Выдержка из текста работы
Неоднократно проведенными социологическими исследованиями установлено, что люди, повседневно занимающиеся управленческой деятельностью, 50-90% всего своего времени затрачивают на коммуникации. Руководитель должен быть постоянно включен в коммуникационные процессы, чтобы реализовать свои роли и задачи в межличностных отношениях, в информационном обмене с множеством людей, в процессе принятия решений, не говоря уже о чисто управленческих функциях, воплощаемых в планировании, организации, мотивации деятельности и контроле за нею. Вследствие этого коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.
Коммуникация (от лат. — сообщение, передача) — это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Социология коммуникаций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».
Актуальность темы обусловлена тем, что формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.
Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др.
В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов».
Цель работы исследовать место и роль коммуникаций в управлении организацией.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельные индивидуумам и институтам за её пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.
Поставлены следующие задачи:
· Изучение специальной литературы;
· Изучить коммуникаций в системе управления, для чего исследовать: сущность и основные виды коммуникаций; функции и состав коммуникативных структур; элементы и этапы коммуникационного процесса;
· Определить место и роль коммуникаций в управлении организацией, для чего исследовать: формы организационных коммуникаций; управление коммуникациями в организации; межличностные и организационные коммуникации; информацию как фактор оптимизации системы управления;
· Сделать выводы по проделанной работе.
1 РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и основные виды коммуникаций
«Коммуникации — это обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля». Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер — это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.
Коммуникации осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями признан весь процесс производства и управления[2,351].
Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями.
К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакци……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, В.И. Менеджмент и маркетинг: Учебное пособие / В.И. Абрамова. — М.: ИЦ РИОР, 2009. — 161 c.
2. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 416 c.
3. Дорофеева, Л.И. Менеджмент: Конспект лекций / Л.И. Дорофеева. — М.: Эксмо, 2015. — 192 с.
4. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Организационная культура // Проблемы экономики и менеджмента №10 2013 г., с. 4-26
5. Кирьянов, В.И. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие / В.И. Кирьянов, О.В. Сергеева. — Волгоград: ВолГУ, 2014. — 56 с.
6. Кравченко, А.И. Социология управления: Учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2015. — 1136 с.
7. Проблемы теории и практики управления. №6, 2003. — с.142
8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: Норма, 2013. — 912 с.
9. Интернет-ресурс: 10. Интернет-ресурс: