Выдержка из текста работы
Средства массовой информации давно стали одним из главных инструментов в конкурентной борьбе — как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет так называемая желтая пресса. Именно она публикует рекламные материалы или антирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок, именно она без смущения «копается в грязном белье», если в этом есть выгода.
Желтая пресса (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующих освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает в качестве развлекательного товара.
Термин «желтая пресса» применим к журналистике, ориентированной на непроверенную информацию и дешевые сенсации. Он восходит ко времени, когда печатные издания в целях привлечения читателей стали переходить на цветную полиграфию, и в 1895 году в американской газете «The World» появился персонаж комиксов «Желтый малыш».
В настоящее время в России «наблюдается процесс бульваризации, пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда». Также существуют множество желтых (в полном смысле этого слова) еженедельников «примитивного» уровня.
Несмотря на широкое распространение «желтых» изданий, их специфика остается малоизученной. Необходимо пересмотреть отношение к данному типу изданий, выработав иные подходы к их анализу и оценке. В последнее время во всем мире, особенно в России — отмечается постепенный спад интереса к «желтой прессе». Но все, же она остается популярным изданием, тиражи ее растут и приносят доход и, что самое главное, она является важной частью современной массовой культуры. Назрела необходимость подробного изучения типологических особенностей «желтой» прессы. В этом заключается актуальность исследования.
Цель работы — рассмотрение места желтой прессы в контексте развития информационного общества.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю возникновения «желтой прессы».
2. Выявить характерные черты «желтой прессы».
3. Проанализировать заголовки желтой прессы с целью выявления наиболее характерных признаков.
4. Охарактеризовать роль «желтой прессы» в обществе.
Объект исследования: современные российские «желтые» издания, а также издания, тяготеющие к желтизне. Выбор изданий обусловлен тем, что данные газеты представляют наиболее полный спектр выразительных средств, присущих желтой журналистике.
Предмет исследования: заголовочные комплексы газеты «Жизнь», «Экспресс-газета», «Желтая газета», «Speed Info». Типологические особенности, жанрово-стилевая структура в желтой печати.
Материалом для исследования послужили публикации Экспресс-газеты», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Желтая газета» за 2011-2012 г., всего 10 штук.
Научная новизна исследования позволяет выявить какое влияние оказывает пресса на своих непосредственных читателей.
Теоретическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов в процессе дальнейших научных исследований, посвященных как «желтым» изданиям в частности, так и общемировому развитию печати в целом.
Практическая значимость — состоит в возможности применения результатов курсовой работы в рамках учебных курсов по истории и теории журналистики.
Глава I. «Желтая пресса»: история формирования, причины влияния на общественное мнение, отличительные черты как типа издания
1.1 Социальная сущность «желтой прессы»
Выражение «желтая пресса» родилось в Америке в 1835 году. За рынок тогда боролись два медиа-гиганта — Джозеф Пулитцер и Уильям Рэндольф Херст. Пулитцеровская газета «The New York World» напечатала комикс о «желтом мальчике», который стал «лицом» издания. В ответ на это «The New York Journal» Херста начал печатать аналогичную серию комиксов. Естественно, между двумя редакторами разгорелся спор об авторских правах.
Редактор «The York Press» Эрвин Уордмэн, комментируя в своей передовице эту тяжбу, презрительно назвал конкурирующие между собой газеты «желтой прессой». Выражение очень подошло скандальным газетам и постепенно укоренилось в обществе. По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела.
Газеты Дж. Пулитцера и У. Херста быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest stories» — газетных материалов, которые больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий. Пулитцер, а затем и Херст ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием парадигмы массовой беллетристики, в частности, приключенческого и детективного романов, которые провозгласили знаменательность в качестве основной жанровой доминанты.
Для привлечения внимания читателей в газетах Пулитцера и Херста появились крупные заголовки, которые сознательно вводили читателя в заблуждение, цветные иллюстрации, большое количество фотографий, схем и карикатур. Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, её просто придумывали.
По образу американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail», «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.
Многие исследователи считают, что родиной «желтой» прессы являются Америка и Англия. Это не совсем верно, поскольку сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России.
Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии содержания и формы журналистики.
Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, потому внесли в печатное дело свежую струю, заложили основы законов, по которым живут современные СМИ, приблизили газету к рядовому читателю. Однако приход к власти большевиков в 1917 году не позволил российской «желтой» прессе полноценно развиваться.
В России до перестройки все печатные издания подвергались цензуре, что ограничивало, если не исключало, существование желтой прессы. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свода слова), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж.
Прообразом желтой прессы в России стала так называемая «малая пресса». Это были очень дешевые, плохие по качеству газеты, рассчитанные на малообразованных и бедных крестьян. Содержание с тех пор не изменилось: скандалы, интриги, расследования. Крестьяне не получали образование, и наверное именно поэтому повелось, что «желтая пресса» — удел малообразованных людей с низкими интеллектуальными запросами.
Сейчас желтая пресса — это популярные газеты и журналы, имеющие большие тиражи и объемы рекламы. Выражение «желтая пресса» используется часто в презрительном, ироническом значении. Таким термином называют газеты, предназначенные для невзыскательного массового читателя.
Некоторые особенности построения заголовков и материалов проистекают как раз из характеристик данного типа прессы. Во-первых, желтую прессу отмечает ее тяга к сенсациям. Любая газета ищет шокирующие, неожиданные новости. Различие состоит в целях и средствах преподношения такой новости. Желтые газеты стремятся воздействовать не на разум, а на эмоции читателя. Причем по большей части это чувство гнева, страха или отвращения. Помимо такого избирательного отношения к новостям, журналисты часто «раздувают» сенсацию из обыденной жизни.
Благодаря такой концентрации внимания на громких фактах, из поля внимания читателя уходят серьезные вопросы. Отсюда рождается парадокс, характерный только для желтой прессы. На страницах таких газет представлена «избыточная недостаточная» информация. Происходит это оттого, что освещается широчайший круг вопросов, но ни один из них не раскрыт глубоко.
Так, например, в газете «Жизнь» была опубликована статья под заголовком «32-летняя женщина без влагалища обрела ЛОНО ЛЮБВИ». Материал Татьяны Черепановой отмечен пометкой «эксклюзив». Надо заметить, что «Жизнь» изобилует сенсационными текстами. Привлекают внимание и заголовочные комплексы, и фотографии, и намеченное выделение отдельных слов в публикациях. Как правило, это «кричащие» фразы, вызывающие резкие эмоции.
Если газета «Комсомольская правда» раньше пользовалась уважением, давая проверенную информацию, то теперь «пожелтела» и она. Сейчас на страницах «КП» смакуются подробности частной жизни звезд шоу-бизнеса. Например, «Вера Брежнева увела Светлакова из семьи», «Вера Брежнева разводится с мужем-олигархом из-за ревности», «Вера Брежнева и Сергей Светлаков станут мужем и женой». На самом деле Брежнева и Светлаков сыграли мужа и жену в фильме «Джунгли».
Корреспондент газеты «Жизнь» Леонид Шахов в своей статье «Соль власти» попытался соединить аналитику с эмоциональностью. Что получилось? С помощью грубых просторечных выражений типа «вздыбиться», «схавает», «сожрет», «явилась, не запылилась», «разводка», «за ним не заржавеет», автор хотел приблизить свое повествование к разговорному, панибратскому; здесь и множество риторических вопросов («Как это объяснить?», «Что это?», «И что они там делают?»), и многоточия-намеки, и карикатурная зарисовка (черти и котел — мистические символы, воздействующие в первую очередь на подсознание) для усиления воздействия на читателя. В очередной раз делается попытка выставить российских политиков в неприглядном свете («опять разводка», «любимая побасенка президента о котлетах и слухах», «с министров, с тех, кто водит народ вокруг Стабилизационного фонда, прикрывая вельможный цинизм вздорными шутками»). Несмотря на серьезность заявленной проблемы, аргументы автора доверия не вызывают: автор апеллирует не к разуму, а к эмоциям читателя (страху, негодованию, ненависти, разочарованию, подавленности); фактов как таковых Шахов не приводит. Более того, он открыто говорит, что в экономике он не разбирается («я разбираюсь в экономике так же, как в балете, но что-то тут не так»), делает это для того, чтобы сойти за «своего» для читателя. Он хочет спровоцировать панику, описывая «ужасы» соляного бунта, пытаясь таким образом манипулировать сознанием аудитории. Подчеркнем — сознанием аудитории «желтой» прессы.
«Желтая пресса» использует такой тип текста, как гедонистический. Его главный момент — это эпатаж: стремление подать как высшее удовольствие нарушение табу, осмеяние ценностей, выход за рамки норм и законов, подкрепляемый сверхсильными раздражителями — демонстрацией больших выигрышей, картин страдания и смерти, порнографии, ненормативной лексики. В процессе анализа гедонистических материалов нами были выявлены следующие ведущие черты, присущие данным текстам:
— глумливость,
— индивидуализм,
— эпатажность,
— десакрализация,
— формирование «псевдособытий»,
— организация заказных интервью,
— провоцирование «нужных» высказываний,
— возбуждение аудитории,
— личное вмешательство в ход событий.
Получается, что попытки заглушить моральный дискомфорт демонстративной издевкой, уличной риторикой, пессимистично-циничными прогнозами, в конечном счете, приводят к глумлению над всем и вся. Так в гедонистическом тексте появился коронный признак — глумливость, журналисты свысока, как бы третируя «низкие истины», лично им чуждые и омерзительные, «срывают покровы», разоблачают и витийствуют. Но журналистский глум — не только благопристойное прикрытие предосудительного умысла или примитивного цинизма. Прежде всего, это санкция на бесцеремонность в общественных отношениях, практически легализация своеобразного коммуникативного суда Линча, официальная индульгенция на любые ответные оценки и поступки, которые вызовет гедонистический текст, возбуждающий драйв-мышление массы людей. Отказаться от такого соблазна психологически очень трудно. Почти невозможно. И гедонистический текст из безобидного развлекательного чтения превращается в коварное средство, чреватое информационным насилием, духовными и политическими манипуляциями.
1.2 Типологические черты «желтой прессы»
Характерным признаком «желтой прессы» является специфика её взаимодействия с аудиторией. «Желтая пресса» ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к размышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на её готовность усвоить любой предложенный текст. Таким образом, важной характерной чертой рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая пресса» проявляет к трем видам табуированной информации.
Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютируя её сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны — порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал Playboy и английская газета The Sun), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные тестовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофирует роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования. «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.
Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Выделены два уровня вмешательства «желтой прессы» в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства — это сообщение о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения). Эту практику называют «мягкой» поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.
В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая пресса» использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале — трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти — легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.
Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Освещение реальных сенсаций в «желтой прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда — к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие у аудитории в значительной степени тревожные эмоции и в гораздо меньшей степени — позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности.
В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь, неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку.
Искусственные сенсации — своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой прессе» отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие — недостаточность информации, с одной стороны, и её избыточность — с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически всё внимание публики, которого не остается на действительно важные события.
Следующая типологическая черта «желтой» прессы — тематический эклектизм. В «желтой» прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.
В «желтых» СМИ выделяют два способа проявления эклектизма:
— нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.
— превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «Комсомольская правда, «Жизнь», «The Sun», написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного диссонанса.
Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается обилие «ярких» оформительных элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых заголовков, в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос — оранжевые, желтые и голубые подложки. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.
Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи — привлечение внимание аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полос и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации — эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.
«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая — информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала — комикса.
Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX в. особым оформительным элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала.
Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
1.Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
Например, «Дель Торо стал дикарем». В тексте рассказывается о том, как актер готовится к съёмкам в фильме Оливера Стоуна.
2.Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. Бульварные заголовки «заманивают» читателя каким-то одним аспектом, который часто не может выразить смысл статьи.
Например, «Лариса Черникова: я видела собачье изнасилование»
3.Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Например: «Новые русские спят с Мадонной».4
Несмотря на такую бы, казалось, отрицательную черту, у желтой прессы множество поклонников. По опросу Интернет-портала РУФА.ru, 40% респондентов приписывают чтение низкопробной прессы своим друзьям и знакомым, и лишь 2% признались в своем увлечении «желтыми изданиями». Практика (продажи газет, интерес аудитории, рекордное количество рекламы) показывает, что большое число людей интересуется подобными изданиями.
Издания «желтой» прессы, имеет свою целевую аудиторию, а значит, обречен на существование. Есть положительный момент — данное издание, составляет здоровую конкуренцию другим СМИ, что способствует их развитию и повышению качества предоставляемой информации, качества печатной продукции. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, реактивная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Реактивная функция реализуется через представление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы.
Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознание индивидуумов включенности в коммуникативный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение реактивных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа.
1.3 Природа заголовков в прессе. Заголовки в желтых изданиях
желтый пресса издание заголовок
Заголовок в журналистике, в особенности желтой, сильно отличается от литературных заглавий. Однако их объединяет происхождение. Первоначальная функция заголовка — дать короткое и удобное для ссылки обозначение и в кодексе, содержащем ряд произведений, отделить одно от другого. Отсюда малая значимость заголовка в композиции текста, его незначительная графическая выделенность и часто не связанный с тематикой произведения характер заголовка.
Сейчас при создании заголовков в журналистике используется множество выразительных средств речи. Однако помимо этого есть графические и иллюстративные средства. Графика — это шрифты, линейки, рамки и подложки. Для желтой прессы характерно многообразие цветов, размеров шрифтов, в особенности в заголовках. Иллюстративные средства, что следует из самого названия — это фотографии, рисунки, диаграммы.
В общественно-политических и прочих «серьезных» изданиях последние два средства тесно связаны друг с другом. Графика должна быть лаконична, иллюстрации — информативны и интересны.
Существует множество различных типологий заголовков.
Э.А. Лазарева классифицирует заглавия на основе отражения им элементов текста. Такой подход позволяет изучать связь заголовка с текстом.
1. Однонаправленные заголовки. Они соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста.
— Заголовок, выражающий тему текста. Такое заглавие характерно для новостей; оно однозначно и самодостаточно: можно сразу понять, о чем будет материал.
— Заголовок, называющий героя публикации. Актуально лишь в случае со знаменитостями. Часто журналист обыгрывает имя с помощью различных стилистических средств.
— Фразеологизмы и знаменитые фраз цитаты часто используются журналистами, нередко в трансформированном виде.
— Актуализация второстепенного содержания статьи очень часто используется в желтой прессе. Заглавие отражает, например, скандальный факт, о котором в статье упоминается только вскользь.
— Заголовки, выражающие идею материала. Они логически вытекают из текста статьи, однако при первом прочтении их значение не соответствует действительности.
2. Комплексные заголовки. Данный заголовок соотносится сразу с несколькими элементами текста. Таким образом, он сложнее и информативнее однонаправленных заглавий.
Есть еще одна классификация, которая показывает, насколько информативен заголовок. М. Шостак классифицирует заголовки следующим образом:
1. Повествовательный заголовок (новостной)
2. Заголовок, переходящий в текст
3. Заголовок-резюме или комментирующий заголовок. Автор выражает оценку, отношение или комментируют ситуацию
4. Заголовок-парадокс. Пробуждает любопытство, шокирует читателя, иногда усиливает значимость на самом деле не важного сообщения
5. Имена в заголовке. Иногда журналист использует как приманку лишь однофамильца известной личности.
6. Заголовок-цитата (часто используется в интервью)
7. Игровой заголовок (перефразировка, игра слов)
И.П. Лысакова классифицирует заглавия на основе его связи с текстом.
1. Одноплановые заголовки (заголовок используется в одном значении)
— Заголовок, смысл которого раскрывается и конкретизируется в тексте
— Заголовок в тексте приобретает дополнительные смыслы и выражает оценку
— Заголовок утрачивает некие семантические признаки, «спрямляется», т.е. изначально заглавие экспрессивно, но сам текст таких смыслов не содержит. Данный тип встречается редко.
— Слово, используемое в заголовке, приобретает в тексте новое значение (актуально для перефразированных фразеологизмов)
— Текст восстанавливает прямое значение фразы, использованной в заголовке (встречается редко).
2. Двуплановые заголовки (заголовок приобретает в тексте второе значение, сосуществленное с исходным). Это значение можно понять, только вернувшись к заголовку после прочтения текста.8
Примеры к данным классификациям приведены в практической части курсовой работы.
Вернемся к выразительным средствам журналистики.
В желтой прессе тесно связаны все три элементы выразительных средств. Экспрессивные, стилистически окрашенные слова в заголовках часто выделяют другим цветом или необычным шрифтом. Статью сопровождают скандальные фотографии. Главное — «продать» материал как можно большему количеству читателей.
«В практике желтой прессы, — пишет А.А. Тертычный, — сложились устойчивые типы заголовков в зависимости от цели, которую они преследуют». Условно их обозначают как:9
1. Интригующие («Ломовая дружба. Серная кислота как средство убеждения»)
2. Страшные (Трагедия в семье актера. Домогаров: убийца моего сына до сих пор не наказан)
3. Сногсшибательные (Муслим Магомаев перед смертью рассказ о романе с Галиной Брежневой. Сенсационное расследование газеты Жизнь)
4. Скандальные (Фигуристка Юко Кавагути хочет разбить семью своего русского партнера)
5. Интимные (Сильвестр Сталлоне и Майкл Дуглас импотенты? )
А.А. Тертычный, кроме того, говорит о том, что такие заголовки лишь «до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов». Но если рекламное начало не будет продолжением смыслового содержания заголовков, то читатель может понять, что его обманывают, дезориентируют».
В желтой прессе получается наоборот. Многие уже понимают, что кричащий заголовок не всегда соответствует тексту, но все же покупают газеты. Желтые газеты злоупотребляют яркими, хотя и лживыми, заголовками, но их продажи не падают, а доходы от рекламы только растут.
Глава II. Анализ заголовков в желтой прессе
2.1 Методы воздействия российских изданий «желтой» прессы
На сегодняшний день популярными российскими изданиями «желтой» прессы являются «Экспресс-газета», «Жизнь», «Желтая газета», «Спид-Инфо». Во всех этих изданиях преобладает:
А) Эпатирующее освещение табуированной тематики;
Б) Сенсационность;
В) Тематический эклектизм;
Г) Доминирование визуальной составляющей над текстовой.
Как уже было сказано в первой главе, в «желтой» прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Например, издание «Экспресс-газета» является развлекательным изданием. В ней публикуются скандалы и новости шоу-бизнеса, новости спорта. Распространяется она тиражом 700 тыс. экз. В газете преобладают яркие фотографии, привлекающие внимания аудитории к кричащим заголовкам, типа: «Звездные кости» (о знаменитостях, которые довели себя диетами), «Бешеный огурец» (по поводу истерии о зараженных огурцах), «Дом престарелых для проституток», зареванное лицо Кэмерон Диас под заголовком «Кэмерон Диас бросил бойфренд» и т.д.
Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли.
Кроме стандартных черных и белых заголовков в том же издании «Экспресс-газета» в основном встречаются красные (например: «Певица Жасмин сильно поправилась», «Эвелина Бледанс: Игорь Бочкин — большой любитель женщин!», «Автор лучшей книги десятилетия рассказал, на что потратит $100000», «Надя Михалкова и Резо Гигинеишвили придумали имя для дочки», «Газманов: Основное занятие моей дочки — выбивание подарков из родителей»), но есть и голубые («Мужа Овсиенко обвиняют в убийстве»), и желтые («Звезды на скачках»).
Красные заголовки можно встретить в электронном издании газеты «СПИД-инфо». Например: Певица Виктория Макарская: «Всегда встречаю мужа голой», «Елена Ваенга позирует в стиле «ню», «Англия в шоке. Жена принца Уильяма бесплодна!» и др.
Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи — привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации — эмоционального и эстетического. Такое сочетание можно встретить на страницах того же издания — «СПИД-инфо». В нем чередуются фотографии откровенного содержания и теме же фотографиями обнаженных тел, но больше эстетического характера. Например, изображение обнаженной девушки, облитой в шоколаде под заголовком «Мое портфолио».
Как правило, издания «желтой» прессы используют заголовочные комплексы как особый оформительский элемент. В изданиях «желтой» прессы они выступают как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное — оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.
1. С пометкой скандал, Дима Билан: «Жду извинений Градского» — газета «Жизнь» о высказывании композитора, что Билан и Агутин поют хуже, чем их воспитанники.
2. Победитель телешоу «Танцы со звездами» умер от рака в 28 лет — 28-летний танцор Антон Ковалев, ставший в паре с Дарьей Сагаловой победителем «танцев со звездами» в 2008 году, скончался в минувшую субботу.
3. «Роды в огне» — Жительница Красноярского края начала рожать, когда выводила стариков из пылающего двухэтажного дома. 41-летняя Евгения Колесинская ночью спасала своих близких из полыхающего дома и неожиданно почувствовала, что ее малыш готов появиться на свет раньше срока.
4. «Пересадка совести» — преподаватель иностранных языков Наталья Д. продала свою почку, чтобы погасить кредиты в банках, отягощавшие ее жизнь.
5. «Из Пушки по Воробью» — Телеведущая Оксана Пушкина устроила грязные танцы с Алексеем Воробьевым на свадьбе у друзей.
6. «Дитя раздора» — Настоящий мексиканский сериал разыгрался в Краснодарском крае. Мужчина выкрал у юной любовницы новорожденную дочь, чтобы её растила супруга, не способная иметь своих детей. А затем подал в суд на молодую мать в надежде лишить её родительских прав.10
2.2 Анализ заголовков как совокупного заголовочного текста
Первый вариант анализа — это анализ совокупного заголовочного текста одного номера (СЗТ) какого-либо издания. Он является полноценным текстом, который отображает картину мира на момент выхода номера и интересы издания.
С одной стороны, СЗТ линеен, так как газета соблюдает последовательность высказываний. Но при этом заголовочный текст считается прерывистым. Заглавия не стоят рядом и не связаны последовательно; каждое отдельное высказывание содержательно независимо. Таким образом, читатель может сам выбирать последовательность чтения — смысл от этого не пострадает.
Данная особенность совокупного заголовочного текста важна, так как именно он может наиболее полно отразить особенности издания. «Совокупный заголовочный текст имеет единое содержание, сформированное в рамках единства и целостности концепции издания». В желтой прессе, учитывая её особенности (цели, интересы, средства выразительности) совокупный заголовочный текст (далее СЗТ) будет наиболее ярким и характерным.
Для первого примера был выбран полный совокупный заголовочный текст газеты «Желтая газета». Далее представлены фрагменты СЗТ, с разных полос газеты, выбранных по принципу смены тематики.
«Желтая газета» № 47 декабрь
1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент)
Малиновская занималась диким сексом с Серегой // Сидихин соблазняет Мельникову// Николай Басков облизал грудь Ани Семенович// Бывшая теща мстит Николаю Фоменко.
4 полоса. Год ужасный, год несносный, потому что високосный Клара Новикова звонит умершим // Бориса Моисеева боятся показывать по «России» / Как ты додумалась, до Золушки мужского рода.… / Однако вот он — Золушок, и это вовсе не слушок.
5 полоса. Мамы-папы, не водите деток на концерт к Лолите
Сергей Жигунов уверен: его поставило на ноги чудо / Доконали-довели Жигунова костыли /// Лолита смыла себя в унитаз / Есть вопросик к Лоле: как ей в этой роли? / Мрачновата парочка: и Максим, и Аллочка /// На Фоменко ополчилась экс-теща / Ясно, что без тещи жизнь была бы проще /// Алла вернула Звереву стринги, которые своровала / Трусов много. Носи, Серега! /// Елена Кондулайнен разбилась в Монголии / Это, Леночка, не рок, это качество дорог.
8 полоса. Вырвется, как ни глуши, этот страстный крик души.
Лолита: «главное — не ё….ся» // Такую непростую задачу поставила перед собой ведущая телешоу «Ты суперстар» / наверное, в самом деле они свое отпели // Лель не осилила песню Валерии // Под Милявской прогнулся пол // Малежику обидно за Муромова / Нуда, махнула, матерком — зато каталась с ветерком!
9 полоса. Авербух не виноват, что проснулся в нем фанат.
Илье Авербуху дарят стриптизершу // По общему мнению у продюсера «Ледникового периода» совсем не стало личной жизни / «На фиг девок, мужики, становитесь на коньки!» // Родригез оказался неудачником / Не за то схватился — вот и поплатился! // Алферова устроила сцену мужу / У Тимура больше нет на льду партнёрши.
2. Анализ
А) Название «Желтая газета» говорит само за себя. Заголовки, вынесенные на первую полосу, доказывают специализацию данного издания. При первом же взгляде можно понять, что газета ориентируется на освещение табуированной тематики. Коммуникативная установка — передача светских сплетен.
Б) С точки зрения содержания, газета опять же оправдывает свое название. Издание сообщает только сплетни, причем не те, что бытуют в светских кругах, а те, которые фактически придумывают сами журналисты. Об этом говорят «раздутые» заголовки и стандартное содержание материалов.
В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 4 элемента (название полосы, заголовок, подзаголовок и подпись к фотографии).
Г) Среди заголовков преобладают модальные, экспрессивные структуры. Выражается же экспрессия типичными приемами: сообщение чего-либо неожиданного, странного.: Клара Новикова звонит умершим; Жигунов уверен: его поставило на ноги чудо. Помимо этого, в одном из заголовков присутствует обсценная лексика.
Пр. : Лолита: «Главное — не е…ся».
Нецензурное слово передано с помощью начальных и конечных букв многоточия.
Д) Примечательной особенностью «Желтой газеты» являются стихотворные названия полос (нет закрепленных названий; каждый раз придумывается нечто новое в зависимости от материала) и подписи к фотографиям. В них часто содержатся имена собственные в разговорной, фамильярной форме. Пр.: Это, Леночка, не рок, это качество дорог.
Экспресс-газета № 6, 9 февраля.
1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент; выборка из разных тематических разделов газеты: новостные и развлекательные полосы)
2 полоса. В курсе событий. Обманный пункт /// Измена родненькой // Политик бросил жену ради юной любовницы / // «Утка» чиновников
3 полоса. В курсе событий. Борьба за «Троицу» // Шедевр Рублева не хотят выпускать из музея // Караченцов лечится премьерами // Николай Петрович посмотрел сиквел «Трех мушкетеров» /// Маму Поттера наградили // Джоан Роулинг умоляла французов о прощении.
8-9 полоса. Правда жизни. Не ешь бананы — мутаном станешь! // В Ростове-на-Дону прошла акция в защиту местных фруктов и овощей /// В костюме от обувной фабрики // … прибыл в гости к калининградским студентам мэр столицы /// Мент-клоун // На улицах Екатеринбурга людей развлекает майор в отставке /// Любовь по разрешению // 87-летнего художника чиновники обманом лишили квартиры и права спать с женой /// Поддали жару // В Ростове-на-Дону бандиты полгода грабили бани.
24 полоса. Основной инстинкт. Продажная любовь /// Трусики на выход / Британские дизайнеры усовершенствовали стринги /// Женская дружба // Мужчинам советуют поучиться у лесбиянок /// Заодно и помоемся /// Звук льющейся воды вызывает у бизнесменов эрекцию.
2. Анализ
А) «Экспресс-газета», по собственному определению, таблоид № 1 в России. Данное издание ориентировано на среднего потребителя любого возраста и социального положения, которого интересует самые разнообразные новости со всего мира и легкое чтение.
Б) Содержательные особенности. Данный номер газеты включает в себя смесь из светских новостей (сплетен) и информации о некоторых социально значимых явлениях. Эту газету можно назвать универсальной и развлекательной. Здесь есть новости — об искусстве, о новых способах мошенничества, рассказы о простых людях, а это неотъемлемая часть газет «для народа» (так как людям интересно читать о том, как живут другие).
В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 4 элемента (название полосы, заголовок, подзаголовок и подпись к фотографии).
Г) Среди заголовков в равной степени встречаются экспрессивные и стандартные заглавия. Не всегда это определяется темой статьи, то есть в информационном материале можно увидеть модальную структуру заголовка.
Пр.: Обманный пункт (статья о действиях ЦБРФ и опасности повышения курса валют). В развлекательном, даже скандальном — сухое, стандартное заглавие.: Женская дружба (заметка о повышении сексуального мастерства).
Д) Особенность издания — широта освещаемой тематики и, как следствие, разнообразие стилистических приемов в создании заголовков. Например, используется паронимия (Пр.: обманный пункт), трансформированный прецедентный текст (Пр.: Не ешь бананы — мутаном станешь!). Данный текст трансформирован непривычным образом: сохранен смысл и форма высказывания, лексика же полностью заменена (Не пей — козленочком станешь).
Жизнь № 15. 15-21 ноябрь
1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент)
2 полоса. Леонид Шахов / Веришь — не веришь /// Из смс возгорится пламя
6 полоса. Ядовитый фастфуд // Бигмак // Вред // Шаурма // Варлей подцепила вирус /// Отцы в воду
10 полоса. Шокирующий случай! / Выродки // Двое братьев-людоедов съели родного брата /// Федя едет на лечение /// Серега стал отцом
11 полоса. Колдовская книга погубила целую актерскую плеяду / Проклятие мастера // Лавров // Абдулов // Вестник // Адабашьн /// Обида Зары /// Малинин в БКЗ12
2. Анализ
А) «Жизнь» — очередная универсальная желтая газета. Коммуникативная установка — передача интересных широкой аудитории новостей. Газета избегает рассмотрения серьезных социальных и экономических процессов.
Б) Содержательно газета «Жизнь» почти не выделяется. Главными темами является светская жизнь, какие-либо шокирующие медицинские или аномальные новости.
В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 3 элемента (название рубрики, заголовок, подзаголовок).
Г) Модальные структуры в СЗТ встречаются редко, преобладают стандартные, номинативные заголовки. Подчас это одно слово с предметным значением. (Пр.: Бигмак, Шаурма)
Д) Специфика СЗТ — конкретность, лаконичность и частое использование имени собственного, то есть редакция делает акцент на объект речи. Заголовок часто построен таким образом, чтобы читателя привлекала именно громкая фамилия, а не какой-либо скандальный факт.
2.3 Анализ заголовков по иным существующим классификациям
Экспресс-газета № 49 (722)
7 полоса. Фанни Каплан была любовницей брата Ленина
С первого взгляда данный заголовок — один из самых простых. Это однонаправленный заголовок, полноинформативный, он четко выражает тему текста — рассказ о любовной связи Фанни Каплан и брата Ленина. Здесь интересно использование имени. Читателю интересны родственные связи Дмитрия Ульянова с громкой фамилией — Ленин, поэтому главного героя публикации называют не по имени, а по принадлежности к знаменитому брату.
23 полоса. Галина Ненашева: Я могу выпить больше!
Это типичный пример заголовка-парадокса. Во-первых, здесь приведена не цитата, а слова, провоположные по смыслу тем, которые говорила сама Галина Ненашева. В статье рассказывается, что она выпила слишком много алкоголя и в состоянии опьянения упала со сцены. Галина же комментирует произошедшее как отравление всего двумя рюмками алкоголя. Таким образом, журналист для привлечения внимания фактически сфальсифицировал слова певицы. Этот заголовок одноплановый, так как заголовок в тексте приобретает новое значение. Данный заголовок комплексный, так как соотносится с героем публикации и его цитатой. Он неполноинформативен, так как не позволяет сразу понять, о чем говорит Галина Ненашева.
Экспресс-газета № 15 (740)
4 полоса. О бедном министре замолвите слово
Данный заголовок содержит в себе трансформированный прецедентный заголовок («О бедном гусаре замолвите слово»). Это однонаправленное заглавие, выражающее идею материала (о декларациях, о доходах). Заголовок неполноинформативный (так как содержит только сообщение об объекте речи, но ничего не говорит о теме статьи) и игровой (так как используется трансформированный прецедентный текст), что типично для желтой прессы.
5 полоса. У кого снесло Башкортостан?
В этом заглавии используется устойчивое разговорное выражение «снесло голову». Это словосочетание со сниженной окраской. Правомерно его отнесение к игровым заголовкам. Название выражает идею материала (оно вытекает из того, что в Уфе назвали улицу в честь соратника Гитлера). Таким образом, это однонаправленный заголовок. Здесь присутствует ярко выраженная оценка, которая развивается в тексте (одноплановое заглавие).
Жизнь № 49, 3-9 декабря
18 полоса. Лолита: «Наш шоу-бизнес — это х…я»
В первую очередь, этот заголовок относится сразу и к заголовкам-цитатам, и к заголовку-имени. Провокационную цитату продолжает и текст о поведении певицы на вручении премии «Золотой граммофон». Обсценная лексика используется будто бы не прямо: три буквы в слове переданы с помощью точек. Однако это не скрывает смысла фразы. Это характерно для желтой прессы и может заинтересовать читателя. Заголовок комплексный, так как соотносится с героем публикации и громкой цитатой; он полноинформативный, так как содержит в себе тезис. Это одноплановый заголовок, в тесте он утрачивает экспрессивность.
Таким образом, анализ показал, что успех желтых изданий достигается благодаря броским, эпатажным заголовкам. Чаще всего экспрессия работает именно на то, чтобы продать газету, хотя кое-где выражает точку зрения автора (Экспресс-газета № 6 «Обманный пункт»). Стандартные заголовки преобладают только в газете «Жизнь».
Принято считать, что желтые газеты предназначены для ограниченных людей, стоящих на низшей социальной ступени. На самом деле это не совсем так. Язык желтых газет оказался разнообразен — и по словарному запасу, и по частоте использования различных стилистических приемов. Одни журналисты используют фразеологизмы, метафоры, хотя некоторые не пренебрегают и арготизмами. Однако, наиболее часто встречающийся прием — использование прецедентного текста, кроме того, нередко и построение заглавий по одному шаблону. Желтая пресса всегда может дать достаточное количество материала для лингвистических исследований.
Заключение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена объективными факторами. В последнее время во всем мире — и особенно в России — отмечается возрастание интереса к изучению «желтой прессы» как важной части современной массовой культуры. Уставший мозг обычного человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику. Стремление уйти от стрессов и проблем породило «эскейпизм» — бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации общества, формируя особый тип потребителя информации.
Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как тип издания позволил выделить наиболее характерные психологические черты «желтой прессы». Во-первых, это эпатирующее освещение табуированной тематики. Особенно большой интерес желтая пресса проявляется к трем видам табуированной информации — это интимные отношения. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. «Желтая» пресса нарушает главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие веских причин для нарушения табу — это личная жизнь людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Вмешательство в частную жизнь бывает двух уровней: мягкое и жесткое. Желтая пресса тяготеет больше ко второму типу, темой смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.
Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, реактивная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Реактивная функция реализуется через представление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы.
Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознание индивидуумов включенности в коммуникативный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение реактивных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа.
Таким образом, причина появления желтой журналистики объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе.
В рамках курсовой работы была предпринята попытка проанализировать роль желтой прессы в контексте развития информационного общества.
В первой главе «Социальная сущность желтая пресса» рассмотрена история появления в Америке и России, даны сравнительные характеристики, выявлены отличительные черты желтой журналистики, определены причины влияния на общественное мнение.
Во второй главе рассмотрено несколько публикаций газет «Экспресс-газета», «Жизнь», «Желтая газета» за 2011-2012 гг., взятых для анализа как совокупного заголовочного текста.
Настоящая работа окажется полезной теоретикам: они могут использовать систематизацию желтой прессы для дальнейших исследований изучаемого феномена, а разработанное видовое деление сенсаций может служить базой для более детального анализа фактов, отображаемых в «желтых» изданиях.
Список литературы
1. Бликовский, З.Д. Муки заголовка: 2-е издание, переработанное и дополненное / З.Д Бликовский. М., 1981.
2. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. Проф. Л.П. Громовой, СПб, 2003.
3. Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. — Свердловск, 1989 г.
4. Лысакова, И.П. Современная газетная публицистика: проблемы стиля /
И.П. Лысакова, К.А. Рогова. — СПб, 1987 г.
5. Сазонов, Е.А. Феномен «Желтой прессы» / А.Н. Сазонов // Научно-культурологический журнал «Relga». 2005. — Вып.7.
6. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. / Под ред. В.Л. Телицына, —
2-е изд., перераб., и доп. — М.:Высшая школа, 2005.
7. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н. Засурского, М.: 2001.
8. Тертычный, А.А. Заголовок — самое главное / А.А. Тертычный. — 2004.
9. Шостак, М.А. Сочиняем заголовок / М.А. Шостак. — 1998.
10. Папушин, А. А. Пресса и общество. Принципиальные основы системы СМИ / А.А.Папушин. 2001.
11. Алиева Э.Х. Прагматика газетного заголовка (на материале сов. русс, и англ. газет.): Дис. канд. филолог, наук / Э.Х. Алиева. Грозный, 1991.- 167 с.
12. Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX начало XX вв: Учеб. и метод, пособие) / А.Ф. Бережной. — СПб., 1998. -136 с.
13. Боровой Я.Л. Король безнравственности / Я.Л. Боровой. М.: Политиздат, 1981. — 62 с.
14. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация / Ю.П. Буданцев. М.: «Мысль», 1979. — 140 с.
15. Вартанов А. А чё? Пипл хавает / А. Вартанов // Журналист. -1997,-№6.-С. 33 -35.
16. Вартанов А. Скандал как атрибут жанра / А. Вартанов // Журналист. 1996. -№ 9. — С. 28-31.
17. Голубов А. Пресса разная, желтая, красная / А. Голубов // Столица. 1993.-№ 13.-С. 38-40.
18. Гуревич С. Где твоя ниша? / С. Гуревич// Журналист. 1993. — № 11.-С. 42-44.
19. Деваль Г. Тиражи и скандалы. Европейский опыт / Г. Деваль // Среда.- 1998.-№6.-С. 17-20.
20. Желтая пресса // Аргументы и факты». 1994. — № 47.
21. Иванова Л.Д. Феномен успеха. Журнал «Библиотека для чтения» в 30-е годы XIX века / Л.Д. Иванова, В.В. Шалагина // Факс. 1999. — № 1 -2,- С. 28.
22. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза, -М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 830 с.
23. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.Г. Корконосенко. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 284 с.
Размещено на