Выдержка из текста работы
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Как всякая наука, педагогика имеет свой предмет: закономерности, теории, технологии, педагогического процесса, т.е. исследование сущности процессов развития и формирования личности и определение теории и методики воспитания как специально организованного процесса.
Объект педагогики — процессы развития воспитания и становления человека.
Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.
Функции педагогической науки, прежде всего, это:
— теоретическая функция, реализующаяся на описательном, объяснительном уровне, на диагностическом уровне, на прогностическом уровне
— технологическая функция реализуется на 3 уровня: проективном, преобразовательном, рефлексивном
Задачи педагогики:
Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Закономерности — связи между условиями и результатами. Объективность, всеобщность, постоянство, повторяемость — характеристики закономерности. Закономерности в педагогике носят статистический характер и, в основном, словесные — качественные (например, у Ушинского: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее», из количественных, пример закон Эббингауза).
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить общее (например, практики учителя математики, братья Эрдниевы разработали систему укрупненных дидактических единиц подходящую для всех дисциплин в школе, вузе, и т.д.). Созданы первые компьютерные банки передового педагогического опыта, например на кафедре педагогики Московского педагогического университета. Появилось понятие педагогическая инноватика.
Практика педагогики.
Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.
Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.
Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам. Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния?
Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек—человек». Виды педагогической деятельности, которые практикуются сегодня подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи:
1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения воспитательной работы в школе);
3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
4) научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Проведем их сравнительный анализ согласно структурным компонентам педагогической деятельности. Такими компонентами являются цель, средства ее достижения, результат, а также ее объект и субъекты.
По объектам и субъектам деятельности:
1) субъектом является учитель или воспитатель, объектом — ученик, воспитанник, группа или учебный коллектив;
2) субъектом является педагог-методист, объектом — педагоги-практики;
3) субъектом является администрация образовательного учреждения, объектом — учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив педагогов-практиков и ученический коллектив;
4) субъектом выступает ученый-педагог, объектом — вся сфера педагогической деятельности в целом (вся педагогическая теория и практика).
По целям:
1) передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему;
2) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности;
3) управление работой педагогов-практиков;
4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствования 1,2,3.
По средствам достижения цели:
1) методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства;
2) научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом;
3) методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, родителями, учениками;
4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование способов их деятельности.
По результатам:
1) обученный, воспитанный и образованный человек;
2) педагог с развитым научным мышлением, специалист в сфере теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов обучения, воспитания и развития человека. Профессионал, способный учитывать и совмещать теорию с приемами и современными технологиями практической работы. Иначе говоря, компетентный и творческий педагог-практик, включенный в инновационный процесс;
3) развитый и творчески работающий педагогический коллектив, добивающийся серьезных результатов в практической работе, постоянно повышающий рост своих знаний и обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе;
4) новое педагогическое знание — в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.
На самом деле педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения.