Выдержка из текста работы
Полученные по данной теме знания и умения формируют профессиональную базу, необходимую в последующем для изучения вопросов гастроэнтерологии (нарушение переваривания и всасывания белков), гепатологии (использование данных об активности трансаминаз для диагностики заболеваний печени), нервных болезней (роль NH3 в регуляции процессов возбуждения и торможения в клетках ЦНС, роль и значение биогенных аминов как медиаторов ЦНС), фармакологии (использование витамина В6, фолиевой кислоты, биогенных аминов, гормонов в качестве лекарственных препаратов), патфизиологии (роль биогенных аминов в развитии воспалительной и аллергической реакций), урологии (обезвреживание аммиака, гипераммонэмия, азотэмия, уремия), диетологии (корректировка белкового питания при кетозах, наследственных нарушений белкового обмена), гигиены питания (профессиональные потребности в белках).
В целом знания и умения, полученные в данном предмете и интегрированные при последующем изучении указанных дисциплин, необходимы для формирования врача высокой квалификации, большой эрудиции.
- Цель обучения, воспитания и развития.
Закрепить представления о химическом составе желудочного сока и о переваривании белков в ЖКТ. Научиться применять знания о процессах поступления, синтеза и катаболизме аминокислот для анализа патологических состояний, связанных с нарушением переваривания белкового питания или обмена АК в организме.
- Задачи обучения, воспитания и развития.
Студент должен:
- Изучить вопросы:
Состав желудочного и дуоденального соков. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного сока. Нормы белка в питании и критерии, определяющие биологическую ценность пищевого белка. Этапы переваривания белка в ЖКТ, роль протеолитических ферментов в этом процессе. Гормоны ЖКТ, их роль в регуляции пищеварения. Превращения аминокислот в кишечнике в результате гниения. Обезвреживание в печени продуктов гниения, всосавшихся из кишечника. Парентеральное питание.
- Ознакомиться:
- С одномоментным и фракционным исследованием желудочного сока.
- С методом количественного определения всех типов кислотности желудочного сока и реакций на патологические компоненты желудочного сока.
- Знать пределы физиологических колебаний следующих биологических показателей.
Знать и уметь объяснять значение терминов: азотэмия,азотурия, ахилия,
гиперхлоргедрия, гипопротеинемия.
- Этапы проведения практического занятия.
- Вводная часть.
- Основная часть занятия:
— Контроль исходных знаний. Собеседование по основным вопросам темы (Общие и индивидуальные занятия для СДС).
— Выполнение лабораторной работы. Оформление результатов работы. Оценка КДЗ (клинико-диагностическое значение).
3. Заключительная часть занятия: подведение итогов лабораторной работы. Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их коррекция.
6.Ориенчировачная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС в учебное время-изучение программного материала по теме занятия).
Вопросы для самоподготовки:
- Поясните, какую роль выполняет соляная кислота, вырабатываемая в желудке?
- Укажите единицы различных типов кислотности желудочного сока.
- Назовите протеолитические ферменты в соответствии с их источником: желудочный сок, панкреатический сок, кишечный сок.
- Назовите факторы, осуществляющие превращение трипсиногена в трипсин и химотрипсиногена в химотрипсин.
- Напишите фрагменты пептидной цепи и назовите протеолитические ферменты, атакующие пептидные связи в данном пептиде:
Лей- Мет- Фен- Лиз- Три- Арг- Гли- Тир- Лей- Глу.
- Укажите, какие продукты переваривания белков всасываются в кишечнике?
- Какие изменения происходят с отдельными циклическими АК под влиянием микрофлоры кишечника?
- Укажите, с помощью, каких реакций происходит обезвреживание в печени токсических продуктов, образовавшихся при гниении АК в кишечнике.
7. Ориентировочная основа деятельности студентов (ООД) для проведения лабораторной работы:
- Анализ желудочного сока (работа № )
- Определение кислотности желудочного сока (работа №)
- Количественное определение свободной, связанной, общей соляной кислоты и общей кислотности в задаче. Определение в задачи патологических компонентов (молочная кислота, желчь, кровь).
Указания к оформлению лабораторной работы: в протоколе отметьте цель занятия, принцип метода, порядок выполнения работы (кратко). Сделайте вывод относительно полученного результата при анализе желудочного сока (задача). В случае отклонения от нормы отметьте возможные причины, обуславливающие патологию.
8. Задачи на самоподготовку.
Вопросы и задачи для контроля усвоения темы:
- Чему ровна норма белка в рационе здорового человека, ребенка?
- Чем определяется биологическая ценность белков?
- Почему белок кукурузы зеин считается не полноценным в отличии от молочного казеина?
- Оцените следующий анализ желудочного сока: общая кислотность-80ммоль/л, свободная соляная кислота- 60ммоль/л, связанная соляная кислота- 20ммоль/л.
- Поясните, какие пептидные связи в белках гидролизует фермент печени?
- Поясните, при каких условиях в желудке может образоваться молочная кислота?
- Поясните, какие примеси могут вырабатываться в желудочном соке при патологии?
- Укажите, с какой целью в кишечнике используются ингибиторы протеолитических ферментов, например, трипсина?
- Чем нейтрализуется соляная кислота, попавшая в 12-перстную кишку с химусом?
- Укажите, какие гормоны, образуются в 12-перстной кишке под влиянием соляной кислоты, стимулируют секрецию панкреатического сока?
- Укажите, как осуществляется всасывание конечных продуктов гидролиза белка?
- Некоторые заболевания желудка приводят к нарушению синтеза в нем особого гликопротеина- транскорина. Поясните, усвоение какого витамина становится невозможным в этом случае.
7.1 Источники информации:
Список рекомендуемой литературы:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.,1998.
- Биохимия: Учебник для вузов/[Т.Л. Алейникова, Л.В. Авдеева, Л.Е. Андрианова и др.]; Под ред. Е.С. Северина.-М..ТЭОТАР-Мед,2003.-779 с.:ил.-(ХХI век).
- Николаев, А.Я. Биологическая химия/А.Я. Николаев.-3 изд.. перераб. и доп.-М.:Медицинское информационное агентство,2004.-566 с.:ил.
- Хасина, М.А, Словарь-справочник по клинической биохимии/М.А.Хасина.-З изд., доп.-Владивосток:Медицина ДВ.2006.-146 с.
- Щербак, И.Г. Биологическая химия:учеб. для медвузов/И.Г. Щербак.-СПб.СПбГМУ ,2005.-480 с.
- Лекционный материал.
- Биохимия: Краткий курс с упражнениями и задачами; под ред. B.C. Северина.- М.:ГЭОТАР- Медиа,2001.
- Алейникова, Т.Л. Руководство к практическим занятиям по биохимии:учеб. пособие/ТЛ. Алейникова, Г.В. Рубцова, Н.А. Павлова; Под ред. Е.С. Северина.-М.:Медицина,2000.-128 с.:ил .-(Учебная литература для студентов медицинских вузов).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Р. Мари и др. «Биохимия человека» (в 2-х томах), М.: «Мир», 1993
- Стайер Л. «Биохимия» (в 3-х томах), М.: «Мир», 1984
- Ленинджер А. «основы биохимии» (в 3-х томах), М.: «Мир», 1985
- Уайт А. и др. «основы биохимии» (в 3-х томах), М.: «Мир», 1981