Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ5
1.1. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ЭКСКУРСИИ5
1.2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА6
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ15
2.1. ТУРИЗМ И ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ15
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ16
2.3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ18
2.4. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ОКАЗАНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ20
2.5. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ21
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ25
3.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ25
3.2.ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ЭКСКУРСИИ28
3.3.ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ29
3.4.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКСПОЗИЦИЯМИ И ФОНДАМИ МУЗЕЕВ30
3.5.ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ31
3.6.РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ32
3.7.СОСТАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ЭКСКУРСИИ35
3.8.ОТБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА38
3.9.ВЫБОР МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ40
3.10.ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНОЙ ЭКСКУРСИИ.44
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ46
4.1.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ЧАСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ46
4.2.ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ЭКСКУРСИИ48
4.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА49
4.4. ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ50
4.5. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ56
ГЛАВА 5. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ59
5.1. ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ59
5.2. УСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ59
5.3. ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ60
ГЛАВА 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА64
6.1. ЭКСКУРСОВОД — ПРОФЕССИЯ64
6.2. МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА67
6.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ЭКСКУРСОВОДА71
ГЛАВА 7. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ75
7.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ75
7.2.РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..…76
7.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.83
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ85
Выдержка из текста работы
Учебно-методическое пособие содержит общий перечень разделов и тем, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации к ним, вопросы для самоконтроля, примерные вопросы к экзамену, а также перечень литературы, необходимый при изучении курса «Психология». Пособие предназначено для слушателей заочной формы обучения.
Пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры уголовного права, криминологи и психологии « » 2011 года. Протокол №
УДК 159.9
ББК 88
© ОрЮИ МВД России, 2011
Пояснительная записка
Предметом дисциплины «Психология» является изучение основных закономерностей, механизмов возникновения и функционирования психики. Данная дисциплина обеспечивает комплекс научно-психологических знаний о природе возникновения, этапах формирования психологической науки, о психических явления и свойствах человека, его индивидуально-типологических особенностях и их учете в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Цель дисциплины: повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека, развитие способности самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели.
Дисциплина «Психология» тесно связана с другими науками гуманитарного и естественно-научного цикла, в частности с философией, историей, социологией, этикой, эстетикой, логикой, естествознанием, физиологией и др.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой по курсу «Психология», с учетом государственных требований к минимуму содержания, уровню и профилю подготовки специалистов в Орловском юридическом институте МВД России.
Бюджет учебного времени, выделенный рабочим учебным планом на изучение дисциплины, составляет 110 часов, из которых 60 часов отводится на аудиторные занятия и 50 часов – на самостоятельную работу.
Общий лимит времени распределен по видам занятий следующим образом: лекции – 20 часов, семинары – 20 часов, практические занятия – 20 часов.
Формой контроля в соответствии с рабочим учебным планом выступает экзамен.
Распределение учебного времени
по темам и видам занятий для слушателей 2 курса заочной формы обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования, специальность 030505 65 Правоохранительная деятельность
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Сам. раб. |
|||
Лекции |
Семинары |
Практ. занятия |
|||||
Раздел I. Что изучает психология: предмет и методы психологии |
|||||||
1. |
Тема 1. Введение в психологию |
12 |
2 |
10 |
|||
2. |
Тема 2. Характеристика психической жизни человека |
12 |
2 |
10 |
|||
Раздел II. Познание окружающей действительности |
|||||||
3. |
Тема 3. Восприятие и ощущение |
10 |
10 |
||||
4. |
Тема 4. Внимание и память |
10 |
10 |
||||
5. |
Тема 5. Мышление, воображение, речь |
12 |
2 |
10 |
|||
Раздел III. Личность |
|||||||
6. |
Тема 6. Проблема личности в психологии |
10 |
10 |
||||
7. |
Тема 7. Психологическая характеристика личности |
12 |
2 |
10 |
|||
8. |
Тема 8. Темперамент, характер, способности в структуре личности. |
12 |
2 |
10 |
|||
9. |
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности |
10 |
10 |
||||
10. |
Тема 10. Личность в общении |
10 |
10 |
||||
Итого: |
110 |
6 |
— |
4 |
100 |
||
экзамен |
Распределение учебного времени
по темам и видам занятий для слушателей 3 курса заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования , специальность 030505 65 Правоохранительная деятельность
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Сам. раб. |
|||
Лекции |
Семинары |
Практ. занятия |
|||||
Раздел I. Что изучает психология: предмет и методы психологии |
|||||||
1. |
Тема 1. Введение в психологию |
12 |
2 |
10 |
|||
2. |
Тема 2. Характеристика психической жизни человека |
12 |
2 |
10 |
|||
Раздел II. Познание окружающей действительности |
|||||||
3. |
Тема 3. Восприятие и ощущение |
8 |
8 |
||||
4. |
Тема 4. Внимание и память |
8 |
8 |
||||
5. |
Тема 5. Мышление, воображение, речь |
14 |
2 |
2 |
10 |
||
Раздел III. Личность |
|||||||
6. |
Тема 6. Проблема личности в психологии |
10 |
10 |
||||
7. |
Тема 7. Психологическая характеристика личности |
14 |
2 |
2 |
10 |
||
8. |
Тема 8. Темперамент, характер, способности в структуре личности. |
12 |
2 |
10 |
|||
9. |
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности |
10 |
10 |
||||
10. |
Тема 10. Личность в общении |
10 |
10 |
||||
Итого: |
110 |
8 |
— |
6 |
96 |
||
экзамен |
Распределение учебного времени
по темам и видам занятий для слушателей 2 курса заочной формы обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования, специальность 030501 65 Юриспруденция
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Сам. раб. |
|||
Лекции |
Семинары |
Практ. занятия |
|||||
Раздел I. Что изучает психология: предмет и методы психологии |
|||||||
1. |
Тема 1. Введение в психологию |
12 |
2 |
10 |
|||
2. |
Тема 2. Характеристика психической жизни человека |
12 |
2 |
10 |
|||
Раздел II. Познание окружающей действительности |
|||||||
3. |
Тема 3. Восприятие и ощущение |
10 |
10 |
||||
4. |
Тема 4. Внимание и память |
10 |
10 |
||||
5. |
Тема 5. Мышление, воображение, речь |
12 |
2 |
10 |
|||
Раздел III. Личность |
|||||||
6. |
Тема 6. Проблема личности в психологии |
10 |
10 |
||||
7. |
Тема 7. Психологическая характеристика личности |
12 |
2 |
10 |
|||
8. |
Тема 8. Темперамент, характер, способности в структуре личности. |
12 |
2 |
10 |
|||
9. |
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности |
10 |
10 |
||||
10. |
Тема 10. Личность в общении |
10 |
10 |
||||
Итого: |
110 |
6 |
— |
4 |
100 |
||
экзамен |
Планы семинарских и практических занятий
Тема 5. Психология мышления, воображения и речи
Практическое занятие
Время: 4 часа
Цели:
— формировать навыки логического мышления;
— способствовать развитию мыслительных операций, гибкости мышления слушателей;
— способствовать развитию творческого воображения;
— воспитывать культуру речи;
План:
1. Разъяснение целей и задач практического занятия, направленного на развитие мышления и воображения, речи.
2. Выполнение комплекса упражнений на развитие мыслительных операций.
2.1. Упражнение 1. «Свидетельские показания»[1] .
Фабула-задание: «К показаниям свидетелей необходимо относиться очень осторожно, — учил оперуполномоченного Королева следователь Громов, — обязательно что-нибудь напутают или припишут». И в подтверждении своих слов рассказал случай из многолетней практики.
«Ограбили как-то коммерческий киоск на моем участке, всю выручку взяли. И главное, произошло это среди бела дня. По прибытии на место преступления я сразу начал опрашивать очевидцев, которые столпились около пострадавшего киоска. Их было шестеро. Стал уточнять приметы преступника: какого цвета волосы, глаза, какого цвета куртка и обувь.
И тут пошел полный разнобой. Посуди сам:
1. Свидетель Лазаренко: «Рыжий, глаза голубые, куртка серая, ботинки черные».
2. Свидетель Ермолаев: «Блондин. Глаза черные, куртка синяя, ботинки коричневые».
3 Свидетельница Соколова: «Рыжий, глаза карие, куртка коричневая, ботинки черные».
4. Свидетель Андрианов: «Брюнет, глаза голубые, куртка скорее не коричневая, а ботинки коричневые».
5. Свидетельница Беляева: «Шатен, глаза черные, куртка серая, кроссовки серые».
6. Свидетель Волков: «Блондин, глаза карие, куртка синяя, белые кеды».
Вот и лови вора после этого. Через день его все-таки поймали, причем взяли на месте происшествия, когда еще один киоск решил ограбить. На первом же допросе сознался в предыдущем ограблении. Когда я стал анализировать показания моих свидетелей, для чего составил специальную таблицу (см. табл. 1), оказалось, что каждый из них трижды ошибся, а одну из примет назвал точно». Теперь подумайте и скажите, какие приметы были верными?
Табл. 1
№ |
ФИО |
Приметы |
|||
глаза |
волосы |
куртка |
обувь |
||
1. |
Лазаренко |
голубые |
рыжий |
серая |
черная |
2. |
Ермолаев |
черные |
блондин |
синяя |
коричневая |
3. |
Соколова |
карие |
рыжий |
коричневая |
черная |
4. |
Андрианов |
голубые |
брюнет |
не коричневая |
коричневая |
5. |
Беляева |
черные |
шатен |
серая |
серая |
6. |
Волков |
карие |
блондин |
синяя |
белая |
После выполнения упражнения необходимо проверить и обсудить результаты, в качестве которых выступают верные характеристики преступника (голубые глаза, блондин, коричневая куртка, серая обувь).
Упражнения 2.
Инструкция: Из пяти предложенных слов выберите то, которое дополняет данное предложение.
Противоположностью понятия предательство будет…?
а) любовь б) мужество в) сообразительность г) трусливость д) верность
Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о…?
а) соглашении б) компромиссе в) объединении г) переговорах
д) противоречии;
Высказывание, которое не полностью проверено, обозначается как…?
а) ошибочное б) преждевременное в) двусмысленное г) парадоксальное д) гипотетическое
Сознательное присвоение себе чужой мысли и выдача ее за свою обозначается как…?
а) муляж б) пародия в) компиляция г) плагиат д) компромисс
Упражнение 3.
Инструкция: Какие из ниже приведенных пословиц имеют одинаковый смысл?
1. Первый блин комом.
2. Лиха беда начало.
3. Не красна изба углами, красна пирогами.
4. Не все коту масленица.
5. Старый друг лучше новых двух.
Упражнение 4.
Инструкция: Предложенные цифры расположены по определенному правилу. Необходимо определить число, которое должно продолжить числовой ряд.
6 9 12 15 18 21 24 ?
19 16 22 19 25 22 28 ?
279 93 90 30 27 9 6 ?
9 12 16 20 25 30 36 ?
8 11 16 23 32 43 56 ?
3 27 36 4 13 117 126 ?
3. Выполнение комплекса упражнений на развитие воображения.
Упражнение 1. «Словесный портрет преступника»[2] .
Инструкция: Используя предложенную схему, составьте словесный портрет преступника.
Схема составления словесного портрета:
1. Возраст, пол человека;
2. Для обозначения признаков деталей лица и головы следует применять следующую терминологию:
— линия роста волос на лбу (например, пряма, дугообразная и др.);
— лицо (круглое, овальное, треугольное);
— профиль (прямой, выпуклый, скошенный);
— лоб (широкий, высокий, узкий, выпуклый, наклонный);
— нос (узкий, широкий, искривленный, тонкий);
— брови (короткие, длинные, узкие, широкие, дугообразные, сдвинутые и др.);
— уши (прилегающие, оттопыренные, овальные, треугольные маленькие, большие);
— глаза (овальные, щелевидные, миндалевидные, раскосые и др.);
— рот (малый, большой, уголки рта опущены или подняты);
— губы (полные, тонкие, вытянутые, верхняя губа выступает или нижняя);
— подбородок (узкий, широкий, овальный, прямой, закругленный);
Например, мужчина, 26-30 лет, кавказского типа. Волосы, густые, зачесаны назад, линия роста волос на лбу дугообразная, лицо овальное, профиль выпуклый, лоб средней высоты и ширины, нос большой с горбинкой, брови длинные, прямые, глаза овальные, рот малый, уголки приподняты, губы полные, подбородок узкий, овальный, уши большие, слегка оттопыренные.
Упражнение 2.
Инструкция: Перед вами часть афоризма. Недостающая его часть помечена многоточием. Додумайте афоризм, напишите свой вариант.
«Недавно я постиг, что когда умирает рассудок, на свет появляется Мудрость; прежде, чем пришло это освобождение, ….».
«Рассудок разделяет, выявляет частности и противополагает их друг другу; Мудрость же ….».
«Душа знает лишь то, что она видит и что испытала; все остальное – видимость…».
«Вдохновение — это тонкий ручеек света, проистекающий из знания беспредельного и вечного; оно в большей степени превосходит рассудок, чем ….»
4. Выполнение комплекса упражнений на развитие речевых навыков.
Упражнение 1.
Инструкция: Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл:
Рад вас видеть! Спасибо за работу. Приходите завтра. Я в восторге. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание. Приятно было с вами поговорить. Спасибо за комплимент. Очень вам признателен. Ценю вашу настойчивость. Мне это очень нравится.
Упражнение 2.
Инструкция: Произнесите фразу с разными интонациями.
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Упражнение 3.
Инструкция: Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
3. Подведение итогов практического занятия.
Методические рекомендации
Занятие состоит из комплекса упражнений, направленных на развитие таких психических познавательных процессов как мышление, воображение. Кроме этого, занятие предполагает использование упражнений, способствующих развитию речевых навыков, коммуникативной компетентности слушателей. Часть упражнений выполняется в групповой форме, часть индивидуально. Упражнения, направленные на развитие речи выполняются коллективно.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
В процессе подготовке к практическому занятию необходимо изучить теоретические основы темы, пользуясь рекомендуемыми учебниками, курсом лекций по дисциплине.
Готовясь к практическому занятию, проанализируйте данное высказывание и ответьте на вопросы: «Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм — ….».
Насколько близко Вам данное высказывание? Что в его продолжении Вы можете сказать? С какими трудностями самопознания Вы сталкиваетесь?
Поразмышляйте над вопросами о том, кукую роль психические познавательные процессы играют в Вашей жизни и профессиональной деятельности. Приведите примеры из практики, когда например, воображение послужило основой возникновения казусной или юмористичной ситуации.
В целях проверки усвоенных знаний, ответьте на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение мышления в жизни и профессиональной деятельности человека.
2. Перечислите виды и свойства мышления.
3. Дайте характеристику операциональному составу мышления.
4. Каково значение речи в жизнедеятельности человека.
4.1. Назовите функции речевой деятельности и ее виды.
4.1. Перечислите требования к речи сотрудника органов внутренних дел.
5. Раскройте значение воображения в деятельности сотрудников органов внутренних дел, перечислите его виды.
Литература
Немов Р.С. Психология: учебник. – М., 2009г.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – 2-е изд. – М., 2009г.
Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. – М, 2008 г.
Кузнецова Н.М. Психология: курс лекций. – ОрЮИ МВД России, 2010 г.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Крысько В.Г Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие.- М, 2006 г.
Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987 г.
Розетт И.М. Психология фантазии. – Минск, 1977.
Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. Общая психология. Практикум. – М., 2005 г.
Халперн Д. Психология критического мышления. – 4-е изд. – СПб, 2000.
Тема 7. Психологическая характеристика личности
Практическое занятие
Время: 2 часа
Цели:
— закрепить знания слушателей по теме;
— способствовать углубленному изучению своей личности;
— воспитывать гуманное отношение к личности другого;
План:
1. Разъяснение целей и задач практического занятия, напоминание принципов психологической диагностики.
2. Психологическая диагностика личностных образований слушателей: самооценки, определение вида локуса контроля (интернальный, экстернальный).
3. Обработка и интерпретация результатов психологической диагностики.
4. Выполнение системы упражнений на познание личности слушателей.
Упражнение 1.
Инструкция: «Назовите свое имя и укажите свойство Вашей личности в форме прилагательного, начинающегося на первую букву вашего имени, например, Игорь — импульсивный, Саша (Александр) — самовлюбленный, Женя (Евгений) — жесткий и т.д.
Упражнение 2. «Сильные и слабые стороны»
Инструкция: Составьте список ваших слабых сторон, разместите его на левой половине листа. На правой стороне напротив каждого пункта укажите положительную сторону, которую можно противопоставить слабой.
Например,
Я ленив, мне трудно заставить Я целеустремлен и могу
себя готовиться к занятиям выполнить все, что наметил
Затем обсудить, что смог бы сделать каждый, опираясь на свои сильные стороны, по-настоящему ценного, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями.
5. Подведение итогов практического занятия.
Методические рекомендации
Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Слушатели должны уяснить, что психология личности стала современной, экспериментальной областью знания сравнительно недавно в первые десятилетия 20 в., однако исследования в области психологии личности велись достаточно давно в философии, теологии, литературе. Необходимо обратить внимание на то, что в отечественной и зарубежной психологии нет единства в определении движущих сил, источников формирования и развития личности.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
При подготовке к занятию необходимо обратиться к тексту лекции и вспомнить основные понятия, характеризующие личностные качества и свойства: понятие «самооценки», «локуса контроля», «уровня притязаний». Проанализировать соотношение в своей личности низших и высших потребностей, доминирующих мотивов, подумать над высказыванием Ж.Ж. Руссо: «Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся».
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию Я-концепции, укажите ее значение в жизни и деятельности личности.
2. Опишите основные характеристики и содержание «Образа Я».
3. Что включает в себя когнитивный компонент «Образа Я»?
4. Перечислите основные составляющие эмоционально-оценочного компонента «Образа Я».
5. Дайте определение понятию «самооценка», «локус контроля».
3. Какие виды потребностей и мотивов Вы знаете? Какие из них являются ведущими в Вашей жизнедеятельности?
4. Назовите факторы, влияющие на формирование просоциальной и асоциальной направленности личности.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990 г.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997 г.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 г.
Немов Р.С. Психология: Учебник. – М., 2009 г.
Психология. Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2009 г.
Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. Общая психология. Практикум. – М., 2005 г.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990 г.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб: Питер, 1997 г.
Тема 8. Темперамент, характер, способности в структуре личности
Практическое занятие
Время: 2 часа
Цели :
— закрепить знания по теме;
— расширить представления слушателей об индивидуально-типологических особенностях своей личности;
— способствовать развитию самоанализа, рефлексии слушателей;
— воспитывать толерантное отношение к личности другого;
План:
1. Разъяснение целей и задач практического занятия, напоминание принципов психологической диагностики.
2. Определение типа темперамента, интерпретация полученных результатов, их обсуждение.
3. Индивидуальная работа.
Инструкция: Распределите черты характера по группам и наполните их содержанием.
1. |
Черты характера, определяющие систему отношений человека к действительности. |
Содержание черт |
1.1. |
отношение к другим людям |
замкнутость…. |
1.2. |
отношение к труду и его результатам |
ответственность… |
1.3. |
отношение к себе |
скромность…. |
1.4. |
отношение к собственности (к вещам): |
щедрость… |
2. |
Волевые черты характера |
настойчивость… |
3. |
Интеллектуальные |
любознательность… |
4. |
Эмоциональные |
застенчивость… |
5. |
Нравственные |
честность… |
4. Решение практических задач на определение типов темперамента по типичным его признакам.
Задача 1. Повышенная сензитивность, низкая активность, ригидность, отрицательная окраска эмоций, эмоциональная ранимость, интровертированность, страдание меланхолией, ранимость, мнительность, замкнутость, повышенная обидчивость, длительное хранение переживаний в памяти.
Задача 2. Неуравновешенность поведения, определенная цикличность в работе — от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью, склонность к резкой смене настроений в широком диапазоне, к эмоциональным вспышкам, резким движениям.
Задача 3. Легкость вхождения в контакт, переключения с одного вида деятельности на другой, общительность, жизнерадостность, экстравертированность, в то же время непостоянство в делах, непереносимость однообразной монотонной работы.
Задача 4. Спокойный, ровный, медлительный, интравертированный, ригидный, не принимает скоропалительных решений, трудно переключается с одного вида работы на другой, малоактивный, обидчивый, плаксивый.
Методические рекомендации
В процессе занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на правила психодиагностики, а при интерпретации полученных результатов подробно их разъяснить, уточнив как их можно использовать в своей жизни и профессиональной деятельности. Индивидуально выполняемая работа должна быть проверенна коллективно и прокомментирована преподавателем.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
При подготовке к занятию слушатели должны усвоить, что темперамент и характер являются фундаментом становления личности. Биологический аспект личности составляет темперамент и задатки, социальный аспект личности представлен характером. Врожденный характер свойств нервной системы и темперамента обусловливает их устойчивость и постоянство по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Необходимо вспомнить понятия «темперамент», «характер», «акцентуация характера», «способности», проанализировать их взаимосвязь и взаимозависимость.
Готовясь к занятию, слушатели должны проанализировать высказывание и соотнести его со знаниями, полученными по теме: «Тогда Бог, поставив его в центре мира, сказал: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным. Ни смертным, ни бессм5ертным, чтобы ты сам сформировал себя в образе, который ты предпочтешь». О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано быть тем, кем хочет!»
Дж. Пико дела Мирандола
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте этапы формирования учения о темпераменте.
2. Докажите, что тип высшей нервной деятельности является природной основой темперамента.
2. Перечислите типы темперамента, укажите на связь темперамента с основными свойствами личности.
3. Какую роль характер как система устойчивых черт личности играет в жизни и деятельности человека?
4 Что такое акцентуация характера?
5. Проследите взаимосвязь характера с темпераментом, волей, мотивацией.
6. В чем проявляются способности и как их распознать?
Литература
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009г.
Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учеб. для вузов. – М., 2005г.
Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1996г.
Кречмер Э. Строение тела и характер. – СПб., 2001г.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998г.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989 г.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М., 1989г.
Немов Р.С. Психология. М., 2009г.
Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Воронеж, 1997.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие психологического знания, его специфика, способы получения.
2. Этапы формирования психологического знания: античность, Новое время, современный этап.
3. Понятие житейской психологии.
4. Понятие научной психологии.
5. Сравнительный анализ научной и житейской психологии.
6. Психологические факты и психологические явления.
7. Образы, значения, мотивы как составляющие психического опыта.
8. Методы психологии.
9. Сущность психического отражения.
10. Общественно-историческая природа психики человека.
11. Основные характеристики психического отражения.
12. Культурно-историческая парадигма в психологии (Л.С. Выготский).
13. Проблема сознания в психологии.
14. Знаковая природа сознания. Диалектичность знака.
15. Эксперимент как научный метод.
16. Характеристика сознания.
17. Понятие апперцепции.
18. психологическая характеристика ощущений.
19. Сравнительный анализ ощущений и восприятия.
20. Психологическая характеристика восприятия.
21. Классификация ощущений.
22. Свойства и психофизиологические закономерности ощущений.
23. Виды восприятия.
24. Свойства восприятия.
25. Чувствительность анализатора и порог ощущений.
26. Понятие внимания, факторы, вызывающие внимание.
27. Виды и свойства внимания.
28. Понятие памяти, классификация памяти.
29. Процессы и закономерности памяти.
30. Условия и приемы успешного запоминания.
31. Забывание и его причины.
32. Явление реминисценции.
33. Индивидуальные различия памяти.
34. Понятие мышления, виды мышления.
35. Связь мышления с восприятием и воображением.
36. Мышление как процесс решения задач.
37. Мыслительные операции и методы мышления.
38. Мозговой штурм как способ решения проблемных ситуаций.
39. Функции воображения.
40. Типы воображения.
41. Приемы творческого воображения.
42. Речь как средство коммуникации.
43. Слово как единица речевого мышления.
44. Подходы к пониманию личности и движущим силам развития личности в зарубежной психологии.
45. Подходы к пониманию личности и движущим силам развития личности в отечественной психологии.
46. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект.
47. Свойства, структура личности.
48. Понятие самосознания и «Я-концепции».
49. Самооценка и ее виды.
50. Локус контроля и его виды.
51. Понятие потребностей и мотивов.
52. Значение и модальность «Я-концепции».
53. Пирамида потребностей (по А. Маслоу).
54. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.
55. Направленность личности.
56. Тип высшей нервной деятельности как основа темперамента.
57. Типы темперамента.
58. Понятие характера, социальная обусловленность характера.
59. Взаимосвязь характера с темпераментом и волей.
60. Черты характера и акцентуация характера.
61. Характеристика задатков и способностей.
62. Общие, специальные и профессиональные способности.
63. Одаренность, талант и гениальность.
64. Понятие эмоций и чувств, их функции.
65. Виды эмоций и чувств.
66. Характеристика эмоциональных состояний.
67. Агрессия как эмоциональное состояние.
68. Эмоциональная устойчивость личности. Приемы уменьшения отрицательных эмоций.
69. Понятие воли, волевое поведение.
70. Волевая регуляция и волевые качества личности.
71. Понятие и структура общения.
72. Механизмы социальной перцепции. Ошибки межличностного восприятия.
73. Понятие конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
74. Способы и приемы бесконфликтного общения.
75. Формы деловой коммуникации.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
Бодалев А.А. Психология общения. — М., 2002.
Вердербер Р. Психология общения. Полный курс. / Р. Вердербер, К.
Вердербер. – СПб., 2007.
Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1996.
Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 2008.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. — М., 2006.
Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие. – М., 2003.
Казаринова Н.В. Межличностное общение: Конспект лекций. — СПб., 2000.
Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. – М, 2008.
Кречмер Э. Строение тела и характер. – СПб., 2001.
Крысько В.Г Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие.- М, 2006.
Кузнецова Н.М. Психология: курс лекций. – Орел, 2010.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М., 1989.
Немов Р.С. Психология: учебник. – М., 2009.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – 2-е изд. – М., 2009.
Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.
Пиз А. Язык жестов. — Н.Новгород, 2004.
Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.2008г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ».
Прикладная юридическая психология / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 2001.
Психология. Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2009.
Розетт И.М. Психология фантазии. – Минск, 1977.
Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг делового профессионального общения. — М: Академический проект; Трикста, 2006.
Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. Общая психология. Практикум. – М., 2005.
Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. Общая психология. Практикум. – М., 2005.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.
Халперн Д. Психология критического мышления. – 4-е изд. – СПб, 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб: Питер, 1997.
Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Воронеж, 1997.
Учебно-методическое пособие
для слушателей обучения
кандидат психологических наук
Кузнецова Наталья Михайловна
ПСИХОЛОГИЯ
Свидетельство о государственной аккредитации
Рег. № 0051 от 2.11.09 г.
Подписано в печать _________ г. Формат 60×901 /16 .
Усл. печ. л. – 0,6. Тираж _____. Заказ № _____.
Орловский юридический институт МВД РФ.
302027, г. Орел, Игнатова, 2.
[1] Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие.- М., 2001
[2] Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие.- М., 2001