема. Московская и Ленинградская фонологические школы.
Фонология
Фонологическая система русского языка. Состав и система гласных фонем. Состав и система согласных фонем.
Закономерности развития звукового строя языка. Фонетические законы синхронные и диахронные. Исторические чередования русского языка как результат звуковых изменений.
Орфоэпия
Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.
Орфоэпические нормы в области гласных. Орфоэпические нормы в области согласных. Произношение отдельных грамматических норм. Особенности произношения заимствованных слов.
Русское литературное произношение в его историческом развитии.
Фонетические особенности стихотворной речи. Справочники по орфоэпии.
Графика
Основные этапы развития письма.
Значение письма в истории общества. Происхождение и основные этапы развития письма. Предметное письмо как предыстория начертательного письма: пиктография, идеография, фонография.
Графика и алфавиты. Финикийское письмо и восточные алфавиты. Греческий алфавит. Латиница и алфавиты на ее основе.
Кириллица, ее история, алфавиты на ее основе.
Состав современного русского алфавита. Прописные и строчные, печатные и рукописные буквы. Каллиграфия. Название букв. Буквы и фонемы. Фонемный принцип русской графики. Слоговой принцип русской графики. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Гласные после шипящих и Ц. Значения букв.
Орфография
Разделы орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм.
Принципы написания слов и морфем: фонематический, морфологический, традиционный, фонетический. Дифференцирующие написания слов и морфем в русской орфографии. Основные принципы орфографии других языков.
Слитные, раздельные и дефисные написания. Их связь с лексико-грамматическими процессами в языке.
Употребление прописных букв. Грамматические и семантические основы их употребления.
Правила переноса слов. Фонетическое и морфемное членение слова как основа правил переноса. Другие основания правил переноса.
Графические сокращения. Принципы и типы графических сокращений.
Основные исторические изменения в русской графике и орфографии.
Современные орфографические словари и справочники.
2.2. Разделы дисциплины и вид занятий
Наименование темы | Трудоемкость (час) | ||
Аудиторные занятия | Самост. работа | ||
Лекции | ПЗ | ||
1. Фонетика | |||
2. Фонология | |||
3. Орфоэпия | |||
4. Графика | |||
5. Орфография | |||
Итого |
2.3. Содержание разделов дисциплины
2.3.1. Лекционный курс (18 ч.)
1. Фонетика — 6 ч.
1.1. Фонетическое членение речи (2 ч.)
— Задачи, содержание и структура курса. Место курса в системе профессиональной подготовки педагога.
— Предмет и значение фонетики,
— Единицы членения звукового потока:
— фраза,
— синтагма (речевой такт),
— фонетическое слово,
— фонетический слог,
— звук.
— Правила слогораздела.
1.2. Классификация звуков русского языка (4 ч.)
— Устройство речевого аппарата.
— Принципы классификации звуков.
— Отличие гласных от согласных.
— Гласные и их характеристика:
— по подъему языка,
— по месту образования,
— по участию губ.
— Согласные и их характеристика:
— по участию шума и голоса,
— по способу образования преграды,
— по месту образования,
— по палатализации (дополнительной артикуляции).
2. Фонология – 2 ч.
— Предмет и значение фонологии.
— Фонологические средства русского языка:
— фонема,
— ударение,
— интонация.
3. Орфоэпия – 2 ч.
— Социальное значение орфоэпических норм.
— Произношение гласных.
— Произношение согласных.
— Произношение некоторых сочетаний согласных.
— Произношение отдельных грамматических форм.
— Некоторые особенности произношения слов иноязычного происхождения.
— Основные орфоэпические словари и справочники.
— Общая тенденция развития современных орфоэпических норм.
4. Графика – 4 ч.
— Предмет и значение графики.
— Типы письма
— предметное,
— начертательное: пиктография, идеография, фонография.
— Принципы русской графики
— фонемный,
— позиционный.
— Алфавиты.
— Элементы русской графики.
— Способы обозначения гласных фонем.
— Способы обозначения согласных фонем.
— Буквы «мягкий знак» и «твердый знак», лишенные звукового значения.
— Отступления русского письма от идеальной графики.
5. Орфография – 4 ч.
— Предмет и значение орфографии.
— Разделы орфографии.
— Правила передачи на письме звукового состава слов.
— Фонематический принцип русской орфографии.
— Нефонематические написания: исторические (традиционные), фонетические, дифференцирующие.
— Слитное, раздельное, полуслитное (дефисное) написание.
— Употребление прописных и строчных букв.
— Правила переноса слов.
— Графические сокращения.
— Основные орфографические словари и справочники.
— Краткие сведения из истории русской графики и орфографии.
2.3.2. Практические занятия[1] (16 ч.)
Фонетика (8 ч.)
ПЗ 1. Введение в фонетику. Фонетическое членение речи.
ПЗ 2. Гласные звуки.
ПЗ 3. Согласные звуки.
ПЗ 4. Фонетические законы в области согласных звуков. Позиционные и исторические чередования.
Фонология (4 ч.)
ПЗ 5-6. Фонология.
Орфоэпия (2 ч.)
ПЗ 7. Орфоэпия.
Графика. Орфография (4 ч.)
ПЗ 8. Графика и орфография.
2.3.3. Самостоятельная работа студентов (36 ч.)
Подготовка к практическим занятиям (в соответствии с планом практических занятий) – 18 ч.
Выполнение заданий для самостоятельной работы – 18 ч.
Подготовка сообщения (4 ч).
Составление аннотации словарей (4 ч.)
Чтение дополнительной литературы (4 ч.)
Выполнение занимательных заданий (2 ч.)
Составление орфоэпического и орфографического минимума (4 ч.)
План практических занятий
Практическое задание № 1
Тема: Введение в фонетику. Фонетическое членение речи
Вопросы:
1. Фонетика как раздел языкознания.
2. Основные фонетические единицы: фраза, такт, фонетическое слово (проклитика, энклитика).
3. Теории слогоделения.
4. Фонетический слог, его отличие от слога для переноса. Типы слогов.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2000, 2001.
Практическая часть:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе
(А. Блок).
1. Разделить текст на фонетические фразы, такты.
2. Выделить в тексте проклитики, энклитики.
3. Выписать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
4. Фонетический разбор (по школьному курсу) подчёркнутых слов.
5. Разделить слова на фонетические слоги по теории сонорности:
разговор, окно, метр, станция, ванна, вопль, землетрясение, половодье, лайка.
Во всех ли случаях совпадает слогоделение с правилами переноса? Дайте характеристику выделенных вами слогов.
6. Составьте слова по следующим моделям слогов (гласный – Г, согласный – С):
Г-СГ-СГС, СГ-СГ, СГС-СГС, ССГ-СГС, ГС-СГ.
7. Познакомьтесь с заданиями для самостоятельной работы (см. «Методические указания студентам»), начните их выполнять.
Практическое задание № 2
Тема: Гласные звуки
Вопросы:
1. Отличие гласных звуков от согласных.
2. Характеристика гласных по движению языка по горизонтали, по степени подъёма языка по вертикали, по участию губ.
3. Гласные в безударной (слабой) позиции.
4. Законы в области гласных звуков.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2000, 2001.
Практическая часть:
1. Определите звуки по их артикуляционным признакам:
а) гласный, верхнего подъёма, заднего ряда, лабиализованный;
б) гласный, среднего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный.
2. Опишите артикуляцию звука [а] (письменно).
3. Составьте слова (в фонетической транскрипции и орфографической записи) из звуков:
[р’] [ш] [ы]; [ш] [э] [j]; [с] [к] [о] [м]. В НШ – игра «Собери слово».
4. Придумайте свою фонетическую задачу для игры «Собери слово» для студентов ФНК и для учащихся НШ.
5. На месте каких букв в словах произносится следующий звук:
а) звук [ъ] колокольчик, табуретка, молодая;
б) звук [и ]: мясник, вылет, японец, веретено;
в) звук [ ]: воображать, апельсин, жаркое?
6. Затранскрибируйте текст:
И всё-таки я юность повстречала –
Мою прекрасную, но ставшую иной:
Мы встретились у чёрных скал причала,
В донской степи, завьюженной, ночной
(О. Бергольц).
7. Разбейте подчёркнутые слова на фонетические слоги, охарактеризуйте их.
Практическое задание № 3
Тема: Согласные звуки
Вопросы:
1. Отличие согласных звуков от гласных.
2. Классификация согласных по месту и способу образования.
3. Классификация согласных по уровню шума, по твердости-мягкости.
4. Сходства и отличия вузовской и школьной классификаций согласных.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2000, 2001.
Практическая часть:
Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявилась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндевелое, сумрачное солнце
(В. Астафьев).
1.Затранскрибировать текст.
2.Фонетический разбор (вузовский, по плану – см. «Методические указания студентам») подчёркнутых слов.
3.Опишите артикуляцию звуков [с], [л].
4.Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются следующие согласные звуки: [б] — [п], [б] — [п`], [б`] — [д], [б] – [м], [б] — [к].
5. Затранскрибируйте пары слов и определите, чем они отличаются друг от друга:
суди – судьи, зовём – завьём, полёт – польёт, живём – живьём.
6. Определите место слогораздела в словах, состоящих из звуков следующей сонорности:
2 4 2 4 2 3 4
1 1 4 3 2 4 1 4
3 2 4 2 3 4 3,5
4 1 1 4 2 3 1 1 4 3,5
Практическое занятие № 4
Тема. Фонетические законы в области согласных звуков. Позиционные и исторические чередования
Вопросы:
1. Фонетические законы в области согласных звуков (закон конца слова, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, аффрикация, слияние).
2. Позиционные и исторические чередования, их отличия.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963.
Практическая часть:
1. Затранскрибировать слова, указать, какие фонетические законы в них действуют:
отцепить, сделать, лестница, съезжаться, изжога, сшитый, косьба, пончик, ложка, визг, песня, умываться.
2. Затранскрибировать текст.
Хорошо летом забраться в такую сонную глушь, где никто тебя не потревожит, никто не знает ни твоего роду, ни племени. Только так и можно отдохнуть душой
(М. Пришвин).
3. Укажите, какие фонетические законы в области гласных и согласных звуков здесь встречаются?
4. Подберите к словам текста слова с теми же морфемами, где бы обнаружились: 1) позиционные чередования, 2) исторические чередования.
5. Полный фонетический разбор подчеркнутого слова.
6. Выберите тему сообщения (см. «Методические указания студентам»), определите круг чтения дополнительной литературы.
Практическое занятие № 5
Тема: Фонология
Вопросы: 1. Раскройте принципиальную разницу в определении понятий звук —
фонема.
2. Понятие сильной и слабой позиции гласных и согласных фонем.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Трубецкой Н.С. Основы фонологии/ Под ред. С.Д. Кацнельсона – М.,2000.
Практическая часть:
1. Затранскрибировать поговорки. Обозначить плюсами/минусами сильные/слабые позиции звуков (у согласных: по глухости/ звонкости, твёрдости/мягкости):
Снег глубок — год хорош.
Родной куст и зайцу дорог.
2. Сделать фонемную транскрипцию слов (по образцу – см. «Методические указания студентам»):
ПОБЕЖАЛИ, О ГАЛЧОНКЕ.
3. 3атранскрибировать текст:
Вокзал – несгораемый ящик
Разлук моих. Встреч и разлук
Испытанный друг и указчик.
Начать – не исчислить заслуг
(Б. Пастернак).
4. Приведите примеры позиционных и исторических чередований в словах текста.
5. Выполните полный фонетический анализ подчёркнутого слова.
Практическое занятие № 6
Тема: Фонология (продолжение)
Вопросы:
1. Сильные и слабые позиции фонем.
2. Количественный состав фонем русского языка.
3. Фонематический анализ слова.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Трубецкой Н.С. Основы фонологии/ Под ред. С.Д. Кацнельсона – М.,2000.
Практическая часть:
1. Затранскрибировать текст:
Холод, тело тайно сковывающий.
Холод, тело очаровывающий.
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами пристраиваются
(В. Брюсов).
2. Сделайте фонемную транскрипцию выделенных слов.
3. Укажите, какие фонетические законы действуют в словах текста.
4. Приведите примеры исторических чередований в словах текста.
5. Выполните полный фонетический анализ подчеркнутого слова.
Практическое задание № 7
Контрольная работа
Вопросы: см. ПЗ 1-6.
Подготовка к контрольной работе (см. «Методические указания студентам»)
Практическая часть:
Роняет лес багряныйсвой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Наступит день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор
(А.С. Пушкин).
1. Затранскрибируйте текст.
2. Сделайте полный фонетический анализ подчеркнутого слова, включая деление на слоги и характеристику слогов.
3. Сделайте фонемную транскрипцию выделенных слов.
4. Приведите примеры позиционных и исторических чередований в словах текста (в разных морфемах).
5. Какую функцию выполняют подчеркнутые буквы?
6. Как обозначена <j> в словах текста?
7. Приготовьте на проверку тетрадь с «Орфоэпическим минимумом» и «Орфографическим минимумом».
Тема: Орфоэпия
Вопросы:
1. Нормы в произношении гласных.
2. Нормы в произношении согласных.
3. Произношение сочетаний согласных.
4. Произношение грамматических форм.
5. Особенности произношения слов иноязычного происхождения
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Словарь-справочник. – М. (любое изд.).
Орфоэпические словари.
Практическая часть:
1. Как объяснить возможность появления следующих точных рифм?
Опыт – топот, спорым – спором, осиным – осинам
2. Запишите слова в два столбика – с произношением 1) мягкого и 2) твердого согласного перед <э>: ампер, анастезия, антенна, ателье, бежевый, бифштекс, брюнет, бутерброд, декан, депрессия, капелла, каравелла, картотека, кафе, кофе, крем, кремль, модель, модерн, морфема, новелла, Одесса, отель, патент, резонанс, сарделька, спортсмен, супермен, тема, фанера, фонема, фонетика, шатен, шинель.
3. Как обозначена мягкость согласных в словах: ВИНТИК, МОЩНЫЙ, ЧИСТИТЬ, АКАДЕМГОРОДОК, МЫШЬ, ЛЮБИТЬ, ПЬЁТ, СВИТЕР.
Отметьте случаи, когда мягкость согласных на письме не обозначена.
4.Как произносятся в литературном языке данные слова?
1) Башмачник, беспечный, горчичник, двоечник, достаточно, конечно, крошечный, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, скучно, яблочный, яичница.
2) Расчесать, счастье, возчик, ни с чем, навязчивый, бесчестный, веснушчатый, счетовод, исчертить, через час.
Отметьте случаи, где допускаются варианты произношения.
5. Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы:
С наступлением летних каникул Маша поехала погостить в Одессу, к своей подруге, которая раньше жила в соседнем квартале. Сойдя со ступеней вагона, она тут же попала под опеку Татьяны, встречавшей ее на перроне вокзала. На следующий день девушки пошли осматривать городские достопримечательности. Татьяна мастерски исполняла роль экскурсовода, рассказывая все до мизерных подробностей. Когда проголодались, они зашли в кулинарию и съели пирожки с творогом, жареную кету, грейпфрут. В меню посетителям предлагали даже щавель. На Машу впечатление произвело обилие портов в Одессе. В прогулках по городу быстро пролетали дни, и пришло время возвращаться домой. Маша была довольна своими каникулами и долго рассказывала о них своим приятелям в колледже.
6. Составьте свой небольшой текст, насыщенный орфоэпически трудными словами.
Практическое занятие № 9
Тема: Графика и орфография
Вопросы:
1. Графика как раздел языкознания. Предмет изучения графики.
2. Что такое буква? Объяснить соотношение буква – звук – фонема.
3. Фонематический и позиционный принципы русской графики.
4. Основные функции букв.
5. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных и <j>.
6. Принципы русской орфографии.
Литература:
Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. в 2 ч. – Ч.1 (любое изд.).
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. — М. (любое изд.).
Практическая часть:
1.Как обозначена <j> в словах: ЯЗЫК, СЕНЬОР, ЛЕДНИК, ВЬЮН, ЁЛКА, ПАВИЛЬОН, РАЗЪЕЗД, МАЙОР.
2.Затранскрибировать текст:
Лёгкий, лёгкий ветерок, что так сладко веешь?
3. Какие функции выполняют подчеркнутые буквы?
4.Выполнить фонетический, фонематический и орфографический (по плану – см. «Методические указания студентам») анализ слова ВОСХОД.
5. Выполнить графический анализ (по плану – см. «Методические указания студентам») слов ЖИЗНЬ и ЁЖИК.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте списки слов, сложных в произношении (орфоэпический минимум) и написании (орфоэпический минимум) – в отдельной тетради. Пополняйте списки в течение семестра. Вносите в них слова, в которых Вы допускаете ошибки, новые термины из разных областей знания, новые слова из телевизионной, радио- и разговорной речи. Делайте необходимые пометы. Будьте готовы предъявить тетрадь преподавателю на каждом занятии.
2. Выберите 2-3 книги из списка литературы для дополнительного чтения. Прочитайте их. Приготовьтесь рассказать о каждой из них на зачете.
3. Выберите тему сообщения и подготовьте его текст (5-7 стр.), используя не менее 2 источников из списка основной и дополнительной литературы.
Темы сообщений
· Из истории русского литературного произношения
· Фонетические особенности стихотворной речи
· Из истории происхождения письма
· История алфавита
· Кириллица, ее история, алфавиты на ее основе
· Латиница, ее история, алфавиты на ее основе
· Реформы русской орфографии
4. Составьте описание 2 орфоэпических (желательно, чтобы один из них был предназначен для детей младшего школьного возраста) и 2 орфографических (желательно, чтобы один из них был предназначен для детей младшего школьного возраста) словарей. Список словарей см. в разделе «Дополнительная литература», план и образец описания – в «Методических указаниях студентам».
5. Выполните (письменно!) следующие задания из книги А.А. Бондаренко и И.В. Гурковой «Русский язык для веселых мальчиков и девочек» (Новосибирск, 1995):
1. все задания из раздела «Загадки звуков и слогов» (С. 17-28);
2. из раздела «Веселый алфавит» (С. 4-6, «Любимые гласные» – С. 8-9, «Алфавит и словарик» — С. 15-17);
3. из раздела «Веселые правила» (С. 29-50).
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Основная литература
3.1.1. Учебники, учебные и методические пособия
1. Русский язык. В 2-х частях / Под ред. Л. Ю. Максимова. – М., 1989.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991.
3. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2000, 2001.
4. Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М., 1999, 2002.
5. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М. (любое изд.).
3.1.2. Литература по профессионально-значимым проблемам
1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 1966.
2. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – М., 1998.
3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2001.
4. Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963.
5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М. (любое изд.)
6. Григорьева Т.М. Русское письмо: от реформы графики к реформе орфографии. – Кр.: 1996.
7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
8. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М.: 1976.
9. Иванова В.Ф. Хрестоматия по методике русского языка. Орфография и пунктуация. — М.: Просвещение, 1995.
10. Кайдалова А.И. Современная русская орфография. – М.: 1976.
11. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии: орфография в её отношении к фонетике и фонологии. – М.:1981.
12. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка (любое издание).
13. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М., 1990.
14. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика, морфология, орфография. — М.: 1980.
15. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. – Н.: 1992.
16. Просодический строй русской речи / Под ред. Т.М. Николаевой. – М., 1996.
17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под. Ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
18. Трубецкой Н.С. Основы фонологии/ Под ред. С.Д. Кацнельсона – М.,2000.
19. Щерба Л.В. Теория русского письма. – М., 1983.
3.2. Дополнительная литература
1. Бондаренко А.А. В летней школе ударения. – М., 1995.
2. Бондаренко А.А. Словари на уроке // Начальная школа, 2000. – № 1.
3. Бондаренко А.А. Гуркова И.В. Ваш друг – орфографический словарик. – Новосибирск, 1995.
4. Бондаренко А.А. Гуркова И.В. Русский язык для веселых мальчиков и девочек. – Новосибирск, 1995.
5. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.
6. Граник Г.Г. Секреты русской орфографии. – М.: 1991.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
8. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальной школе (любое изд.).
9. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
10. Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. — М. (любое изд.).
11. Селезнёва Л.Б. Русская орфография: алгоритмизированное обучение. – С-Пб., 1997.
12. Тоцкий Л.С. Орфография без правил. – М., 1991.
Словари и справочники
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Словарь-справочник. – М. (любое изд.).
2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В.. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., (любое изд.).
3. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? – М., 1972; 1988.
4. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и др. – М., 1989.
5. Орфографический словарь русского языка / АН СССР. Ин-т рус. яз. – М., 1991.
6. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М. (любое изд.).
7. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! – М.: 1998.
8. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? – М., 1984; 1989.
9. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994.
10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1981.
11. Текучев А.В., Панов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1976.
Словари для начальной школы
1. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Как обмануть ошибки. – М., 1998.
2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Орфоэпический словарик "Говори правильно". – М., 1995.
3. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Учимся говорить правильно. – Новосибирск, 1994; М.,1998.
4. Грушников П.А. Орфографический словарик.
3.3. Методические рекомендации преподавателю
В рамках данного курса может быть проведено тестирование.
Образцы тестовых заданий:
Фонетика –– это раздел науки о языке, который изучает …
¨ звуки ¨ буквы | ¨ части слова ¨ слова |
Выберите правильный вариант транскрипции для слова сказка
¨ [сказка] ¨ [сказкΛ] | ¨ [скаскъ] ¨ [скΛска] |
В рамках данного курса могут быть предложены курсовые работы.
Примерная тематика курсовых работ
· Звук и цвет
· Пути совершенствования техники речи
· Роль скороговорок в процессе совершенствования устной речи
· Современные тенденции в русской графике
· Занимательная орфоэпия: упражнения для начальной школы
· Занимательная орфография: упражнения для начальной школы
· Беседы по истории письма для детей младшего школьного возраста
Предлагаем фрагмент (стр. 203-206) статьи И.В. Высоцкой «Проблемы языкового разбора в практике преподавания современного русского языка на факультете начальных классов», в которой анализируются типичные ошибки студентов факультета начальных классов при выполнении фонетического, фонематического, графического, орфографического анализа и выявляются причины этих ошибок.
«…языковой разбор является прекрасным тестом, позволяющим судить о практическом владении основными понятиями курса русского языка. Анализ языковых явлений невозможен без хороших теоретических знаний, глубокого понимания законов языка, без внимания к фактам языка и речи.
<…>
В ходе фонетического анализа студенты делят слово на слоги, характеризуют слоги, отмечают особенности ударения, затем квалифицируют каждый звук и отмечают, действие каких фонетических законов проявляется в пределах данной вокабулы. При таком разборе неизбежно соотнесение звуковой оболочки слова и его графического облика. Основная трудность, с которой встречаются при фонетическом анализе школьники, студенты, а нередко и практикующие учителя, – неумение установить звуковой состав слова, иными словами – неумением слышать и слушать себя. Очень сильным оказывается так называемый «орфографический гипноз», мешающий восприятию слова как последовательности звуков.
Причиной «фетишизации буквы» детьми младшего школьного возраста П.С. Жедек считает «естественное стремление опереться на представление написанного слова, так как зрительный ряд человек воспринимает острее, чем звуковой».
Ориентация прежде всего на письменную речь свойственна не только школьникам, но и студентам. На вопрос о задачах обучения русскому языку в начальной школе студенты уверенно отвечают: «научить детей читать и писать!». «Говорить» – увы! – забывается.
Путаница звука и буквы порождает ошибки при выполнении фонетического разбора слова. если теоретически все знают, что гласные в безударных позициях звучат не так, как под ударением (поэтому и нуждаются в проверке перед написанием слова), то на практике на вопрос о первом гласном звуке в словах СТРЕЛА и ПРЕЛЕСТНЫЙ далеко не все студенты могут дать правильный ответ.
Многие студенты испытывают затруднения при характеристике звуков, жалуются, что не могут запомнить акустические и артикуляционные свойства звука. Эти трудности можно преодолеть двумя путями. Первый – механическое заучивание классификации. Второй – внимание к собственной артикуляции, к работе собственного речевого аппарата. К сожалению, часто выбирается первый путь. А ведь куда интереснее прислушаться к себе, попытаться ощутить рождение воздушной струи и проследить весь ее путь, «изнутри» почувствовать появление звука – до того момента, как он слетит с губ! К сожалению, собеседники обычно ограничиваются вниманием к тому, ЧТО говорится, далеко не всегда задумываются над тем, ЗАЧЕМ это говорится, и лишь иногда прислушиваются к тому, КАК звучит их речь.
Вероятно, потому, что в начальной школе проводится звуко-буквенный разбор, студенты-заочники, а это в основном работающие учителя, дополняют фонетический анализ слова элементами графического разбора, обязательно отмечая, какой буквой обозначен звук на письме.
Выполняя графический анализ слова, студенты должны сопоставить каждый звук со звуком в сильной позиции и с буквой, отметить проявившиеся в слове особенности русской графики. Основная проблема, возникающая не только при графическом разборе, – неумение применить теоретические знания на практике. Прекрасно зная о способности букв Е, Ё, Ю, Я обозначать в определенных позициях два звука, студенты не видят этих условий в анализируемых словах. Считая обозначение мягкости согласных на письме основной функцией мягкого знака, забывают о его способности выступать в роли грамматического сигнала, поэтому обозначают мягкость конечного согласного в словах МЫШЬ, ЛИШЬ, ГРУСТИШЬ и под.
При фонематическом анализе слова необходимо для каждого звука определить позицию (сильная или слабая). Звуки в слабой позиции проверяются в пределах той же морфемы. Затем сравниваются фонетический и фонемный состав слова.
Сопоставление фонетической и фонематической записей слова предваряет и орфографический разбор, цель которого – установить, в соответствии с каким принципом орфографии пишется часть слова.
Общий этап фонематического и орфографического разбора – фонематическая запись – неизменно оказывается наиболее трудным, поскольку именно на этом этапе возникает проблема проверки звука в слабой позиции звуком в сильной позиции в пределах той же части слова. Подбор однокоренных слов для проверки не вызывает удивления, но возможность проверить окончание окончанием (К БАБУШКЕ как К РЕКЕ) или приставки приставкой (НАВОДНЕНИЕ как НАКИПЬ) ставит студентов в тупик. Подбор одноморфемных слов в качестве проверочных вызывает в студенческой аудитории то легкое недоумение, то шквал эмоций до сих пор, хотя уже более десятка лет прошло с момента появления «Занимательной орфографии» М.В. Панова и принцип проверки варианта фонемы ее основной реализацией применяется в программе «развивающего обучения» в начальной школе».
Высоцкая И.В. Проблемы языкового разбора в практике преподавания современного русского языка на факультете начальных классов // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы: Сб. научн. тр. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. – С. 202–212.
3.4. Методические указания студентам
Студент должен познакомиться с 1) «Планами практических занятий»; 2) списком рекомендованной литературы; 3) заданиями для самостоятельной работы (на кафедре русского языка с методикой преподавания ФНК НГПУ, 324 ауд. гл. корпуса).
План каждого практического занятия включает
· Тему занятия;
· Перечень теоретических вопросов;
· Список литературы;
· Практическую часть с заданиями для самостоятельной работы.
Необходимосамостоятельно готовиться к каждому практическому занятию в соответствии с планом.
При подготовке к практическим занятиям необходимо познакомиться со специальными «Методическими указаниями», которые приведены ниже.
Порядок фонетического разбора слова
1) обозначение ударения, его характеристика;
2) фонетическая транскрипция;
3) слогораздел, характеристика фонетических слогов;
4) акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков по порядку (для гласных – по подъему языка, по месту образования, по участию губ; для согласных – по участию шума и голоса, по способу образования преграды, по месту образования, по палатализации);
5) фонетические законы в области гласных и согласных, проявляющихся в слове при произношении.
Образец выполнения:
В песне
1) в пéсне – ударение неподвижное (во всех формах слова ударным остается первый слог: пéсней, пéсни, пéсен, пéснями, о пéснях);
2) [ф-п’эс’н’ь]
3) [ф-п’э | с’н’ь]; 2 фонетических слога, оба слога – открытые, прикрытые, 1-ый слог ударный, 2-ой безударный;
4) [ф] – согласный, шумный, глухой (парный), губно-зубной, щелевой, мягкий (парный);
[п’] – согласный, шумный, глухой (парный), губно-губной, смычно-взрывной, мягкий (парный);
[э] – гласный полного образования, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
[с’] – согласный, шумный, глухой (парный), переднеязычный (зубной), щелевой, мягкий (парный);
[н’] – согласный, сонорный, переднеязычный (зубной), смычной (носовой), мягкий (парный);
[ь] – гласный неполного образования («ерь»), переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
5) при произношении данного слова в первом слоге проявляется ассимиляция согласного по глухости (частичная, контактная, регрессивная) и качественная редукция гласного; во втором – ассимиляция согласного по мягкости (частичная).
Правила фонемной транскрипции
1) грамматическая характеристика слова;
2) графическое обозначение состава слова: выделение его частей (морфем);
3) фонетическая транскрипция;
4) запись в ломаных скобках всех звуков в сильной позиции (фонем) с подбором, где необходимо (в слабых позициях), проверочных слов. Фонема проверяется в пределах морфемы!
Образец выполнения:
Поле
1) существительное среднего рода в форме ед. ч., именит. пад.
2) слово состоит из корня и окончания: пол-е
3) фонетическая транскрипция [пол’ь]
4) фонемная транскрипция <поло>
Проверочные слова для безударного окончания – существительные среднего рода в форме ед.ч., именит. пад. с ударным окончанием: окн-ó, сел-ó.
Сапогам
1) существительное мужского рода в форме мн. ч., дат. пад.
2) слово состоит из корня и окончания: сапог — ам
3) фонетическая транскрипция [съпΛгам]
4) фонемная транскрипция <с а/о п о г а м>
Проверка 1ой безударной гласной корня невозможна – записываем через дробь <а/о> фонемы, которые могут быть реализованы в редуцированном звуке [ъ], проверочные слова для 2ой безударной гласной корня – однокоренные: сапóг, сапóжник.
Несладкий
1) прилагательное в форме мужского рода, ед. ч., именит. пад.
2) слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: не-слад-к-ий
3) фонетическая транскрипция [н’иэслатк’иj]
4) фонемная транскрипция <н’эсладкоj>
Проверочные слова для безударной гласной приставки – слова с ударной приставкой в этом же значении: нé-быль, нé-уд, для согласного в корне – однокоренные слова: сладость, сладенький, для безударной гласной в окончании – прилагательные в этой же форме с ударным окончанием: золот-óй, глух-óй.
Порядок фонематического анализа
1) фонетическая транскрипция слова;
2) фонемная транскрипция слова;
3) характеристика всех фонем по порядку с указанием, в какой позиции находится фонема и в каком звуке она реализуется.
Образец выполнения:
Испуг
1) фонетическая транскрипция [испук]
2) фонемная транскрипция <изпуг>
Проверочные слова для приставки: издать, израсходовать; для корня: пугать, пугало.
3) <и> – реализуется в звуке [и]
<з> – в слабой позиции по звонкости-глухости, реализуется в звуке [с] по закону частичной ассимиляции
<п> – реализуется в звуке [п]
<у> – реализуется в звуке [у]
<г> – в слабой позиции по звонкости-глухости, реализуется в звуке [к] по закону «оглушения» звонкого согласного на конце слова
Порядок графического анализа
1) фонетическая транскрипция слова;
2) фонемная транскрипция слова;
3) какому звуку и какой фонеме соответствует каждая буква по порядку;
4) особенности русской графики, проявившиеся в слове.
Образец выполнения:
Ясень
1) [jас’ьн’]
2) <jас’э/о/а н’>
3) буква «я» обозначает два звука: [j] и [а] и две фонемы: <j> и <а>
буква «эс» обозначает [с’] и <с’>
буква «е» обозначает звук «ерь» [ь] и гиперфонему <э/о/а>
буква «эн»обозначает [н’] и <н’>
буква «мягкий знак» не обозначает звука и фонемы.
4) Особенности русской графики: мягкость фонемы <с’> обозначена буквой «е», мягкость фонемы <н’> обозначена буквой «мягкий знак», фонема «йот» обозначена буквой «я» (в начале слова).
Порядок орфографического анализа
1) Графическое обозначение морфем и фонемная транскрипция;
2) определить, в соответствии с каким принципом орфографии пишется каждая морфема (если буква соответствует фонеме – фонематический принцип, гиперфонеме – традиционный (исторический) принцип, варианту фонемы (то одному, то другому) – фонетический принцип орфографии).
Образец выполнения:
Сапогам
1) слово состоит из корня и окончания: сапог — ам
фонемная транскрипция <с а/о п о г а м>
2) Буква «а» в корне пишется в соответствии с историческим принципом орфографии (передает гиперфонему, написание нужно запомнить), буква «о» в корне пишется в соответствии с фонематическим принципом (проверочные слова: сапóг, сапóжник.), окончание пишется в соотвествии с фонематическим принципом орфографии.
Контрольная работа
1. Затранскрибировать текст.
2. Указать в нем клитики (проклитики и энклитики).
3. Полный фонетический анализ слова, подчеркнутого прямой линией.
4. Разделить на фонетические слоги (по теории сонорности) слова, подчеркнутые волнистой линией.
5. Используя слова текста, привести примеры фонетических чередований гласных (5-6 примеров) и согласных (5-6 примеров) в разных морфемах.
6. Используя слова текста, привести 3-4 примера исторических чередований.
7. Фонематический анализ слов, подчеркнутых двумя линиями.
8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста.
9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных на примере слов текста.
Образец выполнения:
Царь Салтан дивится чуду; 1. [цар’ сΛлтан / д’ив’ицъ ч’уду //
Молвит он: «Коль жив я буду, молв’ит он / кол’ жыф / jа буду //
__Чудный остров навещу, ч’удныj остръф / нъв’иэш’у //
__У Гвидона погощу». у-гв’идонъ / пъгΛш’у //
А ткачиха с поварихой, Λ-ткΛч’ихъ / с-пъвΛр’ихъj //
_С сватьей бабой Бабарихой, сват’jьj / бабъj бъбΛр’ихъj //
Не хотят его пустить н’ь-хΛт’ат / jиэво пус’т’ит’ //
Чудный остров навестить. ч’удныj остръф / нъв’иэс’т’ит’ //]
(А. Пушкин)
2. Проклитики (безударные слова, стоящие перед ударными и примыкающие к ним) – это служебные слова:
предлог у [у-гв’идонъ]
союз-частица а [Λ-ткΛч’ихъ]
предлог с [с-пъвΛр’ихъj], [с-сват’jьj]
частица не [н’ь-хΛт’ат]
3. Фонетический анализ слова дивится
1) дивúтся – ударение неподвижное (во всех формах слова ударным остается второй слог: дивлюсь, дивúшься, дивúмся, дивятся);
2) [д’ив’ицъ]
3) [д’и | в’и | цъ] – три фонетических слога, все открытые, прикрытые, 2ой ударный, 1ый и 3ий безударные;
4) [д’] – согласный, шумный, звонкий (парный), переднеязычный (зубной), смычной (взрывной), мягкий (парный);
[и] – гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
[в’] – согласный, шумный, звонкий (парный), губно-зубной, щелевой, мягкий (парный);
[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
[ц] – согласный, шумный, глухой (непарный), переднеязычный (зубной), смычной (слитный – аффриката), твердый (непарный).
[ъ] – гласный неполного образования («ерь»), переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный
5) при произношении данного слова в третьем слоге проявляется аффрикация (слияние [т] и [с] в звуке [ц]) и качественная редукция гласного.
4. Слогораздел в слове навестить
Шкала звучности
1 – шумный глухой согласный звук
2 – шумный звонкий согласный звук
3 – сонорный согласный звук
3,5 – [j]
4 – гласный звук
В соответствии со шкалой звучности обозначим символ звучности для каждого звука:
3 4 2 4 1 1 4 1
[нъв’иэс’т’ит’]
В местах наибольшего перепада звучности проведем слогораздел:
3 4 | 2 4 | 1 1 4 1
[нъ | в’иэ | с’т’ит’]
5. Примеры фонетических чередований гласных (на уровне звука, при произнесении):
в приставке
поварихой – почерк (повар)
[ъ] // [о]
в окончании
у Гвидона – у стола
[ъ] // [а]
с Бабарихой – с Ягой
[ъ] // [о]
в корне слова
ткачиха – ткач
[Λ] // [а]
хотят – хочу
[Λ] // [о]
в частице (служебное слово, на морфемы не делится)
не хотят – не был
[ь] // [э]
Примеры фонетических чередований согласных
в корне слова
остров – острова
[ф] // [в]
жив – живой
[ф] // [в]
6. Примеры исторических чередований (на уровне буквы, на письме):
навещу – навестить, погощу – погостить, сватьей – свадьба, хотят – хочет
щ // ст щ // ст т // д т // ч
7. Фонематический анализ слова остров
1) фонетическая транскрипция [остръф]
2) фонемная транскрипция <остр а/о в>
Проверочное слово для корня: острова.
3) <о> – в сильной позиции реализуется в звуке [о]
<с> – реализуется в звуке [с]
<р> – реализуется в звуке [р]
<а/о> – в слабой позиции реализуется в звуке [ъ] по закону качественной редукции
<в> – в слабой позиции по звонкости-глухости, реализуется в звуке [ф] по закону «оглушения» звонкого согласного на конце слова
8. Способы обозначений <j> в тексте:
I. с помощью буквы «и краткое» в словах: поварихой, Бабарихой;
II. с помощью «йотированных» букв:
буквы «я» в слове я (<j> и <а>),
буквы «е» в слове его (<j> и <э>) в начале слова.
В слове сватьей представлены оба способа – буква «и краткое» и буква «е» после мягкого знака.
9. Способы обозначения мягкости согласных в тексте:
I. с помощью буквы «мягкий знак»:
царь [р’], сватьей [т’], пустить [т’], навестить [т’];
II. с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И:
навещу [в’], хотят [т’], дивится [д’], [в’], [с’].
Вариант 1
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одномуженою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не купцам?»
(А. Пушкин)
Вариант 2
«Ой вы, молодцычестные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны.
Всех я вас люблю сердечно,
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
(А. Пушкин)
Вариант 3
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
люди женятся, гляжу,
не женат лишь я хожу».
(А. Пушкин)
Вариант 4
— «А кого же на примете
Ты имеешь?». – «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит».
(А. Пушкин)
Вариант 5
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит.
(А. Пушкин)
План описания словаря:
1. Общие сведения (с указанием количества слов, целей, адресации).
2. Структура словаря.
3. Характеристика словарной статьи (с примерами) и специальных помет (с примерами).
Образец выполнения:
Охарактеризуем орфоэпический словарь русского языка (М., 1983 и другие издания).
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1985. – 704 с.
1.Словарь представляет собой лексикографический труд. Он подготовлен на основе словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. Словарь содержит около 63 500 слов современного русского языка. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Словарь предназначен самому широкому кругу читателей, для которых может служить справочным пособием. Словарь рассчитан и на специалистов-филологов.
2.Словарь содержит следующие разделы:
· Предисловие;
· Как пользоваться словарем;
· Условные сокращения;
· Словарь;
· Сведения о произношении и ударении; Сведения о грамматических формах.
Самый большой раздел – Словарь (стр. 21-655).
3.Словарная статья обязательно содержит 1) заголовочное слово (в начальной форме); 2) указание других форм (для изменяемых слов). Она может содержать произносительные (они даются в квадратных скобках) и грамматические пометы, характеристику произношения отдельных форм (со знаком ∆) и другие сведения.
Приведем примеры словарных статей (стр. 129):
(1) договáриваться, -аюсь, -ается.
(2) договóр, -а, мн. -ы, -ов и доп. дóговор, -а, мн. договорá, -óв.
(3) договорённость, -и [сьть] ! неправ. договóренность.
После неопределенной формы глагола (1) приведены указания по образованию форм настоящего времени единственного числа 1 и 3 лица.
После начальной формы имени существительного (2) приведено указание по образованию формы единственного числа именительного падежа и форм множественного числа именительного и родительного падежей. Указан также дополнительный вариант ударения слова.
Произносительная помета [сьть] (3) отражает мягкое произношение согласного звука под влиянием последующего согласного. Ненормативный вариант ударения приведен после восклицательного знака. Это запретительная помета.
Все слова в словаре снабжены знаком ударения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие дидактические единицы.
Фонетика
Фонетическое членение речи.Знание отличительных признаков единиц речевого потока: фразы, синтагмы, фонетического слова (сопровождающие его явления проклитики и энклитики), фонетического слога. Умение членить текст на фразы и речевые такты, находить обязательные и факультативные границы между этими отрезками речи, определять степень зависимости этого членения от смысла.
Классификация звуков речи. Знание классификационных признаков согласных и гласных звуков:
акустических признаков (наличие голоса и шума при произношении согласных и степень долготы звука при произношении гласных полного и неполного образования);
артикуляционных признаков (ряд, подъем, лабиализация гласных и место образования, способ образования, наличие дополнительной артикуляции при произношении согласных).
Умение заполнять классификационные таблицы согласных и гласных звуков, находить сходства и различия между сопоставляемыми звуками, давать полные характеристики звуков, извлеченных из текста.
Фонетическая транскрипция слова и текста. Знание правил транскрибирования и умение применять их на практике. Умение транскрибировать текст с учетом орфоэпических правил современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова. Знание элементов фонетического разбора и навыки такого разбора.
Слог. Знание особенностей русского слогоделения. Умение членить слова на слоги, выделять слоговые и неслоговые звуки, различные по степени звучности, определять типы слогов.
Фонология
Фонема.Знание состава и систем согласных и гласных фонем русского языка. Определение фонемы, ее основные функции, сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем, фонетические законы, проявляющиеся в слабых позициях.
Фонематическая транскрипция.Умение определять сильные и слабые позиции звуков в слове с точки зрения их соотнесенности с фонемами, выполнять фонематическую транскрипцию и фонематический анализ слова.
Ударение. Значение фонетической природы ударения. Умение определять формообразующее и словообразующее, неподвижное и подвижное ударение в словах, относящихся к разным частям речи, находить в тексте клитики и слова со слабым ударением, выделять фразовое, тактовое и логическое ударение.
Интонация. Знание основных интонационных конструкций русского языка и умение определять их в тексте, характеризуя типом интонационной конструкции, выделяемые речевые такты и фразы.
Фонетические чередования гласных и согласных звуков. Знание законов чередования звуков русского языка в различных позициях. Умение находить в тексте позиционно обусловленные звуки, видеть эту позиционную обусловленность, транскрибировать отрезки текста.
Фонетические процессы.Знание фонетических процессов и умение определить в конкретных примерах, какие фонетические процессы лежат в основе современных различных звуковых чередований.
Исторические чередования. Знание различных исторических чередований русского языка и умение обнаруживать их в тексте; умение устанавливать различие между позиционными (фонетическими) и непозиционными (историческими, морфологическими) чередованиями.
Орфоэпия
Орфоэпические нормы русского языка. Знание русских орфоэпических норм, орфоэпических правил: основных (опирающихся на фонетические законы), традиционных (не опирающихся на фонетические законы), правила произношения отдельных грамматических форм и иностранных слов. Умение определять варианты произношения конкретных слов и морфем, оценивать эти варианты с различных точек зрения: употребления, современности, стилистической окрашенности и т.п. Умение анализировать орфоэпические особенности отдельного слова и текста в целом.
Графика
Алфавит.Происхождение и состав современного русского алфавита. Знание основных этапов истории русского алфавита: изменения состава букв, их названий и начертания. Знание современного русского алфавита: порядка следования букв, их индивидуальных и комплексных названий, принципов названия различных букв. Умение располагать по алфавиту различные слова, читать аббревиатуры.
Значение букв. Умение определять в конкретных словах значения букв, выделять буквы однозначные и многозначные, обозначающие одну фонему, две фонемы, часть фонемы, одну фонему и часть другой фонемы, не имеющие фонемного значения.
Принципы графики.Знание фонематического и слогового принципов графики. Умение определять в конкретных словах обозначение твердости и мягкости согласных фонем, обозначения фонем<j>, выделять буквы, не подчиняющиеся слоговому принципу графики.
Графический анализ слова.Знание соотношения между звуками, буквами и фонемами в современном русском языке. Умение устанавливать это соотношение практически. Умение выявлять особенности графикик, проявившиеся в слове.
Орфография
Принципы орфографии. Знание основного принципа русской орфографии – фонематического – и отступлений от него: исторические (традиционные), фонетические и дифференцирующие написания слов. Умение находить в конкретных словах орфограммы и определять, какие принципы орфографии лежат в основе написания букв. Умение видеть, какие ошибки могут быть допущены, какие из них более, а какие менее грубые, как пути ликвидации этих ошибок предопределены соответствующими принципами орфографии.
Орфографический анализ слова.Умение выявлять особенности орфографии, проявившиеся в слове.
Слитные, раздельные и дефисные написания. Знание правил слитных, раздельных и дефисных написаний, умение принять их на практике и соотносить с принципами этого раздела орфографии.
Употребление прописных букв. Знания правил употребления прописных букв, умение применять их на практике и соотносить с принципами этого раздела орфографии.
Правила переноса слов.Знание правил переноса слов, умение соотносить их с принципами этого раздела орфографии и умение устанавливать в конкретных случаях порядок выбора ведущего принципа в случае, если они противоречат друг другу.
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
5.1. Контрольные вопросы по курсу "Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография "
1. Фонетика как раздел лингвистики. Предмет фонетики, значение для учителя начальных классов.
2. Фонетическое членение речи: фраза, синтагма (речевой такт), фонетическое слово, фонетический слог, звук речи.
3. Слог с акустической и артикуляционной точки зрения. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Деление на фонетические слоги.
4. Акустические свойства звуков речи: высота, сила, долгота, тембр.
5. Гласные и согласные звуки речи. Различия между ними.
6. Гласные звуки. Классификация гласных в сильной позиции.
7. Согласные звуки. Классификация согласных звуков.
8. Фонология. Понятие о звуке речи, звуке языка, фонеме. Функции фонемы. Гиперфонема.
9. Ударение. Природа словесного ударения. Функции ударения. Место ударения в слове. Интонация.
10. Исторические чередования, их отличие от фонетических.
11. Графика как раздел лингвистики. Алфавиты: греческий и латинский. Кириллица.
12. Современный русский алфавит, его характеристика.
13. Фонематический и позиционный принципы русской графики.
14. Орфография. Основные понятия. Разделы орфографии. Основные орфоэпические словари и справочники.
15. Принципы русской орфографии.
5.2. Контрольные задания по курсу "Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография "
1. Подготовка текста к озвучанию: выделение в нем основных фонетических единиц.
2. Фонетическая транскрипция слова.
3. Фонетическая транскрипция текста.
4. Деление слова на фонетические слоги (по теории сонорности).
5. Фонетический анализ слова.
6. Выявление примеров позиционных и исторических чередований с использованием слов указанного текста.
7. Фонемная транскрипция слова.
8. Фонематический анализ слова.
9. Анализ орфоэпических особенностей слова.
10. Анализ орфоэпических особенностей текста.
11. Графический анализ слова.
12. Орфографический анализ слова.
13. Характеристика орфоэпического словаря.
14. Характеристика орфографического словаря.
15. Сообщение (по прочитанной книге).
Программа рассмотрена на заседании кафедры ___________, протокол № ___
(дата)
Заведующий кафедрой русского языка
с методикой преподавания ФНК НГПУ __________________ /Суховей Е.А./
(подпись)
[1] см. подробный план практических занятий в разделе 2.2.3., стр. 11-.