Выдержка из текста работы
Доступность и комфортность жилья — это один из наболевших вопросов современной России, который затрагивает интересы каждого из нас. Поэтому данный вопрос часто поднимается на всех уровнях государственного управления и становится объектом нормативно-правового регулирования.
В частности в последнее время активно продвигается Национальный проект «Доступное и комфортное жилье», реализация которого предполагает ряд мероприятий и систему финансирования, как на уровне государства, так и на уровне субъекта РФ, муниципалитета.
Особую роль в процессе решения вопросов жилья играют муниципальные органы управления, так как они ближе всего находятся к населению и их проблемам.
В связи с этим целью данной работы является изучение основных аспектов реализации жилищной реформы на муниципальном уровне.
Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как А.Аганбегян, И.Галушка, А.Гранберг, Л.Евенко, Ф.Каст, Ю. Катасонов, С. Качаунов, К. Костев, В.Лексин, Б.Мильнер, Н.Моисеев, Х.Попов, Г.Поспелов, Б.Райзберг, В.Рапопорт, Дж. Розенцвейг, К.Симеонов. Н.Стефанов, Ч.Хитч, А.Швецов и др.
Научно-практические аспекты использования инструментария программно-целевого управления в современной российской практике исследуются в работах Т.Авдеевой, А.Адамеску, П.Бурака, В.Гришина, А.Годзинского, Б.Жихаревича, В.Ивченко, В.Кистанова, Г.Латфуллина, А.Лобко, В.Любовного, С.Рябухина, Е.Рудневой Ю.Симачева и др.
Объектом исследования является Администрация Копейского городского округа
Предмет исследования – мероприятия Копейского городского округа в сфере реализации целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В рамках поставленной цели и определенных объекта и предмета исследования решены следующие задачи:
1) определить сущность программно-целевого метода управления;
2) определить методы оценки эффективности муниципальной программы;
3) провести анализ обеспеченности населения жильем в Копейском городском округе;
4) провести анализ практики управления национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Копейском городском округе;
5) рассмотреть зарубежный опыт решения проблем в жилищной сфере;
6) разработать рекомендации по совершенствованию управления жилищными проектами в Копейском городском округе.
Теоретической основой данной работы являются фундаментальные достижения экономической науки; публикации отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики программно-целевого подхода в муниципальном управлении; законодательные акты и другие официальные документы по вопросам разработки и реализации муниципальных целевых программ, а также анализ фактического материала с применением в процессе анализа современных технических средств.
В исследовании использованы следующие методы: абстрактно-логический, статистический, экспертный и другие методы экономических исследований.
Глава 1. Экономическое содержание программно-целевого метода управления
1.1 Сущность программно-целевого метода управления
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования.
Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.
Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.
Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.
Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов-участников программ.
Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространств……
Список источников и литературы
1. Абдурахимов Ю.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.- Челябинск, 2008. 190с.
2. Айзинова И.М. Жилищный вопрос в трех измерениях // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 2. — C.90-115.
3. Алпацкая И.Е. Развитие механизма реализации социальных жилищных программ // Микроэкономика. — 2011. — № 6. — С.166-168.
4. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. — M., 2009. — 213с.
5. Баринов С. О проекте долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан // Муниципальная экономика. — 2008. — № 4. — С.97-107.
6. Басин Е.В. Доступное и комфортное жилье // Национальные проекты. — 2008. — № 6. — С.46-49.
7. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. — 260с.
8. Бессонова О.Э. Новая жилищная модель как антикризисная мера // Регион: экономика и социология. — 2010. — № 2. — С.203-222.
9. Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010. – 450с.
10. Визгалов Д.В. Как измерить успех программы развития города// Городское управление. – 2009. — №8
11. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации / М.Викторов, В.Кошелев, В.Грахов // Экономист. — 2007. — № 1. — С.56-60.
12. Владимиров Ю. Доступное жилье – реальность? // Челябинский рабочий. – 2009. – 14 марта. – С. 5-6.
13. Вульфович Р.М., Щербакова М.Д. Социально ориентированная жилищная политика в городах Европы и России // Управленческое консультирование. — № 2. – 2007. – С. 55.
14. Гареев И.Ф. Перспективы развития накопительной системы приобретения жилья в Республике Татарстан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — № 30. — С.7-10.
15. Гарин С. Жить с комфортом в доступном жилье // Челяб. рабочий. – 2009. – 7 марта. – С. 7.
16. Грушина О.В. Жилищный вопрос в РФ: решение в рамках новой экономической парадигмы // Мир России. — 2011. — Т.20, № 2. — С.125-141.
17. Денисов Н.А. Обеспечение населения России жильем: история, современное состояние, пути решения жилищной проблемы // Уровень жизни населения регионов России. — 2007. — № 4. — С.17-28.
18. Денисов Н.А. Современная жилищная политика России и пути ее совершенствования // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 10. — С.5-8.
19. Захарова Ж.А. Программно-целевой подход как инструмент согласования оперативного и стратегического управления муниципальным образованием// Экономика региона. – 2010. — №18
20. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
21. Ильясов Д.Ф. Программно-целевой принцип в планировании. – Челябинск, 2010.
22. Кошман Н.П. Сделать жилищную политику социально ориентированной / Кошман Н.П., Глинский К.К., Пономарев В.Н. // Нац. проекты. — 2007. — № 9. — С.46-49.
23. Лапыгин Д.Ю. Концепция целевого программирования // Экономика региона. – 2009. — № 18
24. Лапыгин Д.Ю., Назаров С.А. Разработка организационного механизма реализации муниципальных целевых программ// Экономика региона. — 2010. — №18
25. Левашов В.И. Государственная жилищная политика: Учебное пособие, перераб. и доп. – М.: Издательство РАГС, 2006. – С. 29-31.
26. Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Под ред. Морозовой Т.П. – М., 2010
27. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление. — М: Инфра-М, 2009.
28. Тихонова Н.Е., Акатнова А.М., Седова Н.Н. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России // Социс. – №1.- 2007. – С. 78.
29. Толкачев О.М. Для решения задач в сфере жилищной политики нужны серьезные усилия законодателей // Вопросы местного самоуправления. – №5 (21). – 2008. – С. 44.
30. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2010. – 350с.