Выдержка из текста работы
Выполнение курсовых работ является эффективным средством совершенствования подготовки специалистов. Работа студентов над темой курсовой работы связана с углублением и расширением знаний, приведением их в систему, формированием и развитием навыков исследования, экспериментирования и самостоятельной работы. В настоящее время для ее подготовки необходимо использование современных информационных средств (см. приложение 6).
Цель курсовой работы:
— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;
— применение полученных знаний при решении конкретных профессиональных задач;
— развитие навыков самостоятельной работы, овладение методиками и общими принципами работы;
— выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной работы;
— формирование умения логично и грамотно излагать материалы исследования.
Курсовая работа включает в себя следующие этапы:
— определение темы исследования;
— поиск научной литературы и подготовка к составлению обзора по теме исследования;
— анализ литературных источников по теме исследования, составление обзора литературы;
— проведение экспериментальной части исследования, фиксация промежуточных результатов и их первичная обработка;
— описание экспериментальной части, проведение обобщений по теме исследования;
— составление психолого-педагогических рекомендаций.
Тематика курсовой работы и ее выбор
Темы курсовых работ разрабатывается профессорско-преподавательским составом кафедры, обсуждаются на заседании и утверждаются заведующим кафедрой.
Рекомендуемая тематика курсовых работ является составной частью программы учебной дисциплины и должна отвечать требованиям Госстандарта, учебным задачам курса, отражать наиболее актуальные вопросы учебной дисциплины, иметь практическую направленность.
Количество курсовых работ по учебным дисциплинам, их распределение по семестрам определяется в Учебном плане подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
Темы курсовых работ студенты выбирают самостоятельно, руководствуясь своими интересами, практическим опытом, знаниями литературы по избираемой теме. Помощь студентам в выборе тем должны оказывать преподаватели кафедры.
В отдельных случаях студентам разрешается выходить с инициативными темами по актуальным проблемам дисциплины. Такие темы должны быть утверждены на заседании кафедры.
Для руководства работой студентов по написанию курсовой работы назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, который разрабатывает индивидуальное задание студенту по соответствующей форме.
Задание на курсовую работу является основанием для разработки студентом плана-графика подготовки работы. План-график утверждается руководителем работы.
Изменение темы курсовой работы допускается лишь в отдельных случаях с разрешения заведующего кафедрой при наличии у студента уважительной причины, по его заявлению и ходатайству руководителя работы.
Формы контактов, способствующие успешному написанию курсовой работы студентами — on-line и off-line взаимодействие.
Требования к курсовой работе
Курсовая работа должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач; давать представление о том, насколько студент овладел методом научного анализа сложных явлений социальной действительности, творческого применения теории и методологических принципов исследования; отражать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по исследуемым проблемам; отличаться логичностью, доказательностью фактов; показывать умение студента делать отбор, обработку и систематизацию информации, осуществлять ее проверку.
Высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к курсовой работе.
Автор курсовой работы и руководитель несут ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций.
Работа должна носить творческий характер (использование оригинальных документов, материалов эксперимента, социологического исследования) и правильно оформлена (четка структура, правильное оформление библиографического материала, аккуратность исполнения, брошюровка).
Оптимальный объем курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного (компьютерного) текста, отпечатанного (набранного) через 1,5 интервала. В этом объем не входят приложения и список литературы.
Поиск научной литературы и подготовка к составлению обзора по теме исследования
Студентам рекомендуется использовать самые различные источники библиографической информации:
— справочники, словари, энциклопедии;
— реферативные журналы;
— прикнижную и пристатейную библиографию;
— алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек и пр.
Тематические указатели литературы по психологии, опубликованной в стране за год, печатаются в последних номерах журналов» таких как «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», а также аннотированный «Psichological Abstracts», отслеживающий большую часть выходящей в мире психологической литературы и имеющий хороший предметный указатель.
Таким образом, информационный этап научно-исследовательской работы должен дать следующие сведения по теме исследования:
— кто и где уже работал и работает по теме исследования;
— где опубликованы результаты этой работы;
— в чем конкретно состоят результаты работ.
Структура курсовой работы
Структура курсовой работы должна быть следующей:
— введение (2-3 стр.);
— основная часть, состоящая из 2-3 глав, каждая из которых состоит из параграфов (16-19 стр.);
— заключение (2-3 стр.);
— список литературы;
— приложения, если они есть.
Во введении студент обязан обосновать актуальность избранной темы, кратко показать степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, сформулировать цели работы и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования, используемые методы и приемы работы; также указать теоретико-методологическую базу данного исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание глав темы исследования. В этой части должен быть представлен глубокий и всесторонний анализ по теме исследования. Каждый подраздел основной части должен заканчиваться выводами.
В обзоре необходимо четко разграничивать обсуждаемые положения авторов и Ваши собственные оценки, мнения и выводы. Нужно соблюдать определенную меру в рассмотрении различных взглядов и без необходимости не отводить обсуждению одной работы несколько страниц.
Общая структура обзора должна иметь следующие подразделы:
— определение основных понятий;
— история развития взглядов на проблему, основные позиции и мнения, результаты исследований;
— описание возрастной динамики исследуемого явления, процесса, феномена.
Последний подраздел поможет логично перейти к описанию методов и методик, использованных Вами, и к обоснованию их выбора.
Обзор литературы рекомендуется завершить несколькими основными выводами, важными для вашего исследования, подчеркнув те обстоятельства, которые становятся основанием для формулировки задачи и гипотезы исследования.
На вопрос о том, какой по объему должна быть обзорная часть нельзя ответить однозначно. Можно определить приблизительное соотношение между обзорной и экспериментальной частями. Рекомендуется 30% объема текста отвести введению и обзору литературы, а большую часть (не менее половины) – изложению методов, экспериментальной части, обсуждению результатов, выводам.
Экспериментальная часть
Экспериментальная часть работы является логическим продолжением описанных выше этапов работы. Она направлена на проверку гипотезы исследования, которая должна базироваться на анализе информации из литературных источников.
Условно экспериментальную часть можно разделить на следующие подразделы:
— описание подготовки, организации и проведения эксперимента;
— математическая обработка сырых данных, их предварительный анализ.
Структура описания экспериментальной части курсовой работы может быть следующей:
1. Постановка проблемы, определений целей, задач и гипотезы исследования;
2. Организация исследования (анализ выборки и описание методик);
3. Результаты эксперимента и их обсуждение;
4. Заключение;
5. Рекомендации.
Постановка проблемы.
Между обзорной и экспериментальной частями целесообразно выстроить некоторый «мостик». Изложение цели, задач и гипотезы исследования и является таким переходным звеном.
Гипотеза в экспериментальном исследовании – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера относительно сущности взаимосвязей, явлений объективного мира (А.В. Карпов).
Например: Преобладание внутренних мотивов учения определяет высокую успеваемость школьников старших классов.
Организация исследования:
Этот раздел включает в себя:
— описание организации эксперимента (отбор испытуемых, количество испытуемых, их характеристика по полу, возрасту и другим важным для исследования особенностям);
— описание методики должно быть достаточно детальным. За исключением методик, часто применяемых в стандартном виде, которые не описываются, а дается ссылка на источник, где эта стандартная процедура описана.
— описывается экспериментальный материал, т.е. стимулы, которые предъявляются испытуемым (тексты, слова, карточки, картинки и тому подобное);
— описание процедуры: ход эксперимента, его этапы, предписанные испытуемому действия. Полностью приводится даваемая испытуемому инструкция. Здесь можно указать условия проведения эксперимента: время дня и как долго продолжалось исследование);
— способы обработки первичных экспериментальных данных. Здесь необходимо отметить какие зависимые переменные и как фиксировались, а также способы приведения первичных экспериментальных данных к виду, в котором они доступны для анализа.
Результаты исследования и их обсуждение.
В этом разделе описываются анализируемые данные (средние, стандартные отклонения) и дается и статистический анализ, как правило, связанный с проверкой гипотезы.
При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто именами.
Для представления данных используются таблицы, графики, диаграммы. При этом необходимо продумать, какая форма наглядного представления экспериментальных данных больше подходит для Вашего материала.
Часто более важным, оказывается не статистический, а качественный анализ данных. В этом случае можно давать описания типичных или оригинальных ответов испытуемых, делать выдержки из самоотчетов и описание поведения испытуемых в эксперименте.
Как правило, делается попытка проинтерпретировать полученные результаты, предварительно ответить на вопрос: «Что это означает?» При этом может быть несколько вариантов ответов и не обязательно выбирать один из них.
Здесь же делается вывод о подтверждении гипотезы и комментируется взаимосвязь результатов с теоретическими основами исследования. Так как ни одно исследование не гарантирует 100% получение желаемого результата, необходимо дать объяснения, почему результаты отрицательные. Если результаты не достаточно ясны, предлагается дальнейший путь совершенствования исследования.
В заключении даются краткие обобщения полученных в результате исследования выводов, практические рекомендации и предложения, в том числе и по перспективам дальнейшего изучения темы.
Рекомендации . Этот раздел включает изложение применения результатов данного исследования на практике в виде рекомендаций, развивающих программ и т. д.
Список литературы
В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы.
Оформление списка литературы осуществляется в соответствии стандартным требованиям.
Приложения.
В приложении можно вынести:
— описание большого по объему текстового или наглядного экспериментального материала;
— длинные анкеты и опросники;
— громоздкие таблицы с сырыми экспериментальными данными;
— некоторые показательные протоколы эксперимента.
В приложения выносятся образцы документов на которые в тексте имеются ссылки в тексте работы. Включение в приложения текстов общедоступных нормативно-правовых актов, типовых учредительных документов – не допускается.
Техническое оформление текста курсовой работы
Текст курсовой работы оформляется только на лицевой стороне листов белой бумаги стандартного формата (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое-30мм, верхнее – 20 мм до основного текста, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм. Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала. Заголовки вопросов отделяются от основного текста двумя интервалами.
Примечания и сноски размещаются в нижней части страницы от основного текста чертой, и нумеруются арабскими цифрами. Требование об оставлении поля внизу страницы (20мм) должно соблюдаться и в том случае, перенос текста примечаний и сносок на оборот страницы или на следующую страницу не допускаются.
Нумерация страниц производится последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т.е. после титульного листа (см. приложение3) и оглавления работы (см. приложение 4). Номера страниц, начиная с третьей, проставляется арабскими цифрами в середине верхней части листа.
Текст основной части работы разбивается на главы (разделы), параграфы (подразделы), которые должны иметь порядковые номера. После номера раздела ставится точка. Введение и заключение не нумеруется.
Подразделы (параграфы) каждого раздела (главы) нумеруются двумя арабскими цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела, например: 1.1. – первый подраздел первого раздела.
Название глав работы пишутся с новой страницы крупным шрифтом. Заголовки подразделов пишутся с отдельной строки обычным шрифтом.
В курсовой работе большое значение имеет правильное определение абзацев, каждый из которых, как правило, передает новую мысль автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Каждый абзац должен однообразно начинаться на удалении 3 или 5 знаков от левого поля по всей работе (на компьютере абзацный отступ 1; 1,25 (1,27) см).
Если в курсовой работе автором приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в ее тексте должны сохранятся все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты подтверждаются ссылкой на первоисточник.
Список литературы составляется из тех работ, которые вы просматривали и на которые есть ссылки в тексте. Это обязательное требование. При просмотре текста очень заметно, насколько часто встречаются ссылки на литературу в скобках. Причем также заметно, что цитируется в основном 2-3 источника или множество источников.
Оформление списка литературы имеет свои правила:
— литература должна быть указана в алфавитном порядке.
— сначала пишется номер источника, затем фамилия и инициалы автора, название статьи, место и год издания.
Например: Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
Статья из журнала указывается так: Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии.- 1997.- № 4.- С. 39-47.
Образцы оформления списков литературы вы можете найти в научных журналах, книгах. Порядок описания литературных источников регламентируется требованиями ГОСТа 7.1.-84.
Приложения
В приложение (приложения) к курсовой работе выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов, опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложение создается студентом только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем исследования.
Обычно приложения содержат:
— текст использованных методик, если они малоизвестны или в них имеются авторские модификации;
— образцы бланков ответов, которые предлагались испытуемым;
— сводные таблицы данных, полученных в ходе первичной обработки тестовых и других экспериментальных результатов;
— таблицы, содержащие данные, полученные в ходе математической обработки первичных данных;
— графики или диаграммы, отражающие полученные данные.
Правила оформления приложений:
— страницы, на которых напечатаны приложения, продолжают общую нумерацию.
— каждое приложение в верхнем правом углу листа имеет надпись «Приложение» с соответствующим номером.
— каждое приложение должно иметь свое название. Например: Бланк ответов к опроснику № 3.
К приложениям требований по объему и содержанию не предъявляется, их может не быть вообще. Главное при их отборе – здравый смысл.
На последней странице текста: после заключения, списка литературы и приложений ставится подпись студента и дата подписания работы.
Курсовая работа считается завершенной в том случае, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, языку и стилю изложения материала, правильно оформлена, отпечатана, проведена на предмет орфографических и стилистических ошибок, сброшюрована, подписана автором, имеет письменную рецензию руководителя курсовой работы.
Руководство написанием курсовой работы
Научное руководство написанием курсовых работ осуществляется заведующими кафедрами, их заместителями и руководителями работ.
Обязанностями кафедры являются:
— разработка, рассмотрение и утверждение тематики работ;
— организация совместно с кафедрой выбора студентами тем курсовых работ;
— назначение руководителей работ;
— контроль за качеством руководства написанием работ, включая и составление рецензии на работу.
Руководство руководителя курсовой работой включает:
— разработку задания студенту на выполнение работы;
— оказание помощи в составлении графика-плана подготовки курсовой работы и подбора обязательной и дополнительной литературы;
— помощь студенту в определении цели, задач и концепции курсовой работы;
— консультации и помощь студентам по раскрытии темы, стилю написания и оформления работы;
— рецензирование выполненной работы, указания по устранению недостатков;
— контроль за выполнением графика-плана подготовки работы;
— написание рецензии с выводами о возможности допуска к защите по установленной форме (см. приложение5);
— своевременное информирование заведующего кафедрой о случаях значительного уклонения от графика – плана подготовки курсовой работы или других проблем, способных сорвать установленные сроки завершения работы.
Студент должен быть ознакомлен с содержанием рецензии до защиты курсовой работы. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.
В рецензии должны быть раскрыты следующие вопросы:
— соответствие содержания работы заданию;
— научный уровень, полнота и качество разработанной темы;
— степень самостоятельности при написании работы;
— умение работать с литературой, обобщать материал и делать выводы;
— грамотность изложения материала и качество оформления работы;
— недостатки работы;
— другие вопросы по усмотрению руководителя;
— вывод о допуске работы к защите.
Защита курсовой работы
Готовые курсовые работы в определенные сроки представляются студентами на кафедру, где они заносятся в Журнал регистрации курсовых работ и рецензируются.
Курсовые работы предварительно оцениваются руководителями: в случае положительной оценки «допускают к защите», а в случае отрицательной оценки – «не допускаются к защите».
Курсовые работы, не допущенные к защите, возвращаются для доработки и повторного представления. Курсовые работы, получившие положительную оценку, возвращаются студенту для защиты.
День и время защиты курсовых работ вносятся в расписание занятий.
Защиту курсовой работы, как правило, принимает ее руководитель.
Процедура защиты состоит из краткого сообщения (10-12 мин.) студента об основном содержании работы, выводах и рекомендациях по проблеме; ответов студента на вопросы и замечания преподавателя, принимающего защиту; выставление оценки в ведомость, а также в зачетную книжку студента.
Защита курсовой работы оценивается по 4-бальной системе – с выставлением дифференцированной оценки.
Студенты, не представившие в установленный срок курсовые работы или не защитившие их по неуважительной причине, считаются имеющими академическую задолженность, которую они должны ликвидировать до начала экзаменационной сессии.
Внесение записей о выполнении курсовых работ в документах об окончании университета производится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утвержденной Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 13 января 1999 года № 46.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
К у р с о в а я р а б о т а
Тема:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студента (ки)______курса_____________________________факультета
_______________________________________________формы обучения
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель:_________________________________________________
(ученая степень, ученое звание)
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Защитил Оценка
«____»________ 200 г. _______________
Москва – 200 г.
Приложение 2
Образец
Оглавление
Введение_________________________________________ _________ 3
Глава 1 Особенности самосознания личности подростка_____________6
Проблема самосознания в психологии__________________________6
Структура самосознания____________________________________10
Развитие самосознания ____________________________________15
Особенности самосознания в подростковом возрасте_____________17
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей
самосознания подростков_____________________________________21
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования__________22
2.2. Анализ результатов исследования________________________24
Заключение________________________________________________2 6
Список литературы _________________________________________29
Приложение ________________________________________________36
Приложение 3
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
_____________________
(фамилия, имя, отчество)
«_______»___________200 г.
З а д а н и е
на курсовую работу студенту
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема работы _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Основные вопросы, подлежащие разработке:
1___________________________________________________________________________________________________________________________________2___________________________________________________________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________________________________________________________
4___________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания________________________________________________
Срок представления законченной работы_______________________________
Руководиель_______________________________________________________
(подпись и фамилия)
Задание получил____________________________________________________
(дата, подпись, фамилия студента)
Приложение 4
«Утверждаю»
Руководитель работы
_______________________________
(фамилия, имя, отчество, подпись)
«______»___________200 г.
План-график
Подготовки курсовой работы
№ п/п |
Этапы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Составление плана работы, определение ее структуры, содержания, методики выполнения. |
|
2. |
Составление библиографии, утверждение руководителем списка необходимой для изучения литературы |
|
3. |
Изучение литературы по теме. |
|
4. |
Разработка темы, формулировка основных положений, выводов и практических рекомендаций. |
|
5. |
Литературное и редакционное оформление текста. |
|
6. |
Представление завершенной курсовой работы руководителю. |
|
7. |
Устранение отмеченных руководителем недостатков. |
|
8. |
Повторный просмотр работы руководителем, принятие решения о допуске к защите. |
|
9. |
Изучение рецензии руководителя и подготовка к защите курсовой работы. |
|
10. |
Защита курсовой работы. |
Студент________курса________________________факультета
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Приложение 5
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дистанционного и заочного обучения
РЕЦЕНЗИЯ
На курсовую работу студента
_____________курса
__________________________________________________________________
( фамилия, имя и отчество)
по:________________________________________________________________
( название дисциплины)
на тему:___________________________________________________________
Руководитель:______________________________________________________
(ученое звание, фамилия, имя и отчество)
__________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
(допущен к защите)
200 г.___________________________
(подпись руководителя)
Отметка о защите работы
Оценка_____________________
200 г.
________________________
(подпись преподавателя)
Приложение 6
Использование интернет – ресурсов в подготовке курсовых работ.
Традиционно к достоинствам и преимуществам Интернета относят совмещение трех возможностей: универсальной среды передачи, общедоступного хранилища информации и уникальных форм общения. Сегодня интернет широко используется как огромный реферативный справочник, всемирная библиотека, всемирная справочная служба, средство индивидуального и группового информационного обмена, средство проведения видеоконференций и т.п.
Помимо этого, интернет является основным средством предварительной публикации результатов научных работ.
Учебные заведения размножают учебно-методические, учебные и научные материалы, подготовленные преподавателями и учеными, на различных форумах обсуждаются проблемы по различным тематикам, к рассмотрению которых привлекаются ведущие ученые из различных регионов России и всего мира. Организованы базы данных, банки документов и базы знаний в разных областях знаний. Созданы и функционируют энциклопедии, словари, справочные пособия по различным тематикам.
Поиск информации в интернете является сегодня одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в сети любому пользователю.
Основные средства поиска информации в интернете условно можно разделить на справочники и поисковые системы.
Эти разновидности внешне похожи, поскольку каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система – собственными справочниками. Однако принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. При этом каждая разновидность поисковых сервисов применяется для решения определенного типа задач. Правильным выбором инструмента во многом определяется стратегия поисковой деятельности и, в конечном итоге, результат разысканий.
Поисковые средства первой группы, называемые каталогами или рубрикаторами, представляют собой электронные справочники, имеющие четкую, иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру, во многом напоминающую структуру систематического каталога библиотеки. Работа со справочниками позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
К наиболее значительным российским каталогам сегодня относят:
• Яндекс. Каталог (http://yandex.ru/) предлагающий поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресат информации, сектору экономики и т.д.;
• Rambler’s Top 100 (http://tor100.rambler.ru/) – один из самых популярных русскоязычных рейтингов;
• KM.RU (http://www.km.ru/) – справочно-энциклопедический ресурс, предполагающий электронную версию энциклопедий «Кирилла и Мефодия» (MEGABOOK. ru- http://www.mtgaboobk.ru/);
• Mail.ru (http://mail.ru) – один из самых известных российских каталогов.
Задача поисковых систем (поисковых машин) – обеспечить детальное разыскание информации за счет учета (индексирования) всего содержания максимально возможного числа web- страниц. Индексации подвергаются все слова в документе, что как раз и дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике.
К наиболее авторитетным поисковым системам всемирного масштаба в настоящее время относятся:
— Google (www.googl.com);
— Yahoo ! (www.yahoo.ru);
— Alta Vista (www.altavista.com);
Российские системы этого класса представляют:
— Yandes (www.yandes.ru);
— Rambler (www.rambler.ru);
— Aport (www. Aport.ru).
Точный запрос в поисковой системе задается путем ввода отдельных терминов или целой фразы на естественном языке в поисковую строку. Для формирования более точного запроса целесообразно обратиться к расширенному поиску и задать ограничения по различным сочетаниям ключевых слов, местоположению термина в документе, времени и языку публикации, месте на сайте.
Максимально форматированный запрос можно создать с использованием языка запросов, который включает множество специальных символов: ~, 8 r , ”/, ″ ″,,0, /, $, #.
Приступая к информационному поиску в Интернете следует соблюдать ряд общих требований предъявляемых к поисковой деятельности, соблюдение которых повышает эффективность и экономит время, затрачиваемое на разыскание данных:
1. Формировать запрос надо максимально точно, используя все возможные механизмы составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже.
2. Для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничение не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине.
3. При разыскании документов по отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным, региональным поисковым средствам.
При подготовке курсовых работ, помимо Интернет – ресурсов, при соответствующей ссылке на источник, возможно использование информации, размещенной на различных электронных носителях.
Заведующий распределенной кафедры
психолого-педагогических дисциплин Л.П. Николаева