Выдержка из текста работы
Целью нынешнего образования часто является подготовка квалифицированных кадров для участия в производственном процессе, но обходится стороной процесс творческого развития студента. Стоит понимать, что человек, у которого недостаточно развито творческое мышление может испытывать сложности в выборе решений в необычных ситуациях. Значит, существует необходимость в выявлении возможностей, которые могли бы развивать информационно-образовательную среду.
Несомненно, вузы должны вести подготовку студентов согласно Государственным стандартам, но при этом нельзя оставлять без внимания индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, требуются различные методы организации учебно-воспитательного процесса.
Прогресс движется семимильными шагами, затрагивая все аспекты общественной жизни, в том числе и образование. Современной педагогике необходимо выработать новые средства для обучения и воспитания в новой культурно-информационной среде.
В настоящее время, важнейшую роль в происходящих переменах играют быстро развивающиеся новые информационные технологии, которые изменили за последнее время все современное общество. Образование, которое является одним из основных аспектов жизни должно отражать новые запросы общества к образованному человеку.
Осмыслить глобальные проблемы, происходящие в мире, и их влияние на сферу образования. Среди таких работ выделяются работы по педагогическому проектированию следующих авторов: Н.Г Алексеев, Ю.В.Громыко, В.И. Генисаретский и др.; работы по проектированию информационно-образовательных сред : В.В. Красильников ,В.С.Тоискин, Ю.Н. Афанасьев, И.Г. Захарова, В.Н. Платонов и др.; работы по созданию электронных средств обучения : Е.Н.Балыкина, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Л.Х. Зайнутдинова, В.М. Монахов, А.С. Лакаев, А.В. Осин и др. А также труды зарубежных ученых по развитию теории и практике электронного (дистанционного) образования :И. Висшер-Воерман, О. Питерс, К. Густафсон и др [5].
Авторы данных работ рассматривают проблему создания современных электронных образовательных издание с теоретических позиций системного подхода, а также с учетом изменяющейся глобальной культурной ситуации, обусловленной не только развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и изменением сущностных черт культуры. Наряду с глобальными факторами, способствующими развитию электронного обучения, существуют также концепции и теории в педагогической науке (мезофакторы), которые позволяют считать развитие различных видов электронного обучения естественным продолжением поисков эффективных педагогических методов обучения.
Личностно-ориентированный подход рассматривается как методологическая основа педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов. Наконец изменения, происходящие в современной культуре, технологиях и обществе приводят к модификации культурной и интеллектуальной деятельности современного человека, которые нельзя не учитывать в современной педагогической науке и практике.
На основе вышесказанного были определены объект и предмет курсовой работы.
Объектом курсовой работы является процесс обучения информатике, предметом — электронный образовательный учебник.
Опираясь на объект и предмет, были сформулированы цели и задачи курсовой работы.
Целью исследования является разработка электронного образовательного издания на основе теоретических данных.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— анализ литературы по теме работы;
— разработка структуры образовательного издания;
— разработка макета автономного образовательного издания по теме «Основы HTML и его развитие».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
1.1.Назначение, структура и классификация электронных образовательных изданий.
Важнейшим средством современного обучения является электронный учебник, ставший уже традиционным образовательным ресурсом в информационно-образовательных средах.
«Электронный учебник (ЭУ) — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [1].
Авторы А.И.Башмаков и И.А.Башмаков в своей книге «Разработка компьютерных учебников и обучающих систем» вводят обобщенное понятие компьютерного средства обучения (КСО), которое объединяет компьютерные учебники (КУ)и компьютерные обучающие системы (КОС). Согласно мнению авторов, КОС- относительно небольшое по объему КОС. Как правило, её содержание соответствует не менее 15 часам контактного времени. КОС используется для представления учебного материала большого объема, охватывающего в целом теоретическую или технологическую часть какого-либо курса [2].
ЭОИ имеет несколько отличительных сторон, по сравнению с простой книгой:
— удобный и быстрый поиск по тексту;
— возможность создания гипертекста с учебной информацией;
— наличие мультимедиа
Также ЭОИ предусматривает возможность самопроверки знаний, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний[3].
Классификация электронных образовательных изданий:
На основе анализа литературы выделены четыре модели разработки систем электронного обучения:
— инструментальная ……..
Список литературы
1. Аракелян С.М. Особенности разработки интернет-учебников для системы дистанционного обучения . Изд-во МЭСИ, 2001. — 143 с.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003. — 329с.
3. Волков, Ю.А. Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности». Высшее образование в России. 2003. — 178 c.
4. Гончаров А. Самоучитель HTML. С.-Пб: Питер, 2000. -154с.
5. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированныхэлектронныхобразовательныхресурсовисред. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320с
6. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. — 2005. №2. — С. 36-41.
7. Ермаков, Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения / Д.С. Ермаков // Профильная школа. — 2004. — №3. — С. 6-11
8. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. На примере общетехнических дисциплин. Астрахань, Издательство ООО «ЦНТЭП», 1999. — 217с.
9. Зубрилин, А.А. Технология разработки элективных курсов / А.А. Зубрилин, И.С. Паркина // Информатика и образование. — 2006. — №1. — С. 8-11.
10. Зубрилин, А.А. О подготовке студентов к проведению элективных курсов по математике / А.А. Зубрилин / Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы (методическая подготовка учителя математики в условиях фундаментализации образования): сб. материалов; Мордсш. гос. пед. ин_т. — Саранск, 2005. — С. 95-97
11. Казанцев А. Создание ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в Linux, Москва, 2010- 89с.
12. Комягин А.О. Современный самоучитель работы на персональном компьютере. М.: ТРИУМФ, 2003. 198с.
13. Красильникова В.А. Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа // Вестник ОГУ №2, 2002.- 237с.
14. Макаров Сергей Иванович. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (На примере курса математики) : Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 242 c. РГБ ОД, 71:04-13/49-6
15. Миньков, С.Л. Информатика: Учебное пособие / С.Л. Миньков. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2000. — 222 с
16. Сборник программ элективных курсов по информатике // Информати — :а в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». — 2005. — №5. — Л.: Образование и Информатика, 2005. — 112 с
17. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие. М.: АСТ пресс, 2001- 147с.
18. Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //Новые ценности образования -М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997. — 96с.
19. Стародубцев В.А., Минин М.Г. Информатизация образования. Создание электронных учебных ресурсов. Программное пособие. Томск, 2011- 23с.
20. Тоискин В.С., Красильников В.В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 108 с.
Интернет-источники:
1. Популярный самоучитель HTML — material/popular_samouchitely_html
2. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов URL:
3. Электронные образовательные ресурсы дисциплин: определения, технология формирования / Норильский индустриальный институт URL: