Выдержка из текста работы
Объект БМ в психологии— жизненный путь личности (исследуется также в философии, культурологи, этнографии, антропологии). Данные о личностно-биографических структурах (характер, самосознание, направленность личности, талант, жизненный опыт, ценностные ориентации и т.д.).
Предмет— психические феномены, механизмы и закономерности, регулирующие процесс построения личность жизненного пути.
Общая психология и психология развития— периодизация психического развития, динамика психических функций, динамика возрастных особенностей человека, общая удовлетворенность жизнью, акмеологические и геронтопсихологические закономерности, психологическое время и психологический возраст личности.
Социальная психология– образ жизни личности, роль социальных факторов в детерминации жизненного пути личности, концепции событийных групп.
Психология личности– ценностные ориентации, жизненные планы и программы, смысл и стиль жизни.
БМ обращен к жизненным проблемам человека: экзистенциальные неврозы, жизненная депрессия, тревога за будущее, смыслоутрата, личностный инфантилизм, несформированность личностных ценностей, деструктивность жизненных сценариев т.д.
БМ как методологический принцип изучения личности (история, развитие, становление) — биографический подход.
История становления биографического метода
Жизнеописание замечательных людей(Специальный жанр, недостатки: идеология авторов, тенденциозное искажение фактов, низкая достоверность).
История (источниковедение)— изучение истории через характерные единичные случаи.
Литературоведение— изучение творческой индивидуальности писателя.
Социология— метод изучения документoв (письма, дневники, мемуары т.д.).
Становление биографического метода в психологии
Н.А. Рыбников– психологическое изучение биографий людей (1918, 1929 гг.).
Г. Оллпорт — обобщил опыт психологического биографирования людей (1942 г.).
Ш. Бюлер— гуманистическая психология, идеографический подход, анализ биографий, анализ событий
3. Фрейд, Э. Эриксон— психоанализ, изучение событий раннего детства человека. Яркие психобиографические исследования.
Г. Томе— исследовал техники жизни, жизненные стили личности, биографические описания циклов жизни.
Н.А. Логинова— обобщила опыт биографических исследований, развивала идеи Б.Г. Ананьева, разработала процедуру биографического исследования в целях психодиагностики индивидуальности. Процедура последовательного углубления в предмет — от внешних к психологическим фактам.
А.А. Кроник— разработал каузометрический метод.
Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева
Основные идеи Б.Г. Ананьева.
Динамический подходк исследованию жизненного пути личности.
Генетический принцип— интерпретация всего материала биографического исследования в характеристиках развития (фазы, этапы, периоды, стадии, критические моменты становления личности).
Принцип комплексности— онтопсихология (синтетическое человековедение — изучение человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в едином жизненном цикле). Монографическое исследование.
Психологическое исследование социального бытия личности— история человека как частицы эпохи, общие законы развития жизненного пути в историческом времени зависимость фаз «кульминации» и «финиша» от «старта», Отражение биографии в субъективном мире человека, «производительность» жизненного пути.
Методологический, теоретический и методический статус биографического метода в современной психологии.
Методологический: БМ может выступать как биографический подход к исследованию личности, как методологический подход, рассматривающий личность через призму истории ее жизни (личность как субъект жизненного пути).
Теоретический: БМ как метод организации и проведения психологического исследования (собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности).
Методический:БМ как способ получения данных о жизненном пути личности.
БМ носит интегративный статус среди методов психологического исследования (вбирает в себя множество других методов — опросные, архивные, тестовые и др.). БП объединяет три направления в исследованиях жизненного пути личности:
— генетическую персоналитику (изучение личности со стороны жизненных событий и противоречий, целей и ценностей в развертке жизненного пути);
— праксиологический анализ жизненного пути (история развития деятельности субъекта и продуктивности жизни);
— рассмотрение жизненного пути личности как неповторимой истории личной жизни.
Биографический метод как:
исторический(метод исследования жизненной истории человека),
генетический («квазилонгитюд») как метод исследования, отличающийся от настоящего лонгитюда тем, что динамика жизненного пути и генетические связи прослеживаются не в развернутом, а в свернутом виде,
синтетическийкак метод синтезирования всех данных о личности,
эмпирический и организационный(и метод сбора эмпирических данных, и метод организации исследования, вбирающий в себя множество конкретных методов и методик накопления эмпирических данных),
качественный и количественный— сочетает в себе качественный анализ и количественную обработку эмпирических данных.
Интегративный статус биографического методапо критериям:
«объективность — субъективность» — опирается на объективные и субъективные источники информации,
«каузальность — интенциональностъ» — позволяет как каузальное объяснение, так и интенциональное понимание жизненного пути личности,
«номотетичность — идеографичность» — сосредоточен на исследовании индивидуальной жизни личности (монографическое исследование, но позволяет устанавливать групповые закономерности развертывания человеческой жизни в конкретных социальных, культурных, исторических условиях),
«монологичность -диалогичность» — используются методы сбора данных как монологического (одностороннего), так и диалогического (личностная включенность испытуемого в исследование) характера,
«директивностъ — не директивность» — сочетание «объектного» и «субъектного» подхода к испытуемому.
Биографический метод с позиций субъектного подхода в психологии. Субъектный подход к исследованию жизненного пути личности. Личность как субъект жизни.
Объекты биографического метода в психологии: жизненный путь личности (события, ситуации, периоды, спутники, биографически значимые другие и т.д.).
Источники биографической информации: объективные и субъективные, прямые и косвенные. Техники субъективного и объективного биографирования. Биографические беседы и интервью, анализ личных документов, анализ круга общения, событийный анализ.
Новые методы психобиографического анализа: каузометрический метод (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), многофакторный статистическо-биографический анализ (Н.И. Конюхов), смыслометрический метод (К.В. Карпинский).
Биографический метод в психологии (практикум)
Схемы биографического исследования: соотношение объективных и субъективных источников информации, диагностические процедуры, выбор конкретных способов в зависимости от цели исследования.
Методы сбора эмпирических данных: архивные, опросные, тестовые, психометрические. Методика изучения личных документов («Личное дело»). Биографическая анкета. Автобиография. Список событий жизни. Методика «Круг общения». Методика «Событийные группы». Методика «Свидетельские показания». Биографическая беседа (каузометрическое интервью). Праксиметрический анализ (анализ продуктов деятельности). Методика «Впечатления». Опросник «Смысложизненный кризис». Способы изучения временной перспективы и временной транспективы личности.
Методы обработки данных: качественные и количественные. Хронологические таблицы. Биографическая диаграмма (диаграмма «измерений»). Определение причинно-целевых связей значимых событий. Контент-анализ биографических документов.
Интерпретация данных: генезис, структура, образ жизни. Комплексный подход к интерпретации данных. Сопоставление биографических данных с нормами, полученными на больших выборках.