Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….……………………….4
Лекция 1 Методологические основы менеджмента в сфере услуг…………………………..5
1.1.Сущность менеджмента………………………………………………………………………..5
1.2.Развитие взглядов на менеджмент. Школы управления………………………….11
1.3.Структуры управления…………………………………………………………………………..15
1.4.Объекты управления со стороны менеджмента предприятия…………………..19
Лекция 2Основные функции и принципы организации менеджмента в социально-культурном сервисе и туриз-ме………………………….……….…………………..
23
2.1.Развитие теории и практики менеджмента…………………………………………….23
2.2.Функции менеджмента……………………………………………………………….. 31
2.3.Характеристика функций управле-ния……………………………………………………..40
2.4.Принципы менеджмента………………………………………………………………………..44
2.5.Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма………………………………45
Лекция 3.Характеристика методов менеджмент………………………………………………..48
3.1.Понятие и классификация методов менеджмента…………………………….48
3.2.Организационно-административные методы управления….………………49
3.3.Экономические методы управления……………….……………………………51
3.4.Социально-психологические методы управления……………………………………52
Лекция 4.Человек в системе организации……………………………………….………………..54
4.1.Взаимодействие человека и организации………..…………………………….54
4.2.Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения……………………………………………………..…………………………….
55
4.3.Понятие групп и их значимость……………………………………………………………..59
4.4.Развитие неформальных организаций и их характеристи-ки…………………….60
Лекция 5.Мотивация деятельности в организации гостеприимства……………………..64
5.1.Общая характеристика мотивации………………………………………………………….64
5.2.Мотивационная структура: потребности, интересы, мотивы и стиму-лы…..66
5.3.Характеристика систем стимулирования…………………………………………………68
5.4.Мотивационный процесс………………………………………………………………………..71
Лекция 6.Миссия и цели организации социально-культурного сер-виса………..………85
6.1.Формулирование миссии и цели организации…………………………………85
6.2.Формулирование цели фирмы…………………………..…………………………..87
6.3.Области и направления постановки целей………………………………………………90
6.4.Построение дерева целей……………………………………………………………91
6.5.Миссии и цели туристской фир-мы….…………………………………………96
6.6.Стратегия фирмы, ее цели и задачи…………………………………………………98
6.7.Организационная культура……………………………………………………….115
Лекция 7.Проектирование туристской организа-ции……………………………………………….116
7.1.Факторы проектирования организации………………….………………………116
7.2.Управление туризмом…………………………………………………………….136
7.3.Эффективность управления туризмом………………………..……………………140
Лекция 8.Организационное поведение и искусство общения……….………………….142
8.1.Значение делового общения и его фор-мы………………………………………..142
8.2.Организация общения…………………………………………………………………………….144
8.3.Специфика организации деловых совещаний и переговоров в туризме……148
8.4.Ведение делового совещания………………………..………………………………150
8.5.Условия эффективности деловых совещаний…………………..………………..154
8.6.Деловые переговоры………………………..……………………………………….156
Лекция 9.Эффективность менеджмента в туризме…………………………………………162
9.1.Понятие эффективности менеджмента туризма…………………………………..162
9.2.Характеристика расходов посетителей в стране пребывания….……………163
9.3.Измерение экономической эффективности туризма……………………………..
164
9.4.Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма…………………………………………
166
Лекция 10.Инновационный менеджмент в туристской деятельности………………..…….173
10.1.Инновационный менеджмент как система управления развитием
туристской фирмы………………………………………………….. …………………….173
10.2.Турфирма как сложная и развивающаяся система…………………………….……175
10.3.Инновации как объект инновационного менеджмента…………….………….179
10.4.Инновационные процессы как инструмент реализации инно-ваций………….184
10.5.Управление инновационными проектами. Концепция и принципы
проектного управления…………………………..……………………………….185
10.6.Оценка инвестиционной деятельно-сти……………………………………………………194
10.7.Формирование инвестиционных программ……………………………………………..201
Лекция 11.Риск-менеджмент в туризме……………………………………………………………………207
11.1.Понятие риска, его основные элементы и черты…………………………………….207
11.2.Система внешних факторов, влияющих на уровень
предпринимательского риска…………………………………………………………………210
Список литературы……………………………………………………………………………………………………. 212
Выдержка из текста работы
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент в туристской индустрии», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Б.3» (профессиональный цикл, базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100400.62 Туризм, профилю «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
Аннотация содержания дисциплины: В коротком изложении учебного материала главной задачей является представление основной информации о современной концепции менеджмента применительно к опыту хозяйственной деятельности в России. В новой парадигме организации управления на российских предприятиях необходимо отойти от чисто административных методов к системным методам многофакторного анализа управленческих ситуаций. Для этого требуются специалисты, обладающие знаниями не только инженерных и естественных наук, но, в первую очередь, экономически грамотные и умеющие работать в одной команде. Дисциплина содержит сведения, необходимые для научно-исследовательской и практической работы в области использования и развития современных управленческих технологий. Освещаются общие вопросы методологии менеджмента, взаимодействия человека и организации, миссии и цели организации, проблемы принятия управленческих решений в системе коммуникаций, мотивация и стимулирование рациональной организации труда, эффективность управленческой деятельности.
Содержание дисциплины входит в необходимый минимум профессиональных знаний бакалавров по менеджменту туристских организаций. Это предполагает изучение проблем предприятий и организаций в сфере туризма и социально-культурного сервиса как субъектов рыночных отношений во всем комплексе взаимодействия макро и микроэкономики, государственного регулирования экономики в условиях постоянного технологического развития.
Курс рассчитан на 180 академических часов, формами текущего контроля являются: опрос, тест, участие в дискуссии, выполнение практического задания, формами итогового контроля являются экзамен и реферат.
Основные разделы дисциплины: «Рыночная экономика и менеджмент», «Специфика и инфраструктура менеджмента в сфере туризма», «Инфраструктура менеджмента туристской индустрии», «Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия индустрии туризма», «Организация работы по управлению туристским предприятием», «Система коммуникаций на предприятиях туризма», «Методы принятия решений в сфере туризма», «Корпоративный менеджмент, качество и работа современного менеджера», «Мотивация труда на предприятиях индустрии туризма», «Организация контроля за деятельностью подчиненных на туристских предприятиях», «Этика и психология менеджмента», «Управление конфликтами в сфере туризма», «Информационное обеспечение менеджмента в индустрии гостеприимства и туризма», «Инновационная программа менеджера и современная концепция инвестирования в туризм», «Риск-менеджмент и эффективность антикризисного менеджмента в туризме», «Внешние связи и зарубежный опыт менеджмента в туризме».
Основными педагогическими методиками являются лекционные, семинарские занятия, дискуссия, практическое задание. 30% занятий проходят в интерактивной форме.