Выдержка из текста работы
Развитие рыночных экономических отношений вызвало к жизни новое научное направление – логистику. В общем виде логистика есть наука о потоках в «больших системах». Однако в экономике логистика это не только управление материальными потоками. Логистика обладает большими возможностями и высокой эффективностью в осуществлении предпринимательской деятельности.
Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов в производстве. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность.
Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. с управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Известны следующие определения логистики [5; 16]:
— американский совет по проблемам менеджмента:
«Логистика – это планирование, реализация и контроль технологически и экономически эффективных процессов перемещения и складирования грузов, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также передача соответствующей информации от места производства к местам потребления в соответствии с интересами потребителей»;
— Британский институт проблем организации закупочной деятельности:
«Логистика – это управление и координация в рамках цепи снабжение-производство – сбыт, включая выбор поставщика, организацию материального обеспечения производства, размещение запасов и доведение готовой продукции до потребителей по каналам распределения»;
— профессор Гамбургского университета Г. Павеллек дает следующее толкование понятия:
«Логистика – это планирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока»;
— известный специалист В. Кильхов (Германия) считает, что:
«Логистика – это координация всех систем движения материалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. Она позволяет управлять материалопотоками от момента заготовки до реализации в физическом, информативном и организационном смыслах»;
— профессор Аникин Б.А. (Россия) дает следующее толкование понятия:
«Логистика – это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя»;
Цели логистики зафиксированы в правилах логистики. Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Выделяют семь правил логистики:
— продукт должен быть необходим потребителю;
— продукт должен быть соответствующего качества;
— продукт должен быть в необходимом количестве;
— продукт должен быть доставлен в нужное время;
— продукт должен быть доставлен в нужное место;
— продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;
— продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.
Основными объектами исследований в логистике являются: поток как множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном интервале времени и измеряемое в абсолютных единицах (материальный, человеческий, информационный, финансовый и т.д.), логистическая операция, логистическая цепь, логистическая функция, запасы, логистические издержки, логистическая система.
Материальный поток – это продукция (различные изделия, детали, товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (погрузка, разгрузка, сортировка) или технологических операций (ковка, плавка, сборка и т.п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; направленность движения обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.
Информационный поток – это упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом; существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т.д.).
Поток услуг – особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствие клиентов, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организации.
Трактуя понятие логистической системы с разных точек зрения, можно выделить ряд определений [4; 5; 16].
Логистическую систему определяют как систему, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются логистические операции, взаимно связывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности.
В последнее время пользуются еще одним понятием логистической системы как сложной организационно завершенной экономической системой, состоящей из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками………
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. – М.: ЭКМОС, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2000. – 48 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья. – М.: Омего-Л, 2004. – 392 с.
3. Об охране окружающей среды: Закон Российской Федерации. – М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 1992. – 62 с.
4. Альбеков А. У., Федтко В. П., Митько О. А. Логистика коммерции: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.
5. Аникин Б. А. Логистика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М., 2002. – 220с.
6. Аникин Б. А. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М., 2001. – 352 с.
7. Аникин Б. А. Практикум по логистике: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М., 2000. – 270 с.
8. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 396 с.
9. Ильенкова С. Д. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 583 с.
10. Киршина М. В. Коммерческая логистика. – М.: Центр экономики маркетинга, 2001. – 256 с.
11. Козловский В. А. Производственный и операционный менеджмент: Практикум. – СПб.: «Специальная литература», 2000. – 216 с.
12. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 389 с.
13. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 271 с.
14. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА, 2000. – 352 с.
15. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие. – 7-е изд., испр. – Минск: ООО «Новое знание», 2002. – 703 с.
16. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2001. –
608 с.
17. СТП СМК 7.4-00-2003 Стандарт предприятия ОАО «УАЗ» СМК, 2003. – 80 с.
18. СТП СМК 7.5-09-2003 Стандарт предприятия ОАО «УАЗ» СМК, 2003. –
50 с.