Выдержка из текста работы
Революционные события во Франции, начавшиеся в феврале 1848 г., значительно повлияли на состояние российской журналистики. Царское правительство с момента возникновения прессы держало печатное слово под контролем, но никогда цензурный и полицейский надзор не существовал в таких масштабах и формах, как в период с 1848 по 1855 г., вплоть до смерти Николая I. В истории за этим временем прочно закрепилось название «мрачное семилетие». А. И. Герцен охарактеризовал его как «царство мглы, произвола, молчаливого замирания» а Добролюбов — как «период летаргического сна», прерываемого только «библиографическим храпом и патриотическими грезами».
Уже в конце февраля 1848 г. Министерство народного просвещения получило высочайшее распоряжение, где были изложены основы государственной политики в области печатного слова. В стране вводился контроль за действиями цензурных ведомств. Предписывалось учредить комитет, целью которого было «рассмотреть, правильно ли действует цензура». 2 апреля 1848 г. такой комитет был создан. Его возглавил сначала Д. И. Бутурлин, а потом — А. С. Меншиков, по имени которого комитет вошел в историю как меншиковский, или комитет 2 апреля. В соответствии с цензурным уставом 1828 г., действовавшим в этот период, у отечественных журналистов было отобрано право обсуждать в печати вопросы внутренней и внешней политики государства, а также действия чиновников. Комитет 2 апреля обязал цензоров не пропускать в печать всякие, даже косвенные порицания действий властей, существующего законодательства и даже отзывы на иностранные книги, запрещенные к ввозу в Россию. Запрещено было писать о представительных собраниях иностранных государств, о депутатах, о студенческих беспорядках, об университетах европейских государств. Цензоры были предупреждены о личной
ответственности за нарушение подобного рода предписаний. Более того, они были обязаны лично и секретно доставлять в III Отделение ■запрещенные произведения или статьи. Цензуру обуяло стремление во всем и везде видеть скрытый, тайный смысл, что заставило министра народного просвещения С. Уварова, автора «теории официальной народности», обратиться к царю с сомнениями по поводу правомерности таких действий. Вскоре, в октябре 1949 г., Уваров был отправлен в отставку, а новым министром народного просвещения был назначен П. А. Ширинский-Шихматов, деятельность которого современники оценили как «шах и мат» отечественной словесности. При нем в цензурном аппарате появилась новая должность — чиновник особых поручений. Эти чиновники специально назначались для контроля за периодическими изданиями, который приобрел тотальный характер. Особо пристально рассматривалась губернская пресса, где исключалась любая социальная информация. Например, даже статья «Об исконаемых Курской губернии», опубликованная в губернских ведомостях, вызвала подозрение цензуры.
В этот период вообще сокращается объем информационных материалов, особенно в провинции, где их удельный вес в объеме губернских ведомостей уменьшается в 3 раза но сравнению с предыдущим десятилетием. По требованию Комитета была исключена также всякая анонимность авторов, печатающихся в газетах и журналах.
С особым пристрастием цензорами прочитывались журналы и газеты демократического и либерального направления, в первую очередь — «Современник», «Отечественные записки», «Русский инвалид», «Московские ведомости». Так, в 1848 г. жандармский офицер прямо констатировал, что именно они являются разносчиками революционной заразы, поскольку читаются «не только дворянами, но и во всех лавках и лавочках, в торговых местах, в народных харчевнях, в конторе каждой государственной волости». Их пропаганда, как отмечал жандарм, так сильна, что «недостает только откровенного слова — вот, братья русские, как славно буянят в Париже, вот чего требуют тамошние метане — учитесь и вы». В доносе цитировались выдержки из № 42 газеты «Русский инвалид» за 1848 г.: «Миллион, остающийся от сумм, которые были ассигнованы на расходы Королевскому двору, Временное правительство отдало рабочим, которым принадлежит этот миллион». «В толпе заговорят, — писал жандарм, — а у нас сколько-то миллионов идет на царскую фамилию, если бы ее не было, сколько бы разошлось у нас миллионов по рукам…»
Эта записка дошла до им пера гора. Шеф III Отделения Орлов наложил резолюцию: «Государь император высочайше повелел соизво-
лить, дабы в наших газетах и журналах не было помещаемо никаких известий из иностранных газет о рабочих людях во Франции и других государствах, где происходят или могут происходить политические беспорядки».
Под подозрением цензоров оказались даже комплекты изданий прошлых лет, которые прочитывались па предмет обнаружения революционных идей. Опасность была гак велика, что в пропаганде идей социализма был заподозрен даже верноподданный журнал «Москвитянин». В 1847 г. там была опубликована статья «Слово Харьковского архиепископа Иннокентия». Цензор обнаружил в ней место, которое «по духу и даже форме своей может возбудить идеи коммунизма».
В этих условиях значительно меняется содержательная модель ведущих отечественных «толстых» журналов — «Современника» и «Отечественных записок». Как известно, благодаря Белинскому тон и характер этих изданий, их направление задавались годовыми обозрениями литературы. Эти ежегодные обозрения не только фиксировали этапы развития литературного процесса, но и выполняли функции политического, публицистического воздействия на читателей, поскольку выдвинутый критиком принцип «верности действительности» позволял, хотя бы в форме литературной критики, говорить о реальных проблемах российской жизни.
Внешне жанр публицистики, созданный великим критиком, продолжал свое существование, но изменившаяся политически обстановка и цензурный гнет заметно изменили и структуру, и содержание ведущего отдела. Исчезла концептуальность, та основная идея, которая всегда присутствовала в статьях Белинского. В первом номере журнала «Современник» за 1849 г. читатели увидели заметки о литературе прошлого года. Автором заметок был П. В. Анненков, соратник Белинского по «Отечественным запискам», свидетель создания «Письма к Гоголю». Конечно, это вызывало определенное доверие читателя. Однако до глубины обозрения Белинского Анненкову подняться не удалось. В «Заметках» он ограничивался перечнем более или менее заметных публикаций в «Отечественных записках» и в «Современнике». При этом П. В. Анненков в завуалированной форме заявлял о якобы необоснованных оценках некоторых «литературных образцов», т. е. произведений «натуральной школы», уделявших внимание изложению их неудач, «пересчету жильцов, начиная с дворника», описанию грубого быта. Высокой похвалы автора обозрения удостоился писатель А. В. Дружинин, чье творчество он приравнивал к творчеству Гоголя и Гончарова.
Январский номер «Современника» за 1850 г. также открывался
«Обозрением русской литературы за 1849 год». В отличие от обзоров Белинского, материал был жестко распределен по девяти рубрикам. Пять из них занимали материалы сугубо научные — по истории, филологии, естественным наукам, путешествиям (география), астрономии. Заключал обзор «Перечень беллетристических произведений 1849 г.», в котором высокой оценки удостоилась повесть А. Дружинина «Жюли». Взамен социальной критики, приверженцем которой был Белинский, выдвигается иная концепция — «эстетической» критики, ставшая основанием теории гак называемого чистого искусства.
В 1851 г. в четырех номерах «Современника» было напечатано последнее годовое обозрение. В нем давались краткие библиографические сведения о литературных, научных произведениях, а также о содержании губернских ведомостей. Заметно изменение оценок литературного процесса: теперь художественное произведение рассматривалось не с позиций «верности действительности», а исключительно с эстетических позиций. Произведения авторов «натуральной школы» названы «труженической рисовкой непризнанных художников», а само направление — «исевдореальной школой». Больше годовые обозрения литературы в «Современнике» не печатались.
Аналогичные изменения произошли и в «Отечественных записках», где В. Г. Белинского сменили В. Майков, А. Галахов, А. Григорьев. Здесь тоже наблюдался отход ОТ традиций Белинского. Так, А. Григорьев, автор обозрения «Русская литература в 1849 году», прямо заявлял: «Приступая к обзору литературы за истекший год, мы не намерены делать общих выводов». Ему вторил А. Галахов в обозрении «Русская литература в 1850 году»: «Отчет наш будет но преимуществу статистический, общие из него выводы предоставляем грядущим временам. Начнем с важнейшей науки — с боюсловия».
В период «мрачного семилетия», иод строжайшим цензурным контролем, перед редакторами отечественных газет и журналов встала задача — сохранить издания, уберечь их от репрессий. В это время отказывается ОТ поста редактора «Современника» А. В. Никитенко. С большим трудом редактором был утвержден П. П. Панаев. Фактическим руководителем журнала по-прежнему остается Н. А. Некрасов. Как редактор в эти тяжелые времена он делает все, чтобы журнал не был закрыт. В эти годы он пишет вместе с А. Я. Панаевой несколько романов, чтобы заполнить беллетристический отдел, делает все, чтобы удержать в журнале старых авторов «Отечественных записок» и «Современника» — А. И. Тургенева, В. П. Боткина, А. Григоровича, А. Дружинина.
Русская литература в этот период понесла значительные потери: в
ссылку были отправлены Ф. М. Достоевский и М. Е. Салтыков-Щедрин, умер В. Г. Белинский, уехал за границу А. И. Герцен, тяжело болел, а в 1852 г. умер Н. В. Гоголь.
Отдел «Словесность» в «Современнике» явно снизил свой идейно-художественный уровень. Место произведений с отчетливо выраженной социальной проблематикой занимают романы и повести занимательного, авантюрно-описательного характера. 11еча гается повесть Е. Тур «Ошибка», романы И. Панаева «Львы в провинции», трилогия о светских приключениях Тамарина М. Авдеева и др. Тем не менее в этот период на страницах «Современника» были напечатаны первые произведения Л. Н. Толстого — «Детство» (1852), «Набег» (1853) и «Отрочество» (1854), а также повести Тургенева «Муму», «Три встречи», рассказы из цикла «Записки охотника». В приложении к журналу появились «Сон Обломова» А. И. Гончарова, повести Д. В. Григоровича.
Цензурным репрессиям подвергались не только издания демократического направления. Выговоры цензуры обрушивались и на журнал «Москвитянин», особенно в связи с публикацией пьесы А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся». Она вызвала неудовольствие царя и была запрещена к постановке на сцене, а журнал оказался под подозрением. Взыскание последовало и за публикацию рассказа В. Даля «Ворожейка», и даже за некролог Гоголя, написанный Тургеневым, за что он был сослан в свое имение.
В 1852 г. иод полицейский надзор попали авторы славянофильского «Московского сборника», и его выпуск был прекращен. В эти же годы прекратили существование «Литературная газета», «Северное обозрение» и даже безобидный юмористический журнал «Ералаш».
В период «мрачного семилетия» со страниц периодических изданий исчезла полемика по принципиальным проблемам. Теперь со-держание полемических заметок наполнялось сведениями об опечатках, неточных датах и др.
Изменился характер литературной критики. Именно в этот период получает теоретическое обоснование концепция «чистого искусства», одним из идеологов которой был А. В. Дружинин, писавший, что в произведениях Гоголя и его последователей мало художественности, мало поэзии. В толстых журналах получил развитие фельетон, предметом которого являлся, как правило, пересказ различных казусов, опубликованных в прессе, легкий скепсис по отношению к литературным сюжетам, безобидное шутовство. Наиболее популярным в »i и годы был цикл «Письма иногороднего подписчика» А. Дружинина, который публиковался в «Современнике» и «Библиотеке для чте-
ния». В эти годы получила распространение практика, немыслимая для журналистики периода Белинского, когда авторы печатались сразу в нескольких изданиях. Ясно, что это происходило потому, что у журналистики было изъято такое качество, как строгость направления, собственная позиция. Теперь редакторы предпочитали заполнять издания такими материалами, которые трудно было заподозрить в вольномыслии. В связи с этим большой объем в журналах получил отдел «Науки», где печатались большие статьи, рассказывавшие, например, о способах дубления кожи, об изготовлении полотна, об усовершенствованиях сельскохозяйственных орудий, о животноводстве и т.д. Все это нередко сопровождалось схемами и чертежами. Конечно, для специализированных изданий это был хороший способ популяризации науки, но в энциклопедическом журнале, тип которого сложился в 40-е годы, это явно нарушало привычную для читателя структуру содержания.
Двойственному, а пророй и тройственному цензурному контролю подвергалась провинциальная журналистика, особенно губернские ведомости. В эти годы их содержание исчерпывалось, как правило, краеведческими материалами, сухой статистикой и скудной официальной информацией.
Конец «мрачного семилетия» наступил в 1855 г., когда умер Николай I и изменилась государственная политика в области печатного слова. Отечественная журналистика хотя и видоизменилась, но пережила тяжелые времена. Начиналась «эпоха великих реформ», время больших ожиданий и оживления журналистского процесса.