Выдержка из текста работы
Если учитель педагог по призванию, а учить детей для него смысл жизни, то он останется учителем в любом случае, независимо от того, работает он в школе или учит своих и соседских детей на дому. Однако по закону человек становится учителем тогда, когда у него заключен трудовой договор с образовательным учреждением. Только когда трудовой договор подписан, педагог по призванию становится педагогом и по закону. С этого момента учитель обретает свои права и получает обязанности, без которых не может быть педагогической деятельности. То есть заключение трудового договора — это первый и необходимый этап педагогической деятельности.
Необходимость заключения трудового договора определена Трудовым кодексом РФ, согласно которому трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником (в нашем случае между учителем и образовательным учреждением), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить Условия труда, предусмотренные законодательством РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключающих трудовой договор, место работы (с указанием структурного подразделения), наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Трудовой договор конкретизирует (подробно описывает) права и обязанности работника, работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам.
Кроме того, в трудовом договоре должен быть предусмотрены режим труда и отдыха, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада учителя, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, дата начала работы. В том случае, если дата начала работы не указана в договоре, учитель должен приступить к исполнению своих трудовых обязанностей на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Причем согласно ст. 61 ТК РФ, если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.
Статья 70 ТК РФ устанавливает возможность определения для учителя испытательного срока, которая тоже должна быть указана в договоре и подтверждена ъ приказе о приеме работника на работу. В период испытания на испытуемого распространяются положения Трудового кодекса, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения. Необходимо отметить, что срок испытания не может превышать трех месяцев. Правда, в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда учитель фактически отсутствовал на работе.
Если в течение испытательного срока руководство образовательного учреждения решило, что учитель не подходит для занятия должности, на которую претендует, трудовой договор с педагогом может быть расторгнут до окончания испытательного срока. В этом случае учитель должен быть предупрежден о расторжении договора в письменной форме не позднее чем за три дня. В предупреждении должны быть указаны причины, послужившие основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия. Решение о расторжении договора учитель имеет право обжаловать в судебном порядке.
Если срок испытания истек, а учитель продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях. Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
Испытательный срок не может устанавливаться при заключении трудового договора с приглашенными на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями, с окончившими образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающими на работу по полученной специальности, с беременными женщинами.
Трудовой договор согласно ст. 67 ТК РФ заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
Трудовой кодекс (ст. 58) предусматривает, что трудовой договор может быть бессрочным (заключенным на неопределенный срок) и срочным (заключенным на срок до 5 лет). Трудовой договор учителя, как правило, бессрочный. Однако при определенных условиях, с взаимного согласия учителя и образовательного учреждения и в соответствии со ст. 59 ТК РФ, возможно и заключение срочного договора. В школе срочный трудовой договор может быть заключен для замены временно отсутствующего работника; на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; с учителями, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой; для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением педагога; с учителями, обучающимися по дневным формам обучения; с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера; с научными, педагогическими и другими работниками, заключившими трудовые договор на определенный срок в результате конкурса, проведенного в установленном законом порядке, с учителями, работающими в данном образовательном учреждении по совместительству.
Срочный договор отличается от бессрочного тем, что по окончании срока действия договора работник может быть уволен. Однако это не значит, что окончание срока договора грозит педагогу безработицей. В том случае, если срок договора истек, а учитель продолжает педагогическую деятельность, договор автоматически превращается в бессрочный.
Учителю важно знать, что образовательное учреждение не имеет права заключать с ним срочный договор без достаточных для этого оснований. Трудовым кодексом запрещается заключение срочных трудовых договоров, чтобы исключить уклонение от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. А трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок. Невозможно также перезаключение трудового договора на срочный, например, по достижении учителем пенсионного возраста.
Таким образом, трудовой договор определяет правовой статус учителя внутри образовательного учреждения, закрепляет его права и обязанности как сотрудника. Однако трудовой договор учителя предполагает также наличие некоторых специфических условий, которые также обязательно должны быть прописаны в договоре. Они обусловлены ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и ст. 333 ТК РФ, которые устанавливают педагогическим работникам 36-часовую рабочую неделю. Общее количество часов оплачиваемой педагоги ческой деятельности за определенный срок представляет собой учебную нагрузку педагога. Объем этой учебной нагрузки (ее верхний и нижний предел) предпочтительно оговаривать при заключении договора. Учебная нагрузка является существенным условием трудового договора учителя, поэтому любые изменения как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения допускаются с письменного согласия учителя.
В случае, если объем учебной нагрузки в договоре не оговорен, считается, что трудовой договор заключен исходя из количества часов педагогической работы, соответствующих ставке занимаемой должности.
Учебная нагрузка учителю устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом образовательного учреждения, как правило, один раз в год раздельно по полугодиям.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 55.6) устанавливает, что учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), должна ограничиваться верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Однако согласно Письму в российских государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях предел объема учебной нагрузки учителям не определен. Объем учебной нагрузки определяется исходя из количества часов по учебному плану и учебных программ, обеспеченности кадрами и других особенностей учреждения. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки должен быть, как правило, стабильным в течение всего учебного года
Нередко болезненным для учителя оказывается изменение учебной нагрузки в течение учебного года: в случае сокращения часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп), в случае, когда работа в данной должности не является для педагога основной.
Об изменении объема учебной нагрузки администрация обязана предупредить учителя не позднее, чем за два месяца до наступления момента ее изменения. Учителю, нагрузка которого уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года в соответствии с п. 9.9 Приказа Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. № 400» и п. 2.7 Письма Минобразования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5/7 «Об утверждении рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» выплачивается заработная плата не ниже установленной ранее. Если оставшаяся нагрузка стала выше установленной нормы, то оплачивается заработная плата за фактически оставшееся число часов. Если оставшаяся нагрузка стала ниже установленной нормы и нет возможности догрузить учителя другой педагогической работой, то выплачивается заработная плата в размере ставки по тарификации. Если оставшаяся нагрузка стала ниже той, что установлена ниже нормы часов за ставку, и учителя невозможно догрузить педагогической работой, то выплачивается установленная при тарификации заработная плата.
Однако для того, чтобы застраховать себя от возможных колебаний учебной нагрузки не в свою пользу, учителю следует оговорить этот вопрос при заключении трудового договора.
Трудовой договор, заключенный в соответствии с законодательством, выступает гарантом реализации права учителя на труд, а также регулирует трудовые отношения учителя с образовательным учреждением при осуществлении педагогической деятельности. Имея на руках второй экземпляр трудового договора, учитель может предъявить его своему работодателю в случае возникновения конфликтной ситуации.