Содержание
Учебный план
Пояснительная записка
Тематическое планирование
Раздел 1.
Основы журналистского мастерства
Раздел 2.
Газетное дело.
Раздел 3
Радиожурналистика
Раздел 4
Телевизионная журналистика
Раздел 5
Издательское дело
Раздел 6
Техника и технология средств массовой информации
Техника печати
Раздел 7.
Газетно-издательский менеджмент
Тема 1
Стилистика и лексика
ЛЕКСИКА НЕЙТРАЛЬНАЯ (межстилевая)
ЛЕКСИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Контрольная работа к теме
Тема № 2
Журналистика
как область творческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Предмет и задачи курса.
2. Журналистика как форма
3. Журналистика как система средств массовой коммуникации
4. Функции журналистики
5. Принципы журналистики
6. Свобода печати и журналистской деятельности
7. Проблематика выступлений СМИ
8. Союз пера, микрофона и телекамеры.
Координация деятельности СМИ
9. Правовые аспекты деятельности СМИ
10. Выразительные средства журналистики
11. Действенность и эффективность СМИ
Тема № 3
Профессиональные качества журналиста
Введение в проблему.
Тема №1
Место журналистики в ряду других творческих профессий
Тема №2
Основные этапы развития профессионализма журналиста
Тема № 3.
Творческий потенциал журналиста.
Тема № 4.
Деловые качества журналиста.
Тема №5
Организаторские способности журналиста
Тема №6
Журналистский текст как критерий мастерства его автора
Тема №7
Талант и одаренность как качества личности журналиста
Тема №8
Журналист как био-психо-социальное существо
Тема №9
Интуиция и фантазия как специфические качества журналиста
Тема №10
Способы развития профессиональных качеств журналиста
Иллюстративный материал.
Тема № 4
Этика современной журналистики
Пояснительная записка
Тема № 5
Проблематика выступлений средств массовой информации
Ориентировочный план самостоятельного изучения школьниками дисциплины «Проблематика выступлений средств массовой информации»
Рабочая программа.
Ориентирующие параметры для самостоятельной работы школьника
по конкретным разделам курса.
Методические указания по изучению дисциплины
«Проблематика выступлений средств массовой информации»
Хрестоматийно-иллюстрированное приложение
Тема № 6
Организация работы редакции
Ориентирующие параметры для самостоятельной работы школьника по конкретным разделам курса.
Тема № 7
Журналистский инструментарий
1Введение в проблему «Приемы рациональной организации труда журналиста».
2. Рабочее место журналиста и его инструментарий.
3. Блокнот, картотека, журналистское досье.
4. Диктофон и приемы пользования им.
5. Машинопись и ее место в работе журналиста.
6. Приемы использования в журналистской работе телефонной связи.
7. Электронные средства набора, верстки и тиражирования текста.
8. Фототехника как инструментарий журналиста.
9. Компьютерные технологии в СМИ. Сеть «Интернет»
Тема № 8
Журналистский текст: диалектика формы и содержания
Тема № 9
Методы сбора материала в работе журналиста
Тема № 10
Жанры
Тема № 11
Техника и технология средств массовой информации
III РАЗДЕЛ
Издательское дело
IV РАЗДЕЛ
Полиграфическое производство
V РАЗДЕЛ
Техника теле- и радиовещания
Тема № 12
Газетно-издательский менеджмент
Цели и задачи изучения учебной дисциплины
Выдержка из текста
Конец двадцатого века характеризуется бурным ростом информационных технологий. Новые формы коммуникации оказывают активное влияние на средст-ва массовой информации, печать, радио и телевидение. Журналистика, оставаясь необходимым звеном в системе общественных коммуникаций, видоизменяется, приобретая новые, ранее не свойственные ей черты и формы. Одной из примет в деятельности средств массовой информации текущего десятилетия является ши-рокое развитие детской прессы, выполняющей помимо информационных задач и воспитательные. Интерес юного поколения к журналистике, безусловно, позити-вен, а, следовательно, нуждается в активной его поддержке и стимулировании.
Заочная школа юного журналиста Самарской области является одним из учебно-консультативных центров, помогающих целенаправленно формировать творческую инициативу детей, связанную с их стремлением к познанию основ журналистики и практическим участием в создании конкретного продукта творче-ской деятельности — журналистского произведения.
Данный учебный план составлен с учетом того опыта, который имеется в стране в сфере подготовки юных журналистов, а также в опоре на те исследова-ния, которые проводятся педагогами-консультантами заочной школы юных жур-налистов, и, в частности преподавателями журналистских классов средних школ города Самары. Использован также и опыт работы с учащимися лицея философии планетарного гуманизма (г. Самара) по созданию детской газеты «Лицей» и уча-стию в ее работе юных корреспондентов. В предлагаемом учебном плане учтены и использованы рекомендации теоретиков журналистики, в поле зрения которых находится детская журналистика, хотя следует оговорится, что здесь не делается скидки на возраст, т.е. вопросы теории даются на языке предмета, не прибегая к популяризаторству, к снижению порога оперирования учебным и научным мате-риалом, ориентируя его на предварительный уровень подготовки детской аудито-рии. Опыт убеждает, что подобная адаптация не только полезна, но и важна, так как, будучи низведенной до элементарных понятий, теория журналистики утрачи-вает первоначально заложенный в ней интерес, а упрощение творческих задач не стимулирует желания трудиться над их выполнением. Целью работы юных жур-налистов по освоению спектра вопросов, заложенных в учебном плане, является знакомство с журналистикой как средством коммуникации и областью творческой деятельности на теоретическом и практическом уровне. Ознакомиться со специ-фикой функционированием средств массовой информации в обществе по сгруп-пированной в 7 разделах рекомендованной литературе и через опыт самостоятель-ного анализа деятельности печати, радиовещания и телевидения. Подготовить концептуальную базу для самостоятельного освоения приемов сбора, обработки и интерпретации материала для журналистского произведения. Развить навыки в конспектировании учебной литературы, в ведении досье, разборе газетной прак-тики в соответствии с изучаемой темой.
Список использованной литературы
Блэк С. «Паблик Рилейшнз. Что это такое?» — К.: Укрреклама, 1990.
Дерзкие формулы творчества./ Сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск: Карелия, 1987.
Куравлев А. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: Бела-русь, 1990.
Кромптон А. Мастерская рекламного текста. – М.: Изд. Дом «Довгань», 1995.
Courtland L. Bovee, William F. Arens. Современная реклама. – М.: Изд. Дом «Довгань», 1995.
Разумовский Б. Искусство рекламы. – Минск: Полымья, 1984.
Розенталь Д. Кохтев Н. Язык рекламных текстов. – М.: Высш. шк., 1981.
Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К., Реклама: теория и практика. – М.: Смысл, 1994.
Периодические издания
Газеты: «Рекламный мир» (Москва); «Рекламист — 95» (Москва); «Деловые ново-сти» (Киев).
Журналы: «Реклама» (Москва); «Коммерсантъ» (Москва); «Капитал» (Москва); «JV» (Москва).