Выдержка из текста работы
В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.
Управление — это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.
Содержанием науки менеджмента является выявления законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе менеджмента производством.
Задача науки менеджмента производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений менеджмента производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.
Теория менеджмента производством — комплексная система знаний, которая включает следующие разделы:
— Методологические основы менеджмента производством. Здесь раскрывается сущность менеджмента, его содержание, закономерности и принципы менеджмента.
— Учение о системе менеджмента производством. В этом разделе освещаются организационные формы систем менеджмента, функции и структура менеджмента, сочетание различных уровней менеджмента.
— Учение о механизме и методах менеджмента как совокупности средств и рычагов воздействия. Здесь рассматриваются экономический, организационно — распорядительный, социально-психологический механизмы управления; их совокупность и взаимное влияние.
— Учение о процессах менеджмента, его свойствах, динамике, методах процесса управления; информационное обеспечение и решение как синтез процесса менеджмента.
— Учение о качестве и эффективности менеджмента. Здесь освещаются культура и стиль менеджмента, искусство менеджмента, а также оценка эффективности и пути ее повышения.
Наука менеджмента производством возникает из запросов практики, которая составляет основу развития теории.
Содержания теории менеджмента производством определяются объектом. Управление — это наука и искусство, в нем сочетаются объективное и индивидуальное.
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.
Основные виды целей:
— стремление к доходу;
— стремление к имущественному состоянию;
— стремление к благосостоянию;
— стремление к увеличению оборота («доли рынка»);
— стремление к снижению расходов;
— завоевание имиджа.
Основные категории теории управления
Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется ограниченностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач.
Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и ……..
Список используемой литературы
1. Иванова-Швец, Л. Н. Управление персоналом: учебно-методический комплекс / Л. Н. Иванова-Швец, А. А. Корсакова, С. Л. Тарасова. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
2. Мартыненко Н.М. Основы менеджмента: [учебник]/ Н.М. Мартыненко. — К.: Каравелла, 2003.
3. Мильнер Б.З. Теория организаций. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2008.
4. Федосеев В.Н., Капустин С.Н Методы управления персоналом М.2006
5. Коробко В.И. , Теория управления: учебное пособие, 2012
6. Интернет-ресурсы