Содержание
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА.
СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ ИНФОРМАЦИИ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ
ОРГАН, ГАРАНТИРУЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНУЮ ЗАЩИТУ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ, —
ЕВОРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В СТРАСБУРГЕ
Выдержка из текста
Тема 3
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА.
СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Основными объектами правового регулирования в информационной сфере являются информационные ресурсы в виде массивов документов, производные информационные продукты, формируемые на основе основных информационных ресурсов в соответствии с реальными или прогнозируемыми запросами пользователей.
Определяя предмет правовых отношений, стоит отметить, что объект — более конкретное понятие в отрасли права, нежели предмет. «Следует отметить, что и в практике применения права, и в самом нормотворчестве, равно как и в теории, часто происходит подмена понятий «предмет» и «объект» регулирования. Это нарушает точность понимания того, о чем идет речь в конкретных обстоятельствах». Например, гражданин обращается в судебный архив за получением конкретного документа. Архив, соответственно, выдает необходимый документ или его копию. Что в данной ситуации будет предметной областью информационного права, а что объектом информационных правоотношений? В данном случае мы выделяем:
1. Объект правоотношений — конкретный документ;
2. Предмет правового регулирования — информационные отношения, возникающие между гражданином и архивом, данные отношения урегулированы законами и подзаконными актами.
Таким образом, информацию можно определить как объект, по поводу которого возникают общественные отношения, урегулированные правом. А общественные отношения, возникающие в ходе информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации являются информационными отношениями, которые, в свою очередь, составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.
«Предмет регулирования является определяющим критерием отграничения одной отрасли права от другой. Но предмет не был и не становится единственным основанием обособления той ли иной отрасли права. Юридическая наука давно уже отметила необходимость использования дополнительных критериев, среди которых, бесспорно, выделяется метод правового регулирования, осуществляемого государством»18.
Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — как осуществляется это регулирование. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений власти и подчинения. Он характерен, например, для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений. В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношений возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др. Метод определяется тем, на базе каких юридически значимых актов возникают правоотношения. В административном праве, например, они возникают на основе актов применения права, т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве — на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами… Метод правового регулирования конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод. Определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли права19. Информационное право по методам правового регулирования является отраслью комплексной, так как сочетает в себе различные методы регулирования. Специфика методов информационного права заключается в сочетании конституционного регулирования, административных способов обеспечения информационной деятельности и гражданско-правовых.
Список использованной литературы
1. В.А. Туманов. Европейский суд по правам человека. Издательство НОРМА, Москва, 2001.
2. О. Чернышова. Жалобы против России в Европейском суде по правам человека. Журнал «Российская юстиция», № 4, апрель, с. 14-19.
3. А.А. Глашев. Европейский суд по правам человека: порядок подачи и рассмотрения жалоб.