Содержание
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 1. Социология как наука
1. Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
1.Задания для самостоятельной работы.
II. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Современная западная социология
1. Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 4. Русская социология
I.Задания для самостоятельной работы
II. План семинарского занятия
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
семинарскому занятию
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 5. Социальная стратификация и мобильность
1.Задания для самостоятельной работы
II. План семинарского занятия
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 6. Социальные нормы и институты
I. Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Концепции личности в социологии
1. Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 8. Социологическое исследование общества.
Методика и техника конкретно-социологических исследований
1. Задания для самостоятельной работы.
II. План семинарского занятия
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 9. Политическая социология
1.Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 10 Социология таможенной службы
I. Задания для самостоятельной работы
II. Рекомендации по выполнению заданий.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
Дополнительная литература
Тематика контрольных работ
Тема 1. Социология в системе общественных наук.
Тема 2. У истоков современной социологии. Огюст Конт.
Герберт Спенсер.
Тема 3.Социология К. Маркса.
Тема 4. «Понимающая социология» Георга Зиммеля и Макса Вебера.
Тема 5. Социология Э. Дюркгейма.
Тема 6. Возникновение эмпирической социологии.
Тема 7. Социология Чикагской школы.
Тема 8 Психоаналитическое направление в социологии.
Тема 9. Русская социология.
Тема 10. Социальная структура общества.
Тема 11. Социальная стратификация и мобильность.
Тема 12. Бедность и неравенство.
Тема 13. Социализация.
Тема 14. Социальные институты.
Тема 15. Семья как социальный институт.
Тема 16. Общественное сознание.
Тема 17. Социологическая концепция личности.
Тема 18. Социальный контроль.
Тема 19. Конкретно-социологическое исследование общества.
Тема 20. Конфликт и общество.
Тема 21. Социология демографии.
Тема 22. Социология культуры.
Тема 23. Социология таможенной службы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Основные источники
Дополнительная литература
Выдержка из текста работы
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семинарских занятий в виде конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам; подготовку ответов на вопросы для зачета.
Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.
Важным в самостоятельной работе студентов является изучение ими различных рекомендаций по темам курса, учебных материалов теоретического характера.
Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ. При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например, таким как «Российское правосудие», «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.
Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:
— в составлении плана изученного источника;
— в выписках концептуальных положений автора работы;
— в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;
— в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;
— в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.
Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.
По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.
Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету» «Парламентскую газету» «Собрание законодательства»).
В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».
Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:
— проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;
— изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;
— продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению магистранта, является наиболее приемлемой.
В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса.
Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.
Необходимо учесть, что настоящий учебно-методический комплекс является руководством общего характера по вопросам изучения дисциплины и не заменяет учебников и другую рекомендованную для изучения литературу. Основная цель учебно-методического комплекса – обеспечить магистрантам самостоятельную работу с уголовным законодательством, материалами пленумов Верховного Суда Российской Федерации, материалами судебной практики Верховного Суда РФ, учебными, научными и иными источниками, а также наметить реальные связи научных положений с правоприменительной деятельностью, что способствует упрочению приобретаемых знаний, активному их обсуждению на семинарах и успешной сдаче зачета.
Методические рекомендации по вопросам самостоятельной работы преследуют также частные цели: научить студентов при изучении литературы выделять и запоминать наиболее важные и трудные для уяснения категории и положения уголовного права, выработать у них творческий подход к теоретическим проблемам и выводам, критическое отношение к отдельным научным подходам в отношении тех или иных институтов права и правоприменительной практики, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.
Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например, в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.
Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом; а преподавателю позволит осуществить промежуточный контроль знаний обучающегося и своевременно откорректировать выявленные проблемы в усвоении преподаваемого материала (изучаемого магистрантом как в аудиторной, так и в самостоятельной формах).
Отдельным сегментом самостоятельной работы студентов является написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Основой данного вида деятельности является поиск и изучение доктринальных источников, а также сбор и обобщение эмпирического материала. Требования к содержанию, оформлению, процедуре представления и защиты магистерских диссертаций, содержатся в соответствующем локальном акте Российской Академии Правосудия.
Специфика изучения дисциплины студентами очной формы обучения заключается в том, что при необходимости усвоения программы дисциплины в полном объеме и наличии общих требований к качеству и уровню знаний, основная часть работы по изучению предмета осуществляется в процессе самостоятельной работы. Эта ситуация предполагает наличие повышенных требований к организации и проведению самостоятельной работы. Поэтому особенно данной категории студентов самостоятельную работу рекомендуется осуществлять системно и планомерно в порядке, рекомендуемом настоящим учебно-методическим комплексом.
Студент должен на уровне эффективного пользователя продемонстрировать навыки работы с современными профессиональными (нормативными) базами данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.); с информационными, справочными и поисковыми системами (Яндекс, Rambler, Апорт! Google), с др. Интернет-ресурсами, с нормативными правовыми актами, включая отслеживание новейших изменений в законодательстве; основной и дополнительной научной и учебной литературой; рекомендации по написанию рефератов, подготовке докладов и т.п.).
Самостоятельная работа выполняется студентами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.
Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержанием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семинарских занятий, подготовку ответов на вопросы для экзамена, выполнение электронных заданий.
Самостоятельная работа должна научить студента выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.
Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.
Рекомендации:
При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных понятий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.
Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:
— в составлении плана изученного источника;
— в выписках концептуальных положений автора работы;
— в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;
— в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;
— в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.
Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.
Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.
При подготовке доклада необходимо обратить внимание на то, что эта форма работы состоит в выборе темы, желательно актуальной, постановке вопросов, подлежащих освещению, подборе и изучении соответствующей литературы, уяснении позиций, изложенных в литературе, их анализе и выработке собственной аргументированной позиции. При подготовке доклада, помимо литературы, в необходимых случаях следует обращаться к законодательным источникам, правовым памятникам, зарубежному опыту.
Рефератом является самостоятельновыполненная работа обзорно-исследовательского характера, которая отвечает определенным формальным и содержательным критериям. Тема реферата может быть выбрана из предложенного списка или заявлена студентом самостоятельно исходя из его научных предпочтений. Работа должна быть выполнена в компьютерном наборе. Минимальный объем реферата – 15 страниц. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (размер 14), междустрочный интервал "одинарный", параметры страницы со всех сторон 2,5. Реферат должен иметь план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Текст реферата должен быть тщательно вычитан, без грамматических и орфографических ошибок. Приветствуется умеренное использование наглядных материалов, вставок, диаграмм, аппликаций, небольших рисунков – если они улучшают восприятие основных идей реферата, являются их эстетическим сопровождением.
Основные требования к тексту реферата: самостоятельность и полнота раскрытия заявленной темы. Во введении желательна: актуализация темы и мотивация ее выбора. Основная часть должна начинаться с формулирования той проблемы либо перечня вопросов, раскрытию которых посвящен реферат. Дальше должна быть представлена экспозиция основных подходов в философии и науке на решение заявленных противоречий. Те или иные подходы е их решению следует сравнить, аргументировано выбрать какую-то позицию, либо предложить свое решение. В заключениирезюмируются основные идеи работы и высказывается свое отношение к изучаемому вопросу. Список литературы должен демонстрировать способность автора ориентироваться в заявленной теме. Приветствуется использование самых разнообразных источников, в том числе Интернет-ссылки.
Защита и обсуждение рефератов осуществляются по решению преподавателя на соответствующем семинаре.
Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.
Программой предусмотрено выполнение одного контрольного задания.
При изучении курса обучающийся должен следить за динамикой изменений действующего законодательства и судебной практики; учитывать их при подготовке к занятиям.