Содержание
«Конституционное право Российской Федерации»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов заочной формы обучения
Специальность 030501 – Юриспруденция
Выдержка из текста работы
Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения. Конституционное право занимает центральное место в системе отраслей права России. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — Конституции, Основного закона. Однако конституционное право не сводится к Конституции, а включает множество правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения в трудовом), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.
Зависимость иных отраслей права от норм конституционного права подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституции, законах, указах президента и т.д. Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права. Как учебная дисциплина — предмет преподавания в высшей школе.
1.Истоки и тенденции развития российского федерализма.
Важнейшими проблемами развития российского федерализма является то, что:
• федерализация проходит сверху, директивно, при различных базовых показателях. Отсюда ее асимметричность, которую следует воспринимать как это объективную реальность;
• само существование федерации — показатель существования в стране различных интересов, координирующихся и согласующихся благодаря федеративному устройству;
• федерация — это своеобразный общественный договор на основе правового равенства граждан, образующих федерацию разных субъектов, исходя из геополитических, экономических, демографических и этнонациональных особенностей;
• современные политико-правовые коллизии между федеральным центром и органами государственной власти субъектов РФ порождены не федерализмом как формой государственного устройства, а несовершенством механизмов федеративных отношений в сфере разграничения полномочий;
• невозможно разрешить противоречия федеративного процесса, не вникая в суть этнонациональных проблем федерального, регионального и местного уровней.
Сегодня российская демократия невозможна без федерализма, как и федерализм невозможен без демократии. Только в условиях этого единства и можно осуществлять эффективный контроль над деятельностью всех органов государственной власти.
И даже сегодня, несмотря на то, что новая Конституция России, провозгласившая демократию, действует уже более 10 лет, реализация на практике принципов федерализма тормозится пережитками тоталитарного мышления официальных лиц и старыми привычками населения страны, культурой управления, порой неадекватностью понимания федеративных отношений федеральным центром и субъектами федерации, их попытками дистанцироваться друг от друга вместо солидарного единства. Многолетний кризис экономики, социальной сферы, законодательства, слабость политической и экономической систем и институтов гражданского общества — все это и в ближайшем будущем не позволит в полной мере реализовать конституционные принципы российского федерализма. Снова все начнут искать спасения в жесткой централизации, что, по сути, является ошибочным. В. Путин выступает против подобных мер, признавая необходимость упорядочения дел в системе федеративных отношений. Это грань, на которой, возможно, придется балансировать в ближайшее десятилетие.
Маргарет Тэтчер, в первые годы перестройки наблюдая за нашими попытками приблизиться к западным образцам демократии, говорила: «Вы хотите сделать за несколько лет то, на что нам понадобились столетия».
Федеративная реформа.В мае 2000 г. Президент В. В. Путин принял важное решение, предложив реформировать федеративное устройство страны, видоизменить принципы и характер отношений между Центром и регионами (субъектами Федерации).
Тем самым он предложил свое решение проблем, возникающих в одной из наиболее сложных сфер российской политической и экономической жизни. В числе основных трудностей, с которыми столкнулась Россия в этой области в 90-е гг., наряду с подписанием Федеративного договора и принятием Конституции можно назвать следующие:
• ставшее чрезвычайно распространенным в субъектах РФ явление, когда конституции (уставы) и законы регионов противоречат федеральной Конституции и федеральному законодательству. Это касается, в том числе основополагающих прав и свобод граждан, как, например, те или иные ограничения избирательных прав, свободы слова средств массовой информации, преследование оппозиции региональными властями и т. д.;
• разрыв единого правового и экономического пространства страны, превративший Россию в причудливый образчик раннесредневекового государства, в котором может взиматься плата за въезд в какой-нибудь город или регион или же может быть запрещен вывоз за пределы региона зерна или масла и т. п.;
• фактическое «подминание» формально подведомственных центральному правительству региональных структур руководителями субъектов РФ, приводящее к тому, что центральные структуры, призванные стоять на страже федеральной Конституции и федерального законодательства, на самом деле часто служат проводниками неправомерных действий и решений региональных властей, от которых они получают материальную помощь и иные услуги.
Эти процессы по мере своего развития стали оказывать угнетающее воздействие на общество и экономику, поскольку в таких условиях становятся принципиально невозможными честная конкуренция на рынке товаров, услуг и капитала, нормальное функционирование политических институтов и институтов гражданского общества. Кроме того, подобная практика, взятая в своих крайних проявлениях, приводит к самым серьезным нарушениям прав и свобод граждан и даже может угрожать национальной безопасности страны.
13 мая 2000 г. вышел Указ Президента о создании семи федеральных округов, призванный вывести федеральные структуры в регионах из-под опеки региональных лидеров.
Чуть позже В. В. Путин предложил на рассмотрение Государственной Думы пакет законов, содержащий три принципиальные идеи:
• установление нового порядка формирования Совета Федерации (ликвидации «клуба губернаторов»);
• введение в законодательство России института «федерального вмешательства» (или, иными словами, права Центра распускать региональные парламенты и снимать с должности президентов республик и губернаторов за нарушение ими федеральной Конституции и федерального законодательства);
• усиление роли органов местного самоуправления и их взаимоотношения с федеральными и региональными властями.
Пресса и аналитики немедленно назвали эти инициативы «выстраиванием вертикали власти». Повсюду зазвучал гул одобрения в духе «давно пора». К сожалению, проснулась не ответственность, а жажда централизма, унитаризма, «сильной руки».1
Хотя было совершенно очевидно, что Президент отвечает на вызовы, на которые нельзя не ответить. Очевидно также, что он стремится решить нелегкие проблемы, которые каждым по вертикали будут восприниматься по-своему, а не в соответствии с законом.
Самое главное — понять, является ли предлагаемая федеративная реформа адекватной с точки зрения стратегического движения России к подлинной демократии и эффективному государству (в том числе к современному федерализму), соответствующей духу и букве действующей российской Конституции, или это отказ от федерализма. Но Президенту удается сохранять федерализм и укреплять власть в стране.
Идея Монтескье о том, что нужны государства, совмещающие в себе локальные демократические образования и сохраняющие большие размеры, стала азбукой государственного строительства. Смысл его в том, что каждый регион представляет собой достаточно автономное образование, где люди сами решают свои собственные проблемы.2
1Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. — СПб: Юридический центр Пресс, 2013. -225ст.
2 Справочно-правовые системы: «Гарант», «Консультант +»
Россия более 15 лет пережива……..
Список литературы
Основные источники:
1. Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. -М.: Юрайт, 2012. — 351 с.
2. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 316 с.
3. Смоленский М.Б. Конституционное право России для ССУЗов. — М: КноруС, 2016. — 232 с.
Дополнительные источники:
1. Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. — СПб: Юридический центр Пресс, 2013. — 439 с.
2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/Гриф. — М.: Академия, 2011. — 400 с. (см. гл. 3 Основы конституционного права РФ)
3. Цечоев В.К. История суда России: учебное пособие/ В.К. Цечоев, 2013. — 160 с.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Конституционный Закон от 12 декабря 1993 г. «Конституция Российской Федерации» // Российская газета от 25 декабря 1993 г. — N 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
5. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
Интернет ресурсы
1. Справочно-правовые системы: «Гарант», «Консультант +»
2. Информационный портал «Юридическая Россия»
3. Сайт Государственной Думы РФ
4. Сайт Правительства РФ