Выдержка из текста работы
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья:
государственную бюджетную систему;
специальные государственные внебюджетные фонды;
государственный кредит;
финансы предприятий различных форм собственности;
финансовый рынок.
Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты — бюджеты городов, сел, поселков и т.д.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:
государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
бюджеты членов федерации (субъектов федерации — в РФ, штатов — в США, земель — в Германии и т.д.);
местные бюджеты.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.
В состав финансовой системы входит и финансовый рынок, который выполняет две функции. Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке. Во-вторых, одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.
Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается. Финансовые ресурсы коммерческих организаций можно разделить на три группы:
средства мобилизуемые на финансовом рынке (акционерный капитал);
целевое финансирование (бюджетные ассигнования, поступление концернов, ассоциаций и др., страховые возмещения).
Здесь не указаны заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
2. Каковы основные направления расходов государственного бюджета?
Для того чтобы понять, что такое государственный бюджет, нужно сначала дать определение словам "бюджет" и "государство".
Бюджет — это имеющая официальную силу, признанная или принятая ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и бюджеты времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) бюджеты.
Государство — это властно-политическая организация, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность на определенной территории.
Теперь можно сформулировать понятие государственного бюджета как совокупность всех финансовых смет всех государственных ведомств, правительственных программ, государственных служб на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. В нем определены потребности, которые реализуются за счет государственной казны, так же как и указывается источник и размер ожидаемой прибыли к поступлению в казну государства. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. По окончании финансового года, Правительство должно отчитаться об исполнении бюджета. Бюджетная политика включает в себя грамотное определение соотношения между важнейшими частями государственного бюджета — доходной и расходной частью.
Доходная часть — показывает источники денежных средств бюджета. Расходная часть — показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Источниками доходной части являются:
налоги;
государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
займы у международных организаций.
Расходами же государственного бюджета являются:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
промышленность, энергетику и строительство;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
развитие рыночной инфраструктуры;
предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
образование;
культура, искусство и кинематография;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическая культура;
социальная политика;
обслуживание государственного и муниципального долга;
пополнение государственных запасов и резервов;
финансовая помощь бюджетам других уровней;
утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров;
мобилизационная подготовка экономики;
исследование и использование космического пространства;
военные реформы;
дорожное хозяйство;
прочие расходы;
Все вышеперечисленные расходы можно объединить в несколько основных направлений:
социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
обслуживание государственного долга;
предоставление дотаций предприятиям;
развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
3. Что означает эффект вытеснения?
Эффект вытеснения возникает, когда государство размещает облигации (или любые другие ценные бумаги, связанные с отношениями займа).