Содержание
1 Цели и задачи дисциплины
2 Порядок выполнения практических занятий
3 Тематика занятий
Практическое занятие 1 Регион как область хозяйства и управления
Задача 1
Задача 2
Задача 3 .
Практическое занятие 2 Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
Пример решения задачи № 1
Задание 2
Проведите анализ объема внешней торговли России.
Задание 3
Проанализируйте взаимный экспорт и импорт стран-членов СНГ за 2009-2010 гг.
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10
Практическое занятие 5 Основные формы территориальной и рыночной специализации регионов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Практическое занятие 6 Определение показателей размещения населения
Задание 1
Практическое занятие 7 Отраслевая структура хозяйства регионов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Практическое занятие 8 Оценка эффективности управления производства
Задание 1
Практическое занятие 8 Оценка эффективности управления производства
Задание 4
Задание 5
Задача 2
Список литературы
Выдержка из текста работы
Место региональной экономики в современной науке Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук. На Западе в 50-х годах 20 века сформировалась региональная наука. У. Айзард). Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Региональный ученый может быть экономистом, географом, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом. Всех их объединяет один общий многоаспектный объект исследования — регионы. Для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины регионоведение, регионология, регионалистика. Важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе, а также геологии, биологии, экологии и т.д. Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук. Сложность вопроса в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и объект исследования, но занимается еще и всем многообразием региональных аспектов экономической жизни общества, проникая, поэтому, и в другие области экономической науки. В структуре экономической науки и экономического образования есть два полюса: микроэкономика и макроэкономика. Однако совмещение этих базисных наук не образует замкнутой системы. Третьим полюсом должна стать и постепенно становится региональная экономика. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика. Заметим, что неправильно воспринимать региональную экономику как некую мезоэкономику, т.е. стоящую в промежутке между макро и микроэкономикой. Это неприемлемо, так как предмет региональной экономики носит самостоятельный характер, а не является комбинацией предметов макро и микроэкономики. Предмет региональной экономики сложен и многогранен. Основными составляющими предмета региональной экономики являются: — экономика отдельного региона; — экономические связи между регионами; — региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов); — размещение производительных сил; — региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.