Содержание
Семиотика (от греческого shmeiwtikon — «знаковый») — наука, объектом изучения которой являются знаки, их сочетания (например, математические или физические формулы) и их системы (например, любой язык). По удачному выражению Ч. Морриса (1901-1978), «человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков — а, возможно, и вообще интеллект следует отождествить именно с функционированием знаков». Сам термин «семиотика», по указанию Ч. Морриса, был взят у греческих стоиков, которые испытывали влияние греческой медицины, трактовавшей диагноз и прогноз как знаковые процессы.
Выдержка из текста работы
Впервые термин «антропология» был использован в античные времена Аристотелем. В него он вкладывал область знания, изучающая духовную сторону человеческой природы. Данное значение просуществовало достаточно долгое время – до 1501 года, когда немецкий анатом М. Хунт издал книгу под названием «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». Эта книга содержала иллюстрации анатомических рисунков Леонардо да Винчи. Антропология в этой книги рассматривается как область знания о биологических и анатомических свойствах человека (его физическое строение).
В 1533 году итальянский писатель Г. Капелла выпускает книгу «Антропология или рассуждение о человеческой природе». В его интерпретации антропология является областью знания об индивидуальных вариациях строения тела человека и его индивидуальные изменчивости. В 1594 году немецкий философ О. Кессон выпустил свою работу под названием «Антропологическая психология или Учение о человеческой душе».
Исходя из истории термина до этого момента, антропология имеет два понимания: биологическая антропология (строение и развитие) и небиологическая (духовный и психологический мир) антропология. К ХХ столетию данный термин приобрел следующий вид:
Антропология – универсальная наука о человеке, которая систематизирует знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.
В XIX веке в связи с бурным развитием естественных наук происходит и изменение термина «антропология» – современники видят в ней область естествознания, занимающаяся изучением природы человека методами биологии и сравнительной анатомии. До 60-х годов ХХ века антропологию видели биологической наукой о строении человеческого тела, многообразии его форм (расоведение), а также происхождении и эволюции человека (антропогенез).
Мир изменяется, следовательно, расширяется и содержание термина «антропология», который сегодня понимается как система наук о человеке.
Антропология как наука
Объект антропологии: Человек.
Предмет антропологии: Многообразие (проявление различных антропологических признаков) человека во времени и пространстве.
При первой встрече с человеком внимание уделяется особенностям телосложения, цвету волос, кожи, глаз, формам черепа и т.д., то есть на конституцию человека, а также одежду, подачу Все эти признаки позволяют создать представление о человеке и его индивидуальных чертах. Таким образом:
Антропология – междисциплинарная наука, которая использует данные естественных, в первую очередь биологии, и гуманитарных (социология и психология) для изучения комплексного представления о человеке.
Антропология как система наук
Человек – сложноорганизованный объект, имеющий различные грани своего существования, для исследования которых требуется системный подход.
Направления антропологии как системы наук:
- Философская антропология (наука о сущности человека и особенностях его духовно-исторического и социального развития).
- Эволюционная антропология / антропогенез (учение о происхождении и развитии человека как общественного существа).
- Социальная антропология (область знания, изучающая человека как творца социальной реальности: особенности социальной организации народов мира и социокультурные особенности).
- Конституционная антропология (область знания о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей и изменчивости физического типа человека).
- Этническая антропология (учение о возникновении рас и наций, их расселении в результате культурно-исторического процесса).
- Психологическая антропология (учение о психических особенностях человека в разных культурах: национальный характер, народный дух, поведение и мышление).
- Политическая антропология (область знания, изучающая человека в контексте политики, его политическую культуру в традиционных и современных обществах).
- Педагогическая антропология (область знаний, изучающая человека в онтогенезе – всей его индивидуальной жизни под влиянием родителей, школы, СМИ и т.д.).
Антропология как учебная дисциплина
Впервые о необходимости преподавания антропологии было заявлено в 1805 году, однако начало преподавания данного предмета относится к 1855 году, что было связано с организацией кафедры антропологии А. Богдановым. Антропология в то время определялась как естественно-научная дисциплина, что накладывало на нее необходимость в обеспечении наглядными пособиями. Была собрана антропологическая выставка фотографических, краниологических, этнографических и палеонтологических коллекций и бюстов. Значение этой выставки было в организации Антропологического музея и обеспечении кафедры пособиями.
8 октября 1876 год – кафедра антропологии была утверждена при физико-математическом факультете МГУ. Карл фон Мег вложил в эту кафедру деньги, на которые были организованы командировки в Европу (Лондон, Брюссель, Берлин, Мюнхен, Вена, Париж и Прага), в которые поехал Д. Анучин. Результатом этих командировок стала научная работа «Записка о пособиях, необходимых при преподавании антропологии».
Предметы, включенные в курс антропологии: Анатомия, зоология, геология, палеонтология, археология и этнология.
В 1879 году Совет Университета официально утвердил курс физической антропологии в рамках физико-математического факультета. В 1884 году вместо кафедры антропологии была введена кафедра географии и этнографии. В 1907 году на данной кафедре была введена специализация «антропология» (акцент был сделан на физической антропологии). В 1911 году по решению Министра Просвещения эта кафедра была вновь упразднена. В 1918 году кафедру географию разделяют на две части: кафедра антропологии и кафедра географии. В 1919 году кафедра антропологии начинает существовать как самостоятельное учреждение, заведующее собственным музеем, библиотекой и лабораторией. В 1922 году был создан НИИ Антропологии под руководством Д. Анучина, (позднее – В. Бунака). В 1930 году принимается резолюция «Об антропологии на службе социалистического строительства» (была необходима для подготовки кадров прикладной антропологии). В 1933 году кафедра антропологии входит в состав биологического факультета, а в 1941 году издается первый отечественный учебник по антропологии. В 1955 году выходит второй учебник – «Основы антропологии». В 1960 году начинается Сибирская Генетико-антропологическая Экспедиция, изучающая антропологические признаки коренных народов Сибири. В 2001 году вышел журнал под названием «Научный альманах кафедры антропологии».