Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1 Теоретическая часть
- 1.1 Обзор литературных источников
- 1.2 Жанры и их разновидности
- Глава 2 Практическая часть
- Сравнительный анализ представленной темы «22 июня» в различных печатных СМИ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.
Радио — временная коммуникация, поэтому программы — естественная форма фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое [7]. Программа одновременно выражает концепцию вещательного канала, отношение радиоорганизации к событиям, а также ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа — своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров.
Информационная заметка является той структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение.
Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания — это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок.
Актуальность курсовой работы, прежде всего, определяется
необходимостью выявить основные жанрово — стилистические особенности радиовещания.
Цель работы заключается в изучении и системном обобщении стилистических средств и приемов, реализуемых в материалах радио.
Задачи исследования:
1. Изучение специфики основных жанров радиовещания, их речевого и
структурного своеобразия.
2. Проанализировать литературу по теме.
3.Сравнение темы «22 июня» в различных печатных СМИ.
1.1 Обзор литературных источников
Радио журналистика начала развиваться намного раньше, чем тележурналистика. Множество авторов интересовались этой темой. Но, не смотря на это, изучение этой темы все еще остается интересной не только с исторической точки зрения, но и с практической, будущим радиожурналистам, так как радио жанры не стоят на месте и постоянно развиваются и трансформируются.
В лингвистической литературе существует ряд исследований, посвящен-ных различным вопросам изучающих жанры радиожурналистики: Барабаш Н.С., Дебабова А.Л., 1998, Беляев С., Коробицын В., 1995, Бернштейн С.И., 1977, Горяева Т.М., 2000, Гуревич П.С., Ружников В.Н., 1976, Зарва М.В., 1977 и другие.
Непосредственно классификации радио жанров посвящены работы преимуще-ственно историко-лексикологического характера: Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. Санкт-Петербург, 1992; несколько публикаций Смирнова В.В. Аналитическая журналистика: Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика, 1999 и Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания, 1997.
Развитие и описание жанров радиожурналистики в работах: Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития, 1978, Бернштепн С.И. Язык радио, 1977, Гальперин Ю.М. Внимание, микрофон включен!, 1960.
При обращении в виртуальную справочную службу Российской национальной библиотеки «Спроси библиографа», мне был предоставлен список литературы. Темой жанры радиовещания занимались такие авторы как: Левитан Ю.Б. 50 лет у микрофона, 1987, Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон, 1974, Ляшенко Б.П. Радио без тайн, 1985, Маграчев Л.Е. Встречи у микрофона, 1959, Маграчев Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью, 1972, Марченко Т.А. Радиотеатр, 1970, Музыря А.А. В эфире радиостанция «Юность», 1979, Палладин П.A., Зегер М.Г., Вьюник A.A. Ленинградское радио: от блокады До «оттепели», 1991, Панфилов А.Ф. Радиовойна. История и современность, 1983.
Литературы по теме жанры радиовещания отличительные общие и отличительные признаки жанров на радио довольно много, но эта тема волнует не только простых обывателей, но и журналистов, так как жанры радиовещания постоянно трансформируются и меняются.
1.2 Жанры и их разновидности
Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.
Радио — временная коммуникация, поэтому программы — естественная форма фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое. Программа одновременно выражает концепцию вещательного канала, отношение радиоорганизации к событиям, а также ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа — своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров. Жанр является той структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение.
Жанр — форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. Это касается всех сфер творчества: музыки, театра, кино, живописи, литературы, в том числе и публицистики [1].
В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, в государственном, интеллектуальном управлении массами, в формировании отношения людей к миру рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия с определенными целями на умы и чувства людей.
Поэтому главное в жанре — функция, его назначение. Но функция не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет и на который направлена, чтобы воплотиться. Поэтому мы будем говорить о функционально-предметном подходе к жанру.
Все безмерное многообразие видов человеческой деятельности (особенно практической, материализованной) осуществляется по одной модели, по единой «схеме». Предметы, окружающие нас, если это не часть природы, есть результат деятельности человека. Назначение вещи, ее функциональные особенности предопределяют с неизбежной закономерностью весь ход ее создания. Так и в журналистике, являющейся одной из разновидностей человеческой деятельности: любой жанр существует для выполнения определенной задачи. В каждом журналистском произведении «за кадром» остаются материал и методы работы. Содержание и форма готовой продукции демонстрируют путь их реализации.
Как только возникает задача, она сразу же предопределяет ход действий журналиста: поиск информации, набор определенных действий по ее сбору и обработке, операции для ее воспроизведения. В результате появляется определенный материал: содержание закрепляется в соответствующей задаче форме.
Разновидность задач рождает разновидности жанров: так, если необходимо не только взять информацию у человека, но и рассказать о нем, появляется интервью-портрет; получение сведений из разных источников на одну и ту же тему предполагает интервью-анкету, групповое интервью с компетентным официальным лицом — пресс-конференцию.
Чем сложнее задача стоит перед журналистом, тем сложнее и операции по ее выполнению: разработка темы, структура материала (объем, многообразие внутренних связей, различие формы авторского присутствия в тексте, формы обращенности к слушателю, разнообразие языковых и акустических средств).
По мнению академика Д.С. Лихачева, «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически».
Система жанров журналистики складывалась и развивалась в тесной связи с политической жизнью общества, в процессе освоения публицистикой своих возможностей, изменения ее задач.
Характерная особенность становления жанров радиожурналистики состоит в том, что эти процессы проходили сначала через освоение, а затем преодоление газетных форм подачи материала. К одному из промежуточных, но очень важных этапов этого развития нужно отнести радиогазету. Тесная связь вещательной программы 20-х годов с печатью определялась конкретными историческими условиями и задачами: с одной стороны, необходимостью вести пропаганду средствами радио среди широких масс, большинство которых было неграмотно, с другой — преемственностью газетного опыта и изменением этих форм в процессе освоения звуковых возможностей радиопублицистики. Так, в 1924-1928 годах, уже на первом этапе организации регулярного массового вещания в СССР, на радио наряду с жанрами, заимствованными из печати, были распространены беседы, лекции, доклады, формы устного речевого общения, как нельзя лучше отвечающие акустической природе радио.
На становление жанров радиожурналистики большое влияние оказывало также совершенствование вещательной техники. Появление в начале 30-х годов студийной звукозаписи дало новый толчок развитию их структурных и выразительных возможностей. Предварительное фиксирование фрагментов передачи расширяло возможности звуковой документалистики, особенно в сфере монтажа.
Используя жанры печати как основу, осваивая специфические возможности, обусловленные звуковой природой вещания, разрабатывая арсенал собственных выразительных средств, радиожурналистика создавала и совершенствовала систему своих жанров.
Однако не следует забывать, что жанры радиожурналистики в процессе развития испытывали влияние не только печати, но и устного речевого общения, устной пропаганды, театра, кино, а позднее и телевидения. [6]
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество — художественные средства организации текста.
Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.
Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность — систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи.
Идея о существовании «пограничных жанров» была выдвинута А.М. Горьким в 30-е годы прошлого века, когда он охарактеризовал очерк как жанр, находящийся на границе между документальными жанрами и литературным рассказом. Эта весьма плодотворная идея сегодня с полным основанием может быть отнесена к жанрам радиотелевизионной журналистики. Она позволяет выявить и описать взаимосвязи и взаимодействие между жанрами как внутри одной жанровой системы (например: радиорепортаж — радиорассказ — радиоочерк), так и между жанрами, функционирующими в различных жанровых системах (например: газетный репортаж — радиорассказ, или радиорепортаж — телерепортаж).
Система жанров — подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.
Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:
Ш в сообщении фактов;
Ш в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений;
Ш в изображении фактов, событий, явлений.
Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:
Њ информационные;
Ќ аналитические;
Ћ документально-художественные.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:
Информационные жанры:
w радиосообщение;
w радиообзор печати;
w радиоотчет;
w информационная корреспонденция;
w информационное радиоинтервью;
w информационный радиорепортаж.
Аналитические жанры:
w аналитическое радиоинтервью;
w аналитическая радиокорреспонденция;
w аналитический радиорепортаж;
w радиорецензия;
w письмо;
w радиобеседа;
w радиокомментарий;
w радиообозрение;
w дискуссия на радио;
w радиоречь;
w журналистское расследование на радио.
Документально-художественные жанры:
w радиоочерк;
w радиозарисовка;
w радиорассказ;
w радиофельетон;
w радиокомпозиция.
Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенным обогащением своего фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радиокорреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж, жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу [5].
По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие, группы.
Монологические жанры:
w информационное радиосообщение;
w радиообзор печати;
w радиоотчет;
w радиокорреспонденция;
w письмо;
w радиорецензия;
w радиокомментарий;
w радиобеседа;
w радиоречь;
w радиозарисовка.
Диалогические жанры:
w радиоинтервью;
w радиобеседа;
w радиодискуссия.
Синтетические жанры:
(в них используются все звуковые средства вещания)
w радиоотчет;
w радиокорреспонденция;
w радиорепортаж;
w радиорецензия;
w радиообозрение;
w радиоочерк;
w радиозарисовка;
w радиорассказ;
w радиофельетон;
w радиокомпозиция.
Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение. жанр радио речь стилистический
Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение — переходят в группу синтетических жанров [9].
И, тем не менее, каждый жанр в системе суверенен. Вступая в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. М.М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.
Но в то же время каждый существенный и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и границы». Кроме того, появление нового жанра влияет на связи между старыми жанрами.
Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче — сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.
Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты) и элементы описания (места действия, времени ситуаций), портретные характеристики.
В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она — сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.
Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция — показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами — определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествование, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории.
Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят свои задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп.
В радиовещании одним из важных аспектов является интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.
В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности могут быть существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, «объемного» исполнения информационного сообщения, касающегося всех слушателей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.
Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики — оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.
Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.
Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.
Информационные жанры
Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они прямо и опосредованно связаны с другими программами. Можно представить вещание и как непрерывный информационный поток. Информационная программа не существует сама по себе. Она лишь часть информационного потока, который постоянно дополняет, обогащает, развивает ранее прозвучавшую информационную картину мира. Это организованное по определенным законам и принципам отражение потока самой жизни во всей ее сложности, противоречивости и многозначности.
Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:
— информационные;
— информационно-аналитические;
— информационно-музыкальные;
— информационно-развлекательные;
— информационно-рекламные.
Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.
Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий.
Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д.
Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании.
Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира — информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.
Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность — важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события.
Интервью. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью, диалог по сути, является одним из самых характерных для вещания. Он выражает его сущность, потому это и один из самых распространенных жанров радиожурналистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещать самые разнообразные темы.
Радиоинтервью — коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель — получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра — чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.
Часто интервью ошибочно принимают за беседу, однако это разные жанры. Они различаются ролью, какая отведена в них журналисту. В интервью журналист только задает вопросы, в беседе же он равноправный участник диалога: может высказывать свою точку зрения, проиллюстрировать мнение собеседника, спорить с ним. Беседа, как правило, жанр аналитический.
Существует и проблемное интервью — с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.
К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.
Репортаж — самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста — и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.
Основные жанровые признаки радиорепортажа — документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача — отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения.
Репортаж — рассказ очевидца. Репортер всегда должен находиться на месте события. Он обязан донести до слушателя живую картину происходящего, помочь ему воссоздать ее зрительное представление. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания.
Существует три вида репортажа, каждый из которых — событийный, проблемный, познавательный — модифицирует те или иные аспекты жанра. Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Его образец — радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются и радиорепортажи, предварительно записанные на пленку.
Репортаж — жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. И здесь начинающий журналист сталкивается с рядом трудностей. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти элементы. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы.
Радиоотчет. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения ее результатов. Здесь важно показать ее этапы и характерные признаки. Значим сам ход достижения результатов, сам процесс выполнения какого-то поручения. В журналистском отчете, если речь идет об освещении конференции, совещания или какой-либо встречи, корреспондент по ходу дела «монтирует» процесс изложения информации: отбирает ее, «прессует», чтобы дать квинтэссенцию происходящего. Эта тенденция все явственнее проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Нецелесообразно тратить эфир на детали, частности, подробности. Главное — представить суть, состояние проблем и возможные пути их решения.
Отчет во многом похож на репортаж, их роднит функциональная общность: рассказ о событии с места, где оно происходит. Различаются эти два жанра предметом повествования, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие. Репортаж записывается на месте события, происходящего, как сказали бы социологи, «в поле»: это живое, разнообразное по характеру действие, в котором непосредственно участвуют много людей (пуск нового цеха, демонстрация или митинг на площади, уборка урожая, выставка, спортивное соревнование и т.д.). Отчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д.
Цель радиоотчета, как и репортажа, — дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные моменты. Журналист, как правило, записывает ход того или иного события на пленку, иногда выборочно, что зависит от степени важности происходящего, от лиц, принимающих участие в обсуждении проблемы. Но обычно время течения события не совпадает со временем, предоставленным для отчета в эфире, которое намного меньше объема времени самого действия. Поэтому журналист передает лишь часть информации, сжимая время, называя только значительных по социальному статусу, авторитету, административному положению выступающих, выбирая самые важные, интересные фрагменты [1].
Аналитические жанры
Напомним, что аналитические жанры радиожурналистики называют также информационно-публицистическими. В таком определении отражены специфика профессиональных задач, особенности структуры материала и языка.
Но если в чисто информационных жанрах самой главной задачей репортера является точное и четкое изложение фактов и событии, то в аналитических жанрах (где также необходимы объективность и точность) не менее важными становятся авторские оценки, выраженные с помощью различных средств, включая интонацию и прямое обращение к мыслям и чувствам аудитории. Факты, на которых построены аналитические материалы, являются своего рода строительным материалом радиожанра.
Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическим жанрам, ибо она выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов, которые являются непременным элементом этого жанра и вытекают из подробного описания сущности и характера события и его оценки журналистом. Эти обобщения и выводы в корреспонденции гораздо шире, чем в информационной заметке.
Комментарий — это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист выступает как представитель группы слушателей и предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы), и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, в выпуск новостей, или в «Спортивный дневник», или в обозрение, подытоживающее наиболее важные события прошедшего дня, недели, а иногда и месяца).
Беседа — распространенный жанр агитационно-просветительского характера, который сохраняет свое значение в вещательных программах. Хотя по своему временному объему, масштабу проблем и психологическим особенностям восприятия беседа практически не вписывается в информационное вещание, она тем не менее требует отдельного, самостоятельного места в эфире. Радиобеседа обычно существует в сетке вещания или в качестве отдельной рубрики, или в структуре комбинированной формы радиожурналистики — «канала», «блока», радиожурнала, радиогазеты и т.п.
Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное средство радиожурналистики — звучащая речь.
Радиообозрение — это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений, звукозапись которых или произведена по трансляции из концертных и театральных залов, или сделана специально в радиостудии. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журналиста, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики. Обычно уже в заголовке радиообозрения сообщаются тема и проблема, составляющие его содержание: «По концертным залам столицы», «Новости спорта», «Наука Сибири», «НАТО в Европе», «Новости и открытия отечественной медицины», «Экономика России сегодня» и, наконец, «Танцуют все» — по клубам и дискотекам Санкт-Петербурга.
Иногда обозрением называют политические комментарии, в которых авторы сосредоточиваются не на одной, а на нескольких проблемах международной жизни, на различных социальных вопросах или многообразии событий в культурной жизни и искусстве. Композиция таких программ свободная, т.е. полностью зависит от автора и редактора, которые могут сами выстраивать иерархию материалов в зависимости от адреса передачи и реальных интересов аудитории.
Документально-художественные жанры
Жанры этой группы именуются также художественно-публицистическими, так как в них соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное представление о человеке или событии. К радиопроизведениям такого рода относятся прежде всего радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, жанр, получивший в мировом вещании распространение под названием документальная драма, и радиокомпозиция. Все они находятся на грани между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией. Но анализ их структуры, характеризующейся синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов, показывает, что практически в каждом из них, переплетаясь, в различных соотношениях фигурируют корреспонденция, беседа, интервью и репортаж.
Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются в радиоочерке, радиорассказе, радиофелъетоне и документальной драме с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями — авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Следует подчеркнуть, что эти элементы равноправны в рамках этих жанров, ибо только в комплексе они позволяют добиться цели: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.
В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек — творец события, его дела, желания, поступки, действия и только через них переданные чувства и мысли. Радиоочерк, радиорассказ и документальная драма в отличие от информационных и информационно-публицистических передач показывают не столько внешние, пусть даже очень важные обстоятельства жизни, сколько ее глубинные, внутренние конфликты. Если этого не происходит, если перед нами очередное доказательство всем известной жизненной теоремы, жанр теряет свою специфику. Журналистские изыски в этом случае превращаются из компонентов творческого поиска в банальности, формализм, а иногда и в позерство.
Радиоочерк. Для этого жанра важное значение имеет непосредственное авторское участие в передаче. В эпоху обезличивания журналистики, свойственного нашей прессе в период авторитарного государства, этот вопрос дискутировался: высказывалось мнение, согласно которому журналист — автор радиоочерка или радиофельетона — совсем не обязательно должен сам читать свой текст у микрофона. Декларировалась, а иногда и декретировалась такая позиция: если автор сам читает материал, то, с одной стороны, индивидуальная окраска голоса, авторское отношение могут обогатить программу, привлечь внимание слушателей и даже усилить убедительность сказанного, но с другой — личностные интонации, свойственные автору, могут не соответствовать («не дотягиваться») важности пропагандистских задач, поставленных, в частности, перед конкретной программой.
В радиоочерке человек и окружающая его действительность могут исследоваться с разных сторон, разными методами. Сложность предмета и задач жанра определяет появление его видов, призванных более углубленно и широко отображать все разнообразие жизни документально-художественными средствами.
По предмету отображения, часто влияющему на сюжет, радиоочерк делят на три вида: путевой, проблемный и портретный.
Следует отметить, что деление радиоочерка на три вида условно, так как в «чистом виде» он встречается редко, чаще рассказ о человеке сочетается в нем с изучением какой-либо проблемы, исследование проблемы — с движением, путешествием, поиском. В каждом из трех случаев может быть выделен преобладающий аспект, но это не означает, что, например, в портретном очерке полностью отсутствуют такие элементы, как проблема, путешествие, поиск.
Радиофельетон может включать в себя документальные записи с голосами его героев, причем подбираются они так, что в столкновении друг с другом или с текстом автора создают комический эффект.
Радиорассказ также близок к радиоочерку. Если в литературе жанр рассказа имеет своеобразие благодаря множеству типологических отличий, то в практике радиожурналистики термин «радиорассказ», по сути, оказывается синонимом обозначения жанра радиоочерка.
Важную роль в радиоочерках и радиорассказах играет музыка. Обычно она используется как дополнительное выразительное средство — иллюстрация, фон или обобщение и играет примерно ту же роль, что и в театральных спектаклях или кинофильмах. Музыка может быть и составным элементом передачи, выполняя те же функции, какие выполняют интервью или репортаж, включенные в радиорассказ или радиоочерк, если речь идет о герое, связанном с музыкой. Но это частный случай.
Документальная драма — это рассказанная журналистом история, сюжетную основу которой составляют факты, происходившие в действительности. В ней сохраняются подлинные имена участников [6] описываемых событий, документальный материал вводится непосредственно в текст и звуковую ткань произведения.
Из этого определения очевидна близость документальной драмы к исторической пьесе, незыблемым остается лишь одно принципиальное различие: в первом случае документ используется в своем первозданном виде, а во втором (в исторической пьесе) опосредованно.
Сравнительный анализ представленной темы «22 июня» в различных печатных СМИ.
Для практической части была выбрана тема «22 июня», которая была представлена в различных печатных СМИ. Для сравнительного анализа в магазине «Первая полоса» были куплены семь еженедельных газет: «Аргументы и факты Санкт-Петербург» №25 от 22-28 июня 2011 г., «Московский комсомолец в Питере» № 26 от 22-29 июня 2011 г., «Новая газета» №42 от 23 июня 2011 г., «Санкт-Петербургский курьер» № 24 от 23-29 июня 2011 г., «Наша Версия на Неве» № 23 от 20-26 июня 2011 г., «Аргументы недели» № 24 от 23-29 июня 2011 г., «24 часа» №25 от 23 июня 2011г.
Выбор газет был основан на рейтинге популярности российских СМИ. Профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа со стороны читателей, рекламодателей и журналистов. Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и является независимым от мнения отдельных экспертов, что делает его максимально притягательным для всех специалистов, работающих в сфере public relations. Данные представлены в таблице 1 [10].
Таблица 1 — Рейтинг популярности общественно-политических газет
№ |
Название печатного СМИ |
Рейтинг популярности |
|
1 |
Комсомольская правда |
0,6791 |
|
2 |
Российская газета |
0,6188 |
|
3 |
Аргументы и факты |
0,6039 |
|
4 |
Московский Комсомолец |
0,4517 |
|
Продолжение таблицы 1 |
|||
№ |
Название печатного СМИ |
Рейтинг популярности |
|
5 |
Новая газета |
0,3213 |
|
6 |
Независимая газета |
0,2795 |
|
7 |
Известия |
0,2260 |
|
8 |
Новые Известия |
0,2052 |
|
9 |
Гудок |
0,1327 |
|
10 |
Труд |
0,1112 |
|
11 |
Трибуна |
0,1108 |
|
12 |
Парламентская газета |
0,0913 |
Первых двух газет стоящих в рейтинге популярности не оказалось на прилавках магазина «Первой полосы» и поэтому после беседы с продавцом были выбраны остальные газеты, которые являются не менее популярными среди Санкт-Петербургских читателей.
В газете «АиФ» на первой странице расположена небольшая картинка изображающая сцену военного действия и дается анонс, что на страницах 8-9 и 50 расположена информация посвященная 22 июня.
На развороте страниц 8-9 располагаются три статьи посвященные тайнам, связанным с началом войны. Георгий Зотов пишет статью про оборону Брестской крепости, он приводит выдержки из докладов немецких солдат своему руководству. Статья содержит подтверждения слов автора историками и работником мемориального комплекса.
Вторая статья написана историком Марком Солониным, который рассказывает о неизвестных фактах потерь советской армии в первые годы войны.
Третья статья написана журналистом Савелием Кашницким, про мальчика, который предсказал окончание войны еще в 1941 году.
В каждой статье есть врезки с мнением эксперта и малоизвестными фактами. Они выделены в рамки. Статьи сопровождаются иллюстрациями.
Все статьи располагаются под общим заголовком «Мы были готовы умирать. А воевать?» и написаны в аналитическом жанре, авторы проводят глубокое исследование фактов связанных с началом войны. При создании этих материалов проводился анализ социальной действительности, было отделено существенного от несущественного, а так же сделаны выводы.
На 50 странице газеты «АиФ» журналист Полина Иванушкина рассказывает об истории двух участников войны, которые служили почти рядом, а встретились и полюбили друг друга спустя 60 лет. Статья написана в жанре художественно-публицистическом, статью отличает образность, эмоциональная выразительность, а так же воспоминания героев статьи.
В конце статьи располагается анонс на следующий номер газеты, я считаю его неуместным в данной ситуации, так как с первого взгляда кажется что это продолжение статьи, мнение ветеранов или экспертов.
В газете «МК в Питере» на первой странице есть анонс статьи под названием «Фокстрот под речь Молотова», который отсылает нас на страницу 12, где на развороте газеты находятся две статьи посвященные 22 июня.
Первая статья рассказывает о людях, которые родились 22 июня 1941 года ровно в 4 часа.
На 13 странице статья под названием «Личико со шрамом войны », Алла Исаченкова рассказывает о своем детстве в немецкой оккупации. В статье присутствуют иллюстративный материал, фотографии Аллы в детстве и в настоящее время.
Обе Статьи выполнены в художественно-публицистическом жанре, первая статья в виде рассказов пяти людей, у которых день рождение совпал с днем начала войны, вторая статья рассказ Аллы Исаченковой, которая была снежинкой на елке у немцев. Статьи отличают эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, а так же языковыми и стилистическими особенностями рассказывающих людей.
Газета «Новая газета», тема номера 22 июня. Два разворота посвящены этой теме. На страницах 2-3 обозреватель Алексей Поликовский рассказывает о фотографиях советских войск военного периода. На страницах присутствует шесть иллюстраций, на которых изображены реальные сцены военного периода.
На станицах 4-5 специально для «Новой газеты» Леонид Млечин рассматривает положение и поступки двух главнокомандующих Сталина и Гитлера летом 1941 года. Крупные фотографии Сталина и Гитлера в похожих позах.
Обе статьи выполнены в аналитическом жанре.
Газета «Санкт-Петербургский Курьер», на первой странице крупная иллюстрация сообщает, что в Санкт-Петербурге почтили память погибших в Великой Отечественной Войне. На станице 6 находится небольшая заметка с двумя иллюстрациями без автора. Заметка выполнена в информационном жанре, оперируют простой, первичной информацией. И выполняет главную цель — оперативно сообщает о мероприятии прошедшем 22 июня на Малой Садовой.
В газете «Наша Версия на Неве», на первой странице нет никакой информации и 22 июне, но при просмотре газеты на странице 14 обнаруживаем статью Игоря Оболенского, который рассказывает о тайне осквернения могилы Тамерлана и проклятие, приведшего к началу Великой Отечественной войне. Статья представляет из себя интервью с Маликом Каюмовым, непосредственным участником самаркандской экспедиции.
Статья выполнена в аналитическом жанре.
В двух последних газетах «Аргументы недели» и «24 часа» ничего не сказано о 22 июне.
Проанализировав печатные СМИ можно сделать вывод, что из семи газет в пяти была информация о событии, которое произошло 22 июня 70 лет назад. Из этих пяти газет в четырех были опубликованы статьи аналитического жанра, в двух газетах(«АиФ», «Наша Версия на Неве») были опубликованы данные, которые хранились в архивах под грифом секретно, в двух газетах («Новая газета», «МК в Питере») рассказы очевидцев, рассказы про реальных участников войны. И в одной газете «Санкт-Петербургский Курьер» небольшая заметка информационного жанра, рассказывающая о прошедшем мероприятии.
Ясно видно, что о событиях которые произошли давно, рассказывать удобнее всего в аналитическом жанре, так как каждый автор делает какие то выводы и выражает своё мнение относительно этого события.
Так же необходимо отметить, что газеты стараются предоставить эксклюзивный материал и не обнаружилось совпадения информации.
Наша современная жизнь очень динамична. Особенности нашей нынешней социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе, естественно, и радиожурналистики. Радиовещание в России, как и другие средства массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией.
Меняется и сама аудитория и ее отношение к радиовещанию, телевидению, печати. Эти изменения обусловлены многими факторами. Но далеко не в последнюю очередь — и воздействием самих средств массовой коммуникации, кардинально изменивших содержание и форму своей работы.
Идет активное расслоение аудитории, которое, естественно, отражается на предпочтениях, интересах, ожиданиях, оценках журналистской продукции.
Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания — это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.
Меняются информационные программы. Идет постоянная конкурентная борьба в эфире за слушателя, а значит, и за рекламодателя, иными стали отношения между разными каналами массовой коммуникации. Информация как живое «дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода к ее изучению, литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным теоретическим «ключом».
В целостной системе вещания заметно усиливается роль и аналитической журналистики. Она все заметнее влияет на общественное мнение, социальное поведение различных групп населения.
Значительные изменения происходят и в жанрах. Их функционирование отмечено большой динамикой, раскрытием их новых внутренних возможностей, связанных с решением задач, видоизменением некоторых методов работы журналиста, особенно в прямом эфире. Развитие жанров тесно связано с политической жизнью общества, использованием условий бесцензурного вещания.
Все поставленные задачи были решены. Были изучены специфики основных жанров радиовещания, их речевого и структурного своеобразия. Проанализировано литературу по теме жанры радиожурналистики. Произведено сравнение темы «22 июня» в различных печатных СМИ. И выявлено, что в различных газетах информация была разной, но в большинстве была выполнена в аналитическом жанре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Васильева, Т.В. Публицистические жанры радио / Васильева, Т.В. — СПб.: Изд-во ЭКМОС, 1992. — 416 с.
2. Гаспарян, В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества / Гаспарян, В.В. — М. ИНФА, 2000. — 216 с.
3. Горяева, Т.М. Радио России / Горяева, Т.М. — М., ИНФА, 2000. — 314 с.
4. Сенкевич, М.П. Культура радио- и телевизионной речи / Сенкевич, М.П. — М., ЮНИТИ-ДАНА 1997. — 202 с.
5. Смирнов, В.В. Аналитическая журналистика: Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика / Смирнов, В.В. Ростов-на-Дону 1999. — 352 с.
6. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики Учебное пособие для вузов / Смирнов, В.В. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 438 с.
7. Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Ст. 384.
8. Ученова, В.В. Метод и жанр. Диалектика взаимодействия//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 76.
9. Шерель А. А.Радиожурналистика Первоисточник: Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000 г Учебное пособие
Интернет ресурсы
10. www. exlibris.ru Рейтинги популярности Российских СМИ TPR 1 квартал 2011 г.
Размещено на