Содержание
1.Направленность программы тренинга и необходимые условия для ее реализации.
2.Актуальность программы, основная концепция.
3.Общее содержание программы.
4.Учебно-тематический план.
5. Практические рекомендации
по проведению психофизиологического тренинга.
6. Ожидаемые результаты и способы оценки эффективности.
Выдержка из текста работы
Я, Бугай Оксана Николаевна, проходила учебную практику (научно-исследовательская работа) в Департаменте психологических исследований по теме «Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста».
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6-7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др.
Раннее детство характеризуется сензитивностью (чувствительностью) к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Цель практики — формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи:
. закрепление, расширение и углубление теоретических знаний;
. реализация теоретических знаний в практической деятельности будущего специалиста;
. осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме.
Объект исследования — кратковременная память.
ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
.1 Изучение памяти и её видов
Впечатления, получаемые об окружающем мире, сохраняются, закрепляются, а при необходимости — воспроизводятся. Такие процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память — это совокупность таких процессов как восприятие, запечатление, сохранение и воспроизведение информации.
Наш опыт — это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Человек не просто впитывает внешнюю информацию, как земля воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает окружающий мир, пытаясь удовлетворить врождённый интерес к новому. «Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» — констатировал один из психологов. Можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что человек ещё не умеет использовать все свои ресурсы.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозге.
Рассмотрим некоторые виды памяти, в зависимости от времени сохранения материала. Мгновенная (иконическая, следовая) память, в которой воспринятый образ сохраняется в течение нескольких долей секунды (0,1- 0,5 с.). Эта память — непосредственное отражение информации полученной органами чувств. Она представляет собой остаточное впечатление, образующееся от восприятия стимулов. Это память — образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов не превышает нескольких десятков секунд, в среднем 20 секунд (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется лишь обобщенный образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение информации.
Оперативная память хранит информацию в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. Информация хранится в ней до тех пор пока не будет решена задача вставшая перед человеком, т.е. она рассчитана на решение определенной задачи. Эта память является промежуточной между кратковременной и долговременной памятью.
Долговременная память — эта память может хранить информацию в течение неограниченного времени. Информация из долговременной памяти может воспроизводиться сколько угодно раз, без утраты. Более того, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее сохраняется её след в долговременной памяти.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности выделяют четыре вида памяти:
. двигательная,
. эмоциональная (аффективная),
. словесно-логическая
. образная.
Остановимся и разберем образную память. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех здоровых людей.
Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память — связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение, чем мы «запоминаем» глазами или скажем ушами.
.2 Изучение кратковременной памяти, ее объема и механизмов
Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной памяти при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Кратковременную память ещё называют рабочей потому, что она нужна нам для выполнения определённых операций в процессе какой либо деятельности. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной памяти в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек сотни раз, видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.
Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
Одним из основных механизмов кратковременной памяти является реверберация. Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Субъективно этот процесс переживается как "отзвук" только что происшедшего события: на какое-то мгновение человек как бы продолжаем видеть, слышать то, что уже мы непосредственно не воспринимаем ("стоит перед глазами", "звучит в ушах" и т.д.). Тесно связанная с восприятием, являясь как бы ее инерцией (предрасположенность к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале).
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного — она блокируется. Для того чтобы произошёл разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов, одного импульса, как правило, не достаточно. Но для простоты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетки. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. И этот процесс называется реверберацией.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объём кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной. Один из связанных с кратковременной памятью процессов — это повторение, т.е. многократное пропускание информации через хранилище памяти. Как мы уже говорили, предполагается, что повторение несет в основном две функции: освежает хранящуюся в кратковременной памяти информацию, чтобы не произошло ее забывание, и переводит информацию повторения в долговременную память, повышая тем самым закрепление долговременных следов. Таким образом, повторение можно рассматривать как одну из «рабочих» функций кратковременной памяти. Однако пока еще не ясно, каким образом повторение выполняет эти функции, как оно действует и что именно повторяется.
Процесс повторения можно представить себе как своего рода речь — внутреннюю, или беззвучную
Давайте перечислим факторы, которые позволяют выявить кратковременную память как особую ступень переработки информации:
. Различный характер ошибок припоминания из кратковременной и долговременной памятей. Здесь информация хранится в акустической форме, а в долговременной в семантической (смысловое значение единиц) форме;
. Нарушение перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память, при поражении глубинных отделов мозга. При этом поражении у больного сохраняется долговременная память. Он может извлечь из неё необходимую информацию. Если прервать больного на некоторое время он уже не в состоянии воспроизвести недавние события.
. Эффект «конца» и «начала». Эффект начала, согласно теории действенности, предполагающей существование кратковременной памяти и долговременной памяти это результат припоминания из долговременной памяти. Эффект конца объясняется следующим: элементы стоящие в конце ряда находятся в кратковременной памяти, когда начинается воспоминание, испытуемый воспроизводит их из кратковременной памяти и частота воспоминаний довольно высока.
1.3 Особенности развития памяти у дошкольников
память дошкольник кратковременный зрительный
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
В этих условиях представляются достаточно простыми и понятными теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.
Самый ранний вид — моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.
Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.
В концепции развития памяти вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой.
Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Более раннее появление образной памяти не означает ее последующее исчезновение и замены словесной памятью. Образная память продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым — зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании.
На зрительную память можно смотреть только как на низкий вид памяти. Обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти — память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала.
В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
У младших дошкольников память преимущественно непроизвольная. Потому, как ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, реплики из мультфильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
Непроизвольность памяти заметна в поведении детей дошкольников. Дети до 5 лет при задании рассмотреть серию картинок и запомнить другую серию картинок ведут себя одинаково, а именно не дослушав инструкцию, бросают беглый взгляд на картинки обеих серий, начинают играть с картинками или рассказывать что- то, навеянное их содержанием. И никаких специальных действий для запоминания не производят.
Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами). Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Старшие дошкольники, дети до 7 лет уже осваивают специальные действия запоминания (многократное повторение) и умеют ставить осознанную цель что-либо запомнить. Элементы произвольного запоминания легче всего формируются в игре. Экспериментально доказано, что в игровой форме дети запоминают больше слов, чем по прямой инструкции взрослого.
Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:
) сначала ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами;
) ребенок выделяет непосредственно приемы запоминания (повторить, сгруппировать, связать, оставить какой-нибудь знак-сигнал и т.д.), дело в том, что первоначально возникает необходимость припоминания, а задача запомнить возникает на базе опыта припоминания: ребенок осознает, что если он не освоит средства запоминания, то потом не сможет и воспроизвести нужный материал;
) овладение средствами запоминания, формируется произвольный контроль над памятью.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
В настоящее время обилие информации и компьютеризация сыграла очень большую роль в том, что сегодняшние дети умнее своих предшественников. Это связанно в первую очередь со средствами массовой информации. Способность постигать сложный современный мир проявляется уже в раннем дошкольном возрасте.
Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
.1 Организация и методика исследования
Цель исследования: изучение объема зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
. Провести анализ литературных источников по проблеме.
. Применить методики для исследования, дать их описание.
. Провести исследование объема зрительной и слуховой кратковременной памяти.
. Провести обработку и интерпритацию результатов исследования.
Предмет исследования — кратковременная память.
Объект исследования — дети дошкольного возраста (подготовительная группа).
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении того, что существуют различия между показателями объема кратковременной памяти в зависимости от зрительного или слухового восприятия стимулов.
В нашем исследовании принимали участие 30 детей: дети дошкольного возраста 6 лет, посещающие частное дошкольное образовательное учреждение ДОУ «Детский сад № 233» открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), г. Улан-Удэ. Расположенный по адресу: ул. Пушкина д.33 «а» в подготовительной группе «Смешарики».
Исследование объёма кратковременной памяти в данной выборке позволяет оценить различия между показателями объёма кратковременной памяти в зависимости от зрительного и слухового восприятия стимулов.
Исследование проводилось с помощью методик «Запомни рисунок» и «Запомни цифры» автором которых, является известный российский психолог Роберт Семенович Немов.
Детям шести лет предлагалось за ограниченное время запомнить соответствующий материал: для первого теста — фигуры; для второго — цифры.
) Методика «Запомни рисунок».
Цель данной методики — определение объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложение. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
баллов — ребенок узнал на картинке 2Б все девять изображений, показанных ему на картинке 1А, затратив на это меньше 45 сек.
-9 баллов — ребенок узнал на картинке 2Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
-1 балл- ребенок не узнал на картинке 2Б ни одного изображения в течение 90 сек. и более.
Выводы об уровне развития:
баллов — очень высокий.
-9 баллов — высокий.
-7 баллов — средний.
-3 балла — низкий.
-1 балл — очень низкий.
) Методика «Запомни цифры».
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
Экспериментатор говорит ребёнку: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее последовательно зачитывается ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на карточке 1А с интервалом в 1 секунда между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа карточка 1Б и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем карточка стимульного материала 2А и 2Б.
Выводы об уровне развития:
баллов — очень высокий балл.
-9 баллов — высокий балл.
-7 баллов — средний балл.
-3 балла — низкий балл.
-1 балл — очень низкий балл.
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.
Оценка результатов:
баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
— 9 баллов — ребёнок точно воспроизвёл в среднем 7-8 цифр.
— 7 баллов — ребёнок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.
— 5 баллов — ребёнок в среднем воспроизвёл 4 цифры.
— 3 балла — ребёнок в среднем воспроизвёл 3 цифры.
-1 балл — ребёнок в среднем воспроизвёл от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий балл.
-9 баллов — высокий балл.
-7 баллов — средний балл.
-3 балла — низкий балл.
-1 балл — очень низкий балл.
Таким образом, нами были предложены два тестовых задания с различными предъявляемыми стимулами. Нашей целью является определить среднее значение в баллах и как итог в процентном соотношении уровня развития объёма зрительной и слуховой кратковременной памяти на предъявляемые стимулы у детей 6 лет, в подготовительной группе «Смешарики». Исследование проводилось в группе, в игровой форме. Дети были доброжелательно настроены и хорошо шли на контакт.
В результате тестирования на объем зрительной кратковременной памяти по методике «Запомни рисунок» 90% детей ответили на средний балл: 21 из них узнали 5-6 изображений в течение одной минуты (средний балл), 6 детей узнали 3-4 изображения за время 65-75 секунд (средний балл) и трое детей набрали по 8 баллов, узнав 7 изображений за 50-55 секунд, что соответствует высокому развитию объема зрительной кратковременной памяти.
Таким образом, средний коэффициент в группе по данной методике составил 6,3 балла, что говорит о среднем развитие объёма зрительной кратковременной памяти.
По результатам исследования на цифровые стимулы мы получили средний коэффициент в группе 5,6 балла, что соответствует так же среднему развитию объема слуховой кратковременной памяти. Из них 15 детей воспроизвели 4 цифры, что соответствует 4-5 баллам (средний балл), 14 детей набрали 6-7 баллов воспроизведя 5-6 цифр (средний балл) и 1 ребёнок набрал 8 баллов (высокий балл), воспроизведя 7 цифр. В процентном соотношении 96,7% из всей группы имеет средний уровень развития. Результаты исследования представлены в «таблице 1» и «таблице Б 2».
Таким образом, для сравнения средних полученных результатов по методикам и проверки нашей гипотезы, мы представим данные в «таблице».
В результате сравнения средних значений объёма зрительной и слуховой кратковременной памяти в группе «Смешарики», были выявлены незначительные различия, в радиусе среднего уровня, а именно показатели результата исследования в баллах были равны среднему уровню развития, что соответствует 4-7 баллам. Лишь небольшую разницу составили трое детей набравшие по 8 баллов, по методике «Запомни рисунок», что соответствует высокому уровню развития в сравнении с 1 ребенком, набравшим высокий балл по методике «Запомни цифры», что также соответствует высокому развитию объема кратковременной памяти.
Вывод, зрительное восприятие фигур у детей группы «Смешарики» лучше, нежели слуховое восприятие на цифровые стимулы, что подтверждается результатами исследования.
Таблица 3 — Средний результат исследования объёма зрительной и слуховой кратковременной памяти
БаллыТест 1Тест 28 баллов3чел.1чел. 6-7 баллов21чел.14чел.4-5 баллов6чел.15чел.Средний балл6,35,6
Рисунок 1. — Средние результаты исследования объема зрительной и слуховой кратковременной памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной научно — исследовательской работы на базе подготовительной группы ДОУ «Детский сад № 233», приняло участие тридцать детей шестилетнего возраста.
В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование:
— по изучению развития объема кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
— по изучению зависимости объема кратковременной памяти от зрительного или слухового восприятия стимулов;
— по раскрытию индивидуальных особенностей объема кратковременной памяти у детей дошкольного возраста на предъявляемые стимулы в зависимости от зрительного и слухового восприятия.
В результате проведенного исследования на определение объема зрительной и слуховой кратковременной памяти и оценки воспроизведения детьми фигур (зрительная кратковременная память) и цифр (слуховая кратковременная память) в баллах был получен следующий результат. Практически вся группа детей (90%) имеют среднее развитие объема кратковременной памяти. Причем экспериментально доказано, что существуют различия между слуховым и зрительным восприятием, а именно в продуктивности запоминания стимулов.
Исходя из гипотезы, сделан вывод, что зрительная кратковременная память на стимульные карточки с фигурами, является более продуктивной, по сравнению со слуховой кратковременной памятью на цифровые стимулы.
На основании данного вывода можно добавить, что у детей шестилетнего возраста продуктивность процессов восприятия и воспроизведения зависит от ряда факторов, таких как:
индивидуальные особенности психики,
содержание и количество запоминаемого материала,
эмоциональное отношение ребенка к материалу,
уровень осмысленности,
индивидуальные особенности развития ребенка.
В процессе исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Балин В.Д., Гайда В.К. и др. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // Под общей ред. Крылова А.А., Маничева. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
)Ванюхина Н.В. Возрастная психология: в 2-ух кн. Кн.2 учебное пособие. — Казань.: Познание, 2008. — 292с.
)Веркаса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет. — М.: Мозаика — Синтез,2012. — 128с.
)Галкин С.С. Индивидуальные особенности памяти. — М.: Лаборатория Книги, 2012. — 110с.
)Дарвиш О.Б. Возрастная психология. — М.: Владос — Пресс, ИМПЭ им. Грибоедова, 2003. — 264с.
)Занкова Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников // Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. — М.: Педагогика, 2009. — 234с.
)Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир, 2009. — 216с.
)Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 560с.
)Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М.: Директ — Медиа, 2008. — 1041с.
) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2013. — 592с.
) Мирошниченко И.В. Психологический практикум. Конспект лекций: учебное пособие. — М.: А — Приор, 2011. — 144с.
) Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии. Кн.1: учебник. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2013. — 688с.
) Немов Р.С. Психология. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 639с.
) Першина Л.А. Общая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический проект, 2004. — 448с.
) Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2015. — 720с.
) Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: учебник. — М.: Дашков и Ко, 2013. — 519с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА ЗРИТЕЛЬНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Таблица 1 — Результаты исследования объёма кратковременной зрительной памяти
№Кол-во правильных ответовКол-во баллов№Кол-во правильных ответовКол-во баллов178167825617453561867478196754520566452156756224586723679672467105625561156265612342756136728671467296715453067
Приложение Б. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Таблица 2 — Результаты исследования объёма кратковременной слуховой памяти
№ Чел.Кол-во баллов№ Чел.Кол-во баллов18 баллов165 баллов27 баллов176 баллов35 баллов184 балла44 баллов195 балла54 баллов207 баллов66 баллов215 баллов75 баллов226 баллов86 баллов235 балла97 баллов247 баллов105 баллов255 баллов116 баллов265 баллов126 баллов276 баллов136 баллов285 баллов145 баллов297 баллов155 баллов307 баллов