Выдержка из текста работы
В ответе на первый вопрос назовите внешнеполитические планы и цели, которые преследовали ведущие государства мира накануне Второй мировой войны. Далее следует выделить хронологические рамки, продолжительность, назвать основные страны, противостоящие в войне, общее количество стран, принявших участие в войне. Подумайте, почему боевые действия на Западе в 1939-1940 гг. получили название «странная война»? Назовите основные военные операции в годы Второй мировой войны.
Проследите эволюцию отношений между Советским Союзом и нацистской Германией накануне Великой Отечественной войны. Какие изменения произошли в составе СССР (присоединение Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии) и чем они обусловлены? Особое внимание уделите Советско-финской война и ее итогам. Оцените степень готовности СССР к войне (экономические ресурсы, демографический фактор, состояние советских Вооруженных Сил, идеология). Оцените внешнеполитическую деятельность Советского правительства: достижения и просчеты.
Отвечая на второй вопрос, определите какие цели ставила гитлеровская Германия при нападении на СССР, особое внимание уделите плану «Барбаросса». Раскройте характер Великой отечественной войны. Сравните численность, обеспеченность военной техникой и снаряжением советских и немецких войск. Раскройте проблему «внезапности» нападения Германии на СССР и «готовности» страны к войне. Назовите мероприятия партии и правительства начального периода войны, направленные на превращение страны в «единый военный лагерь». Обратите внимание на изменения, произошедшие в структуре, размещении, механизмах функционирования и управления советской экономикой за период войны. Объясните, что понимается под «трудовым подвигом советского народа». Назовите причины крупных поражений Красной Армии в начальный период войны. В современной исторической литературе присутствуют различные точки зрения о начале Великой Отечественной войны. Какие вы знаете? Аргументируйте выбранную вами позицию.
В третьем вопросе надлежит дать периодизацию войны, отразить особенности каждого этапа, показать влияние побед нашей армии на положение в стране и на фронте. Назовите основные военные операции в годы Великой Отечественной войн, покажите их историческое значение. Подчеркните историческое значение Московской, Сталинградской и Курской битв. Охарактеризуйте борьбу против захватчиков на оккупированных территориях Западной Европы и СССР. Какие отличительные черты она имела в Западной Европе и СССР? Докажите, что борьба с оккупационным режимом явилась одним из факторов общей победы над врагом. Выделите основные этапы складывания антигитлеровской коалиции. Назовите международные конференции с участием глав государств, участников антигитлеровской коалиции. Проанализируйте основные вопросы, которые на них решались. Определите вклад союзников СССР по антигитлеровской коалиции в разгром агрессивного блока государств. Покажите экономическое и социальное значение ленд-лиза. Обратите внимание на историю открытия второго фронта в Европе.
Особое внимание следует обратить на роль психологического фактора в войне. Перечислите, какие европейские государства освободила Красная Армия, и назовите, какие потери она при этом понесла. Расскажите о разгроме и капитуляции фашистской Германии. Особое внимание уделите разгрому японской Квантунской армии в Маньчжурии.
При ответе на четвёртый вопрос назовите причины и источники победы Советского Союза и Великой Отечественной войне и ее вклад в окончание Второй мировой войны. Приведите примеры полководческого таланта советских военачальников, примеры героизма и мужества, проявленные воинами, партизанами и подпольщиками, тружениками тыла в годы Великой Отечественной войн. Назовите основные факторы, способствовавшие разгрому врага. Докажите, что решающий вклад в разгром фашизма внес Советский Союз. Ознакомьтесь с решениями Нюрнбергского процесса. Раскройте значение разгрома гитлеризма для дальнейшего развития человечества. Подведите итоги и последствия войны.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия.
2. Г.К. Жуков – маршал Победы.
3. Советский тыл в период Великой Отечественной войны.
4. Антигитлеровская коалиция в годы Великой Отечественной войны.
5. Московский нефтяной институт в Великой Отечественной войне.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. История (IX−XХI вв.): Конспект курса (в таблицах и схемах) /Под ред. В.В. Калинова. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015.– 320 с.
2. История России: учебник для вузов /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2011-2014.
3. История России для технических вузов: Учебник /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Юрайт, 2013. – 639 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней /Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2012. – 768 с.
5. История России. 1861-1917: учебник для бакалавров /В. А. Федоров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 494 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бельков О.А. Великая победа и современность //Власть. 2015. № 5. С. 5-8.
2. Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. [Электронный ресурс] // URL: http://militera.lib.ru/research/butenina_nv01/index.html.
3. Великая Отечественная война: энциклопедия /Под общ. ред. В.В. Герасимова. – Курск: [Б.и.], 2015. – 767 с.
4. Дульян А. Пакт Молотова – Риббентропа: портрет на историческом фоне //Международная жизнь. – 2009. – № 8. – С. 130–136.
5. Иллюстрированный словарь по истории Великой Отечественной войны / под ред. А.В. Скрыпникова. – М.: Научная библиотека, 2015. – 360 с
6. История Великой войны, 1941—1945: в 2 т. / под ред. В.А.Золотарева. — М.: ИНЭС: ДМ-Буквей, 2015. — Т. 1. — 623 с. Т. 2. — 654 с.
7. История России XX — начала XXI века. / Л.В. Милов, А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова. Под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006.
8. Комарков, А.Ю. Военно-морской ленд-линз для СССР в годы Великой Отечественной войны //Российская история. — 2015. — № 4. — С. 123-136
9. Короленков А.В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы //Отечественная история. – 2005. – №2. – С. 154–162.
10. Чубарьян А.О. Канун трагедии: Сталин и международный кризис. Сентябрь 1939 – июнь 1941 года. – М.: Наука, 2008. – 476 с.