Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие5
Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА7
§ 1. Предмет и структура теории государства и права7
§ 2. Метод теории государства и права10
§ 3. Теория государства и права в системе гуманитарных
и иных юридических наук14
§ 4. Роль теории государства и права в формировании со¬
временного юриста18
Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА21
§ 1. Общая характеристика власти и норм догосударствен-
ного периода21
§ 2. Причины и формы возникновения государства23
§ 3. Основные теории происхождения государства26
§ 4. Особенности возникновения права34
Глава 3. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ,
ФУНКЦИИ 38
§ 1. Государственная власть как особая разновидность со¬
циальной власти38
§ 2. Легитимность и легальность государственной власти . .39
§ 3. Понятие, признаки и сущность государства41
§ 4. Понятие и классификация функций государства46
§ 5. Характеристика основных внутренних функций совре¬
менного Российского государства 47
§ 6. Характеристика основных внешних функций совре¬
менного Российскрго государства49
§ 7. Формы и методы осуществления функций государства .50
Глава 4. ТИПЫ И ФОР^Ы ГОСУДАРСТВА53
§ 1. Типы государства53
§ 2. Понятие и элементы формы государства55
§ 3. Форма государственного правления56
§ 4. Соотношение типа и формы государства58
§ 5. Форма государственного устройства60
§ 6. Политический (государственный) режим: понятие
и признаки62
§ 7. Демократический режим 64
§ 8. Прямая и представительная демократия 65
§ 9. Тоталитарный режим67
§ 10. Авторитарный режим 68
Глава 5. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА73
§ 1. Механизм государства: понятие, основные черты,
структура 73
§ 2. Понятие и признаки органов государства75
§ 3. Классификация государственных органов 77 ^~»
§ 4. Принципы организации и деятельности государствен¬
ного аппарата 78
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления . 81
Глава 6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 85
§ 1. Политическая система общества: понятие и структура . . 85
§ 2. Функции политической системы общества86
§ 3. Место и роль государства и права в политической сис¬
теме общества88
§ 4. Государство и политические партии89
§ 5. Государство и общественно-политические движения . . . 93
§ 6. Государство и группы давления94
§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма . . 97
Глава 7. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ,
ФУНКЦИИ 100
§ 1. Понятие, признаки и сущность права100
§ 2. Право в объективном и субъективном смысле102
§ 3. Право как государственный регулятор общественных
отношений102
§ 4. Основные теории правопонимания103
§ 5. Соотношение экономики, политики и права110
§ 6. Принципы права: понятие и виды111
§ 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве …. 113
§ 8. Функции права: понятие и классификация114
Глава 8. ТИПЫ ПРАВА118
§ 1. Типы права: различные подходы118
§ 2. Правовая система общества: понятие и структура …. 119
§ 3. Основные правовые семьи мира122
Глава 9. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО127
§ 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды . . 127
§ 2. Понятие прав человека и гражданина128
§ 3. Классификация основных прав и свобод личности . … 130
§ 4. Соотношение и взаимосвязь государства и права132
§ 5. Государство: проблемы правового ограничения 133
§ 6. Понятие и сущность правового государства136
§ 7. Принципы правового государства 138
298
Оглавление
Оглавление
299
§ 8. Активность личности в сфере осуществления и защиты
прав и свобод140
§ 9. Разделение властей как принцип правового государства 140
§ 10. Федерализм и верховенство закона142
§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность . . . 143
§ 12. Соотношение общества и государства144
/§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки 144
V Глава 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВО¬
СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 148
§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности
и взаимосвязь 148
§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие, вза¬
имодействие и противоречия 151
§3. Право и обычаи154
§4. Право и корпоративные нормы155
» § 5. Понятие, структура и виды правосознания157
§ 6. Правовая культура: понятие и структура160
§ 7. Правовое воспитание: понятие, формы, методы162
Глава 11. НОРМЫ ПРАВА164
§ 1. Понятие и признаки нормы права .164
§ 2. Предоставительно-обязывающий характер правовых
норм166
§3. Структура нормы права167
§ 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта . 168
§ 5. Классификация норм права169
Глава 12. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА173
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права173
§ 2. Понятие и виды нормативных актов174
§ 3. Понятие, признаки и виды законов 176
§ 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки,
виды178
§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространст¬
ве и по кругу лиц179
Глава 13. ЙРАВОТВОРЧЕСТВО182
§ 1. Понятие и принципы правотворчества182
§ 2. Виды правотворчества183
§ 3. Понятие и стадии законотворчества в Российской
Федерации185
§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации … 186
§ 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды . . 188
§ 6. Юридическая техника:189
Глава 14. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ¬
ВА 193
§ 1. Понятие и структурные элементы системы права …. 193
§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основа¬
ния деления норм права на отрасли194
§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных от¬
раслей права196
§ 4. Институт права: понятие и виды198
§ 5. Частное и публичное право200
§ 6. Юридический процесс: понятие и виды201
§ 7. Соотношение системы права и системы законодательст¬
ва 203
Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ207
§ 1. Правовые отношения: понятие и признаки207
§ 2. Виды правоотношений208
§ 3. Предпосылки возникновения правоотношений209
§ 4. Взаимосвязь норм права и правоотношений 210
§ 5. Понятие и виды субъектов правоотношений211
§ 6. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Правосубъектность212
§ 7. Субъективные права и юридические обязанности: по¬
нятие и структура214
§ 8. Законные интересы: понятие, структура, виды215
§ 9. Соотношение законных интересов и субъективных прав 217
§ 10. Объекты правоотношений: понятие и виды219
§ 11. Понятие и классификация юридических фактов …. 219
Глава 16. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА223
§ 1. Реализация права: понятие и формы223
§ 2. Применение как особая форма реализации права ….224
§ 3. Стадии процесса применения норм права225
§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особеннос¬
ти, виды225
§ 5. Отличие нормативных актов от актов применения
права 227
§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и
преодоления227
§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения . . . .229
Глава 17. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА232
§ 1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам . 232
§ 2. Способы и объём толкования правовых норм234
§ 3. Акты толкования права: понятие, особенности, виды . . 235
§ 4. Юридическая практика236
Глава 18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ239
§ 1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды . . . 239
300
Оглавление
§ 2. Понятие, признаки и виды правонарушений240
§ 3. Юридический состав правонарушения241
§ 4. Понятие, признаки и основания юридической ответст¬
венности 243
§ 5. Цель, функции и принципы юридической ответствен¬
ности 243
§ 6. Виды юридической ответственности245
§ 7. Юридическая ответственность и другие виды государ¬
ственного принуждения246
§ 8. Обстоятельства, исключающие противоправность
деяния и юридическую ответственность247
Глава 19. ОГРАНИЧЕНИЯ И СТИМУЛЫ, ПООЩРЕНИЯ
И ЛЬГОТЫ В ПРАВЕ250
§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды …. 250
§ 2. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды252
§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки253
§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве255
§ 5. Правовые поощрения, функции и виды256
§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции258
§ 7. Правовые привилегии261
§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и при¬
вилегий 263
Глава 20. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА … 267
§ 1. Понятие и принципы законности267
§ 2. Гарантии законности: понятие и виды269
§ 3. Понятия правопорядка и общественного порядка.
Соотношение законности, правопорядка и демократии . . .270
§ 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с закон¬
ностью, правопорядком и общественным порядком271
Словарь основных понятий274
Литература, рекомендуемая для углубленного изучения курса . . . 287
Выдержка из текста работы
Под формой гос. устройства понимается административно-территориальное устройство гос-ва: характер взаимоотношений между гос-ом и его частями, между частями гос-ва, между центральными и местными органами власти. Все гос-ва по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные. Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных гос. образований пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти и управления.
Сложное государство состоит из обособленных гос. образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.
Империя — насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна. Конфедерация — государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).
Федерация — суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование — это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.
1)По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило — договором.2)По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории. 3)Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.4)В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы. 5)Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации. 6)Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.
Унитарное государство-это целостное централизованное государство, которое делится на административно-территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований, не обладает суверенными правами. В таком государстве едины высшие органы государства, гражданство, конституция.
2. Понятие, признаки и виды законов.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общ. отношения.
Классификация законов:1) по значимости и юридической силе: конституционный федеральные законы и обыкновенные (текущие федеральное законы. Главный конституционный закон — сама Конституция. Федеральные конституционные законы -законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдум правительстве). Все остальные законы обыкновенные (текущие).2) По органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным).
3) По объему и объекту регулирования:
* общие (посвящены целой сфере общественных отношений, например кодекс
*специальные (регулируют узкую область общественных отношений).
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.Признаки закона:1) ринимается только органом законодательной власти или референдумом;2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.Виды законов: 1 • Возглавляет всю систему Конституция РФ, Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации — республики, Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов.. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов.
3.Правопорядок.Правопорядок представляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма государства на общественную жизнь с помощью правовых средств.В условиях функционирования механизма правового государства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще и распространяется лишь на такую сферу общественной жизни, где без правового вмешательства государства невозможно организовать оптимальную общественную жизнь.Таким образом, правопорядок складывается из многочисленных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше внимания должно обращать не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан соответствующих условий правомерного поведения.Общество и государство должны быть заинтересованы в том, что бы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы государства на организацию работы с правонарушениями.
БИЛЕТ №3
1.Тгп в системе гуманитарных наук.
Предметом Тгп выступают такие явления общественной жизни. как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
ТГП имеет с Философией самые глубокие и прочные связи Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права.
Зависимость между философией и Тгп прослеживается не протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право.
Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве.
о) теория государства и права и экономические наукиЭкономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы.
Связь с Тгп выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы.в) ТГП и социология.Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата. г) ТГП и политологияПолитология изучает политику, политические интересы, систему и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) — искусство управления государством. Политическая (гос.) власть — венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П.
д) Тгп и социальная психология
Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права остановить наиболее типичные последствия деятельности гос.-правовых институтов.
2. Способы толкования правовых норм.
Толкование права — называется специальная юридическая категория, которая означает деятельность компетентных органов по уяснению и разъяснению содержания требований правовых норм.- уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя»- разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания до других.
Способы толкования — это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. К ним относятся:1) языковой (или грамматический) — толкование с помощью языковых средств и грамматики;2) исторический — толкование с помощью анализа конкретно-исторических условий принятия правовой нормы;3) систематический — толкование с помощью анализа связей одной нормы с другими нормами, их роли в системе права;
4) логический — толкование закона на основе правил логики;5) телеологический — толкование с помощью установления целей издания нормативного акта.
Виды толкования права:
1 .Толкование по объему:— буквальное (адекватное) — означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом;- распространительное — необходимо тогда, когда содержание нормы оказывается шире ее текстуального выражения. — ограничительное — когда содержание нормы права оказывается ‘уже ее текстуального выражения (например всякое имущество нажитое во время брака, является совместной собственностью)
2)Толкование по субъектам:— официальное — производится компетентными государственными органами и его результаты обязательны для субъектов права
-неофициальное — реализуется различными субъектами, но его результаты не имеют юридического значения.
3)По объекту толкования, т. е. объектом может быть:нормативный акт отдельная норма правоприменительный акт (м. б. толкование договора) юридическая практика
4) По объему нормативного материала:
нормативное толкование — официальное разъяснение нормы в целом (н-р, аутентичное и легальное толков; осуществляемое при обобщении юридической практики)
казуальное толкование — разъяснение применительно к конкретному случаю. Это суждения о применяемых норм содержащихся в решениях и определениях коллегии Верховного Суда по отдельным делам.
3. История, цель и составляющие элементы принципа разделения властей.
Теорию о разделении властей предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье был его последователем.
Единоначалие — это разделение функций, т.е. разграничение функций различных органов власти. Носителем единоначалия являлся монарх, император, король и др. в их руках сосредотачивалась и законодательная, и судебная и исполнительная власть. Суть теории разделения властей направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответствии с ней единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов, которая направлена на то, чтобы она не сосредотачивалась только в одной ветви, у одного лишь главы государства. Система сдержек и противовесов также предполагает самостоятельность в рамках законов и взаимодействие трех частей (ветвей) единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.