Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример учебного пособия по государству и праву: Теория государства и права, автор А.В. Малько

Раздел: Учебное пособие

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие5

Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА7

§ 1. Предмет и структура теории государства и права7

§ 2. Метод теории государства и права10

§ 3. Теория государства и права в системе гуманитарных

и иных юридических наук14

§ 4. Роль теории государства и права в формировании со¬

временного юриста18

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА21

§ 1. Общая характеристика власти и норм догосударствен-

ного периода21

§ 2. Причины и формы возникновения государства23

§ 3. Основные теории происхождения государства26

§ 4. Особенности возникновения права34

Глава 3. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ,

ФУНКЦИИ 38

§ 1. Государственная власть как особая разновидность со¬

циальной власти38

§ 2. Легитимность и легальность государственной власти . .39

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства41

§ 4. Понятие и классификация функций государства46

§ 5. Характеристика основных внутренних функций совре¬

менного Российского государства 47

§ 6. Характеристика основных внешних функций совре¬

менного Российскрго государства49

§ 7. Формы и методы осуществления функций государства .50

Глава 4. ТИПЫ И ФОР^Ы ГОСУДАРСТВА53

§ 1. Типы государства53

§ 2. Понятие и элементы формы государства55

§ 3. Форма государственного правления56

§ 4. Соотношение типа и формы государства58

§ 5. Форма государственного устройства60

§ 6. Политический (государственный) режим: понятие

и признаки62

§ 7. Демократический режим 64

§ 8. Прямая и представительная демократия 65

§ 9. Тоталитарный режим67

§ 10. Авторитарный режим 68

Глава 5. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА73

§ 1. Механизм государства: понятие, основные черты,

структура 73

§ 2. Понятие и признаки органов государства75

§ 3. Классификация государственных органов 77 ^~»

§ 4. Принципы организации и деятельности государствен¬

ного аппарата 78

§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления . 81

Глава 6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 85

§ 1. Политическая система общества: понятие и структура . . 85

§ 2. Функции политической системы общества86

§ 3. Место и роль государства и права в политической сис¬

теме общества88

§ 4. Государство и политические партии89

§ 5. Государство и общественно-политические движения . . . 93

§ 6. Государство и группы давления94

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма . . 97

Глава 7. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ,

ФУНКЦИИ 100

§ 1. Понятие, признаки и сущность права100

§ 2. Право в объективном и субъективном смысле102

§ 3. Право как государственный регулятор общественных

отношений102

§ 4. Основные теории правопонимания103

§ 5. Соотношение экономики, политики и права110

§ 6. Принципы права: понятие и виды111

§ 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве …. 113

§ 8. Функции права: понятие и классификация114

Глава 8. ТИПЫ ПРАВА118

§ 1. Типы права: различные подходы118

§ 2. Правовая система общества: понятие и структура …. 119

§ 3. Основные правовые семьи мира122

Глава 9. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО127

§ 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды . . 127

§ 2. Понятие прав человека и гражданина128

§ 3. Классификация основных прав и свобод личности . … 130

§ 4. Соотношение и взаимосвязь государства и права132

§ 5. Государство: проблемы правового ограничения 133

§ 6. Понятие и сущность правового государства136

§ 7. Принципы правового государства 138

298

Оглавление

Оглавление

299

§ 8. Активность личности в сфере осуществления и защиты

прав и свобод140

§ 9. Разделение властей как принцип правового государства 140

§ 10. Федерализм и верховенство закона142

§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность . . . 143

§ 12. Соотношение общества и государства144

/§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки 144

V Глава 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВО¬

СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 148

§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности

и взаимосвязь 148

§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие, вза¬

имодействие и противоречия 151

§3. Право и обычаи154

§4. Право и корпоративные нормы155

» § 5. Понятие, структура и виды правосознания157

§ 6. Правовая культура: понятие и структура160

§ 7. Правовое воспитание: понятие, формы, методы162

Глава 11. НОРМЫ ПРАВА164

§ 1. Понятие и признаки нормы права .164

§ 2. Предоставительно-обязывающий характер правовых

норм166

§3. Структура нормы права167

§ 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта . 168

§ 5. Классификация норм права169

Глава 12. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА173

§ 1. Понятие и виды форм (источников) права173

§ 2. Понятие и виды нормативных актов174

§ 3. Понятие, признаки и виды законов 176

§ 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки,

виды178

§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространст¬

ве и по кругу лиц179

Глава 13. ЙРАВОТВОРЧЕСТВО182

§ 1. Понятие и принципы правотворчества182

§ 2. Виды правотворчества183

§ 3. Понятие и стадии законотворчества в Российской

Федерации185

§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации … 186

§ 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды . . 188

§ 6. Юридическая техника:189

Глава 14. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ¬

ВА 193

§ 1. Понятие и структурные элементы системы права …. 193

§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основа¬

ния деления норм права на отрасли194

§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных от¬

раслей права196

§ 4. Институт права: понятие и виды198

§ 5. Частное и публичное право200

§ 6. Юридический процесс: понятие и виды201

§ 7. Соотношение системы права и системы законодательст¬

ва 203

Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ207

§ 1. Правовые отношения: понятие и признаки207

§ 2. Виды правоотношений208

§ 3. Предпосылки возникновения правоотношений209

§ 4. Взаимосвязь норм права и правоотношений 210

§ 5. Понятие и виды субъектов правоотношений211

§ 6. Правоспособность и дееспособность субъектов права.

Правосубъектность212

§ 7. Субъективные права и юридические обязанности: по¬

нятие и структура214

§ 8. Законные интересы: понятие, структура, виды215

§ 9. Соотношение законных интересов и субъективных прав 217

§ 10. Объекты правоотношений: понятие и виды219

§ 11. Понятие и классификация юридических фактов …. 219

Глава 16. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА223

§ 1. Реализация права: понятие и формы223

§ 2. Применение как особая форма реализации права ….224

§ 3. Стадии процесса применения норм права225

§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особеннос¬

ти, виды225

§ 5. Отличие нормативных актов от актов применения

права 227

§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и

преодоления227

§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения . . . .229

Глава 17. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПРАКТИКА232

§ 1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам . 232

§ 2. Способы и объём толкования правовых норм234

§ 3. Акты толкования права: понятие, особенности, виды . . 235

§ 4. Юридическая практика236

Глава 18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ,

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ239

§ 1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды . . . 239

300

Оглавление

§ 2. Понятие, признаки и виды правонарушений240

§ 3. Юридический состав правонарушения241

§ 4. Понятие, признаки и основания юридической ответст¬

венности 243

§ 5. Цель, функции и принципы юридической ответствен¬

ности 243

§ 6. Виды юридической ответственности245

§ 7. Юридическая ответственность и другие виды государ¬

ственного принуждения246

§ 8. Обстоятельства, исключающие противоправность

деяния и юридическую ответственность247

Глава 19. ОГРАНИЧЕНИЯ И СТИМУЛЫ, ПООЩРЕНИЯ

И ЛЬГОТЫ В ПРАВЕ250

§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды …. 250

§ 2. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды252

§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки253

§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве255

§ 5. Правовые поощрения, функции и виды256

§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции258

§ 7. Правовые привилегии261

§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и при¬

вилегий 263

Глава 20. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА … 267

§ 1. Понятие и принципы законности267

§ 2. Гарантии законности: понятие и виды269

§ 3. Понятия правопорядка и общественного порядка.

Соотношение законности, правопорядка и демократии . . .270

§ 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с закон¬

ностью, правопорядком и общественным порядком271

Словарь основных понятий274

Литература, рекомендуемая для углубленного изучения курса . . . 287

Выдержка из текста работы

Под формой гос. устройства понимается административно-территориальное устройство гос-ва: характер взаимоотношений между гос-ом и его частями, между частями гос-ва, между центральными и местными органами власти. Все гос-ва по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные. Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных гос. образований пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти и управления.

Сложное государство состоит из обособленных гос. образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя — насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна. Конфедерация — государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация — суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование — это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

1)По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило — договором.2)По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории. 3)Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.4)В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы. 5)Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации. 6)Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Унитарное государство-это целостное централизованное государство, которое делится на административно-территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований, не обладает суверенными правами. В таком государстве едины высшие органы государства, гражданство, конституция.

2. Понятие, признаки и виды законов.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общ. отношения.

Классификация законов:1) по значимости и юридической силе: конституционный федеральные законы и обыкновенные (текущие федеральное законы. Главный конституционный закон — сама Конституция. Федеральные конституционные законы -законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдум правительстве). Все остальные законы обыкновенные (текущие).2) По органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным).

3) По объему и объекту регулирования:

* общие (посвящены целой сфере общественных отношений, например кодекс

*специальные (регулируют узкую область общественных отношений).

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.Признаки закона:1) ринимается только органом законодательной власти или референдумом;2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.Виды законов: 1 • Возглавляет всю систему Конституция РФ, Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации — республики, Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов.. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов.

3.Правопорядок.Правопорядок представляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма государства на общественную жизнь с помощью правовых средств.В условиях функционирования механизма правового государства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще и распространяется лишь на такую сферу общественной жизни, где без правового вмешательства государства невозможно организовать оптимальную общественную жизнь.Таким образом, правопорядок складывается из многочисленных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше внимания должно обращать не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан соответствующих условий правомерного поведения.Общество и государство должны быть заинтересованы в том, что бы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы государства на организацию работы с правонарушениями.

БИЛЕТ №3

1.Тгп в системе гуманитарных наук.

Предметом Тгп выступают такие явления общественной жизни. как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

ТГП имеет с Философией самые глубокие и прочные связи Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права.

Зависимость между философией и Тгп прослеживается не протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право.

Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве.

о) теория государства и права и экономические наукиЭкономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы.

Связь с Тгп выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы.в) ТГП и социология.Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата. г) ТГП и политологияПолитология изучает политику, политические интересы, систему и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) — искусство управления государством. Политическая (гос.) власть — венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П.

д) Тгп и социальная психология

Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права остановить наиболее типичные последствия деятельности гос.-правовых институтов.

2. Способы толкования правовых норм.

Толкование права — называется специальная юридическая категория, которая означает деятельность компетентных органов по уяснению и разъяснению содержания требований правовых норм.- уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя»- разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания до других.

Способы толкования — это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. К ним относятся:1) языковой (или грамматический) — толкование с помощью языковых средств и грамматики;2) исторический — толкование с помощью анализа конкретно-исторических условий принятия правовой нормы;3) систематический — толкование с помощью анализа связей одной нормы с другими нормами, их роли в системе права;

4) логический — толкование закона на основе правил логики;5) телеологический — толкование с помощью установления целей издания нормативного акта.

Виды толкования права:

1 .Толкование по объему:— буквальное (адекватное) — означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом;- распространительное — необходимо тогда, когда содержание нормы оказывается шире ее текстуального выражения. — ограничительное — когда содержание нормы права оказывается ‘уже ее текстуального выражения (например всякое имущество нажитое во время брака, является совместной собственностью)

2)Толкование по субъектам:— официальное — производится компетентными государственными органами и его результаты обязательны для субъектов права

-неофициальное — реализуется различными субъектами, но его результаты не имеют юридического значения.

3)По объекту толкования, т. е. объектом может быть:нормативный акт отдельная норма правоприменительный акт (м. б. толкование договора) юридическая практика

4) По объему нормативного материала:

нормативное толкование — официальное разъяснение нормы в целом (н-р, аутентичное и легальное толков; осуществляемое при обобщении юридической практики)

казуальное толкование — разъяснение применительно к конкретному случаю. Это суждения о применяемых норм содержащихся в решениях и определениях коллегии Верховного Суда по отдельным делам.

3. История, цель и составляющие элементы принципа разделения властей.

Теорию о разделении властей предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье был его последователем.

Единоначалие — это разделение функций, т.е. разграничение функций различных органов власти. Носителем единоначалия являлся монарх, император, король и др. в их руках сосредотачивалась и законодательная, и судебная и исполнительная власть. Суть теории разделения властей направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответствии с ней единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов, которая направлена на то, чтобы она не сосредотачивалась только в одной ветви, у одного лишь главы государства. Система сдержек и противовесов также предполагает самостоятельность в рамках законов и взаимодействие трех частей (ветвей) единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Похожие работы

  • курсовая  Теория государства и права
  • курсовая  Теория государства и права Тема:система права
  • курсовая  Теория государства и права в системе научных знаний
  • курсовая  Теория государства и права политические партии в России:проблемы и перспективы
  • курсовая  Теория государства и права Тема: правовые отношения
  • курсовая  Взаимосвязь теории государства и права с философией

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка