Выдержка из текста работы
Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности».
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
Актуальность данной работы заключается в том, в современном мире все большее распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантии их деятельности. В настоящее время принципом формирования компетенции каждого ……………………………….
Целью курсовой работы является рассмотрение опыта зарубежных стран в муниципальном самоуправлении.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть зарубежный опыт становления местного самоуправления.
2. Проанализировать ……………………………..
Объектом исследования является становление местного самоуправления.
Предметом служит …………………………………..
Глава 1. Зарубежный опыт становления местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление в Великобритании
Для местных органов Великобритании свойственна значительная независимость и самостоятельность в принятии решений. Характерными чертами местного управления Великобритании являются следующие:
1) все органы местного управления являются юридическими лицами;
2) органы местного управления в основном обладают полномочиями управленческого характера в отношении определенной территории;
3) финансироваться местные органы должны, хотя бы частично, за счет местных налогов;
4) руководство в местных органах осуществляется советниками, избираемыми на основе всеобщего избирательного права жителями соответствующей территории.
Долгое время в Великобритании существовали три уровня местного управления. Отдельный регион может иметь: совет графства, совет округа, приходский совет (собрание прихода), но на большей территории страны действуют два уровня: совет графства, совет округа.
Говоря об уровнях местного управления, следует сразу определиться, что это понятие достаточно условно, поскольку органы разных уровней ни в коем случае не являются по отношению друг ……………………………………………
1.2 Становление муниципального самоуправления в Германии
Федеральный уровень: На этом уровне Основным Законом ФРГ (§1-3 ст. 28) установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, и Федерация не вмешивается в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Согласно параграфу 1: “Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного Закона. В землях, округах и муниципалитетах граждане должны иметь представительства, избранные путем всеобщих, свободных и равных выборов при тайном голосовании. В муниципалитетах выборный территориальный орган может заменяться муниципальным собранием”.
В соответствии с параграфом 2: “Муниципалитетам должно быть предоставлено гарантированное право разрешать в рамках закона все их местные дела под свою ответственность. Ассоциации муниципалитетов также пользуются правом самостоятельности в рамках их законных полномочий и в соответствии с положениями законодательства”. В 3-м же параграфе “Федеральное правительство гарантирует соответствие конституционного устройства земель основным правам и положениям, изложенным в §1,2”. Таким образом, на федеральном уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.
Уровень федеральных земель: Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных органов власти. Конституции земель должны соблюдать гарантии, предоставляемые ст. 28 Основного Закона. Столь значительное различие в компетенциях федерального уровня России и Германии в отношении местного самоуправления объясняется тем, что германское федеративное государство сложилось в результате объединения суверенных государств. Российская же Федерация складывалась путем передачи части …………………………………………………………………
1.3 Муниципальное самоуправление в Японии
Введение нового основного закона придало новые формы местным органам власти. Прежняя система местного управления, созданная в XIX веке по прусским образцам, отличалась крайним бюрократизмом. Все исполнительные органы местной администрации были подчинены министерству внутренних дел, весьма жёстко контролировавшему их деятельность. Губернаторы префектур и другие крупные чиновники администрации назначались по приказу центра, избиравшиеся населением муниципальные собрания обладали лишь совещательными функциями. Конституция Мэйдзи не содержала вообще никаких упоминаний об организации местной системы управления, оставляя её целиком на произвол императорской власти. Конституция 1947 года, в отличие от предыдущей, содержит специальную главу VIII о местных органах власти. Основным положением является принцип «местной автономии». При органах местной администрации в соответствии с законом учреждаются Собрания в качестве совещательного органа. Главные должностные лица органов местной администрации, члены их Собраний и другие местные должностные лица, которые определены законом, избираются населением, проживающим на территории соответствующих органов местной администрации, путем прямых выборов. Ст. 94 предоставляет «местным общинам» право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, решать административные вопросы и издавать свои постановления в соответствии с существующими законами. Конституция содержит также оговорку, что ни один закон, относящийся к «местной общине», не может быть издан парламентом без согласия этой общины. Эти положения, устанавливающие новый статут местных органов власти, ……………………………………………..
1.4 Местное самоуправление в США
Характерная черта государственного устройства США — децентрализация власти. Штаты имеют автономию и широкие полномочия. У каждого штата есть своя конституция, где отражены формы устройства и местного самоуправления. В правовом отношении местное самоуправление непосредственно зависит от законодательства штатов. Штаты имеют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Губернатор штата управляет, подчиняясь общему праву, конституции. Каждый штат самостоятелен, но не в ущерб государству в целом.
Советы и комиссии штатов осуществляют административное регулирование предпринимательства в ряде направлений путем:
— утверждения уровня цен и тарифов на товары и услуги;
— установления стандартов качества и безопасности продукции;
— выдачи лицензий на разработку природных ресурсов и разрешений на строительство предприятий.
Хотя штаты имеют собственные налоговые источники, многие из них без помощи федерального бюджета не обходятся. Из федерального бюджета субсидии выдаются штатам:
— на строительство и содержание автомобильных дорог;
— на сферу образования;
— на социальное обеспечение.
Менее обеспеченным штатам выделяют больше средств, чтобы сократить разрывы. Участие территорий в обеспечении экономического роста не требуется.
Согласно Конституции США местное самоуправление составляет часть органов управления штатов Единых принципов формирования местного самоуправления нет, каждый штат имеет свою систему местного самоуправления.
Деятельность местного самоуправления осуществляется по двум направлениям:
— общие функции (муниципалитеты, графства, …………………………………………………..
1.5 Муниципальное самоуправление во Франции
Органы государственного управления Франции — административные округа, региональные органы, департаменты, коммуны. Деление их функций на государственные и местные (муниципальные), как правило, отсутствует. Административно-территориальные единицы, органы государственного управления обладают и статусом муниципальных образований. Основные муниципальные образования — департаменты, коммуны, их в стране соответственно 95 и 3600.
Формирование регионов обусловлено потребностями рационального размещения производительных сил. Во главе региона стоит региональный совет, избираемый населением; в его компетенцию входит социально-экономическое развитие региона.
Государственную власть в департаменте представляет комиссар республики, назначаемый правительством. Населением избирается генеральный совет департамента; это не постоянно действующий орган (сессии два раза в год). Из своего состава совет избирает бюро и председателя, исполняющего административные функции (как в СССР).
Высший орган коммуны — муниципальный …………………………………………
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт становления местного самоуправления
2.1. Опыт становления местного самоуправления в России
В числе проводимых в настоящее время в России реформ и преобразований одно из значимых мест занимает реформа местного самоуправления. Современная Россия за последнее столетие в третий раз стремится найти оптимальную форму управления на местах. Сегодня как никогда очевидна потребность создания новых эффективных форм и систем муниципального управления и местного самоуправления. При этом становление современной муниципальной модели проходит с определенными трудностями, что отчасти вызвано недостаточной изученностью отечественного опыта организации местной власти.
На протяжении тысячелетней истории российского государства, в силу особенностей развития общества, система управления отличалась чрезмерной централизацией государственной власти, постоянным господством исполнительных структур, отсутствием развитой системы самоуправления. При ???м сложившиеся структуры местного самоуправления практически не отражали интересы населения, часто являясь тормозом для общего развития. При всем этом в истории России существовало достаточно моделей и систем самоуправления, давших положительный эффект социально- экономического развития территории.
Традиционно выделяют три отечественные модели местного самоуправления: земскую, советскую и новую (современную). При этом система местного самоуправления начала складываться и на более ранних этапах развития отечественной истории.
Достаточно отчетливо контуры местного самоуправления проявили себя в связи с принятием христианства на Руси (988 г.), расширился круг субъектов местного самоуправления, наряду с производственными и территориальными формами самоуправления ……………………………………………………………….
2.2 Сравнительный анализ зарубежного опыта местного самоуправления
В связи с проведением реформы местного самоуправления в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.
Модель местного самоуправления – ??? система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное самоуправление было юридически оформлено в Риме в первом веке до н. э. Сегодня практически каждая страна имеет ???ю модель местного самоуправления.
Стоит отметить, что основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления.
Англосаксонская модель местного самоуправления – современная зарубежная система местного самоуправления, возникшая в Великобритании и действующая в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Стоит сказать, для нее характерны следующие черты:
1) децентрализация управления;
2) многоуровневость модели местного самоуправления (существование двух, а иногда и трех уровней местного самоуправления);
3) высокая степень автономии различных уровней власти;
4) четкое определение компетенции органов каждого уровня;
5) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления;
6) полномочия органов местного самоуправления определяются на базе позитивного принципа правового регулирования (принцип inter vires, от лат. – действовать в пределах ???их полномочий). ………………………………………….
Заключение
Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять. При интерпретации зарубежных моделей местного самоуправления важно избежать привычных российских стереотипов.
Трудно переоценить важность местного самоуправления в современной жизни, как России, так и зарубежных стран. Местное самоуправление является противовесом государству и представляет собой институт, с помощью которого население может само решать вопросы местного характера.
Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства ………………………………….
………….
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Режим доступа: popular/cons/
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.
3. Баглай Н.В. «Конституционное право зарубежных стран». Изд.: Норма 2016.- 589 с.
4. Баранова К.К. «Бюджетная федерация и местное самоуправление в Германии». Изд.: Дело и Сервис, 2015.- 689 с.
5. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. Москва, Дело и сервис.2014.- 367 с.
6. Бутов В., Игнатов В. «Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт». Изд.: МарТ, учебное пособие 3-е,Ростов-на-Дону, 2016.- 682 с.
7. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Изд.: Иркутск, 2014.- 345 с………………………………………………………………………