Выдержка из текста работы
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Так как общество – это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей, то информационная сфера его жизни, включающая в себя информацию, инфраструктуру и самих субъектов взаимодействия, становится по-настоящему системообразующей, ключевой во многих процессах. Отвечая за связь между отдельными частями, за доступность культурных ценностей прошлого, за саму способность общества к поддержанию собственной целостности, она оказывает огромное влияние на социальную, экономическую и политическую составляющие. В ходе постоянного технического прогресса это влияние будет только неуклонно возрастать.
Однако такая важная роль информационной сферы неизбежно делает её проблемы — проблемами системными, задевающими многие сферы жизни общества. Быстрое же развитие, резкое обновление материальной базы почти неизбежно означает наличие философских и правовых проблем, просчётов в структуре глобальных информационных систем, непредсказуемости даже ближайшего будущего. Разрешение этих задач, обеспечение устойчивого развития информационной сферы является необходимым условием быстрого и надёжного развития общества.
Достаточно короткая история и большие темпы развития цифровых систем обработки и передачи информации делают информатизацию — то есть процесс построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры — главным фактором, определяющим развитие информационной сферы в данный момент. Остро стоит проблема адаптации существующих систем во всех сферах жизни общества к открывающимся возможностям. Эта адаптация требует решения ряда философских, правовых, организационных и технических вопросов. Что касается общего направления развития общества, то оно, как и всегда, видится весьма зыбко, хотя и в целом позитивно. Околофилософскому рассмотрению вопросов информатизации и построения информационного общества посвящены работы Ю.Хаяши, И.Масуды, Д.Белла, М.Кастельса. Авторы предсказывают уменьшение правительственного аппарата, ослабление социальных структур с усилением общемировых связей, размытие границы между информацией из внешних систем и человеческими мыслями, а, следовательно, между человеком и машиной. «растущая интеграция между мыслями и машинами ликвидирует разрыв между человеческими существами и машинами».
Сложно сказать, насколько данные прогнозы сбудутся. Однако некоторые изменения происходят, хотя и с различной скоростью, но везде. Неравномерность развития информационной сферы в мире создаёт определённые опасения у «отстающих»: ослабление социальной структуры и государственного контроля с вовлечением в процессы, ядро которых находится на другом конце света вызывает подозрения, приводящие к попыткам затормозить изменения. Нельзя сказать, чтобы эти опасения были необосновыны: фора в освоении информационных технологий действительно даёт большие возможности развитым странам. Однако торможение развития не даёт гарантий безопасности: оно может привести и к большему отставанию.
Можно заметить и проблемы неравномерности развития информационной сферы внутри страны: увеличение связи между развитыми регионами разных стран, происходящее благодаря расширению информационного взаимодействия, и увеличивающийся разрыв с информационно неразвитыми регионами даже внутри одной страны. Первый эффект вызывает опасения у противников глобализации, как способных угрожать культурному разнообразию и национальным интересам слаборазвитых стран, играя на руку таким мировым лидерам в области информатизации, как США, Япония и европейские страны. Второй эффект существенно тормозит развитие информатизацию государственных служб: вводя новые, информационные технологии, приходится всё равно поддерживать старые, отказаться от которых нельзя из-за низкого уровня развития отдельных регионов. В свою очередь затормозить общее развитие также невозможно, так как оно необходимо передовым регионам. Это приводит к своеобразному культурному расслоению: получается, что жители одной страны живут как бы в двух разных мирах. Не случайно социологические опросы и практические политические акции в развивающихся странах показывают существенное, иногда вплоть до противостояния, отличия между столицами и окраинами. Для того, чтобы оценить степень различия информационной сферы разных регионов России, можно обратиться к данным о величине ИТ-бюджетов госсектора. Так, на 2016 год бюджет для Москвы составил 14602357 тысяч рублей, или 1097 тысяч на тысячу населения, а бюджет для Забайкальского края — 6710 тысяч рублей, или всего шесть тысяч рублей на тысячу населения. Разница более чем182 раза!
В такой ситуации, когда условия внутри страны зачастую отличаются более, чем между разными странами, закономерным является увеличение межнационального взаимодействия, в особенности взаимодействия между вне государственными, коммерческими организациями, корпорациями с целью выработки общих стандартов и обеспечения мировой безопасности. От эффективности этого взаимодействия во многом зависит и безопасность развития информационных систем, так как именно создатели современного информационного продукта наиболее полно представляют себе его возможности и недостатки; государственный же контроль зачастую запаздывает. Так, в российском законодательстве всего девять законов посвящены информационной сфере — весьма немного для такой большой сферы. Несомненно, что дальнейшее развитие потребует детальной юридической проработки.
Помимо гуманитарных вопросов, существуют и вопросы, затрагивающие технически-организационные основы развивающейся информационной сферы. В первую очередь это касается Интрернета и свойств информации, передаваемой в нём. Как система связи, Интернет переживает бурный рост, как количественный, так и качественный. Количество пользователей стабильно увеличивается за счёт развивающихся стран (в странах развитых этот потенциал почти исчерпан: так, в США подключен 81% населения, в Японии — 80%, в Норвегии — 93%), а в развитых регионах идёт освоение новых путей использования: мобильного интернета, беспроводных счётчиков, навигаторов, контролёров и интегрированного в сеть промышленного оборудования. Однако по-прежнему существуют глобальные вопросы, требующие разрешения для дальнейшего развития информационной сферы. Интернет всё ещё не совершенен. В первую очередь это касается обработки пересылаемой информации и её восприятия человеком.
Одним из важнейших качеств данных является их доступность. Во многом благодаря большим достижениям в обеспечении доступности данных наш век можно назвать веком информации. Однако по мере развития информационной сферы доступности становится недостаточно. Зачастую информация, когда-либо выложенная в сеть, становится недоступной. Так, половина URL-адресов, на которые ссылается Верховный Суд США, в данный момент недоступны — а ведь это наверняка были юридически важные данные. Образовательные порталы, такие как http://www.edu.ru/ и Википедия, имеют около четверти нерабочих ссылок. Сайты известных фирм, таких, как Майкрософт, становятся частично недоступны из-за того, что статьи были обновлены или просто перемещены, а ссылки, в том числе и выдаваемые поисковиками — остались прежними. Теряется связь между источником информации, зачастую достоверном и подробным, и теми следами, которые он оставляет в сети, и таким образом, создаётся почва для подлога, искажения информации и даже забвения источника, скрытого многочисленными неверными копиями.
Начиная с 1994 года, предлагались многочисленные способы решения этой проблемы. Технология PURL предполагает создание ссылок не на материал, а на сервер, имеющий таблицу ссылок на этот материал. Таким образом, в случае перемещения информации будет достаточно поправить ссылку в одном-единственном месте, а не во всех документах, когда-либо ссылавшихся на эту информацию. Другая технология, URN, предполагает указание неизменного имени ресурса, а не его конкретного местоположения. Своеобразным аналогом такого адреса можно было бы назвать поисковый запрос, выдающий ссылки на ресурс вне зависимости от того, где конкретно он находился ранее и где — сейчас. Рост мощности поисковых систем делает небеспереспективной идею прилагать к каждой копии документа в сети индексируемую ссылку на его предыдущее местоположение, чтобы было возможно правильно находить изменившие положение документы. Однако ни один из этих или множества других методов так и не был реализован. В настоящее время количество битых ссылок растёт с каждым годом, внося приводя к потере, искажению информации, дополнительным затратам времени и неурядицам.
Другой стороной проблемы потери и искажения информации с современных системах передачи информации является избыток вредных, ложных данных, обладающих, тем не менее, неплохими показателями цитируемости. Сама массовость и доступность интернет-технологий подразумевает не только большой объём, но и низкое качество большей части информации: если писать могут все, то большая часть написанного неизбежно малоценна. Копирование без указания авторства, «кража контента», а так же потеря ссылок на источники информации создают дополнительные сложности в поиске высококачественной информации и определении настоящей цены тем или иным сведениям. Однако у этой проблемы есть стороны, доступные для улучшения. Качество поисковой выборки может быть улучшено с помощью совершенствования поисковых средств, направленных как на улучшение анализа информации, так и на целенаправленную борьбу с недобросовестными создателями сайтов, использующими несовершенство подобных систем в корыстных целях благодаря «сео-правильным» или автоматически генерируемым текстам, а так же с целенаправленными компаниями по искажению информации путём машинной генерации больших объёмов сообщений на популярных платформах в виде сообщений, якобы оставленных пользователями. Большую роль в поддержании уровня информации играют специальные организации — известные агентства, дорожащие своей репутацией, правительственные организации, системы расчёта рейтинга цитирования. Как положительный момент можно отметить создание First Draft Coalition, объединившего медиа-гигантов для борьбы с поддельными новостями, и другие подобные проекты.
Тут же можно упомянуть почти этико-философские вопросы, связанные с изменением поисковыми системами выдачи в зависимости от истории поиска, а так же с неоднородностью гипертекста. Гипертекст позволяет просто найти информацию, близкую к уже известной, а поисковые системы стараются выдать наиболее интересный пользователю запрос. Это удобно и иногда облегчает работу, однако может привести к искажению представлений о реальном мире. Переходя по ссылкам, пользователь чаще всего попадает на ресурсы с близкой позицией. Если же и поиск будет выводить в первую очередь результаты, похожие на уже посещённые пользователем страницы, то это закроет путь для новой, неизвестной информации. Из средства связи, обеспечивающего доступ к новым знаниям, сеть может превратиться в зеркало, из всего множества публикаций дающее доступ лишь к тем, которые человеку уже близки. Сейчас ведущие поисковые системы начинают широко использовать манипуляции с поисковой выборкой в целях противодействия распространению запрещённой информации, однако «умный поиск», вкупе со структурой гипертекста и особенностью человека находить в первую очередь доказательства к своим уже сформировавшимся представлениям, может привести к непредумышленному созданию подобных барьеров в самых неожиданных местах.
Продолжая эту тему, можно отметить ряд проблем, возникающих при столкновении человека, как продукта естественной эволюции, с новой информационной средой. Скорость информационного обмена, вместимость информационных хранилищ, быстродействие вычислительной техники постоянно возрастают, но человеческие возможности остаются неизменными. Зачастую человеку не удаётся использовать эффективно все предоставленные ему информационными системами возможности. Ещё в 1950-ых годах социологические исследования показали, что обильная информация о брендах ухудшает способность к принятию решений у домохозяек; сейчас считается общеизвестным, что информационная перегрузка приводит к стрессу, увеличению времени принятия решений и ухудшению их качества, нервному истощению. При этом природное человеческое любопытство в соединении с доступностью информации зачастую усугубляет ситуацию, приводя к потерям времени и сил под видом плодотворной работы. Так, электронная почта, являясь эффективным и дешёвым средством передачи сообщений, была описана New York Times как причина потери 650 миллионов долларов в экономике: по данным MSNBC за 2010 год было отправлено около 294 миллиардов сообщений, и около 20 минут требуется работнику, чтобы, проверив почту, вернуться к своим обязанностям; возможность поиска информации в сети позмоляет принимать более взвешенные решения, но около одной пятой менеджеров считают, что подобная работа зачастую совершенно излишня. Другая причина уменьшения эффективности работы, вызванного информационными технологиями — многофункциональность, возможность доступа к разным делам одновременно. Современная техника легко поддерживает выполнения множества задач — но человек не всегда может похвастаться такими способностями. В результате пользователь тратит много сил не на решение проблем, а на переключение между задачами, что приводит к потере продуктивности мышления. Со стороны это выглядит как отупение, неспособность произвести простые умозаключения, поверхностность. Когда человек ощущает в себе подобные явления и не понимает их причины, он пытается не сократить количество задач, а ускорить процесс переключения между ними — в конце концов это приводит к переутомлению.
Все эти проблемы связаны не с техническими средствами, а с ограниченностью человеческих ресурсов, которые, к сожалению, нельзя увеличить так же просто, как машинные. Однако не всё так плохо. Многие учёные, такие как Эдвард Тафти, считают, что проблема избытка информации связана не только с большим количеством данных, но с их неподготовленностью для употребления, с неспособностью человека использовать «сырую» информацию в мыслительных операциях и необходимостью прилагать усилия при каждом получении новой информации. Если бы было возможно приводить сведения в простой для восприятия данным человеком вид, можно было бы увеличить объём эффективно используемых данных. Кроме того, вовсе не обязательно нагружать пользователя сверх меры: наверняка самый простой и очевидный способ борьбы с информационной перегрузкой — снижение количества необходимой информации. Организационные меры уже сейчас позволяют добиться существенных успехов в этой сфере; возможно, по мере развития информационной сферы также удастся создать более эргономичные, рассчитанные на взаимодействие с людьми средства. Это — проблема, требующая решения в ближайшем будущем.
Как бы то ни было, информационная сфера развивается. Ни вышеописанные проблемы, ни экономический кризис не вызывают снижения темпов роста сохранённой информации, вычислительных мощностей, количества участвующих в информационных процессах устройств. Несмотря на большую роль информационной сферы в настоящем, потенциал роста её значения в будущем ещё не исчерпан, и то, как будет выглядеть завтрашний день, во многом зависит от того, какие варианты решения проблем в развитии информационной сферы будут реализованы и какие новые направления будут открыты.
Список использованных материалов:
- https://www.studsell.com/view/130979/
- https://habrahabr.ru/company/intel/blog/101957/
- https://habrahabr.ru/post/102527/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/PURL
- https://ru.wikipedia.org/wiki/URN
- http://bmcbioinformatics.biomedcentral.com/articles/10.1186/1471-2105-14-S14-S5
- http://news.liga.net/news/world/12664591facebook_i_twitter_prisoedinyatsya_k_borbe_s_lozhnoy_informatsiey.htm
- http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_перегрузка
- http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=639
- http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Обзор:_Информатизация_госсектора_2016
- http://compress.ru/article.aspx?id=18637
- http://b2blogger.com/pressroom/30710.html
- http://citforum.ru/news/35228/