Выдержка из текста работы
географических открытий, становления индустрии туризма и гостеприимства, развития туризма на современном этапе и социально-личностном осмыслении мирового опыта с целью дальнейшего применения полученных знаний в сфере туристических услуг.
Задачи изучения дисциплины:
-раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия; -рассмотреть историю путешествий и туризма в связи с определенным типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий, дать характеристику «человека путешествующего» в разных культурах; -выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понять тенденции его развития и национальную специфику.
Методы исследования, применимые для дисциплины:
1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке; 2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.; 3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования; 4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.
Этапы в истории развития туризма:
Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:
• до начала XIX века — предыстория туризма;
• начало XIX века — начало XX века — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века — до начала Второй мировой войны — начало становления социального туризма;
• после второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.
Паломники, идущие в Рим на празднование 1300 года.
В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы.
На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.
В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.
Этап массового туризма
19 столетие характеризуется зарождением специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становлением массового туризма (до Второй мировой войны) и быстрым развитием индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).
Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта — появление парохода, паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.
Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале XIX века, во второй половине века — создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю.
В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.
После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался новый этап. С 50—60-х годов XX века началось активное развитие туристических фирм, массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х годов, наметился рост и выездного туризма. С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм.
Туризм – это путешествие физических лиц за пределы их места жительства, в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями целями, без занятия трудовой, предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль в посещаемой стране.
Турист – физическое лицо, выезжающее за пределы страны постоянного проживания,в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями целями, без занятия трудовой, предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль в посещаемой стране.
Путешествие – способ освоения окружающего мира; путешествие может принять форму военных походов, переселений народов, экспедиций, кочевых миграций.
Путешественник –лицо, совершающее поездку между двумя и более географическими пунктами.
Виды туризма:
Рекреационный туризм — с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма;
Деловой туризм — путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам.
Познавательный (экскурсионный) туризм — с целью изучения культуры, социальных и экономических отношений посещаемого региона: паломничество, этнический туризм.
Спортивный туризм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер)
Экстремальный туризм — один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском.
По ландшафтному и географическому признаку —горный туризм, спелеотуризм, индустриальный туризм, сельский туризм, лесной туризм.
По способу передвижения — пешеходный туризм; водный туризм: сплав по рекам; рафтинг; парусный туризм.
По организационной форме —плановый туризм — стандартизированный, предварительно организованный работниками туриндустрии комплекс туристких услуг; самодеятельный туризм.
По возрастно признаку —детский туризм, юношеский туризм, молодёжный туризм, взрослый туризм, семейный туризм, инвалидный туризм.