Выдержка из текста работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
В. С. Блохин, В. Н. Грасько
ПРАВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию эссе
для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент
профилей «Гостиничный и туристический бизнес», «Логистика», «Менеджмент организации», «Производственный менеджмент»
Екатеринбург
2015
Блохин В. С., Грасько В. Н.
Правоведение: метод. рекомендации по написанию эссе / В. С. Блохин, В. Н. Грасько. – Екатеринбург: Изд-воУрГУПС, 2015. – 10 с.
Методические рекомендации составлены на основании рабочей учебной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и разработаны для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент.
Издание содержит рекомендации и указания методического характера для написания эссе в соответствии с учебно-методическимкомплексом дисциплины. Представлены тематика эссе, а также требования к содержанию, структуре, оформлению и критерии оценки работы.
Печатается по решению редакционно-издательскогосовета университета
Авторы: В. С. Блохин, канд. пед. наук, доцент кафедры «Философия и история», В. Н. Грасько, доцент кафедры «Философия и история»
Рецензент: О. В. Коркунова, заведующая кафедрой «Философия и история», доктор филос. наук
© Уральский государственный университет путей сообщения, УрГУПС, 2015
2
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
Введение |
4 |
||
1. |
Тематика эссе |
5 |
|
2. |
Структура и содержание эссе |
6 |
|
3. |
Требования к оформлению эссе |
7 |
|
|
|
||
4. |
Этапы написания эссе |
7 |
|
5. |
Полезные советы при написании эссе |
||
|
|||
6. |
Критерии оценки эссе |
8 |
|
|
|||
7. |
Рекомендуемая литература |
9 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по написанию эссе по дисциплине «Правоведение» для направления подготовки 080200.62 Менеджмент составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержат требования к написанию и оформлению эссе.
Учебная дисциплина «Правоведение» предназначена для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент. Введение данной дисциплины в учебный план названного направления подготовки обусловлено необходимостью формирования у будущих бакалавров компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи в области организационно-управленческойдеятельности.
Дисциплина «Правоведение» ориентирована на подготовку студентов к практической деятельности в области применения текущего законодательства, поиска с применением новых информационных технологий, нормативных правовых актов, необходимых для профессиональной деятельности, разработки локальных нормативных актов предприятия.
Цель дисциплины: формирование и развитие правовой культуры бака-
лавра.
Задачами изучения дисциплины являются:
–формирование у студентов представления о роли государства и права в жизни общества;
–изучение основ конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического права, правовых основ защиты информации и государственной тайны;
–формирование представления об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Врезультате написания эссе формируются следующие компетенции:
ОК-8:способностью находитьорганизационно-управленческиерешения и готовностью нести за них ответственность;
ОК-9:умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
4
1.ТЕМАТИКА ЭССЕ
1.Источники современного права.
2.Норма права: идеал или реальное правило?
3.Право собственности в современной России.
4.Права и обязанности участников правоотношений.
5.Состав правонарушения.
6.Наказание в уголовном праве.
7.Смертная казнь в России: за и против.
8.Проблема преступности в современной России.
9.Проблема подростковой преступности.
10.Роль конституции в жизни общества.
11.Воплощение основ конституционного устройства в реальной жизни
общества.
12.Права человека в государствах Европы и Востока.
13.Естественные права: понятие, закрепление в современных международных и российских нормативно-правовыхактах.
14.Права ребенка.
15.Ювенальная юстиция.
16.Справедливость и правосудие.
17.Феномен суда присяжных: «за» и «против».
18.Профессия адвоката и ее нравственные аспекты.
19.Современное международное право.
20.Правовой статус государственных служащих в России.
21.Правовое регулирование предпринимательской деятельности в современной России (Как защищены права предпринимателя?)
22.Экологические правонарушения: какую опасность они несут?
23.Правовая защита коммерческой тайны.
24.Правовая защита служебной тайны.
25.Институт президентства в Российской Федерации.
26.Государственное законодательство о религии в современной России.
27.Принцип разделения властей и его значение.
28.Сделка как один из основных институтов гражданского права.
29.Социальное партнерство в сфере труда: понятие, содержание, фор-
мы.
30.Гражданско-правоваяответственность.
31.Формирование правовой культуры в современном российском обще-
стве.
32.Что необходимо для исполнения законов людьми?
33.Высший суд – суд совести?
Помимо указанных тем, студенты могут формулировать тему эссе самостоятельно при условии согласования ее с преподавателем.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭССЕ
Структура эссе:
Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, темы эссе, имени, отчества и фамилии автора, учебной группы);
Вступление (формулируется тема, определяется проблема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений и указывается собственное отношение к избранной проблеме);
Тезисы (собственные мысли, суждения, размышления по проблеме, обычно их количество равно 2 или 3);
Аргументы (доказательства тезисов), которые могут выступать в виде фактов, норм права, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных людей. Здесь рассматриваются также и контраргументы, при этом необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе;
Заключение (выводы по проблеме на основе собственного мнения, обобщение изложенных раздумий);
Список использованной литературы и нормативных правовых актов, который включает:
— использованную литературу, — нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных от-
ношений, рассматриваемую в эссе, — электронные ресурсы.
В тексте эссе специально выделять указанные выше рубрики (вступление, тезисы, аргументы и т.д.) необязательно. Необходимо, чтобы содержание эссе было выдержано в рамках данного алгоритма.
Изложение эссе рекомендуется строить простыми, чѐткими, короткими предложениями, избегая излишне наукообразных, декларативных фраз и малопонятных терминов без соответствующей их расшифровки. Особое внимание следует уделить грамматической и стилистической обработке текста работы.
Для эссе характерны следующие черты:
ярко выраженная авторская позиция;
искренность, эмоциональность;
соблюдение внутреннего смыслового единства, согласованности утверждений, терминов и понятий по проблеме;
жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию;
эссе равнозначно таким жанрам как записки, наброски, раздумья;
эссе обычно имеет небольшой объем.
Успешно написать эссе можно, если вы:
способны применять правовые знания в новой ситуации;
имеете собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеете убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
6
умеете формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ
Работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны, с полями: левое поле – 20 мм, правое – 20 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Цвет шрифта черный, высота букв и других знаков – 1,8 мм (кегль 14), что обеспечивает 28– 30 строк на странице. Интервал – 1,5. Объем эссе – до 7 страниц.
4.ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
1.Написание эссе в черновом варианте.
2.Анализ содержания текста.
3.Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного.
4.Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
5.ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1.При написании эссе желательно использовать следующие речевые обороты:
«Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как …»;
«Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как
…, потому что …».
«По моему мнению.., я разделяю позицию автора…»;
«В заключении можно сделать вывод, что…»
2.Владей набором определений (понятий, терминов) по каждой теме. Уверенное владение правовыми терминами и понятиями – одной из условий успеха при работе над эссе.
3.Используй черновик при написании эссе.
4.Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.
7
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭССЕ
5 баллов ставится в случае, если:
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
проблема раскрыта на теоретическом и практическом уровнях (имеются примеры, подтверждающие избранную точку зрения);
корректно использованы правовые термины и понятия в содержании
эссе;
приведена аргументация собственной позиции с опорой на правовые нормы, факты общественной жизни и/или собственный опыт.
4 балла ставится в случае, если:
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
проблема раскрыта на теоретическом уровне (отсутствуют примеры, подтверждающие избранную точку зрения);
правовые термины и понятия в содержании эссе использованы некорректно, с ошибками;
приведена аргументация собственной позиции с опорой на правовые нормы, факты общественной жизни и/или собственный опыт.
3 балла ставится в случае, если:
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
проблема раскрыта лишь при формальном использовании правовых терминов и понятий; сущность понятий и терминов не раскрыта;
имеется аргументация собственной позиции с опорой на собственный опыт;
аргументация с опорой на правовые нормы и факты общественной жизни отсутствует;
проблема на теоретическом уровне не раскрыта.
2 балла ставится в случае, если:
представлена собственная позиция по избранной проблеме на бытовом уровне без аргументации;
правовые понятия и термины не используются;
аргументация с опорой на правовые нормы и факты общественной жизни отсутствует;
проблема не раскрыта.
8
7.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Напалкова И.Г., Рукавишников И.В. Правоведение. – М.:
НОРМА,2009 [http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=176780].
2.Перевалов В.Д. правоведение: Учебник. – М.: Норма,
2010[http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=193335
3. Смоленский М.Б. Правоведение: Учебник. − М.: ИЦ РИОР, 2012 − 430 с. [http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=234193].
9
Блохин Владимир Сергеевич Грасько Василий Николаевич
ПРАВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию эссе
для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент
профилей «Гостиничный и туристический бизнес», «Логистика», «Менеджмент организации», «Производственный менеджмент»
Подписано в печать |
Формат 60х84 1/16 |
Бумага офсетная. |
Усл. печ. л |
Тираж экз. |
Заказ |
Издательство УрГУПС 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
10