Выдержка из текста работы
Цель курса – обучить студентов основам философских знаний, сформировать у них представление об общей панораме, специфике и развитии философской мысли, основных разделах современной философской мысли, философских проблемах и методах их исследования. На занятиях по философии студенты должны не только освоить основные понятия философии, но и осмыслить их с учетом жизненного опыта, общей образованности, и будущей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их решения, овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
- Место дисциплины в структуре ООП
Философия является дисциплиной цикла ГСЭ; при ее изучении не предусматриваются специальные требования к исходным знаниям, умениям и компетенциям студентов.
Философия является предшествующей для специальных философских дисциплин, например, «история и философия науки», «этика». Кроме того, философия является базовой дисциплиной для освоения ряда общественных наук: «социологии», «политологии», «история религии».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения философии направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций. Студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем. Изучение философии позволит студенту расширить свои возможности коммуникации, сделает его более готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, аргументированно формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии, использовать положения и понятия философии для анализа различных социальных тенденций и явлений; владеть навыками чтения и изучения философских текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характер.
Содержание дисциплины
п.п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
1 |
Философия, ее предмет и место в культуре |
Предмет философии. Место философии в духовной культуре. Философия и мировоззрение. Особенности и структура философского знания. Функции философии. Основные направления и методы философии. |
2 |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии |
Возникновение философии. Особенности античной философии. Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения. Особенности философии нового времени. Особенности развития философии в России. Основные тенденции современной философии. |
3 |
Философская онтология |
Проблема бытия в истории философской мысли. Формы бытия. Учение о материи. Движение, пространство, время как свойства бытия. Принципы системности и детерминизма. Идея развития в философии. Философские основы современной научной картины мира. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природные и социальные основы сознания. Основные характеристики сознания: идеальность, креативность, интенциональность. Структура сознания. Сознание и самосознание. Язык и сознание |
4 |
Теория познания |
Познание как предмет философского анализа. Основные понятия теории познания: субъект, объект, знание, практика, творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Истина и ценность. |
5 |
Философия и методология науки |
Философия и наука.Особенности научного познания. Основные этапы развития науки. Уровни, формы и методы научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Основные философско-методологические концепции науки Научные революции и смена типов рациональности. |
6 |
Социальная философия |
Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Типы общества. Философские проблемы анализа развития общества. Основные концепции философии истории. Проблема общественного прогресса. Источники и субъекты исторического процесса. Проблема общественно-политического идеала. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современной цивилизации. |
7 |
Философская антропология |
Развитие взглядов на человека в европейской культуре. Современная философия о сущности и природе человека. Антропосоциогенез. Природное и социальное в человеке. Нравственные основы поведения человека. Проблема смысла жизни в философии. Смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Религиозные ценности и свобода совести. |
|
|
|
Образовательные технологии:
Студенты знакомятся с основными положениями курса на лекциях и при самостоятельном изучении тем курса в ходе подготовки к практическим занятиям, выполнения домашних заданий.
Для выработки навыков анализа философских текстов студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов. Результаты этой работы студенты сдают преподавателю в виде выполненной домашней работы. Материалы этой работы обсуждаются на практическом занятии, либо проверяются преподавателем и обсуждаются со студентом в индивидуальном порядке.
Навыки критического отношения к предъявляемой аргументации, понимания различных аспектов философской проблематики вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов, так и с помощью письменной контрольной работы.
Для развития коммуникативных способностей студентов организуются занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения на обсуждаемую проблему.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата, который должна показать характер и уровень усвоения одной из тем курса.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, иметь навыки чтения и изучения философских текстов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия -М. Проспект, 2009
- Губин В.Д. Философия: Учебник для вузов. -М: ТК Велби, Из-во Проспект 2010
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов- М: Логос 2009
- Мир философии: Книга для чтения. Ч.1 и 2. М.: Политиздат, 1991.
- Философия: Учеб. Пособие, Под ред Кохановского В.П. -Ростов-на-Дону:Феникс 2009.
- Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрист, 2009.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова –М: Республика, 2001.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
- Антология мировой философии. В 4 т М.: Мысль, 1969 — 1970.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: высшая школа, 2009
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001
- Гуревич П.С. Философская антропология.: Учебное пособие. –М.: Вестник, 2009
- Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Западная философия ХХ века. М.: Учебник для вузов / В.В.Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др. Под ред А.Ф. Зотова. -М.: Высшая школа 2005
- Ивин А.А. Современная философия науки. М: Высшая школа 2005
- История философии. Запад — Россия — Восток . Кн. 1 — 3. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина,1995 — 1998.
- Карпинская Р.С., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1996.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Наука 2001.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2006.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.: Прогресс, 2003.
- Основы философии. Выпуск 1. МГОУ. 1995.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 2006.
- Рассел Б. История западной философии. М.: Аспект Пресс, 2008.
- .Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /В 4-х т. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 -1997.
- Римский клуб. Декларация. \\ Вопросы философии. 1995, № 3.
- Русская философия. Словарь. М.:Мысль, 1995.
- Современная западная философия. Словарь. М.: 1998.
- Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1995.
- Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция , 2003
- Это человек.: Антология/Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. –М.: Высшая школа, 1995.
Интернет-ресурсы
1.Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
3.www.philosophy.ru (раздел «Библиотека»)
4.www.philos.msu.ru
5.www.philosophy.edu.ru
6.Сайт «Гуманитарные дисциплины в вузе :
www. https://sites.google.com/site/ophiloska/
Разработчики программы Катаева О.В.
Куренков И.С.
Чистякова Э.И.
Лощилина М.А.
Короткий Г.А.
Головин Я.Б.
Методические рекомендации для преподавателя